«Создание условий для становления основ патриотического воспитания с детьми дошкольного возраста»
«Создание условий для становления основ патриотического воспитания с детьми дошкольного возраста»
В дошкольном учреждении работа с детьми по формированию основ патриотического воспитания начинается с раннего детства, и представляет собой целенаправленную, систематическую деятельность по созданию духовно-нравственного начала, патриотического сознания, чувства любви к Родине. Первые уроки патриотизма ребенок получает в семье. Родители передают ему свое восприятие жизни: свою любовь к природе, к народной песне, к людям, которые делают жизнь лучше и интереснее.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Создание условий для становления основ патриотического воспитания с детьми дошкольного возраста»»
«Создание условий для становления основ патриотического воспитания с детьми дошкольного возраста»
В дошкольном учреждении работа с детьми по формированию основ патриотического воспитания начинается с раннего детства, и представляет собой целенаправленную, систематическую деятельность по созданию духовно-нравственного начала, патриотического сознания, чувства любви к Родине. Первые уроки патриотизма ребенок получает в семье. Родители передают ему свое восприятие жизни: свою любовь к природе, к народной песне, к людям, которые делают жизнь лучше и интереснее.
Главная задача педагогов и родителей – пробудить у ребенка любовь к Родине, с раннего возраста формировать черты характера, которые воспитают в нем человека и гражданина общества.
Раннее детство – это самый благоприятный период для развития, воспитания и формирования в целом. Психика у детей данного возраста очень пластична. Но, к сожалению, часто в молодых семьях наблюдается взаимное непонимание детей и родителей, разрыв эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На задний план отходят такие качества, как доброта, милосердие, стремление к духовности. А дети – ценный ресурс страны, залог будущего развития, в каждой семье растет будущий гражданин. Но в молодых семьях вопросы патриотического воспитания не являются важными, многие считают, что эти чувства появятся сами по себе в старшем дошкольном возрасте, многие надеются на детский сад и школу.
Большое значение, в патриотическом воспитании, имеет активная разнообразная деятельность дошкольников, так как быть патриотом – это не только знать и любить свою страну, но и активно работать на её благо. Для этого используем различные формы работы: целевые прогулки, экскурсии; беседы; рассказ воспитателя, игры; чтение художественной литературы; праздники, развлечения; непосредственно-образовательная деятельность, рассматривание семейных фотографий, иллюстраций по теме.
В своей работе мы используем разнообразные формы работы:
- словесные (беседы, чтение художественной литературы);
- наглядные ();
- практические (продуктивная деятельность, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры).
Одной из задач патриотического воспитания детей раннего возраста является уважение к людям разных профессий. В первую очередь дети знакомятся с трудом помощника воспитателя, с которым сталкиваются каждый день. Воспитатели организовывают экскурсии на кухню, где дети знакомятся с поваром, видят, где для них готовят еду, как там все устроено. Знакомятся с кабинетом медсестры, рассматривают необходимые предметы для их работы. За трудом дворника дети наблюдают во время прогулки. Главная задача – вызвать чувство уважения к людям труда, желание оказать им помощь.
В группе создан «Семейный альбом», родители приносят фотографии. беседуя и рассматривая с детьми фотоальбом, мы тем самым воспитываем у них чувства любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, бабушкам и дедушкам, способствуем развитию интереса к истории своей семьи. (СЛАЙД 2).
Развивающая предметно-пространственная среда в группе раннего возраста играет важную роль в формировании основ патриотического воспитания ребёнка.
В театрализованном уголке представлены различные виды театров (пальчиковый, плоскостной, бумажный), маски, ширма. Героями являются игрушки, куклы бибабо, картинки, где их использую для достижения наибольшего эффекта воздействия театра на чувства и эмоции детей. (СЛАЙД 3)
В книжном уголке у нас помещены художественные произведения, отдельные картинки, альбомы для рассматривания, персонажи и декорации для фланелеграфа. Планируя свою работу в книжном уголке, я предусматриваю чтение, рассматривание книг; беседы о том, как нужно обращаться с книгой. (СЛАЙД 4)
Работая с детьми раннего возраста, большое внимание уделяю работе над понятием «семья», провожу этические беседы о семье, о близких родственниках. Провела беседы «Моя семья», «Кто Я?». Беседую с детьми о маме, обращаю их внимание на то, что мама заботится обо всех членах семьи. Стараюсь вызвать в детях не только восхищение мамой, но и потребность в оказании ей посильной помощи. Расспрашиваю детей о других членах семьи - папе, бабушке, дедушке, братишках и сестренках. (СЛАЙД 5)
Рассказываем детям о труде людей, работающих в детском саду. Читаем соответствующую литературу и рассматриваем тематические иллюстрации. (СЛАЙД 6)
Полученные новые знания дети используют и закрепляют в сюжетно-ролевых играх: «Детский сад», «Мы песенку поем», «Кто ухаживает за нами в детском саду», «Мы - поварята» и т. д. . (СЛАЙД 7)
Сказки рассказывают ребятам о добре и зле, воспитывают трудолюбие, уважение к окружающим, честность, справедливость. Народные песенки, потешки, сказки представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать как средство начального патриотического воспитания детей раннего возраста.
Детей раннего дошкольного возраста знакомлю с русскими народные сказки «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Три медведя», потешками, закличками, например, «Из-за леса, из-за гор...»; «Бежала лесочком лиса с кузовочком...»; «Огуречик, огуречик...»; «Солнышко, ведрышко...». Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Рассматриваем с детьми иллюстрации к произведениям детской литературы. Знакомим с народными игрушками: дымковской, богородской, матрешкой, ванькой-встанькой и другими, соответствующими возрасту детей.
При чтении сказки С.Маршака «Сказка о глупом мышонке» учит детей послушанию, уважению к родителям. В. Бианки. «Лис и мышонок» способствует воспитанию у детей добрых чувств, любви и сочувствия к природе и ее обитателям.
Играя в сказку «Репка», помимо выполнения ролевых действий, ребята получали знания о том, как надо помогать друг другу; при обыгрывании сказки «Теремок» дети учились тому, как нужно дружить. При разыгрывании сказки «Колобок» ребята закрепляли правила поведения с незнакомыми людьми, учились быть послушными и дисциплинированными. (СЛАЙД 8, 9, 10, 11)
Вместе с детьми играем в дидактические игры: «Чей малыш?», «Назови ласково», «У кого какая мама», «Ласковые слова для мамы», «Чей малыш», в пальчиковые игры: «Семья», «Сорока Белобока», «Этот пальчик бабушка». (СЛАЙД 12, 13)
С большим удовольствием дети играют в подвижные игры: «У медведя во бору», «Зайка беленький сидит», «Карусель», которые учат детей не только соблюдать правила, но и развивают такие качества, как решительность, дисциплинированность, формирование волевых качеств личности, желание помочь другому.
Одним из главных условий патриотического воспитания детей является приобщение их к трудовой деятельности. Важную роль в воспитании дружеских взаимоотношений играет труд в группе, на прогулке. Я привлекала детей к выполнению индивидуальных, совместных поручений.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, его территорией. Провела экскурсию по территории детского сада с целью ознакомления детей с природой, с участками. В ходе экскурсии напомнила правила бережного отношения к природе, птицам, животным.
Так же приобщение ребенка к патриотическому воспитанию в рамках детского сада является организация и проведение праздников. В нашем детском саду проводятся фольклорные праздники, с использованием народных и подвижных игр, на которых мы знакомим с традициями народа.
При посещении музея детского сада «Русская изба», детей приобщаем к историческим ценностям и культурному наследию своей страны. При посещении музея «Русская изба» педагоги знакомят детей с жизнью и бытом нашего народа, с предметами старины. Делаем акцент на то, что все предметы придумал и сделал русский народ и жил так раньше.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Родители принимают активное участие в жизни группы. Родителей привлекают к активному участию в жизни группы, сюда относятся и совместное изготовление тематических поделок для конкурсов детского сада, участие в праздниках и конкурсах, изготовление тренажеров для развития мелкой моторики и сенсорики. Мы организовывали выставки с участием родителей: «Краски Осени» (поделки из листьев, цветов и ягод); с помощью родителей был оформлен «Семейный альбом группы».
Родители делятся семейными традициями. Традиции в каждой семье разные, например, поездка за город, чтение сказок, дни рождения и т.д.
Ни в коем случае не стоит забывать о самом важном средстве любого воспитания – собственный пример поведения. Не следует при ребёнке комментировать новости или ругать правительство, критиковать страну в целом. Дети впитывают всю информацию как губки, не фильтруя её. Поэтому, когда даёте какой-нибудь комментарий, обязательно необходимо задумываться над собственными словами. Кроме того, личным примером нужно показывать образец бережливости, заботы, уважения к старшим и т.д. Не стоит забывать, что всё поведение, которое заложено в вашем ребёнке – это скопированный ваш шаблон.
Патриотические чувства не возникают спонтанно. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного процесса, начинающегося
с раннего детства. Воспитывая, будущее поколение мы должны помнить, что
обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель – создатель нашего государства, и от того как мы будем решать эти задачи завит будущее