Современные подходы к организации сотрудничества и взаимодействия семьи и группы кратковременного пребывания дошкольников на базе ОУ.
Современные подходы к организации сотрудничества и взаимодействия семьи и группы кратковременного пребывания дошкольников на базе ОУ.
Как известно любой ребенок зависим от своей семьи, ведь именно семья обеспечивает полноценное развитие ребенка, семья несет ответственность, как за физическое, так и за психическое здоровье ребенка.
Каким станет ребенок в будущем, в первую очередь зависит от воспитания, которое он получит. Главными воспитателями являются родители, а воспитатели детских садов, учителя и другие специалисты это только помощники семьи.
В течении многих лет педагоги старались не впускать родителей в педагогический процесс, считая родителей педагогически не компетентными, родители допускались в процесс обучения только на утренники или собрания, многие педагоги считали что этого достаточно. В результате таких заблуждений сложились примитивные способы и формы работы с семьей, где главенствующую роль занимал в первую очередь педагог, у родителей такие формы общения не вызывали ничего кроме отчуждения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Современные подходы к организации сотрудничества и взаимодействия семьи и группы кратковременного пребывания дошкольников на базе ОУ. »
СОВРЕМЕНЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА БАЗЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 65г. Томска
Н.В. Иванова
Как известно любой ребенок зависим от своей семьи, ведь именно семья обеспечивает полноценное развитие ребенка, семья несет ответственность, как за физическое, так и за психическое здоровье ребенка.
Каким станет ребенок в будущем, в первую очередь зависит от воспитания, которое он получит. Главными воспитателями являются родители, а воспитатели детских садов, учителя и другие специалисты это только помощники семьи.
В течении многих лет педагоги старались не впускать родителей в педагогический процесс, считая родителей педагогически не компетентными, родители допускались в процесс обучения только на утренники или собрания, многие педагоги считали что этого достаточно. В результате таких заблуждений сложились примитивные способы и формы работы с семьей, где главенствующую роль занимал в первую очередь педагог, у родителей такие формы общения не вызывали ничего кроме отчуждения.
Современные аспекты дошкольной педагогики требуют совершенно иных отношений семьи и детского сада. Новизна этих отношений определяется такими понятиями как «сотрудничество»-общение на равных, и «взаимодействие»- которое представляется в совместной деятельности и общении. Главное в контексте « семья-школа»- личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития. Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Так из чего складывается открытость дошкольного учреждения, включающая "открытость внутрь" и "открытость наружу".Придать школьному учреждению "открытость внутрь" значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себяв какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т.д. "Открытость образовательного учреждения наружу" означает, чтошкола открыта влияниям микросоциума, своего района, готова сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами.
На базе МАОУ СОШ № 65г Томска в группе кратковременного пребывания дошкольников было проведено анкетирование родителей с целью выявления наиболее приемлемых форм сотрудничества. Родителям было предложено ответить на вопрос, каким формам взаимодействия школы с семьей вы отдаете предпочтение. Предложены следующие варианты:
- посещение на дому- 4%
-совместные мероприятия (занятия, игры, соревнования, театральная деятельность)- 55%
-общие родительские собрания с участием заведующего.-10%
- индивидуальные беседы с учителем и специалистами.-75 %
- не нуждаюсь в сотрудничестве.-10%
По полученным результатам сделали вывод, что наиболее приемлемыми формами работы с семьей являются индивидуальные беседы, и проведение совместных мероприятий, насторожило, что 10% родителей не хотят идти на контакт. Тогда мы решили изменить форму работы с родителями, разработали план в котором учли все пожелания родителей, в план вошли совместные мероприятия (занятия по изо деятельности, развитию речи, ФЭМП, развлечения, мастер классы, субботники, театральные представления), консультации на предложенные родителями темы («особенности психического развития детей дошкольного возраста», «агрессивные детки», «из чего складывается трудолюбие», и многие другие). В конце учебного года мы вновь предложили родителям ответить на те же вопросы, и получили следующие результаты:
-посещение на дому- 4%
-совместные мероприятия (занятия, игры, соревнования, театральная деятельность)- 85%
-общие родительские собрания с участием заведующего-5%
- индивидуальные беседы с воспитателем и специалистами-75 %
- не нуждаюсь в сотрудничестве- 1%
- посещение уроков и участие в жизни группы 85%
В течении года в группе кратковременного пребывания дошкольников успешно сотрудничают родители-учителя-дети, у детей улучшились диагностические показатели по всем разделам программы, родители стали более открыты, сообща разбираются во всех проблемах связанных с детьми, и жизнью группы.Взаимодействие педагогов, родителей, детей дошкольного возраста осуществляется через:
- приобщение родителей к педагогическому процессу;
-расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;
- пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;
- создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
- информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;
- разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
- объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;
- проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
- уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения. Все это в конечном итоге работает на благо детей, и потомуотношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничествеи взаимодействиипри условии открытости детского сада внутрь инаружу .
Литература:
1 Григорьева Н., Козлова Л. Как мы работаем с родителями // Дошкольное воспитание. 1998. N 9. С. 23 - 31.
2 Далинина Т.Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. N 1. - С. 41 - 49.
3 Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. - М.: Линка-Пресс. - 2001. - С. 25 - 26.
4 Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. Сред. И высш. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр , 1999. - 232 с.
5Ляшко Т. Нас объединяют дети // Дошкольное воспитание. 1998. N 10. С. 54 - 59.
6 Струмилин С. Г. Нетрадиционные формы работы с родителями ДОУ // Новый мир. 1960. N 7. - С. 208.
7 Байбородова Л.В. Взаимодействие школы и семьи: Учебно-методическое пособие. - Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2003. - 224 с.