Просмотр содержимого документа
«Совремнные педагогические технологии»
Тема: Современные педагогические технологии.
План
1. Личностно ориентированные технологии обучения.
2. Обучение в сотрудничестве.
3. Метод проектов.
Философские и психолого-педагогические основы технологий личностно-ориентированного обучения
Личностно-ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики.
В центре внимания личностно-ориентированных технологий – уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижение личностью таких качеств провозглашается главной целью воспитания в отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционной технологии. Своеобразие парадигмы целей личностно-ориентированных технологий заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование, ее развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями.
Содержание образования представляет собой среду, в которой происходит становление и развитие личности ребенка. Ей свойственны гуманистическая направленность, обращенность к человеку, гуманистические нормы и идеалы.
Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: берут на вооружение методы психодиагностики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные и мощные средства обучения (в том числе компьютер), перестраивают содержание образования.
Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества и самоактуализации личности.
Педагогика сотрудничества в системе личностно-ориентированного образования.
Название этой технологии было дано группой педагогов новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции советской школы (Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко), достижения русской (К.Д. Ушинский, Н.П. Пирогов, Л.Н. Толстой) и зарубежной (Ж.-Ж. Руссо, Я. Корчак, К. Роджерс, Э. Берн) психолого-педагогической практики и науки.
Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности педагогов и обучающихся, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Как система отношений сотрудничество многоаспектно, но важнейшее место в нем занимают отношения «педагог-обучающийся».
Целью обучения в сотрудничестве является не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым обучающимся на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям развития. Очень важен эффект социализации, формирования коммуникативных умений.
Особенности технологии обучения в сотрудничестве: - команда получает одну общую оценку (награду), выполняя одно общее задание. Команды не соревнуется друг с другом, так как имеют разную «планку» и разное время для ее достижения; - успех или неуспех команды зависит от каждого члена команды, это стимулирует всех следить за деятельностью друг друга (приходить на помощь); - каждый обучающийся приносит своей команде очки, заработанные путем улучшения своих собственных предыдущих результатов.
Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. Существует много разнообразных вариантов обучения в сотрудничестве. Педагог в своей практике может разнообразить и эти варианты своим творчеством, применительно к своим обучающимся, но при одном непременном условии - при четком соблюдении основных принципов обучения в сотрудничестве.
Принципы обучения в сотрудничестве:
- группы обучающихся формируются педагогом до урока, при этом в каждой группе должен быть обучающийся с высокой, средней и низкой степенью обученности.
- группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между участниками группы (роли обычно распределяются самими обучающимися, но в некоторых случаях педагог может дать рекомендации);
- оценивается работа не одного обучающегося, а всей группы (т.е. оценка ставится одна на всю группу); важно, что оцениваются не только и иногда не столько знания, сколько усилия обучающихся (у каждого своя «планка»); при этом в ряде случаев можно предоставить обучающимся самим оценивать результаты (особенно промежуточные) своего труда;
- педагог чаще всего сам выбирает участника группы, который должен отчитаться за задание.
При использовании технологии обучения в сотрудничестве решаются следующие задачи:
- обучающийся гораздо лучше учится, если он умеет устанавливать социальные контакты с другими членами коллектива;
- от умения общаться с другими членами коллектива зависит и умение обучающихся грамотно и логически писать;
- в процессе социальных контактов между членами группы создается учебное сообщество партнеров, владеющих определенными знаниями и готовых получать новые знания в процессе общения друг с другом, совместной познавательной деятельности.
Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и обучающегося. Они совместно вырабатывают цель, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Наиболее интересным и доступным является обучение в команде или группе.
Варианты организации обучения в сотрудничестве.
Технология 1
1.Создаются малые группы из 4-х человек разного уровня обученности.
2.Педагог объясняет новый материал, а затем предлагает его закрепить.
3.Группам выдается задание – либо целое для всех, либо по частям каждому обучающемуся. 4.Выполнение любого задания объясняется вслух обучающимся и контролируется всей группой.
5.По итогам работы в группе педагог организует общее обсуждение (если задание было общее на всех) либо рассмотрение заданий каждой группой, если задания разные.
6.После проверки педагог дает индивидуальные задания вне группы, дифференцируя сложность задания. Оценка за индивидуальные задания суммируется в группе. Объявляется общая оценка. Таким образом, соревнуется каждый как бы сам с собой, т.е. своим ранее достигнутым результатом.
Технология 2
1.Создаются малые группы из 4-х человек разного уровня обученности.
2.Педагог объясняет новый материал, а затем предлагает его закрепить.
3.Группам выдается задание – либо целое для всех, либо по частям каждому обучающемуся.
4.Выполнение любого задания объясняется вслух обучающимся и контролируется всей группой.
5.По итогам работы в группе педагог организует общее обсуждение (если задание было общее на всех) либо рассмотрение заданий каждой группой, если задания разные.
6.Вместо индивидуальных заданий 1 раз в неделю можно проводить «турнирные столы» по 3 человека за каждым, равные по степени обученности.
7.Выдаются задания, дифференцированные по сложности. Решают. Определяется победитель за столом.
8.Победитель за столом приносит своей команде одинаковое количество баллов, независимо от «планки» стола. Команда, набравшая большее количество баллов – победитель.
Технология 3 (вариант «Пила»).
1.Организуются группы по 6 человек.
2.Каждой группе выдается задание, представляющее материал, разбитый на фрагменты. 3.Каждый член группы получает свой блок и изучает его.
4.Обучающиеся, изучающие один и тот же блок, но в разных группах, встречаются и обмениваются информацией («встреча экспертов»). 5.Возвращаются в свои группы и рассказывают материал своей группе. Так поступает каждый из шести обучающихся. Педагог лишь наблюдает. Происходит сообщение всего материала.
6.Каждый обучающийся отчитывается индивидуально.
7. Результаты каждого суммируются. Определяется команда победитель. Данный вариант работы развивает внимание, так как необходимо внимательно выслушивать партнеров по команде, чтобы получить необходимые знания. Развивается заинтересованность в том, чтобы передать знания другим, так как результатом является итоговая оценка всей команды.
По окончании работы учитель может опросить любого ученика по любому из фрагментов материала.
Технология 4 (учимся вместе).
1.Группа разбивается на разнородные по уровню обученности подгруппы по 3-5 человек.
2.Каждая подгруппа получает задание, являющееся частью большой темы, над которой работает вся группа.
3.Внутри подгруппы выбирается обучающийся, который отслеживает правильность выполнения заданий партнерами, кто-то проводит мониторинг активности каждого члена группы в решении общей задачи, культуры общения. Таким образом, при выполнении учебной работы развивается активное, творческое познание нового, а также происходит развитие культуры общения в группе. Функциями педагога при этом являются как контроль успешного выполнения задания, так и оценка характера общения между собой участников группы, контроль развития способов оказания ими необходимой помощи друг другу.
Основные идеи всех вариантов – общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе. Успех команды зависит от вклада каждого участника, это предусматривает помощь для членов команды друг другу. Равные возможности предполагают, что любой обучающийся учится в силу собственных возможностей, способностей и имеет шанс оцениватся наравне с другими. Большое значение здесь приобретает мотивация к самостоятельной деятельности. Педагог может сформировать группы и организовать их работу, но главным станет развитие желания обучающегося самому выполнять задание, приобрести необходимые знания. При равных возможностях успеха здесь развиваются индивидуальная ответственность, осознание общности целей и задач. Индивидуальная ответственность означает постоянную помощь друг другу, работу в сотрудничестве для успеха всей группы. Равенство возможностей предусматривает возможность постоянного совершенствования своих результатов деятельности, когда каждый член команды обучается по своим способностям и возможностям и достигает своего личного результата. Оценивается при этом уровень усилий. Если обучающийся с высокой и низкой степенью обученности затрачивают максимум своих усилий для достижения общего результата, то и оцениваются они одинаково.
Таким образом, применение данной технологии способствует развитию конструктивного общения в различных ролях, таких как лидер группы, исполнитель, докладчик, организатор работы, исследователь, эксперт и т. п., дает повышенную мотивацию познавательной деятельности, кроме способности владеть новым учебным материалом. Педагог здесь приобретает новую, важную для течения учебного процесса роль организатора самостоятельной деятельности обучающихся, которая является творческой, исследовательской. Преподаватель развивается в новой роли – помощника обучающихся в их самостоятельном добывании нужных знаний, оперировании фактами решения проблем.
Преимущества использования технологии сотрудничества:
1. При работе в малых группах, при совместной деятельности обучающиеся выясняют друг у друга все, что им не ясно. В случае необходимости не боятся все вместе обратиться за помощью к педагогу.
2. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умение их применять в конкретных заданиях.
3. У обучающихся формируется собственная точка зрения, они учатся отстаивать свое мнение.
4. Члены команды учатся общаться между собой, с педагогами, овладевают коммуникативными умениями.
5. У обучающихся развивается чувство товарищества и взаимопомощи.
Метод проектов.
Метод проектов — система обучения, при которой обучающиеся приобретают знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий — проектов.
Проект — это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых обучающимися самостоятельно.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, критического и творческого мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Работа над проектом тщательно планируется преподавателем и обсуждается с обучающимися. При этом проводится подробное структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов и сроков представления их «общественности», т. е. другим обучающимся группы, внешним экспертам по данному вопросу.
Основная цель метода проектов – интегрировать профессиональную подготовку обучающихся по разным учебным дисциплинам для установления более прочных межпредметных связей, а также для более тесного взаимодействия теории с практикой в ходе педагогического процесса. Дидактическая ценность метода проектов заключается в использовании самостоятельной проектировочной деятельности обучающихся как основного средства их профессионального развития.
Метод проектов позволяет решить следующие дидактические задачи:
- задействовать в подготовке обучающихся межпредметные связи;
- более полно реализовать взаимосвязь теории и практики в учебной деятельности обучающихся;
- повысить уровень усвоения обучающимися знаний и умений;
- повысить активность обучающихся как субъектов образовательного процесса, усилить роль самообразования, самообучения и саморазвития;
- целенаправленно формировать общие и профессиональные компетенции.
Главной особенностью метода проектов является то, что в результате совместной групповой деятельности обучающиеся не просто получают новые знания, а создают какой-либо учебный продукт, материальный результат совместного труда. Результаты выполненных групповых проектов должны быть «осязаемыми», т. е. если решалась теоретическая проблема, то должно последовать ее конкретное решение, если ставилась практическая задача — то конкретный результат, готовый к внедрению. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Работа над проектом тщательно планируется преподавателем, которому в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта. Проект обсуждается с обучающимися и проводится подробное структурирование его содержательной части с указанием поэтапных результатов и сроков представления результатов "общественности". Формы организации совместной деятельности обучающихся над проектом определяются исходя из особенностей тематики, целей совместной деятельности, интересов участников проекта. Успех проектной деятельности обучающихся в большой степени зависит от организации работы внутри группы, от четкого распределения обязанностей и определения форм ответственности за выполняемую часть работы. Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях, выдвигаться педагогом с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей обучающихся. В других случаях, тематика проектов может предлагаться и самими обучающимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные. Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания обучающихся по этому вопросу или относиться к какому-то вопросу, актуальному для практической жизни и требующему привлечения знаний обучающихся не по одному предмету, а из разных областей, а также творческого мышления и исследовательских навыков. Таким образом, достигается естественная интеграция знаний.
Этапы проектировочной деятельности:
подготовительный (поиск проблемы, выбор и обоснование проекта, анализ предстоящей деятельности);
организационный (выбор оргформ, выбор методов и учебных средств проектировочной деятельности обучающихся);
информационный (Что уже есть? Что было (аналогии, принципы)? Что нужно сделать (анализ существующего состояния проблемы)?);
прогностический (распределение задания, анализ предстоящей проектировочной деятельности, выбор оптимального варианта, подбор материала);
исполнительский (кто, что, где и как долго работает над проектом);
контрольно-оценочный (самооценка результата проектировочной работы, оценка со стороны других субъектов);
заключительный (подведение итогов, защита проекта);
аналитический (анализ существующего состояния проблемы, пути дальнейшего совершенствования объекта проектировочной деятельности (проекта), модернизация проекта).
Проекты могут быть разной степени сложности.
По доминирующему в проекте методу:
Исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов; При выполнении проекта обучающийся: структурирует проект в логике научного исследования, включает в проект аргументацию его актуальности, определяет объект и предмет исследования, обозначает цели и задачи проектного исследования, формулирует гипотезу исследования, определяет методы исследования, конкретизирует источники информации, выводит методологию исследования, определяет пути решения проблем, осваивает новое опытным путем, оформляет проект в виде выводов, подтверждает или опровергает гипотезу, выходит на новый спектр проблем.
Информационные. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты также, как и исследовательские требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, его актуальность, методы получения (литературные источники, средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров, проведение "мозговой атаки") и обработки информации (их анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы), результат (статья, реферат, доклад, видео,пр.), презентация (публикация, в том числе в сети, обсуждение в телеконференции).
Творческие. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.);
Игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролевая и – игровая деятельность.
Практические. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы интересы самих участников (газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал). Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.
По количеству участников проектов, можно выделить проекты: личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных образовательных организациях, регионах, странах); парные (между парами участников); групповые (между группами участников). В последнем случае роль педагога особенно велика, очень важно правильно, с методической точки зрения, организовать эту групповую деятельность участников проекта (как в группе своих обучающихся, так и в объединенной группе участников проекта других образовательных организаций).
И наконец, по продолжительности проведения проекты могут быть: краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы). Такие небольшие проекты могут быть разработаны на одном - двух уроках; средней продолжительности (от недели до месяца); долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
Критерии оценки проектной работы разрабатываются с учётом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования. Индивидуальный проект целесообразно оценивать по следующим критериям:
1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем,проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.
2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.
РЕЗЮМЕ
Целью обучения в сотрудничестве является не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым обучающимся на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям развития. Очень важен эффект социализации, формирования коммуникативных умений и развития личностного потенциала обучающихся.
Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным.
Во - первых, позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования - проблему мотивации. Для творческой продуктивности проекта важно сформулировать такие задания, которые не имели бы единых, заранее известных решений. Формулирование открытого задания может стать результатом коллективного обсуждения проблемы. Верхом мастерства педагога является ситуация, когда гипотезу или проблемный вопрос формулируют сами обучающиеся.
Во-вторых, реализуются принципы личностно ориентированного обучения, когда обучающиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами.
В-третьих, выполняя проекты, обучающиеся осваивают алгоритм проектно- преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формирование умения планировать и принимать решения. Выполняя учебные проекты, обучающиеся приобретают опыт разрешения реальных проблем, продвигаясь вперёд к поставленной цели.
В - четвёртых, метод проектов тесно связан с использованием новейших компьютерных технологий.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ И САМОАНАЛИЗА
Что понимают под технологиями личностно ориентированного образования?
Какие задачи решаются при использовании технологии обучения в сотрудничестве?
Приведите примеры вариантов технологии «обучение в сотрудничестве»?
Что понимают под методом проектов? Приведите примеры вариантов использования проектных технологий в Вашей практике?
Перечислите этапы проектировочной деятельности.
Перечислите критерии оценки индивидуального проекта. Исходя из представленных критериев добавьте свои.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гузеев, В. В. Позитивная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии / В. В. Гузеев. – М., 2004.
2. Кашлев, С. С. Педагогика: теория и практика педагогического процесса /С. С. Кашлев. – Мн., 2005.
3. Колеченко, А. К. Психология и технологии воспитания / А. К. Колеченко. – СПб., 2006.
4. Ксензова, Г. Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников / Г. Ю. Ксензова. – М., 2005.
5. Педагогические технологии дистанционного обучения / Е. С. Полат. –М., 2006.
6. Селевко, Г.К. Альтернативные педагогические технологии / Г. К. Селевко. – М., 2005.
7. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП / Г. К. Селевко. – М., 2005.
8. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. /Г. К. Селевко. – М., 2006.
9. Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин. – М., 2002.
10. Хуторской, А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по разному? / А. В. Хуторской. – М., 2005.
11. Шамова, Т. И. Управление образовательными системами /Т. И. Шамова. – М., 2001.
12. Щуркова, Н. Е. Педагогическая технология / Н. Е. Щуркова. – М., 2005.