«Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФОП и ФГОС ДО в семье и детском саду»
«Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФОП и ФГОС ДО в семье и детском саду»
Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в области «Социально-коммуникативное развитие». В п. 3.1 ФГОС ДО определены требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Для успешного решения задач, предусмотренных программой по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества, первостепенное значение имеет создание необходимых условий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФОП и ФГОС ДО в семье и детском саду»»
«Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФОП и ФГОС ДО в семье и детском саду»
Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в области «Социально-коммуникативное развитие». В п. 3.1 ФГОС ДО определены требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Для успешного решения задач, предусмотренных программой по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Включаясь в трудовые действия, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и окружающем мире. Меняется самооценка под влиянием успехов, достигнутых ребенком в труде. Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по организации трудовой деятельности должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей. В соответствии с ФГОС ДО, трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:
1. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
2. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества.
3. Развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества.
Образовательный процесс, направленный на воспитание позитивных установок у детей дошкольного возраста к различным видам труда и творчества, будет успешен при создании организационных и психолого-педагогических условий и должен строиться с учетом принципов:
- поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
- содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений;
- построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий).
Ознакомление дошкольников с профессиями - воспитание интереса и уважения к труду взрослых
Формирование обобщенных представлений о значимости труда взрослых требует наличия у детей прежде всего четких понятий о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий точное назначение - удовлетворять ту или иную потребность. Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Необходимо продуманное руководство процессом развития у детей знаний о труде взрослых. Педагоги готовят детей к тому, чтобы они в свое время могли смело вступить в самостоятельную жизнь.
Поэтому в перспективе ставятся следующие цели.
1. Формирование осознания того, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд - это, по сути, основа жизни.
2. Воспитание уважения к людям труда и результатам их деятельности.
3. Знакомство с представителями тех или иных профессий, спецификой их работы.
Ознакомление с трудом взрослых и профессиями должно осуществляться не на уровне одной задачи, а как целостный органический процесс. Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практические сферы личности ребенка. Знакомство детей с профессиями на основе интегративного подхода позволяет организовывать различные виды деятельности, подчиненные одной цели - ознакомлению с той или иной профессией.
Данная работа организуется через следующие виды деятельности.
1. Совместная деятельность взрослого с детьми:
- через организованную образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной (групповая, подгрупповая, индивидуальная деятельность с детьми);
- через образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (наблюдения, экскурсии, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, игровая деятельность: сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные игры и т.п.).
2. Самостоятельная деятельность детей.
3. Взаимодействие с семьями воспитанников.
4. Организация взаимодействия с учреждениями социума.
Организация работы с детьми
При построении образовательного процесса с детьми используются такие формы работы, как:
-занятия;
- совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, организация практических трудовых действий;
- самостоятельная деятельность ребенка;
- познавательно-исследовательская, проектная деятельность ребенка;
- наблюдения за трудом взрослых;
- коммуникативная деятельность;
- чтение художественной литературы;
- художественно-творческая деятельность;
- игровая деятельность;
- моделирование;
- целевые прогулки и экскурсии;
- культурно-досуговая деятельность;
- экскурсии и встречи с людьми разных профессий;
- встречи с интересными людьми;
- живой пример окружающих взрослых.
Ознакомление детей с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о профессии по схеме: название профессии - место работы - условия труда - инструменты для работы - выполняемые трудовые операции - результат труда.
С какими же профессиями необходимо знакомить детей в разных возрастных группах?
В младших группах происходит знакомство с трудом близких взрослых, понятными профессиями людей, которые детей окружают: воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, медсестра (врач), повар, продавец.
В средних группах добавляются профессии шофера, почтальона, врача, также профессии родителей.
В старших группах детям показывают результаты труда, его общественную значимость, добавляют профессии учителя, работников сельского хозяйства, транспорта, связи, торговли, знакомят с трудом людей творческих профессий (художников, писателей, мастеров народно-прикладного искусства).
Дети играют в «магазин», «аптеку», «поликлинику». Совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии — продавца, почтальона, актера, врача, полицейского, шофера, моряка, летчика.
В играх на тему «Транспорт» совершенствуются знания Правил дорожного движения. В играх дети стараются изобразить профессии родителей. Детей седьмого года жизни продолжают знакомить с профессиями родного города. В сюжетно-ролевых играх отображают работу членов семьи, быт, труд людей, героическое прошлое и настоящее нашей Родины. Расширяются представления о разных специальностях (на самолете летают пилоты, на пароходе есть капитан, штурман, матрос, кок и т.п.). Важная роль в процессе ознакомления с профессиями и трудом взрослых отводится семье. Информационное воздействие родителей может проявляться во всех разновидностях их воспитательной деятельности, так как мы постоянно сталкиваемся с необходимостью дать ребенку сведения о той или иной профессии. Это прежде всего доступные беседы о себе, своей работе, пояснение сказок, произведений художественной литературы, иллюстраций к ним, мультфильмов, то есть всего увиденного и услышанного. Подводя итог, хочется отметить, что воспитателю необходимо создать такие условия для ознакомления детей с трудом взрослых, чтобы этот процесс стал увлекательной деятельностью. Это обогащение детей знаниями о реалиях окружающего, предметах, явлениях, событиях. Кроме того, детям необходимо знать о взаимоотношениях людей в рамках определенных условий, о взаимодействиях на профессиональном поприще. Для организации работы в группах оформляются специальные уголки по ознакомлению с трудом взрослых с игровыми модулями, сюжетно-ролевыми играми, дидактическими играми, наглядным материалом.