kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Современные подходы к стимулированию познавательной и речевой активности как условие успешного развития дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема развития познавательной активности ребенка дошкольного возраста в течение многих лет остается актуальной.  Современный подход к реализации задач, поставленных ФГОС ДО требует от педагогов активной жизненной позиции, умения разрабатывать и внедрять инновационные формы, методы и приемы работы с дошкольниками.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Современные подходы к стимулированию познавательной и речевой активности как условие успешного развития дошкольников»

Современные подходы к стимулированию познавательной и речевой активности

как условие успешного развития дошкольников.

Воспитатель: Казакова Т.В.

Проблема развития познавательной активности ребенка дошкольного возраста в течение многих лет остается актуальной. Как показала практика, познавательное развитие в детском саду сводилось к формированию у детей систематических знаний об окружающем мире, развитию элементов логического мышления в старшем дошкольном возрасте. Процесс обучения дошкольников  строился по принципу «повтори за мной».     Другими словами, успешным, считался тот ребенок, который мог воспроизвести услышанное от воспитателя. Но в данном случае он задействовал свою память, а не свое мышление и ум.  Он овладел определенным набором алгоритмов решения тех или иных задач, но при столкновении с новой,   оказывается беспомощным, не знает, как поступить.  Поэтому задача педагогов дошкольных учреждений, согласно ФГОС дошкольного образования — это воспитание детей, обладающих высоким творческим потенциалом.

Стало очевидно, чтобы воспитать талантливого человека, способного нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир, необходимо изменение способов взаимодействия с дошкольниками. Современный подход к реализации задач, поставленных ФГОС ДО требует от педагогов активной жизненной позиции, умения разрабатывать и внедрять инновационные формы, методы и приемы работы с дошкольниками.

Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста возможно посредством использования современных образовательных технологий: 
- ИКТ технологии 
- экспериментирование
- проектная деятельность
- метод ТРИЗ
- метод моделирования.

Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Компьютерные технологии вошли в систему дошкольного образования как один из эффективных способов передачи знаний. Данный способ развивает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе современности, дает возможность качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Поэтому с уверенностью можно сказать, что ИКТ являются неотъемлемой частью процесса обучения дошкольников. Это не только доступно и привычно для детей нового поколения, но и удобно для современного педагога.

У детей дошкольного возраста преобладает наглядно – образное мышление. Главным принципом при организации деятельности детей этого возраста является принцип наглядности. Использование Internet – ресурсов позволяет сделать образовательный процесс информационно емким, зрелищным и комфортным.

Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, позволяет представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке.

 Однако, какими бы преимуществами не обладали информационно-коммуникационные технологии заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.
    Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него.

Участвуя в процессе исследования, дети испытывают радость, удивление и даже восторг. Действуя самостоятельно или при направленной педагогом деятельности, дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Опыты и эксперименты помогают развивать не только память, мышление, логику, но и личностные характеристики, такие как воля и творческие способности.

Эффективным средством для развития познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста, является коллекционирование. Оно имеет огромные возможности для развития детей. Коллекционирование расширяет кругозор детей. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования развиваются внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное. Также коллекционирование играет важную роль для объединения детей, родителей и педагогов в интересном и увлекательном деле, способствует развитию социального партнёрства.

Эффективным методом в развитии необходимых в современном мире качеств является метод проблемного обучения, который, в свою очередь реализовывается в проектной деятельности. Поскольку в основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие дошкольника. Организация проектной деятельности позволяет сформировать познавательную самостоятельность у детей, способствует развитию творчества и исследовательских навыков, позволяет развивать познавательные способности, личность дошкольника, а также взаимодействие со сверстниками. Применение метода проектной деятельности позволяет максимально вовлечь родителей в продуктивную деятельность детей и лучше узнать внутренний мир своего ребенка, взрослые и дети становятся ближе друг другу.
Проектная деятельность интересна и полезна не только детям, но и самим
педагогам, т. к. она дает возможность не только обобщить материал по определённой теме, но и повысить уровень собственной компетентности по проблеме, выйти на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач.

Таким образом, эффективное использование данной образовательной технологии приводит к отчетливым позитивным изменениям в познавательном развитии детей, к личностному росту дошкольников, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ.

В нашей группе были реализованы следующие проекты: «Правила дорожного движения должны знать все без исключения», «Наша дружная семья», «Деревья осенью», и др.

Каждый проект заканчивался каким-либо итоговым мероприятием (выставкой, совместным развлечением, оформлением фотоальбома, показом презентации).

Дидактический смысл проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует у дошкольников навыки исследовательской деятельности, развивает их познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

В настоящее время педагогу не обойтись без применения ТРИЗ-технологии (теории решения изобретательских задач).

Эта технология хоть и не нова, но очень актуальна, так как полностью реализует задачу развития творческой личности. Она соответствует принципам развивающего обучения, а также основным положениям ФГОС ДО.

Посредством ТРИЗ дети не только воспринимают и запоминают информацию, но и сами активно участвуют в  процессе познания и решают нестандартные задачи в различных областях деятельности.

Технология насыщена разнообразными проблемными и поисковыми ситуациями, которые побуждают дошкольников к творческому выбору, к самостоятельности и активности. Каждый ребенок может получить возможность для самовыражения и порадоваться своим творческим достижениям.

Одно из главных преимуществ технологии ТРИЗ — это максимальный акцент на самостоятельность работы детей. Смысл в том, чтобы ребенок смог сам дойти до правильного ответа. Педагог выступает как мудрый наставник, который направляет течение мысли своих маленьких подопечных в нужное русло.
В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. В детских садах используются следующие методы ТРИЗ:

- Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Например, если обратиться к детскому стихотворению А. Барто «Идет бычок качается», у которого «доска кончается, сейчас я упаду», то можно побудить детей поразмышлять над следующими вопросами: как помочь бычку не упасть? (Пусть он остановится). Но ему нужно идти дальше, что делать? Подложить другую дощечку и так далее. Главное, не принимать решения вместо ребенка, а учить его мыслить и анализировать ситуацию с разных сторон и с точки зрения эффективности.

Для детей старшего дошкольного возраста можно предложить задачу: «Вам надо быстро охладить стакан с кипятком. Как быть? Требуется найти 10 решений. Ответы: Добавить холодную воду, заварку или молоко; поставить в морозилку, в кастрюлю с холодной водой, в снег...; переливать и т. д. 

- Метод маленьких человечков (ММЧ). Отлично работающий способ, позволяющий формировать у детей максимально точное и понятное им представление о простейших биологических и физических процессах. В играх и упражнениях с маленькими человечками развиваются воображение и фантазия, следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой творческой личности.

Сущность ММЧ заключается в представлении о том, что все предметы и вещества состоят из множества МЧ. В зависимости от состояния вещества МЧ ведут себя по-разному.

Человечки твердого вещества крепко держатся за руки и чтобы их разъединить, нужно приложить усилие.

В жидком веществе человечки стоят рядом, слегка касаясь друг друга. Эта связь непрочная, их можно легко отделить друг от друга.

Человечки газообразных веществ постоянно в движении. Помимо основного названия – «бегущие», дети характеризуют их как «летящие» или «летающие».

Рассмотрим пример перехода вещества из одного состояния в другое.(с использованием маленьких человечков).

Сосулька зимой не тает. Почему? Потому что МЧ (маленьким человечкам) льда холодно, и они крепко держатся друг за друга. Но вот пришла весна, стало солнце пригревать. Человечки согрелись, начали двигаться, перестали держаться за руки – они лишь касаются друг друга. Лед из твердого состояния перешел в жидкое, т. е. получилась вода. Солнце греет сильнее, человечкам становится жарко. Они сначала отодвинулись друг от друга, а потом разбежались в разные стороны. Вода исчезла, превратилась в пар, т. е. испарилась.

Метод фокальных объектов. Малыши учатся переносить свойства одного или нескольких объектов на другой объект.

МФО, план действий:

Выбрать объект рукотворного мира для усовершенствования (фокальный объект)

Выбрать 3-4 случайных (любых) объекта

Выделить характерные, особенные свойства у случайных объектов

Сложив фокальный объект и особенные свойства, получить новые сочетания и  развить их путем свободных ассоциаций.

Чем может быть полезен усовершенствованный объект с его новыми свойствами? Для чего он будет нужен? Зафиксировать все интересные идеи. Например:

Совершенствуемый объект: стул

Случайные объекты: елка, олень, фонарь

Характерные свойства или признаки случайных объектов

Елка: колючая

Олень: рогатый

Фонарик: светящийся

Новые сочетания

Стул колючий

Стул рогатый

Стул светящийся

Новые идеи

Стул с множеством колючек-ножек для устойчивости.

Стул с рогатой вешалкой для одежды или для игр детей.

Стул с подсветкой для людей с ослабленным зрением.

Придумывать усовершенствования для привычных вещей по МФО — увлекательнейшая игра, которая «раскачает» воображение ребенка или взрослого.

Одним из методов, интенсивно развивающим детское познание, является моделирование.

В основе моделирования лежит принцип замещения - реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением. Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми состоит в том, что:

- использование наглядного моделирования вызывает у детей интерес;

- облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью;

- применяя моделирование, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения, например метод обучения дошкольников грамоте предполагает построение и использование наглядной модели звукового состава слова. Большое значение придается использованию графического моделирования в продуктивных видах деятельности детей , в конструировании . Модели можно использовать при выполнении детьми физических упражнений (для этого движения зашифровываются в рисунке, воспитателю достаточно показать карточку, и дети начинают выполнять упражнение, изображённое на модели). В общем, метод моделирования, при достаточном его изучении, можно с успехом применять во всех образовательных областях дошкольного воспитания.

Для дошкольников применяются разные виды моделей:
- предметные

- предметно-схематические модели.

- графические модели (графики, схемы и т. д.)

Мнемотехника – (искусство запоминания) – система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотаблицы — это схемы, в которые заложена определенная информация.

Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение): таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко запоминает информацию. Всё нарисованное должно быть понятно детям. Можно сказать, что мнемосхемы – это средство для запоминания.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи:

– заучивание стихов, загадок, пословиц;

– пересказывание текстов;

– составление описательных рассказов.

Психологи рекомендуют для детей младшего и среднего дошкольного возраста использовать цветные мнемотаблицы, т. к. ещё идет формирование сенсорных эталонов. закономерные связи, формировать системные знания и наглядно-схематическое мышление. Работу по введению символов, опорных схем, мнемотаблицы целесообразно начинать в средней группе. В полном объёме эта работа должна разворачиваться в подготовительной группе.

В состав наглядного моделирования входит и метод пиктограмм.

Пиктограмма – символическое изображение, заменяющее слова.

Пиктограммы «схемы слова» - помогают ребенку, ориентируясь на зрительный образ, посчитать, сколько и каких звуков в слове, где стоит звук (в начале, в середине или в конце), схемы предложения – определять количество слов, развивает интерес к общению, совершенствует речевую и мыслительную деятельность.

Использование инновационных форм, методов и приемов позволит улучшить образовательный процесс в детском саду, научит детей добывать знания самостоятельно, наблюдать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи,

т. е. подготовит дошкольников к успешному обучению в школе.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Казакова Татьяна Викторовна

Дата: 19.11.2018

Номер свидетельства: 486566

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(222) ""Современные подходы к стимулированию познавательной и речевой активности как условие успешного развития дошкольников""
    ["seo_title"] => string(80) "sovremennye_podkhody_k_stimulirovaniiu_poznavatelnoi_i_rechevoi_aktivnosti_kak_1"
    ["file_id"] => string(6) "618929"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1669916002"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства