Совместная образовательная деятельность интегрированное занятие в подготовительной к школе группе «КАРУСЕЛЬ РЕМЕСЕЛ».
Совместная образовательная деятельность интегрированное занятие в подготовительной к школе группе «КАРУСЕЛЬ РЕМЕСЕЛ».
Цель: формировать представление о своей стране, малой родине и её людях; продолжать знакомить с историей и культурой русского народа. Задачи: 1. Расширять представления о профессиях людей древней Руси. 2.Воспитывать уважение к труду, интерес к фольклору. 3.Обобщить представление о народных промыслах. 4.Продолжать знакомить с русскими народными обычаями, традициями. 5.Развивать общие речевые навыки, совершенствование грамматического строя речи; активизировать словарь детей по теме «Профессии», и актуализировать словами: «Русь», «оружейник», «кузнецкая», «косарь», «жнец», «земледелец».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Совместная образовательная деятельность интегрированное занятие в подготовительной к школе группе «КАРУСЕЛЬ РЕМЕСЕЛ».»
Совместная образовательная деятельность интегрированное занятие в подготовительной к школе группе «КАРУСЕЛЬ РЕМЕСЕЛ» .
Цель: формировать представление о своей стране, малой родине и её людях; продолжать знакомить с историей и культурой русского народа. Задачи: 1. Расширять представления о профессиях людей древней Руси. 2.Воспитывать уважение к труду, интерес к фольклору. 3.Обобщить представление о народных промыслах. 4.Продолжать знакомить с русскими народными обычаями, традициями. 5.Развивать общие речевые навыки, совершенствование грамматического строя речи; активизировать словарь детей по теме «Профессии», и актуализировать словами: «Русь», «оружейник», «кузнецкая», «косарь», «жнец», «земледелец». 6. Развивать творческие способности, аккуратность, воспитывать навыки взаимодействия и сотрудничества. Оборудование и материалы: Ноутбук, мультимедийный проектор, проекционный экран. CD-проигрыватель, диски с русской народной музыкой. Предметы земледелия: коса, серп. Картина с изображением плуга. Наглядно-дидактическое оборудование «Карусель». Тканевая основа размером 1мХ1м. Разноцветные лоскутки ткани для «печворда» 20смХ20см. Клей ПВА или другой бесцветный.
Предварительная работа: Проведение познавательных занятий в мини-музее русского быта и краеведения МБДОУ «Солнышко» воспитателями группы. Рассматривание иллюстраций в альбоме «Предания старины глубокой». Разучивание русских народных игр «Карусель» и «Кузнец» воспитателями группы.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, сегодня, мы с вами отправимся в путешествие. Но прежде чем отправиться, давайте вспомним, где мы с вами живем. ДЕТИ: На острове Сахалин.
Слайд 2. Фотография острова с самолета ВОСПИТАТЕЛЬ: Как называется страна, где мы все живем, и где находится наш остров? ДЕТИ: Наша страна называется Россия. ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно, Россия – большая страна, но в старину её называли Русь. И тогда и сейчас, наша страна всегда была очень красивая и богатая. Кто же делает нашу страну богатой и красивой? ДЕТИ: Люди. ВОСПИТАТЕЛЬ: Верно. Но за все, что нас окружает, мы должны платить любовью, добром и трудом. А что такое труд? ДЕТИ: Это когда нужно трудиться, работать….. ВОСПИТАТЕЛЬ: А какую работу могут выполнять дети? ДЕТИ: поливать цветы, мыть посуду, пылесосить и т.д. ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы, а давайте вспомним, кем работают ваши мамы и папы? Ответы детей. ВОСПИТАТЕЛЬ: Замечательно! Я вижу, что вы много знаете. Хотели бы вы узнать о профессиях, которые существовали в далекие времена на Руси? (Отве-ты). Тогда отправляемся в путешествие на этой волшебной карусели.
Слайд 3. Иллюстрация репродукции «Карусель». Проводится русская народная подвижная игра «Карусель». Дети образуют круг, держась за ленточки правой рукой. Идут по кругу сначала медленно, затем быстрее и переходят на бег. Движения выполняются соответственно тексту. ДЕТИ: Еле, еле, еле, еле завертелись карусели, А потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом. Воспитатель хлопает в ладоши, дети изменяют направление движения: поворачиваются кругом, перехватив ленточку другой рукой, продолжая выполнять ходьбу и бег. ДЕТИ: Тише, тише- не спешите, карусель остановите. Раз, два, три, четыре. Пять - о ремеслах хотим все знать (остановиться, опустить ленточку). В разных углах комнаты расставлены символы- названия улиц. ВОСПИТАТЕЛЬ: Ремесел много на земле, на русской есть, И всех ремесел нам сейчас не перечесть! В старину люди гордились своим мастерством. Мастера, где жили, там и работали, поэтому улицы называли в старину по занятиям мастеров.
Слайд 4. Изображение оружейника, оружия. ВОСПИТАТЕЛЬ: - Что изображено на слайде? (Разное оружие: пистолеты, ружья). Кто изготавливал оружие? (Оружейники). Верно, на первой улице проживали оружейники- люди, изготавливающие оружие. Поэтому
улица называется… ДЕТИ: Оружейная.
Слайд5. Изображение одежды и ножниц, портного. ВОСПИТАТЕЛЬ: Что нарисовано на слайде? (Ножницы, иголка с игольницей и ткань). Кто догадался, для чего нужны эти предметы? (Для того, чтобы шить одежду). Людям, какой профессии нужны эти предметы? (Ответы детей). По-этому как называется следующая улица? ДЕТИ: Портняжная. ВОСПИТАТЕЛЬ: - Верно, потому что здесь проживали портные – люди, которые шили одежду.
Слайд 6. Изображение фруктовых веток, садовника. ВОСПИТАТЕЛЬ: Что изображено на слайде? (Фруктовые деревья). Где растут фруктовые деревья? (В саду). Как называют людей, которые ухаживают за фруктовыми деревьями? (Садовник). Кто догадался, как называется следующая улица? ДЕТИ: - Садовая. ВОСПИТАТЕЛЬ: - Верно, потому что здесь проживали садовники – люди, которые выращивали и ухаживали за фруктовыми садами.
Слайд 7. Изображение наковальни, молота, кузнеца. ВОСПИТАТЕЛЬ: Что нарисовано на слайде? (Молот, наковальня, щипцы). Людям, какой профессии нужны изображенные предметы? (Кузнецам). Вы догадались, как называется эта улица? ДЕТИ: Кузнечная. ВОСПИТАТЕЛЬ: Кто такие кузнецы? ДЕТИ: Кузнецы – это люди, которые работали с железом и огнем, делали гвозди, подковы для лошадей. ВОСПИТАТЕЛЬ: Вы ответили верно, а сейчас, предлагаю вам поиграть в русскую народную игру «Кузнец». Проводится русская народная подвижная игра «Кузнец» Дети образуют круг и с помощью считалки выбирают водящего – «кузнеца». ДЕТИ: Конь ретивый, долгогривый скачет полем, скачет нивой. Кто того коня поймает, с нами в салочки играет. Остальные дети «жеребцы». Они подходят к «кузнецу» и говорят: ДЕТИ: Эй, кузнец-молодец! Расковался жеребец. Ты подкуй его опять. КУЗНЕЦ: Отчего ж не подковать? Вот - гвоздь, вот - подкова! Раз, два – и готово! «Жеребцы» на слове «готово» убегают, «кузнец» их ловит.
Слайд8. Фон – русская изба. Раздается шум, грохот за печкой. ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ой, что это? (Выходит домовой). Кто ты? ДОМОВОЙ: - Я домовой, живу в этой избе. Услышал ваш интересный разговор и захотел рассказать о ремеслах и профессиях, существовавших в далекие времена. Рассаживайтесь на пол, да слушайте внимательно.
Слайд 9. Изображение царя, мельника, лекаря, стрелка, сапожника. Все рассаживаются вокруг домового. ДОМОВОЙ: - В старину профессий было мало, например, была такая профессия «Царь». Царь был самым главным человеком в государстве. На Руси царь появился более 600 лет назад. Он управлял государством и следил за порядком в нем. (Далее следует рассказ о профессиях). А еще была профессия «Мельник»….. «Лекарь»…. «Стрелок»…. «Сапожник»… Вы запомнили, как назывались профессии на Руси? Дети повторяют, отвечая полными ответами. ДОМОВОЙ: - Начинается игра, поиграем, детвора? (Ответ детей). Я познакомлю вас с русской народной игрой-считалочкой «На золотом крыльце сидели…». Проводиться игра «На золотом крыльце» Домовой произносит считалку и говорит, что это очень старинная считалка. Предлагает детям повторить за ним. ДЕТИ:- На золотом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной, - кто ты будешь такой? В круг домовой ставит столик, на котором лежат атрибуты профессий. На ком остановилась считалка, выбирают атрибут и говорят: кто он, чем занимается. Например: «сапог». Моя профессия называется - сапожник. Я шью обувь: сапоги, туфли, ботинки. И по аналогии с другими картинками. Проводится 2-3 раза. ДОМОВОЙ: - Молодцы, ребята! Присаживайтесь рядком, поговорим дальше ладком… (Все садятся на скамейки или на пол). Еще хочу вам сказать, что не все ваши предки жили в городах, как цари да королевичи.
Слайд 10. Изображение хлебороба, жнеца, косаря. ДОМОВОЙ: - Многие из них проживали на земле, в русских селениях, деревнях, поэтому свой дом они ощущали частицей природы и по натуре были хлеборобами, косарями, жнецами. И всех их называли земледельцами. (Просит детей повторить новые слова с опорой на иллюстрации). Грамматическое упражнение «Один- много» ДОМОВОЙ: Но один хлебороб не мог вспахать огромное поле плугом и засеять его пшеницей. Поэтому ему помогали кто? ДЕТИ: Хлеборобы. ДОМОВОЙ: Один жнец, даже при помощи серпа, не мог собрать весь урожай пшеницы и ржи и связать их в снопы. Ему помогали. ДЕТИ: Жнецы. ДОМОВОЙ: Один косарь не мог скосить косой всю траву в поле, ему помогали. ДЕТИ: Косари. ДОМОВОЙ: - Ребята, хотите узнать, какими орудиями труда пользовались земледельцы в работе? Попробуйте отгадать загадки, а помогать мне будет моя шкатулка загадок. По мере отгадывания, достает или предмет, или картинку. ДОМОВОЙ: Наточили острый нос, колотили острый нос. Поработал острый нос – увезли зеленый воз. ДЕТИ: Коса. ДОМОВОЙ: Маленький, горбатенький, все поле обыскал, Домой прибежал – всю зиму пролежал. ДЕТИ: Серп. ДОМОВОЙ: Железный нос в землю врос, Роет, копает, зеркалом сверкает. ДЕТИ: Плуг.
Слайд 11. Изображение русских народных костюмов. ДОМОВОЙ: - Молодцы! Предлагаю познакомиться с одним из самых древних на Руси художественных ремесел: вышивальщиц-рукодельниц. Одежда, выполненная умельцами, передавалась по наследству: от бабушки к матери, от матери к дочке. Самые лучшие свои наряды деревенские жители надевали на покос, на жатву и, конечно, на свадьбу. Исполняется фрагмент русского народного хоровода. ВОСПИТАТЕЛЬ: - Спасибо тебе Домовой за познавательный рассказ о старин-ных профессиях и ремеслах, интересные игры. Но главное, что хочу сказать, каким бы трудом человек, ни занимался в жизни, его труд всегда был и будет в почете. Не зря говорится «Почет, и труд рядом идут». Кто из ребят вспомнит и назовет пословицы о труде? (Ответы детей). - А за твою доброту Домовой, мы с ребятами приготовим на память подарок. Предлагаю вам ребята, смастерить лоскутное одеяло для домового, какое делали рукодельники на Руси. Слайд 12. Рукоделие. Звучит тихо(фоном) русская народная мелодия. ВОСПИТАТЕЛЬ: (Обращает внимание на стол). Посмотрите, как много я приготовила разноцветных лоскутков ткани. Какой они формы? (Ответы детей). Вам их нужно разложить так, чтобы эти разноцветные квадратики соединились, ровно уголками и сторонами. Для работы вам понадобятся клей, и салфеточки. Задание понятно? Приступайте. Дети выполняют коллективную работу «Одеяло для Домового». ВОСПИТАТЕЛЬ: - Молодцы ребята! Вы работали аккуратно и дружно. Поэтому ваше одеяло получилось ярким и красивым. Не зря говориться в поговорке: «Каковы мастера - таковы и дела»! ДОМОВОЙ: - Большое спасибо за такой замечательный подарок. Верно, подметили на Руси: «Сделал дело - гуляй смело!» предлагаю завершить нашу встречу веселой пляской. Слайд 13. Скоморохи. Свободная пляска под русскую народную мелодию.