Просмотр содержимого документа
«Совместная деятельность с детьми подготовительной группы «Увлекательное путешествие в Арктику и Антарктику»»
Совместная деятельность с детьми подготовительной группы «Увлекательное путешествие в Арктику и Антарктику»
Цель: выяснить чем похожи и чем отличаются Арктика и Антарктика.
Задачи:
Обучающие:
-формировать представления о флоре и фауне Арктики и Антарктики;
-познакомить детей с климатическими условиями Арктики и Антарктики;
-познакомить детей с особенностями жизни народов Севера;
Развивающие:
-развивать умственные операции сравнения и обобщения;
-развивать познавательный интерес к народам Севера
-обогащать словарный запас детей новыми словами (названия народов Севера, чум, яранга, иглу, нарты)
Воспитательные:
-воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов;
-формировать готовность для совместной деятельности со сверстниками;
Материалы:
-заготовки для аппликации животных из втулок
-глобус
-картинки Арктики и Антарктики
-картинки животных, растений, народов Севера
-заготовки для полярного сияния
-шаблон термометра
Предварительная работа: беседа о животных Арктики и Антарктики.
Ход занятия:
Ребята, посмотрите сколько сегодня к нам пришло гостей, давайте поздороваемся с ними.
Поворачивайтесь ко мне, давайте и мы поприветствуем друг друга. Встаем в круг.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
- «Доброе утро!»
- «Доброе утро!»
- Солнцу и птицам,
- Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становиться
Добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера.
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?
Ответы детей
Воспитатель: Сегодня последний день зимы и завтра наступит какое время года?
Ответы детей
Воспитатель: А какие главные признаки весны вы знаете?
Ответы детей
Воспитатель: Ребята, А вы знаете о том, что на свете есть такие места, где зима длится очень долго, а лето совсем короткое и круглый год там лежит снег? Кто может сказать как называются эти места?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте мы с вами рассмотрим глобус и найдем южный и северный полюса?
Арктика- это северная полярная часть земли. Территория Арктики включает в себя Северно-Ледовитый океан, его острова, а также территории Северной Америки и Евразии. Вдоль Северно-Ледовитого океана на тысячи километров тянется безлесая полоса тундры
Антарктика- это южная полярная область земли. Включает в себя материк Антарктиду и омывается тремя океанами: Тихим, Индийским и Атлантическим. Антарктика переводится, как противоположная Арктике, т.е «антиарктика»
По другому можно сказать, что Арктика, это океан, окруженный сушей, а Антарктика, это суша, окруженная океаном.
Короной снежной с двух сторон
Наш шар прекрасный окружен!
Два полюса, два братика-
Антарктика и Арктика
Вывешиваю Арктику и Антарктику на доску.
Воспитатель: Ребята, вот посмотрите здесь у нас будет Арктика, а здесь Антарктика. И я предлагаю вам совершить виртуальное путешествие в Арктику и Антарктику и узнать чем они похожи, а чем отличаются? А тут мы будем с вами фиксировать сходства и различия. Готовы? Тогда смотрим на экран.
Дети смотрят видео об Арктике и Антарктике.
Воспитатель: Ребята, вы тут поняли где Арктика, а где Антарктика? Есть отличия? Кругом лежит снег, кругом вода, лед, айсберги. Давайте расположим на обоих полюсах снежные пейзажи.
Воспитатель: Ребята, давайте смотреть дальше? Пока нам ничего с вами не понятно.
Дети смотрят видео про температуру.
Воспитатель: Вы запомнили какая температура в Арктике, а какая в Антарктике? Где холоднее? Давайте зафиксируем ее на наших термометрах и расположим на нужные места.
Дети вместе с воспитателем рисуют температуру воздуха в Арктике и Антарктике на термометрах.
Воспитатель: Мы с вами нашли одно различие. Ну что, ребята, отправляемся дальше в путешествие?
Дети смотрят видео про полярное сияние.
Воспитатель: Ребята, в полярных областях нашей планеты Земля можно увидеть одно из самых красивых и масштабных явлений природы-полярное сияние. Его еще называют пазори- т.е зори, возникающие внезапно на небе обычно с осени по весну и наблюдать их можно с вечера и до утра. Сначала по небу разливается белый цвет, потом он начинает розоветь и постепенно играет всеми цветами радуги. Поскольку у Земли два магнитных полюса, то полярные сияния наблюдаются и в Арктике и в Антарктике. И я вам предлагаю сделать полярное сияние и расположить их на наших двух полюсах.
Дети изготавливают полярное сияние.
Воспитатель: Ребята, все готовы? Продолжаем наше путешествие. Давайте посмотрим, что мы еще с вами узнаем нового?
Дети смотрят видео про народы севера и экспедиции.
Воспитатель: Ребята, ну что вы узнали где живут люди? А где люди приезжают только на экспедиции? Давайте с вами расположим картинки народов севера к Арктике, а картинку экспедиции к Антарктике.
Ребята, я хочу вам рассказать о народах Севера. Мы уже с вами сказали, что вдоль Северно-Ледовитого океана тянется большая полоса тундры, именно здесь и живут много разных северных народов: ненцы, якуты, чукчи, саами, долганы, эскимосы и др.
Жители Севера занимаются оленеводством, рыболовством.
Живут они в домах, построенных на скорую руку. Например, эскимосы живут в снежных домах – иглу. Они строят их из снежных блоков в форме полусферы. Затем внутрь помещают жировую лампу, снег начинает подтаивать, и вся поверхность стен покрывается крепким льдом. Остаётся только развесить шкуры и можно жить.
Эвенки, ненцы живут в чумах из жердей, покрытых оленьими шкурами и берестой. Посреди чума разжигается костёр, для приготовления пищи и обогрева, дым от костра выходит, через специальное отверстие в центре чума. Но, когда огонь гаснет, в чуме становится очень холодно, поэтому в чумах спят одетыми, либо в тёплых меховых мешках.
Яранга национальное жилище чукчей. Он схож с чумом, но яранга делится на две зоны – холодную у входа и тёплую, за пологом из оленьих шкур. В тёплой спят и готовят еду, она освещается жировой лампой. А в холодной зоне, у входа, хранятся вещи, припасы, заготовки на зиму.
Чтобы не замерзнуть жители тундры шьют себе теплую одежду из оленей шкуры и украшают ее разными красивыми узорами, тесьмой, бусами.
Все северные народы ведут кочевой образ жизни. Это значит, что они живут не на одном месте, а постоянно передвигаются. Дома жителей Севера именно поэтому легко разбираются и собираются. И помогают им в этом, в первую очередь олени и запрягают их санями, которые называются нарты.
Но жители Севера не только все время работают и передвигаются от места к месту. Они очень любят играть и отдыхать. На праздниках они играют в народные игры и я предлагаю вам тоже немного отдохнуть и поиграть.
У народов Севера на празднике самым главным человеком является шаман. Вы хотите поиграть с шаманом?
Приглашаем всех в круг. Дети делают большой круг. Выбираем «шамана» Правила игры. Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры. ( все вместе повторяем слова)
«У шамана дом большой
Он сидит, глядит в окно
Олень по тундре бежит
И копытцами стучит
Тук, тук, тук дверь отвари
И за шаманом повтори» (ребенок шаман повторяет ритм в бубен), игра повторяется 3-4раза.
Воспитатель: Отдохнули, ребята? Отправляемся в путь дальше.
Дети смотрят видео про растительность Арктики и Антарктики.
Воспитатель: Ребята, что узнали из этого видео? Что растет в Арктике и Антарктике? В основном это мхи и лишайники, на Севере растет ягель, им питается Северный олень. В Антарктике водоросли. Давайте с вами расположим растения.
Ребята, наше путешествие подходит к концу. Давайте посмотрим последнее видео и узнаем о чем нам расскажут там?
Дети смотрят видео о животных Арктики и Антарктики и узнают, что главное животное Арктики это медведь, а Антарктики это пингвины.
Воспитатель: Ребята, что вы узнали из видео? Какие животные живут в Арктике? Какое главное животное? Давайте их расположим на нашем листе? Какие в Антарктике? Какое главное животное? Давайте и их расположим.
Ребята, я вам предлагаю на память о нашем путешествии сделать пингвина или белого медведя. Выбирайте кого хотите сделать.
Дети из втулок изготавливают медведя и пингвина.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Давайте посмотрим на наши листы с Арктикой и Антарктикой и обсудим чем же они похожи, а чем отличаются?