Просмотр содержимого документа
«Советы логопеда родителям старших дошкольников по обучению чтению»
Обучение грамоте детей дошкольного возраста
В настоящее время обучение грамоте детей дошкольного возраста приобретает статус социального заказа. Родители хотят научить читать своих подрастающих детей. Считается, что при приеме в гимназии, лицеи и школы предпочтение отдается читающим дошкольникам. Все меньше родителей, которые думают, что не стоит учить детей читать до школы.
Многие современные ученые считают, что дошкольники готовы к обучению грамоте уже к четырем годам. Именно период с четырех до пяти лет считают периодом «языковой одаренности», когда дети особенно восприимчивы к звуковой стороне речи. Некоторые психологи настаивают на том, что научение детей грамоте можно и необходимо перенести из младшего школьного в дошкольный возраст и сделать обязанностью дошкольного обучения. При этом следует отметить, что нельзя начинать обучение грамоте ребенка двух-трех лет, когда его мозг еще не созрел для этого.
Обучение грамоте возможно при наличии следующих условий:
Ребенок должен хотеть научиться читать, он должен быть психологически готов к обучению грамоте, у него должны быть достаточно развиты зрительное и слуховое внимание, мышление, память, устная речь, пальцевая моторика;
Обучение следует проводить с использованием игровых методик, ориентируясь на игру как на основную форму деятельности дошкольника, так как именно игра наиболее доступна, понятна и интересна дошкольникам;
Необходимо учитывать особенности мышления и восприятия дошкольника, следует включать в занятия задания по конструированию букв из палочек, природного материала (камешков, желудей, каштанов), по лепке букв из теста и пластилина;
Обучение должно проходить на положительном эмоциональном фоне, без какого бы то ни было давления, насилия, выражения взрослым своего недовольства и разочарования, если ребенок в чем-то не оправдал его ожиданий.
Родителям следует помнить, что при обучении грамоте детей дошкольного возраста буквы следует называть как звуки: не [эр], а [р], не [ша], а [ш], не [вэ], а [в].
Следует учесть, что приступать к обучению грамоте надо только в том случае, если устная речь ребенка достаточно развита. Если же речь дошкольника изобилует аграмматизмами или дефектами звукопроизношения, следует в первую очередь заняться ее исправлением.
Только учитывая все условия, можно достигнуть поставленных целей, научить детей читать и подготовить их к успешному обучению в школе.