kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Социальный проект "Сказки Заветлужья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность данного пректа определяется стремлением расширить познания дошкольников об истории родного края, его культуре, традициях, и одновременное обогащение словаря дошкольников, развитие связной речи посредством сказок родного края.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Социальный проект "Сказки Заветлужья"»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение д/с «Звёздочка»














Социальный проект «Сказки Заветлужья»





Выполнила:

учитель-логопед Манина Н. А.



























г. Шахунья


Информационная карта.



Наименование проекта

« Сказки Заветлужья»

Автор проекта

учитель – логопед Манина Н. А.


Обоснование актуальности и социальной значимости проекта

Дети старшей группы нашего детского сада посетили краеведческий музей, где детей познакомили со сказками и легендами Заветлужья. Экскурсия настолько заинтересовала детей, что они захотели больше узнать об истории родного края, традициях и быте родных мест. Желания детей замотивировало нас - педагогов (воспитателя старшей группы и учителя – логопеда) продолжить знакомство со сказками родного края с помощью проектной деятельности.

Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Особенность сказки состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью. Сказка - интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний.

Актуальность настоящего проекта определяется стремлением

расширить познания дошкольников об истории родного края, его культуре, традициях, обычаях местных жителей и одновременное обогащение словаря дошкольников, развитие связной речи средствами сказок Заветлужья.


Цели и задачи проекта

Цель: Повысить уровень познавательного, личностного и речевого развития детей.

Задачи:

Обучающие:

1. Формировать интерес к родному краю через знакомство со сказками Заветлужья.

2. Формировать умение детей правильно, точно в соответствии со смыслом употреблять слова и выражения из народных сказок.

3. Расширять словарный запас детей через обогащение представлений детей об окружающем мире посредствам народной сказки.

Развивающие:

1.Развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать и инсценировать небольшие сказки. 2.Способствовать развитию личностных качеств: развивать отзывчивость, терпимость, внимание к людям и взаимопомощь дошкольников посредством сказки.

3.Развивать мотивацию к познавательно - исследовательской деятельности.

4. Развивать интерес детей к истории и культуре родного края.

Воспитательные:

1.Воспитывать патриотические чувства, гордость за родной край.

2.Воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведения народного фольклора.

Методы реализации задач:

1. Поиск информации в специальных источниках.

2. Мониторинг социально – личностного развития детей.

3. Мониторинг развития речи детей.

4. Информационно – образовательная деятельность с детьми и родителями.


Краткая аннотация содержания проекта

Первым шагом работы над проектом «сказки Заветлужья» является постановка проблемы, цели и задач, а также сбор и анализ информации по избранной теме.

Информирование родителей о начале работы над проектом по данной теме. Для этого было проведено родительское собрание, где проходило консультирование и анкетирование. Нацеливание на конструктивное взаимодействие с ребенком и оказание ему необходимой помощи по ходу реализации проекта.

Воспитатель старшей группы провела диагностику детей по социально – личностному развитию, а учитель – логопед диагностику развития словарного запаса и связной речи.

Результаты так же представлены родителям детей.

Вторым шагом является планирование воспитателя старшей группы и учителя – логопеда содержания проекта (занятия, консультации, мероприятия, продукт проекта).

Под руководством педагога дети на бумаге в виде схемы – паутинки выявляют основные блоки работы по проекту с помощью знаков – символов и коротких слов, доступных для чтения детей этого возраста. Эта схема – паутинка будет висеть в группе до окончания деятельности по проекту.

По ходу работы дети возвращаются к ней и определенными значками отмечают пройденный материал.

Воспитателем и учителем – логопедом разработан комплекс занятий по сказкам «Заветлужья». Занятия проходят в три цикла по трем сказкам. Каждый цикл включает в себя: первое занятие

« Слушаем сказку», второе занятие « Рассказываем сказку», третье занятие «Показываем сказку», четвертое занятие цикла «Читаем сказку».

Третий шаг – реализация проекта, включает в себя определение вместе с детьми основных путей по достижению намеченной цели. Эта деятельность предусматривает ответы на следующие вопросы:


Кто это будет делать?

- Дети, воспитатель, логопед.

К кому и куда придется обратиться за помощью?

- К родителям, в библиотеку, в музей.


Какие книги прочитать?

- сказки Заветлужья

Какие принадлежности, предметы пригодятся для реализации?

- Карандаши, клей, фломастеры, картинки, фотографии, ножницы, краски, предметы, которые встречаются в сказках и совершают чудеса.


Реализация намеченного плана проходит через все виды деятельности:

- познавательная

- речевая

- художественно – эстетическая

- игровая.

Шаг четвертый это завершение проекта. Благодарим сказки Заветлужья

- за чудеса, помогающие победить зло;

- за яркие впечатления;

- за радость встреч с интересными героями, вместе с которыми веселились, грустили, озорничали

- за историю родного края;

- за новые слова.

Такой смысл дети вкладывали в свои детские высказывания о встрече со сказками Заветлужья.

Взрослые говорили следующее:

- спасибо сказка за возможность вернуться в детство, почувствовать себя наравне с детьми участником происходящих событий;

- спасибо сказка за помощь в формировании нравственных, патриотических позиций через общение со сказочными героями и ситуации в которые они попадали;

- спасибо сказка за обогащение словаря ребенка новыми выражениями и словами.

Итогом совместной работы стал праздник « Сказка – Волшебница», где дети и родители смогли показать накопленные знания за время реализации проекта.

Так же итоги работы прекрасно смотрелись в книге сказок, созданной детьми и родителями. Родители изготовили театр на нагрудниках и театр на кружках. Совместно родители и дети делали макеты разных сказок Заветлужья.


Срок выполнения проекта

10.02.17 – 28.03.17 (7 недель)





Актуальность темы:

«Человеку важно знать свои корни – отдельному человеку, семье,

народу – тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен,

дороже будет взрастившая нас земля и легче будет почувствовать назначение

и смысл человеческой жизни»

Василий Песков

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей задачей, как педагогов является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; развитие интереса к родным традициям и промыслам; расширение представлений о городе Шахунья; развитие чувства ответственности и гордости за достижения родного края.

В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем станет возможным только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путем, то есть через игру, предметную деятельность, общение, обучение, исследовательскую деятельность и разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной край славен своей историей, традициями, достопримечательностями, лучшими людьми.

Дети старшей группы нашего детского сада посетили краеведческий музей, где детей познакомили со сказками и легендами Заветлужья. Экскурсия настолько заинтересовала детей, что они захотели больше узнать об истории родного края, традиции и быте родных мест. Желания детей замотивировало нас - педагогов (воспитателя старшей группы и учителя – логопеда) продолжить знакомство со сказками родного края с помощью проектной деятельности.

Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя.

Особенность сказки состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью. Сказка - интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний.

К сожалению, сегодня у многих детей к шести годам уровень речевого развития ниже положенной нормы. Уровень передачи эмоциональных состояний недоразвит, словарный запас беден, связная речь находится на низком уровне.

А сказка является отличным средством устранить все эти проблемы. Игра в сказку - способствует активизации разных сторон речи детей: и словаря, и грамматического строя связной речи.

Одной из задач чтения и рассказывания сказки является обогащение словаря ребенка. Ребенок не творит «своего» языка, а путем общения со взрослыми воспринимает родной язык, созданный в течение веков. Слушая сказки, дети запоминают многие слова, выражения, способ их использования и таким путем обогащают свой словарный запас.

Язык сказок очень живописен – в нем много метких сравнении, эпитетов. Поэтому сказка служит одним из самых эффективных методов обогащения словаря образными выражениями.

Кроме того, сказки нашего края имеют своеобразие языка, что тоже окажет положительное влияние на обогащение словаря и связной речи.

Итак, сказки Заветлужья стали одновременно средством знакомства детей с родным краем и средством развития их речи.

Актуальность настоящего проекта определяется стремлением расширить познания дошкольников об истории родного края, его культуре, традициях, обычаях местных жителей и одновременное обогащение словаря дошкольников, развитие связной речи средствами сказок Заветлужья.

Проект подразумевает единение воспитателей старшей группы, учителя – логопеда, детей и родителей, поэтому они должны стать полноправными участниками данного проекта.










































Сбор и анализ информации по избранной проблеме.

Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе. Так, В. Г. Белинский ценил в сказках их народность, национальный характер. Он полагал, что в сказке за фантазией и вымыслом стоит реальная жизнь, действительные социальные отношения. Н. А. Добролюбов считал сказки произведениями, в которых народ выражает свое отношение к жизни, современности. К. Д. Ушинский включил сказки в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок он видел в простоте и непосредственности народного творчества, которые соответствуют свойствам детской психологии.

Сказки – важное воспитательное средство. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

В исследованиях многих авторов (Г.С. Гуменная, Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.) отмечается, что у детей 5 – 6 лет наблюдаются значительные трудности формирования словарного запаса и развития связной речи.

Обогащение словарного запаса являются необходимым условием для развития коммуникативных умений детей.

Формирование словаря и связной речи, с одной стороны, выполняет развивающую функцию для познавательной деятельности. А с другой стороны, значение слова в процессе развития ребенка совершенствуется по своему строению и в отношении той системы психических процессов, которые стоят за словом.

По признанию многих специалистов (Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская и др.), основополагающим направлением работы с детьми старшего дошкольного возраста является развитие словарного запаса и связной речи. Это необходимо для наиболее адекватного восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной монологической речи, а, следовательно, богатого активного словаря ребенка.

Применение современных технологий сказкотерапии занимает особое место в системе работы по формированию словаря и связной речи детей старшего дошкольного возраста. В системе работы комплексное целенаправленное использование такого средства, как сказка, повышает уровень развития лексической стороны речи детей, так как сказка способствует формированию и развитию основных компонентов языковой системы, из-за недоразвития которых обусловлены трудности детей в овладении словарем.

Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, тексты сказок помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной монологической речи, и, следовательно, расширяют словарный запас.

В нашей стране, в Санкт-Петербурге открыт первый Институт сказкотерапии. Ректор Института – Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева – доктор психологии, сказкотерапевт. Огромный вклад в разработку данного метода внесла Т. М. Грабенко–логопед, игротерапевт, ведущий сотрудник Института сказкотерапии. Н. Погосова отмечает, что тексты сказок расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной монологической речи.

Методологические основы.

Изучение специальной логопедической литературы по развитию словарного запаса и связной речи детей базировалось на исследованиях Г.С. Гуменной, Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелевой, Г.В. Чиркиной, С.Н. Шаховской и др.

Изучение роли сказки в развитии детей старшего дошкольного возраста происходило при исследовании работ таких ученых, как Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко, М. А. Поваляева, Д. Ю. Соколов, О. В. Защиринская, С. А. Черняева, Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская, О.А. Шорохова, Н. Погосова и многих других.

















































Реализация плана действий проекта


Этапы реализации проекта

Этапы

Содержание

Сроки

Этап №1

подготовительный

выявление проблемы;

формирование цели и задач;

подбор методической литературы;

разработка проекта


10.02.17 – 17.02.17


Этап №2

практический


Выполнение проекта: практическая деятельность

18.02.17 – 20.03.17

Этап №3

презентационный

Итоги работы: защита проекта.

20.03.17 – 23.03.17

Этап № 4

рефлексиционный

Оценка результатов работы по проекту

24.02.17 – 28.03.17


План работы над проектом


Мероприятия

Ответственный

Сроки

1.









2.

Работа с воспитателями

Консультации:

« Создание сказочно – игровой среды в группе»

« Формы и методы работы со сказками»

«Сказкотерапия как метод развития речи детей»

« Театрализованная деятельность как средство преодоления речевых нарушений»



Работа творческой группы

1. Изучение методической литературы по данной теме.

2. Разработка проекта: «Сказки Заветлужья».

Работа с детьми:

1. Диагностика детей по социально – личностному развитию с использованием методик:

«Сюжетные картинки» (Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А.)

« Закончи историю» (Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А.)

«Наблюдение»

2. Диагностика словарного запаса и связной речи детей с помощью методик:

Методика изучения словарного запаса детей М.А. Поваляевой;

Обследование связной речи по Ушаковой, Струниной.


3. Экскурсия в краеведческий музей

« Знакомство со сказками родного края»


4. Первый цикл занятий по сказке

«Лиса и кувшин»:

Первое занятие цикла «Слушаем сказку»

Второе занятие цикла « Рассказываем сказку»

Третье занятие цикла « Показываем сказку»

Четвертое занятие цикла « Читаем сказку»

5. Второй цикл занятий по сказке

«Мужик и медведь»:

Первое занятие цикла « Слушаем сказку»

Второе занятие цикла « Рассказываем сказку»

Третье занятие цикла « Показываем сказку»

Четвертое занятие цикла « Читаем сказку»

6. Третий цикл занятий по сказке

«Заяц – хваста»:

Первое занятие цикла « Слушаем сказку»

Второе занятие цикла « Рассказываем сказку»

Третье занятие цикла « Показываем сказку»

Четвертое занятие цикла « Читаем сказку»

7. Аппликация по сказкам

8. Беседы: «Моя любимая сказка»

« Мой любимый сказочный герой»

9. Дидактические игры:

«Сказочные герои»

«Угадай что за сказка»

«Наряди героя сказки»

«Назови сказку»

«Что лишнее»

«Узнай сказочного героя по мимике и жестам»

« Изобразим сказку символом»

10. Изготовление пальчикового, конусного театра по сказкам

11. Чтение художественной литературы

12. Изготовление макетов сказок (дети совместно с родителями)

13 . Досуг « Сказка – Волшебница»

(совместное мероприятие с родителями и детьми)





воспитатель старшей

группы

учитель - логопед

учитель - логопед






воспитатель ст. гр.

учитель - логопед







воспитатель старшей группы








учитель – логопед



воспитатели стар. гр.

учитель – логопед



воспитатель ст. гр.

учитель – логопед






воспитатель ст. гр.

учитель – логопед






воспитатель ст. гр.

учитель – логопед





воспитатель ст. гр.

воспитатель ст.гр.



воспитатель ст. гр.

учитель – логопед




воспитатель


воспитатель



воспитатель ст. гр.

учитель - логопед





18.02.17 – 25.02.17









10.02.17 – 17.02.17




18.02.17 – 21.02.17







21.02.17 – 24.02.17








10.02.17


3.03.17 – 7.03.17






10.03.17 – 14.03.17





17.03.17 – 21.03.17






13.03.17

18.03.17

19.03.17


18.02.17 – 20.03.17






11.03.17 – 20.03.17

18.02.17 – 20.03.17



20.03.17

3.

Работа с родителями:

1. Консультации для родителей:

« Использование элементов сказкотерапии в работе с дошкольниками»

« Игры в сказкотерапии»

« Сказочная куклотерапия»

2. Творческая мастерская:

« Куклотерапия»

(обучение изготовлению кукол для сказок)

3. Анкетирование родителей

4. Досуг « Сказка – Волшебница»

(совместное мероприятие с родителями и детьми)

5. Изготовление макетов сказок, театр на кружках, театр на нагрудниках.



учитель – логопед


учитель – логопед

воспитатель стар.гр.


воспитатель стар.гр.


учитель – логопед

учитель – логопед,

воспитатель стар.гр.






18.02.17 – 27.02.17





19.02.17


19.02.17




11.03.17– 20.03.17

4.

Оборудование и пополнение развивающей среды:

1. Пополнение театральных уголков в группе:

пальчиковый театр;

куклы – марионетки;

театр на нагрудниках и кружках

2. Изготовление пальчикового театра для кабинета логопеда.




воспитатель старшей группы


учитель - логопед




18.02.17 – 20.03.17


5. Ожидаемые результаты проекта.

Дети умеют связно и последовательно пересказывать и инсценировать небольшие сказки.

Развивалась отзывчивость, терпимость, внимание к людям и взаимопомощь дошкольников посредством сказки. Наблюдалась положительная мотивация к познавательно – исследовательской деятельности, а так же интерес детей к истории родного края.

Дети умеют правильно и точно употреблять слова и выражения из народных сказок.

Расширен словарный запас детей через обогащение представлений об окружающем мире посредствам народных сказок.

Дошкольники проявили патриотические чувства и гордость за свой край.


Продукт проекта:

Методическая разработка конспектов занятий по сказкам Заветлужья.

Изготовление макетов сказок, конусного театра, театра на кружках, театра на нагрудниках.

Создание книги сказок собственного сочинения.
























Анализ результатов, влияющих на реализацию проекта:

После реализации проекта у детей старшей группы сформировался интерес к родному краю через знакомство со сказками Заветлужья. Дети стали наиболее правильно, точно в соответствии со смыслом употреблять слова и выражения из народных сказок. Увеличился уровень словарного запаса детей через обогащение представлений об окружающем мире посредствам народной сказки.

Дети связно, последовательно и выразительно пересказывали и инсценировали небольшие сказки.

Прослеживалась мотивация к познавательно - исследовательской деятельности и интерес детей к истории и культуре родного края.

У детей проявились патриотические чувства и гордость за родной край. Дети стали эмоционально отзывчивыми на произведения народного фольклора.

Создана единая воспитывающая среда в детском саду и дома.

Установление эмоционально - положительного климата в группе и сотрудничества ребенка, педагога и родителей, обеспечивающей гармонию взаимоотношений ДОУ и семьи.

   Эта проектная деятельность активизировала нашу работу по приобретению новых знаний и умений. Она привела к положительным сдвигам в целом ряде областей:

- интеграции детской деятельности;

- расширение кругозора;

- овладение детьми общественно-историческим опытом предыдущих поколений родного края через сказку;

- увеличение форм и методов педагогической деятельности.

Результатом проекта явилось повышение познавательного, личностного и речевого развития детей старшей группы средствами сказки.

Так же результатом проекта «Сказки Заветлужья» стала книга своих неповторимых сказок, созданная детьми и их родителями.

Ребенок, прошедший через реализацию проекта:

- осознает ценности природы и истории родного края; знает и любит свой город, имеет интерес к тому, что его непосредственно окружает;

- умеет эмоционально откликаться на художественные произведения и выражать отношение к ним в чувствах и настроении;

- имеет богатый словарный запас, умеет свободно пользоваться речью;


Оценка результатов:

1. Для оценки эффективности данного проекта по личностному и речевому развитию детей  провести диагностику в начале и конце работы,  используя соответствующие методики.

2. По окончании проекта проведено анкетирование родителей по оценке эффективности проекта.













Фотографии, освещающие процесс реализации проекта.


Работа с родителями


Творческая мастерская: «Куклотерапия»





Родительское собрание на тему: «Использование сказкотерапии в работе с детьми»

Анкетирование









Работа с детьми


Дидактические игры















Изготовление пальчикового театра по сказкам




Аппликации по сказкам







Изготовление макетов сказок



















Театр на нагрудниках

Иллюстрации к книге сказок


































Играем в сказку





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Социальный проект "Сказки Заветлужья"

Автор: Манина Надежда Анатольевна

Дата: 08.09.2018

Номер свидетельства: 477327


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства