Образовательный процесс при реализации модели предшкольного образования в форме группы кратковременного пребывания детей, отличается от сопровождения в традиционной дошкольной образовательной модели несколькими существенными особенностями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Социализация обучающихся в предшкольной группы»
Социализации обучающихся предшкольной группы «Думаем, играем» педагог дополнительного образования Коломиец Валентина Эдкаровна
Образовательный процесс при реализации модели предшкольного образования в форме группы кратковременного пребывания детей, отличается от сопровождения в традиционной дошкольной образовательной модели несколькими существенными особенностями.
Основные из них:
1.Низкая социальная компетентность детей, посещающих группу предшкольной подготовки. Отсутствие у них полноценного опыта общения со сверстниками.
2.Разноуровневая готовность детей к обучению в школе.
3.Ограниченное время пребывания ребёнка в стенах образовательного учреждения.
Последняя особенность диктует необходимость сосредоточить свою деятельность на тех направлениях, которые в наибольшей степени представляют зону риска для полноценного развития ребёнка и могут препятствовать достижению главных целей предшкольного образования - сохранению психического и физического здоровья детей и обеспечению их достаточными стартовыми возможностями при поступлении в первый класс.
В качестве приоритетных направлений образовательного процесса выбраны следующие:
1) оказание помощи детям в адаптации и социализации;
2) диагностика уровня психического развития детей и отслеживание динамики развития;
3) проведение коррекционно-развивающей работы по итогам диагностики,
4) консультирование родителей по актуальным проблемам образовательного процесса;
Необходимость оказания педагогической помощи детям группы предшкольного образования в адаптации и социализации обусловлена трудностями протекания у них этих процессов по ряду наиболее распространённых причин:
- неблагоприятная социально-педагогическая ситуация развития ребёнка в семье;
- некоторые психофизиологические и личностные особенности детей: гиперактивность, эмоциональная лабильность, повышенная тревожность и другие.
Работа на этом этапе заключается в наблюдении за поведением детей, сборе сведений о социальной ситуации в семье и особенностях раннего развития дошкольников, проведении лаконичной диагностики и определении на основании полученных данных степени эмоционального и социального неблагополучия детей, специфики имеющихся у них нарушений, препятствующих успешному протеканию процессов адаптации и социализации.
В результате наблюдения за совместной деятельностью педагога и детей, из бесед с родителями часто выявляется, что дети вступают в контакт только при непосредственном обращении к ним, играют в одиночку, испытывают трудности в налаживании отношений между собой, у многих снижен фон настроения.
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом становления личности ребенка. Для проведения диагностики эмоционально-личностной сферы, в качестве диагностического инструмента использовались следующие методики:
- «Лесенка» (исследование самооценки):
- «Цветовой тест Люшера» (выявление степени выраженности стресса);
- «Рукавички» (выявление умения понять сверстника, договориться с ним и выполнить общее задание);
- Методика М.Гинзбурга
- Тест «Два домика», «Рисунок школы» (выявление страхов относительно школы);
- Отношение к сверстникам;
- Отношение к чужому взрослому
В начале года, как правило, анализ результатов теста тревожности демонстрирует, что у многих детей высокий индекс тревожности, это прослеживается в ситуациях ребенок-ребенок, ребенок-взрослый. Из чего следует вывод: у детей имеются трудности в налаживании взаимоотношений с взрослыми и детьми, есть наличие страхов. У некоторых детей занижена самооценка. Такие дети имеют нарушения в эмоционально-личностной сфере. Возникает острая необходимость помочь детям справиться со своими переживаниями, научиться различать свои эмоциональные ощущения, распознавать свое настроение и настроение других.
С выявленными детьми проводились занятия в форме тренинга по социальному и эмоциональному развитию, в рамках которого решались следующие задачи:
- расширение опыта общения детей со сверстниками;
- снижение степени эмоционального напряжения;
- обучение навыкам сотрудничества при решении проблемных ситуаций.
- умения выражать свои чувства и принимать во внимание чувства другого.
Форма тренинга, проводимая В.Э. Коломиец представляет широкие возможности для адаптации и социализации детей, обеспечивая каждому ребёнку безоценочное принятие, активное участие в обсуждении и проигрывании разных актуальных ситуаций, расширяет коммуникативный опыт детей за счёт того, что у них есть возможность видеть разные модели поведения себя и других участников, выбирать из них те, что отвечают личным потребностям.
В программе предшкольной группы «Думаем, играем» раздел «Познаю себя» предполагает овладение элементарными умениями определять свое и чужое эмоциональное состояние, проявлять внимание к эмоциональному состоянию других. Для преодоления выше перечисленных трудностей педагог создаёт благоприятную атмосферу на занятиях, проявляет симпатию и теплоту к детям, доброжелательно избегает отрицательных оценок, обращает внимание детей на удачные находки, принимает любые работы, независимо от их качества. Положительным моментом в работе педагога является целый ряд рефлексивных заданий, на которых дети проговаривают свои чувства, проигрывают ситуации, где оценивают свои поступки и поступки окружающих.
Для сплочения детского коллектива Валентина Эдкаровна предлагает игры и упражнения, направленные на знакомство друг с другом, создание положительных эмоций
- в первом полугодии: «Ласковое имя», «Представь свое имя в движении», «Представься с помощью куклы». «Жмурки», «Ракета», «Бип», «Ритм по кругу »:
- во втором полугодии: «Коллективная сказка», «Я люблю своих соседей», «Пчёлы и Змеи», «Коллективный портрет группы», «Сказкотерапия»
Данные упражнения и игры позволяют детям установить контакт, вызвать положительные эмоции, сформировать начальные чувства группового единства, снимают напряжение и неуверенность.
Важной составляющей в социально-личностной сфере ребенка является игровой час. С его помощью решаются задачи взаимопонимания детей и взрослого, развиваются навыки общения со сверстниками, корректируются типичные эмоциональные и личностные дисгармонии. Эти часы помогают адаптации детей к новой социальной роли.
В рамках игрового часа активно используется психогимнастика с элементами касательной терапии, релаксацию. Через тактильный контакт дошкольники выражают свое внутреннее состояние, отношение к другому человеку и рассчитывают получить ответ. Такие игры способствуют сближению детей, создают ощущение психологической безопасности, доверия и комфорта.
Социализация обучающихся происходит через налаживание контактов с родителями, поскольку большая часть трудностей имеет в своей основе нарушение детско-родительских отношений. Чтобы работа в данном направлении была наиболее эффективной, она ведётся в нескольких направлениях: родительские собрания, консультации для родителей, тренинги на проигрывании ситуаций.
Контрольная диагностика в конце года и наблюдение за детьми в течение года подтверждают эффективность проводимых мероприятий для большинства детей. Например, при выполнении задания но тесту «Рукавички» (выходная диагностика) все обучающиеся, в той или иной степени, демонстрируют умения сотрудничать со сверстником, при проведении первичной диагностики таковых от 11,1 до max 27,7%.
Наблюдение за детьми в игровых ситуациях позволяют зафиксировать положительные изменения поведения: становятся более общительными, легче вступают в контакты со сверстниками, чаще находят общие игровые и познавательные интересы. Есть и исключения, когда тренинга недостаточно для устранения трудностей, мешающих налаживанию игровых контактов со сверстниками. Понадобилось сотрудничество с родителями ребенка с целью оказания влияния на стиль семейного воспитания для более конструктивной воспитательной позиции по отношению к нему.
Работа в данном направлении, способствует профилактике социальной дезадаптации на этапе обучения ребёнка в школе.
Второе направление - осуществление диагностической работы - позволяет выявить уровень психического развития каждого ребёнка, проследить динамику в развитии базовых психических функций, вовремя оказывать помощь нуждающимся в ней детям. Наконец, контрольная диагностика выявляет степень готовности детей к обучению в школе.