Просмотр содержимого документа
«Социализация детей посредством праздников-сюрпризов»
«Социализация детей посредством праздников -сюрпризов»
В ФГОС ДО (пункт 3.2.5) написано, что условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей соответствующей специфики дошкольного возраста, предполагают обеспечение эмоционального благополучия через:
Непосредственное общение с каждым ребенком;
Уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям.
В Основной образовательной программе нашего ДОУ также особое значение придается обеспечению эмоционального благополучия детей для их эффективного развития и обучения. Особенно актуально это в раннем возрасте, в период адаптации ребёнка к детскому саду.
Основная задача в адаптационный период- формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в совместной деятельности. Решению этих задач способствуют праздники – сюрпризы. Они имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающие и расслабляющие действия. Главная цель: на доступном для детей данного возраста уровне создать атмосферу равных прав. Полученный от воспитателя сюрприз (ленточка, камешек, снежинка…) показывает ребёнку, что здесь его также ценят и любят, как других, и что у него равные с ними права. А когда дети адаптированы к ДОУ, праздники-сюрпризы снимают монотонность детской жизни.
В образовательном процессе в период адаптации используем различные виды праздников сюрпризов:
1. Маленькие праздники с играми, плясками и песнями. Это «Праздник птичек- свистулек», «Шумный праздник», «Праздник танца». Воспитатель в волшебном мешочке приносит различный раздаточный материал (ленточки, шумелки, платочки, погремушки…), раздаёт каждому малышу, называет его по имени (Эта ленточка Тане, Эта - Ване…). Затем показывает, как можно действовать с этим предметом и предлагает поиграть с ним под музыку.
Например, «Шумный праздник». Воспитатель вместе с родителями изготавливает шумелки — барабанчики (из коробочек). Складывает их в сундучок или волшебный мешочек и вносит в группу, когда там находятся все дети. Вместе открывают крышку и достаёт игрушки, приговаривая: «Этот барабанчик — Вике», Этот — Мирону...». Затем рассматривают игрушку, воспитатель показывает, что нужно сделать, чтобы барабанчик заиграл. Дети повторяют движения. Затем включается музыка, и дети выполняют движения по показу воспитателя — танец игра «Мы едим-едем».
2. Праздники – сюрпризы. Воспитатель на глазах у детей изготавливает несложную поделку – игрушку (бабочку из фантика, лодочку из бумаги, осенний листочек, снежинку…), и каждый ребенок получает в подарок персональную игрушку, такую же, как у других детей.
Например, «Праздник разноцветных ленточек».
Вносим в группу волшебный мешочек, где лежат ленточки разного цвета. Предлагаем на ощупь определить, что находится в мешочке. Затем открываем его, достаём ленточки и приговариваем «Кому красную ленточку? Саше!». Когда все ленточки раздали, предлагаем поиграть с ними (поднять вверх и помахать, покружиться, перепрыгнуть…). После игры воспитатель дарит ленточки детям.
Эти праздники проводим раз в неделю. У нас составлен перспективный план , есть картотека таких праздников.
Таким образом, праздники-сюрпризы формируют эмоциональный контакт, доверие детей к воспитателю. И на доступном для детей данного возраста уровне создают атмосферу равных прав: каждый ребёнок интересен воспитателю, каждого он любит и уважает. В целом, это обеспечивает эмоциональное благополучие ребёнка и облегчает процесс адаптации к ДОУ.