"Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста посредством метода моделирования и дидактических игр".
"Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста посредством метода моделирования и дидактических игр".
В данном материале обобщен педагогический опыт по теме: "Социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста посредством метода моделирования и дидактических игр".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста посредством метода моделирования и дидактических игр".»
Обобщение педагогического опыта
Тема инновационной работы:
«Социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста посредством метода моделирования и дидактических игр».
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Сегодня проблема социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста все чаще обсуждается в обществе и является одной из наиболее актуальных проблем современных научно-практических дискуссий. Социально-коммуникативное развитие дошкольника необходимо рассматривать как результат влияния многих факторов, как внутренних, так и внешних. К внешним факторам можно отнести систему норм, правил и требований общества и ближайшего окружения ребенка. А внутренним фактором выступает процесс, идущий в соответствии с внутренними предпосылками: возрастными и функциональными возможностями ребенка, благодаря которым осуществляется отбор, принятие и присвоение ценностного содержания. В ФГОС ДО в целевых ориентирах прописано, что на этапе дошкольного образования ребенок должен пытаться самостоятельно объяснять поступки людей, обладать начальными знаниями о социальном мире, в котором живет, быть способным к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения, соблюдать правила безопасного поведения.
Поэтому формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности в условиях ДОУ осуществляется в современной модели построения образовательного процесса совместной деятельности детей и взрослых. Только сочетание возрастного и индивидуального подходов в воспитании и обучении детей может обеспечить их эмоциональное благополучие и полноценное психическое развитие.
Таким образом, необходимость формирования у детей модели безопасного поведения, позволяющей действовать адекватно в конкретной реальной опасной ситуации, и послужило выбору темы моей работы по инновационному направлению «Социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста посредством метода моделирования и дидактических игр».
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Прежде чем приступить к инновационной деятельности с детьми, мною были изучены различные методические рекомендации по организации и проведению занятий и совместной деятельности детей других педагогов дошкольных образовательных организаций, научно-педагогические разработки, электронные ресурсы.
Для себя я определила основные направления работы по инновационному направлению:
– формирование у детей основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;
– развитие навыков моделирования;
активизация познавательной деятельности и развитие речи посредством моделирования и дидактических игр;
развитие мышления, установление причинно-следственных связей;
развитие коммуникативных способностей.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей осуществляется через интеграцию образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие». Для формирования навыков безопасного поведения дошкольников мною была создана предметно – развивающая среда. В группе оборудован«Уголок безопасности», где дети могут познакомиться с разным материалом по основам безопасности (альбомы «Правила поведения в природе», «Огонь - наш враг и наш друг», «Правила пешехода», набор моделей различных ситуаций для бесед с дошкольниками), детские рисунки, настольно-печатные игры, картины, наборы иллюстраций, художественная литература, диски «Уроки безопасности. Смешарики», сборники стихов, загадок, атрибуты к сюжетно-ролевым играм
« Юные пожарные», «Шоферы».
Следовательно, мне хочется видеть своих воспитанников любознательными, общительными, воспитанными, эмоциональной отзывчивости личностями.
Ведущая педагогическая идея: «Формирование личностиспособной к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения и соблюдая правила безопасного поведения ».
Теоретическую базу опыта составляют:
- Детство: примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «Детство-Пресс», 2014.—352 с.
- Программа по социально-коммуникативному развитию дошкольников «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста». Авторы: Р. Б. Стеркина, Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева.- ООО «Детство-Пресс», 2016.—144 с.
- Новицкая В. А., Римашевкая Л. С., Хромцова Т. Г. Правила поведения в природе для дошкольников: Методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
- Наглядно-дидактические пособия «Правила поведения на дороге», «Пожарная безопасность», «Правила поведения в природе», «Правила безопасности дома» и др.
- Педагогические проекты по социально-коммуникативному развитию педагогов МДОУ «Детский сад № 44».
- Беседы об основах безопасности с детьми 5 – 8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.- 80 с.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Принципы реализации инновационного опыта: принцип последовательности; принцип наглядности; принцип доступности; принцип учёта индивидуальных особенностей, принцип интегрированного подхода.
Методы инновационной работы:
изучение соответствующей литературы, накопленного опыта по теме инновационной работы;
наглядно-практические, словесные, практические;
мониторинг освоения программного материала по данному направлению;
метод проектной деятельности;
проблемные ситуации;
наблюдение.
игровые.
Приемы: педагогическая оценка, поощрения, беседы, рассказ, разъяснение, показ, образец, рисунок, сюрпризный момент и др.
Средства реализации:
- создание развивающей предметно-игровой среды в группе;
Средства обучения – схемы моделей, ТСО, разнообразные виды деятельности (игровая, учебная, художественная, трудовая), игрушки, наглядные пособия, атрибуты по ПДД и макеты улиц, светоотражающие жилеты, подвески.
Формы организации образовательного процесса: занятия (составление моделей), дидактические и подвижные игры, физкультминутка, целевая прогулка, наблюдения, экскурсии, развлечения.
Формирование навыков безопасности – непрерывный, систематический процесс, начинающийся с раннего возраста и продолжающийся в системе дошкольного и школьного образования. Содержание работы с детьми по правилам безопасногоповедения затрагивает все виды опасностей окружающего мира, поэтому работа с детьми должна носить комплексный характер.
Наиболее эффективной формой ознакомления дошкольников с основами безопасности является игра. Разнообразные по содержанию и форме игры, вводят ребёнка в круг реальных жизненных явлений, обеспечивая непреднамеренное освоение социального опыта взрослых: знаний, способов действия, моральных норм и правил поведения, оценок и суждений. В играх дошкольники воспроизводят всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Возможность обучать дошкольников посредством активной интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр. Активное участие в игре зависит от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются её обучающей задачей. Это побуждает дошкольника быть внимательным, запоминать, классифицировать, уточнять свои знания. По разным разделам использовала различные дидактические игры. Например, игра «Вызови пожарных» закрепляет умения правильно вызвать пожарных, т. е. закрепляет знания номера телефона пожарной службы, умение четко произносить свой домашний адрес, имя и фамилию. Д/и «Не всякому грибу место в лукошке» закрепляет знания детей о том, что грибы бывают съедобные и несъедобные и о том, как нужно собирать грибы, (не нарушая грибницы). А дидактические игры «Светофор», «Собери знак» и «Дорожные знаки» и др. помогают лучше усвоить правила дорожного движения. (Приложение 1)
Для обучения детей основам безопасности я применяла в ходе образовательного процесса различные игры, стихи, рассказы и сказки, где герои нарушали правила безопасности жизнедеятельности, затем обсуждались вопросы безопасного поведения или вовлекала детей в активные игры, которые помогали лучше осознать опасности и научиться избегать их. Например, дети изучали, как правильно вести себя дома, когда остаются одни. Благодаря обыгрыванию ситуации «Один дома», у дошкольников сформировалось представление о том, что нельзя открывать двери постороннему. В беседе «Электроприборы могут стать причиной пожара» закрепляли знания о мерах пожарной безопасности. В процессе работы у каждого ребенка появилось уважение к труду пожарных. Дети узнали, как уберечь себя от ожогов, так же узнали, что солнечный ожог может принести не меньше неприятностей, чем ожог огня. Благодаря практическим играм, научились оказывать первую помощь при ожогах.
Рассматривая игровую ситуацию «Опасные места на пешеходном переходе» у дошкольников сформировалось представление об опасных ситуациях на дороге и правилах поведения в них. Игра «Весёлый жезл» обобщает представления детей о правилах поведения пешеходов на улице; активизирует знания, речь, память, мышление.
Развлечение «Правила дорожного движения знать должны все без исключения» закрепляет знание правил дорожного движения и знание дорожных знаков.
Вместе с детьми рассматривали иллюстрации из альбома «Безопасность», выясняли, где дети поступили правильно, а где нарушили правила. Учились разбираться в ситуации, которая несёт в себе опасность, правильно реагировать в таких случаях. Рассматривая буклет «Природа и человек», дети познакомились с правилами поведения в природе, после чего самостоятельно смогли сделать выводы о том, что нельзя разорять птичьи гнёзда, муравейники, рвать полевые цветы, уносить из леса домой животных, вырезать надписи на деревьях, мусорить и разбивать стекло в природе, обижать насекомых.
Для лучшего усвоения правил безопасного поведения использовала «минутки безопасности», на которых нужно повторять и закреплять основные моменты соблюдения правил безопасности.
В работе так же использовала метод моделирования, так как модели способны точно передать опасные ситуации, природоохранные знаки и символы. Дети их хорошо запоминают, ориентируются по ним, умеют рассказать по ним определенное правило. Модель может определить и поступок человека в той или иной ситуации, учит быть ребенка более самостоятельным и независимым. Мною разработано много схем-моделей, направленных для изучения опасных ситуаций. При помощи картинок и моделей я закрепляла знания у детей о поведении на улице, на дороге, водоемах, в природе, в быту. Беседуя с детьми, старалась воспитывать уважительное, дружеское и заботливое отношение друг к другу. (Приложение 2)
Организовала экскурсию с детьмив детскую библиотеку им. К. И. Чуковского, где в рамках акции «Безопасная дорога»дошкольникам была предложена занимательная викторина о правилах дорожного движения. Благодаря систематической работе по изучению правил дорожного движения дети показали знания грамотных пешеходов.
Мои воспитанники активно участвовали в городских и республиканских конкурсах по безопасности дорожного движения, где заняли призовые места.
К данной проблеме старалась привлечь и родителей, которые должны в домашних условиях проводить беседы со своими детьми о безопасности. Родителям были представлены различные памятки и буклеты. В информационных уголках и на сайте детского сада размещала консультации: «Азбука дорожной безопасности», «Безопасность детей на улицах города», «Безопасность ребёнка дома»; «Огонь и дети» и др. Были проведены родительские собрания с участием сотрудников ГИБДД, цель которых повысить культуру безопасного поведения взрослых.
Одним из новых и интересных направлений в моей работе является проектный метод. Таким образом, в 2013-2014 учебном году мною был разработан и внедрен в воспитательно-образовательный процесс проект по социально – коммуникативному направлению для детей дошкольного возраста «Безопасность наших детей через ознакомление с правилами дорожного движения». Цель проекта: создание условий, направленных на усвоение и закрепление знаний детей о правилах дорожного движения. Тип проекта по доминирующей деятельности: познавательный, игровой. Срок реализации проекта: 1 год. В результате проектной деятельности дети приобрели следующие знания и умения: закреплены знания о правилах поведения на улице, дороге, транспорте; сформированы навыки уверенного, безопасного поведения в дорожно – транспортной среде.
А в 2015 году мною был разработан долгосрочный проект в рамках новой инновационной деятельности для детей среднего дошкольного возраста «Сенсорное развитие детей младшего возраста посредством дидактических игр». Цель проекта: формированиесенсорных эталонов и способностей, позволяющих ребёнку всесторонне воспринимать окружающий мир, через использование дидактических игр.
Распространяла свой опыт работы по инновационному направлению на международном портале МААМ.RU ««Наша безопасность в наших руках». Из опыта работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников».
Анализ результативности. Систематическая работа с детьми по обучению правилам безопасности жизнедеятельности дала положительную динамику развития дошкольником в данном направлении. По результатам педагогического мониторинга уровень усвоения знаний составил:
Начало 2013-2014 уч. г.
Конец 2013-2014 уч. г.
Низкий уровень – 23%
Низкий уровень – 10%
Средний уровень – 71%
Средний уровень – 69%
Высокий уровень – 6%
Высокий уровень –21 %
Проводила диагностику по следующим параметрам:
– знание и соблюдение правил поведения на улице, дороге, транспорте, в природе, в быту, при контакте с незнакомыми людьми;
– умение ориентироваться в опасных ситуациях;
– формирование у детей сознательного и ответственного отношения к собственной безопасности и безопасности находящихся вокруг.
Диагностика показала, что с каждым годом знания детей по формированию основ безопасности улучшаются, а это значит, что данная работа проведена не зря. Результаты мониторинга показали, что в результате проведенной работы дошкольники стали более внимательными на дорогах города, в транспорте, в быту, в природе, научились правильно вести себя с незнакомыми людьми, стали больше внимания уделять гигиеническим процедурам, занятиям физкультурой и спортом. Некоторые дети группы начали посещать гимнастический центр, совместно с родителями посещать каток, бассейн, тренироваться в футбольной команде. Родители больше стали задумываться о здоровом и безопасном образе жизни своей семьи, о необходимости его соблюдения не только в детском саду, но и дома.
Результаты мониторинга показали, как возрастает качество знаний и умений, возрастает познавательная активность ребёнка. Большое влияние такое обучение оказало и на развитие речи детей. Видя результаты своей работы, любознательность детей, возрастает желание глубже изучать тему новой инновационной работы, разрабатывать новые методики и внедрять их в практику дошкольного учреждения.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
В процессе становления и внедрения педагогического опыта я столкнулась с некоторыми проблемами – это несоблюдение элементарных правил поведения родителей в определенных ситуациях, несмотря на то, что взрослые являются примером для подражания. Необходимо единство требований семьи и детского сада, обеспечивающих успешную подготовку детей к формированию основ безопасности жизнедеятельности. Целенаправленная работа дала позитивные результаты: у детей появился интерес к изучаемой теме, выработалась потребность в соблюдении правил дорожного движения, целесообразно действовать в сложных ситуациях на дороге, улице и т. д. Родители чаще стали задумываться над своим поведением и соблюдением элементарных правил поведения в определенных ситуациях.
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Результаты, накопленный опыт, полученные в ходе инновационной работы могут быть использованы в педагогической практике воспитателей дошкольных образовательных организаций.