Просмотр содержимого документа
«Состояние развития речи - рассуждения у детей старшего дошкольного возраста в теории и практике дошкольного образования.»
Романова Яна Викторовна
МБДОУ ЦРР – детский сад № 60 г.Ульяновска
Состояние развития речи - рассуждения у детей старшего дошкольного возраста в теории и практике дошкольного образования.
Рассуждение является наиболее сложным типом монологической речи и характеризуется использованием достаточно сложных языковых средств. Основой рассуждения является логическое мышление, отражающее многообразные связи и отношения реального мира; а само рассуждение, по мнению Нечаевой О.А. «характеризуется особыми логическими отношениями между входящими в его состав суждениями», в итоге образуется умозаключение. В своём исследовании О.А.Нечаева обозначила разновидности речи-рассуждения и представила примеры.
В исследованиях отечественных психологов (С. Л. Рубинштейн, А. Р. Лурия) показано, что ребенок рано начинает подмечать элементарные причинные зависимости и делать выводы. Уже к 4 годам у некоторых детей наблюдается понимание причин и следствия явлений. А.В.Запорожец считает, что для построения рассуждений необходимо использовать вопросы, которые бы «не выходили за пределы опыта детей». Именно близость задач детскому опыту обеспечивает успешность рассуждений детей (П.П. Блонский, А.В.Запорожец, Н.Н. Поддьяков, У.В. Ульянкова и др.).
Блонский П.П. исследуя природу возникновения рассуждения у детей, указывал на то, что дети редко самостоятельно прибегают к рассуждению по причине их доверчивости (послушности) и недостаточности опыта. Он отмечал необходимость пополнения опыта детей знаниями, указывая, что «недостаточность опыта дошкольников, отсутствие знаний
о связи тех или иных явлений обычно является одной из основных причин неспособности детей к доказательству».
Развитие понимания причинности связано с наблюдением конкретных ситуаций, объяснением содержания картинок. В старшем дошкольном возрасте дети пользуются простейшими речевыми формами рассуждений, главным образом в виде сложноподчиненного предложения с придаточным причины с союзом «потому что».
Наблюдения за речью детей шести лет показали, что в повседневном общении они пользуются высказываниями, содержащими рассуждения. Частота и характер высказываний зависят от содержания и формы общения воспитателя с детьми, от организации детской деятельности.
Если воспитатель строит общение с детьми на дисциплинарных указаниях, отдельных репликах, не создает проблемных ситуаций в ходе деятельности, то в этом случае, конечно, у них не возникает необходимости рассуждать. Если же поставлена задача доказать какое-то положение, дети высказываются более развернуто. Их рассуждения, как правило, состоят из тезиса и объяснения-доказательства, конкретизирующего общие положения, высказанные в тезисе. Выводы формулируются не всегда.
В рассуждениях дети часто опираются на описание объектов. (Алексеева М.М., Яшина Б.И.). Так, в рассказах о любимой игрушке, в отгадывании загадки они в своих доказательствах широко пользуются описанием. Например, Юля Д. (6 лет): «Моя любимая игрушка – мишка. Его зовут Топтыжка. У него глаза черненькие. Ротик красненький, ушки коричневого цвета. Играю я с ним постоянно. Я с ним гулять хожу, смотрю мультфильмы и даже сплю, когда мне страшно бывает. Вот ещё самое главное, что Топтыжка меня любит. Я же за ним ухаживаю. Он меня никогда не укусит и не обидит, потому что я с ним много играю. Люблю его ещё за то, что мама мне подарила его на день рождения». Ярослав П. (6 лет): «Это загадка про ослика. Он серый как волк. У него ушки немного длинные, как у зайчика. Копыта есть, как у лошадки. Ослик маленький, а лошадка большая».
Для связи частей рассуждения дети употребляют союзы «потому что», «за то», «что», «поэтому». Например, при отгадывании загадки о медведе Рома П. (6 лет) «Это про медведя, потому что он сосет лапу и любит мёд».
Таким образом, даже без специального обучения дети используют при необходимости высказывания типа рассуждений. Трудности при создании таких высказываний обусловлены их структурной сложностью и незнанием детьми специальных языковых средств связи смысловых частей.
Ушакова О.С., Струнина Е.М. отмечают необходимость формирования умений строить разные типы высказываний, в том числе и рассуждение, у детей подготовительной к школе группы. При этом необходимо познакомить детей подготовительной к школе группы со структурой высказывания и способами связи между предложениями и частями высказывания. Они предлагают такие задания, как «Учимся рассуждать» (используются картинки-небылицы), «Составь рассуждение» (на умение располагать аргументы в определенной последовательности).
Задачей работы с детьми является: обучение их целостным связным рассуждениям, состоящим из тезиса, доказательства и выводов; формирование умений вычленять существенные признаки предметов для доказательства выдвинутых тезисов; использовать различные языковые средства для связи смысловых частей («потому что», «так как», «поэтому», «значит», «следовательно»); употреблять при доказательстве слова: «во-первых», «во-вторых»; включать элементы рассуждения в другие типы высказываний.
В своём пособии автор раскрывает лингвистические и психолого-педагогические вопросы развития у дошкольников речи-рассуждения, описывает теоретические основы обучения детей речи-рассуждению, с характеристикой содержания и технологий обучения детей данному виду монолога. Одним из основных условий для формирования умения рассуждать является организация содержательного общения воспитателя с детьми и детей друг с другом.
В процессе общения создаются коммуникативные ситуации, требующие разрешения определенных проблем, побуждающие детей пользоваться объяснительно-доказательной речью. Для этого, например, можно использовать:
- труд детей в природе (в уголке природы дети определяют состояние почвы, листьев комнатных растений и выясняют необходимость их полива; определяют влияние влаги и света на рост и развитие растений);
Например, Саша М. (6 лет): «Смотрите, листочки мягкие. Я потрогал. Надо полить. Я полью?».
- наблюдения за сезонными изменениями в природе, объяснение зависимостей, существующих в природе;
Например: Юля Д. (6 лет): «Да, птицы поют. Они радуются. Стало тепло и солнышко греет. Потому что пришла весна».
- обследование предметов, их качеств, свойств (что тонет в воде и почему? из какой ткани шьют летнюю, зимнюю одежду и почему?);
Например: Саша К. (6 лет): «Гвоздь будет тонуть, он же из железа. Он железный. Смотрите, утонул. Давайте бросим в воду вот эту палочку, она из дерева. Она не утонет. Вот видите».
- конструктивно-строительные задания (собрать по схеме конструкцию и объяснить, как собирал, что получилось; построить мост через реку, железную дорогу, объяснить, какие детали отобрал и почему);
-классификацию иллюстраций и картинок в книжном уголке, объединение картинок в одну группу;
Например, Ваня Г. (6 лет): «На этой картинке мальчик с горки катается. На этой картинке девочка на коньках. А на этой ребята в снежки играют. Эти картинки наверно про игры зимой».
- объяснение правил настольно-печатных, подвижных, словесных игр.
Обучение высказываниям типа рассуждений на занятиях целесообразно начинать, по мнению Яшиной Б.И., Алексеевой М.М., Смольниковой Н.Г., Сидорчук Т. А., Кузиной Н.И., Ладыженской Т.А. с опорой на предметные действия, разнообразный наглядный материал, постепенно переходя к заданиям на вербальной основе. Можно использовать:
1. Создание проблемных ситуаций с опорой на наглядный материал:
- складывание детьми разрезных картинок и объяснение своих действий.
Цель задания: развивать логическое мышление, закреплять умение составлять целое из частей; упражнять в объяснительной речи;
- выстраивание серии сюжетных картинок в определенной последовательности в зависимости от развития сюжета, времени суток и др. Игры типа «Разложи и объясни».
Цель задания: учить устанавливать логическую последовательность событий, пользоваться при доказательстве союзами так как, если – то, словами во-первых, во-вторых, заканчивать рассуждение выводом, начинающимся словами значит, поэтому. (Можно использовать серию картинок из «Альбома словарно-логических упражнений» В. А. Кирюшкина и Ю. С. Ляховской.) Детям предлагают внимательно рассмотреть картинки, расположить их в определенной последовательности и рассказать, что случилось и почему. Воспитатель может дать образец доказательства и показать способы связи смысловых частей рассуждения;
-определение несоответствия явлений, изображенных на картинке, выделение нелогичных ситуаций (Ушакова О.С., Струнина Е.М., игра «Небылицы в картинках»).
Цель задания: учить определять нарушения в логике событий, делать умозаключения, используя для выражения логических связей сложноподчиненные предложения, в процессе аргументирования использовать слова «во-первых», «во-вторых». Детям предлагают картинки с изображением несуществующих в природе животных, с нарушением закономерностей сезонных явлений в природе. Дети рассматривают картинки-небылицы и рассуждают, бывает так или не бывает, почему;
-выявление причинно-следственных отношений между объектами, изображенными на картинке.
Цель задания: учить устанавливать причинно-следственные отношения между объектами, выражать эти отношения соответствующими средствами связи (потому что, так как, если – то), для перечисления аргументов использовать слова «во-первых», «во-вторых». Детям предлагаются картинки, например, с изображением ребенка, скатывающегося с горки на проезжую часть дороги, подтаявшего снеговика в солнечную погоду; двух комнатных растений, стоящих на подоконнике, одно из которых цветущее, другое засохшее, и т. п. После рассматривания картинок дети рассказывают, что случилось и почему, можно так делать или нельзя и почему;
-классификация картинок по родам и видам в играх типа «Убери лишнюю».
Цель задания: продолжать учить доказательству и способам связей смысловых частей рассуждений;
-отгадывание загадок с опорой на картинку в играх «Найди отгадку».
Цель задания: выделять все признаки, указанные в загадке, объединять их в доказательстве, последовательно располагать аргументы, использовать необходимые средства внутритекстовой связи.
2. Задания на вербальной основе:
-беседы по содержанию произведений художественной литературы с обсуждением положительных и отрицательных поступков героев, их мотивов (Крылова Н.М. , Карпинская Н.С.);
-речевые логические задачи (Алексеева М. М., Яшина Б. И., Ткаченко Т.А., Ушакова О.С.)
Цель задания: развивать умение устанавливать зависимость изменений в жизни животных и насекомых от сезона и рассказывать об этом, определять цель рассуждения, выделять его структурно-смысловые части; продолжать учить пользоваться способами связи смысловых частей рассуждения;
Пример: «Осенью в лесу у белочки появился бельчонок. Рос он веселый, шустрый. Однажды бельчонок познакомился с медвежонком. Они подружились, вместе играли, веселились до самых холодов. Наступила зима. Бельчонок решил поиграть с медвежонком. Но его в лесу не нашел. Почему?»
-объяснение пословиц, загадывание и отгадывание загадок без опоры на наглядный материал.
Цель заданий: закреплять умение строить целостное рассуждение, состоящее из тезиса, доказательств и выводов, использовать разные способы связи смысловых частей;
-составление высказываний-рассуждений на предложенную тему.
Педагогически целесообразным является и использование приемов из системы ТРИЗ. Такие элементы, как системность (часть – целое), развитие (было – стало), противоречие (хороший – плохой), вовлекают дошкольников в поиски доказательств, способствуют не только развитию логического мышления, но и речи-рассуждения. В процессе обучения используют образец построения рассуждения, план, отражающий его структуру, модель, подсказ способов связи фраз и смысловых частей. (Алексеева М. М., Яшина Б. И., С.20).
Для детей 6-7 лет характерно, что, высказав предположение, они считают его окончательным. Чтобы продвинуть детей дальше в своих высказываниях, необходима постановка стимулирующего вопроса. На такие вопросы дети, как правило, реагируют гипотетическими суждениями (если бы…, то…). Развитие подобных суждений можно представить следующим образом:
1. проблематические (может быть...);
2. гипотетические (если бы…);
3. отрицающий модус (.., значит не...).
Этапы становления речи-рассуждения:
• 3-летние дети могут обнаружить только причины, состоящие в каком- либо воздействии на предмет;
• 4-летние уже начинают понимать, что причины явлений могут заключаться и в свойствах самих предметов;
• старшие дошкольники начинают указывать в качестве причин явлений не только ярко выраженные особенности предметов, но и их постоянные свойства.
Особенностями детских рассуждений занималась Н.А.Стародубова и выделила различные виды аргументов, которые используют дошкольники: финальные, личностные, авторитарные. Она отмечала, что доказательства обычно кратки, дети высказывают мысль, ссылаясь на несущественные признаки предметов, их суждения категоричны.
В научно-методической литературе определены два необходимых и взаимосвязанных условия овладения старшими дошкольниками связными высказываниями типа рассуждений.
Первое из них состоит в организации содержательного общения взрослых с детьми в разных видах деятельности, в ходе которого создаются проблемные ситуации, требующие установления связей и отношений между объектами реального мира и их вербального выражения. Очевидно, что в создании этого условия важная роль принадлежит не только педагогам, но и старшим членам семьи ребенка.
Второе условие касается ознакомления детей на обучающих занятиях со структурой высказывания-рассуждения и способами связи его частей. Специфика этого условия указывает на ведущую роль дошкольного учреждения в его реализации.
В связи с данными условиями можно выделить две группы задач при решении проблемы развития у старших дошкольников речи-рассуждения.
К первой группе относятся следующие задачи: обогащение жизненного опыта детей, пополнение содержание их рассуждений; обучение их установлению различного рода зависимостей (функциональных, причинно-следственных, пространственно-целевых) между предметами и явлениями.
Ко второй - активизация использования подчинительных союзов, вводно-модальных слов («во-первых», «во-вторых», «в-третьих» и т.д.); закрепление полученных в дошкольном учреждении знаний и умений, составляющих основу речи-рассуждения: понимать тему рассуждения, связно выстраивать высказывание, выражать мысли в определенной последовательности; отбирать лексический материал и другие языковые средства в соответствии с темой и ситуацией рассуждения; использовать разнообразные синтаксические конструкции.
Важным условием является использование педагогами речевых игр как основного средства развития речи-рассуждения ребенка. Игра является одним из наиболее эффективных средств речевого развития дошкольников. Для развития логического мышления, понимания различных зависимостей, умений логично и последовательно строить рассуждения, обогащение речи детей необходимыми лексико-грамматическими средствами педагоги могут использовать игры с наглядным материалом и словесные.
В играх с картинками (Ткаченко Т.А.) дети учатся выделять необходимые признаки, объединять их в доказательстве, последовательно располагать аргументы, использовать необходимые средства внутритекстовой связи. Опора на наглядное изображение помогает ребенку последовательно выделить все признаки и соответственно им расположить аргументы, объединяя их в доказательстве.
В словесных играх (Ткаченко Т.А., Короткова Э.П. и др.) детям предлагается определить несоответствие явлений, нелогичность ситуаций, существенные признаки предметов и явлений без опоры на наглядность, в процессе аргументации использовать слова «во-первых», «во-вторых», «например», «каждый», «некоторый», «значит» и т.д.
Для закрепления полученных детьми знаний об общей структуре рассуждения (тезис, доказательство, вывод), умении использовать наиболее оптимальные средства связи, обеспечивающие общую структурную оформленность текста, следует организовывать игры, в которых дошкольники учатся подбирать необходимые средства связи между частями рассуждений, завершать высказывание выводом, строить более сложные по синтаксису формы рассуждений.
М.М. Алексеева и В.И. Яшина полагают, что задачами работы с детьми является: обучение их целостным, связным рассуждениям, состоящим из тезиса, доказательства и выводов; формирование умений вычленять существенные признаки предметов для доказательства выдвинутых тезисов; использовать различные языковые средства, для связи смысловых частей («потому что», «так как», «поэтому», «значит», «следовательно»); употреблять при доказательстве слова: «во-первых», «во-вторых»; включать элементы рассуждения в другие типы высказываний.
О.А.Нечаева (1974) ввела в научное обращение термин «функционально-смысловой тип речи». В своей монографии, посвященной исследованию описания, повествования и рассуждения (в основном на материале художественных текстов), О.А. Нечаева положила начало активному изучению ФСТР (функционально-смысловых типов речи), функционирующих в стилевых разновидностях современного русского литературного языка.
Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. предлагают методы, направленные на развитие у ребенка мыслительных умений, необходимых для жизни в современном мире: умения критически относиться к информации, самостоятельно принимать решения и делать вывод, т.е. то что важно для развития речи типа рассуждения.
Ж. Пиаже (1947) в своих исследованиях показал, что дошкольник в своих рассуждениях алогичен, что он даже не пытается согласовать свои суждения друг с другом. Проблемой формирования речи-рассуждения у детей старшего дошкольного возраста занимались и педагоги Абашина В.В., Ивашкина Е.А. из Сургутского государственного педагогического университета.
Задача формирования умений строить рассуждениенаряду с другими типами монолога (описанием и повествованием) прозвучала впервые в авторской программе О.С.Ушаковой «Развитие речи детей дошкольного возраста в детском саду» (1994) и немногим позднее в программах «Детство» (1995) и «Истоки» (1995), но в них содержание обучения речи-рассуждению не конкретизировано.
В авторской программе Л.Г.Шадриной «Азбука сочиняйки», вышедшей в 1999 г., предпринята попытка конкретизировать содержание обучения детей старшей группы «новому типу речи - рассуждению».
Проблемам обучения младших школьников речи-рассуждению посвящено диссертационное исследование Р.И.Никольской (1981), которая предложила систему работы, усложняющуюся от класса к классу начальной школы.
Таким образом, рассмотрев условия развития связной речи разными авторами, к числу наиболее важных психолого-педагогических условий, отнесли следующие: связная речь детей старшего дошкольного возраста будет развиваться более успешно при использовании эффективных методов, приёмов, средств, которые могут способствовать возникновению мотивации речевой деятельности, появлению интереса к занятиям по обучению рассказыванию. Данные условия будут способствовать развитию связности речи, повышению общей речевой деятельности у дошкольников в целом, и конечно будут способствовать развитию речи-рассуждения.
Таким образом, проблема формирования у старших дошкольников речи-рассуждения рассматривалась многими педагогами и психологами. Исследования в данном направлении показали необходимость освоения и обучения детьми лексико-грамматических средств, способов внутритекстовых связей, синтаксических конструкций, формирование представлений об особенностях построения текста в процессе обучения связным высказываниям типа рассуждений. Особое значение при этом имеет обогащение речи вводно-модальными и кванторными словами, которые помогают поиску аргументов, расположению их в определенной последовательности, выражению своего мнения и формулированию выводов. Но этому будет способствовать, как показали многие исследования содержательная деятельность детей, в которой возникают проблемные и противоречивые ситуации, требующие анализа, сравнения, обобщения, доказательства и соответствующего языкового оформления.
Список используемой литературы.
Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений . - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
Бизикова О.А. Развитие речи-рассуждения у детей дошкольного возраста: Учебное пособие. — Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. - 55 с. ISBN 978–5–00047–091–6
Запорожец А.В. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. — М., 1948
Запорожец А.В. Развитие рассуждений в дошкольном возрасте// дошкольное воспитание.- 1947.- №8.
Запорожец А.В. Развитие рассуждений у ребенка-дошкольника // Избр. психологические труды / Под ред. В.В.Давыдова, В.П.Зинченко. — М., 1986. - Т. 1.
Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. — М., 1976. — 127 с.
Поддьяков Н.Н., Кузина Н.И. Исследование объяснительной связной речи у дошкольников // Умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н.Поддьякова. - М., 1972. - С. 97-102.
Семенова Н.В. Обучение высказываниям типа рассуждений детей седьмого года жизни: Дис. … канд. пед. наук. - М., 2001;
Семенова Н.В. Развитие речи-рассуждения у детей старшего дошкольного возраста: монография./Н.В.Семенова, Л.Г.Шадрина.-М.: Флинта: Наука, 2012.-88с.
Шадрина Л.Г. Развитие речи-рассуждения у детей 5-7 лет.- Москва: ТЦ» Сфера», 2012.-62с.
Яшина В.И. Особенности связных высказываний типа рассуждений у детей шести лет // Хрестоматия по теории и методике развития речи. - М., 1999. - С. 456-460.