Просмотр содержимого документа
«Составление описательного рассказа по плану-схеме «Времена года».»
Старшая логопедическая группа №2 «Веснушки»
Составление описательного рассказа по плану-схеме «Времена года».
Цель: продолжать учить передавать словесное изображение явлений действительности каждого времени года путем перечисления его признаков, используя в речи, яркие образные сравнения, определения, выраженные прилагательные и причастия. Задачи: Образовательные: сформировать умение строить текст-описание, используя мнемотаблицу. Развивающие: развивать у дошкольников умение логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать; учить делать выводы, обобщать высказанное. Речевые: развивать связную речь, обогащать и активизировать словарь, формировать грамматическую правильную речь, совершенствовать речевой слух, голосовой аппарат и умение четко произносить слова и фразы (работа над дикцией). Воспитательные: воспитание того, чтобы дети применяли все приобретенные умения в построении связной речи.
Дети стоят рядом с воспитателем. Собрались все дети в круг Я - твой друг, и ты мой друг Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся.
Ребята, сегодня по дороге в детский сад почтальон мне передал вот этот конверт. Как вы думаете, что это? А если посмотреть на конверт, как вы думаете, откуда оно пришло? (рассуждения детей). Действительно, это письмо прислал нам из Африки мальчик Джон (показываю фотографию негретенка). Мальчик Джон живет в Африке и никогда не видел зиму, весну и осень, так как там постоянно лето. Джон хочет с вами дружить и просит познакомить его с временами года. - Ну что, ребята, расскажем Джону о временах года, чем они отличаются друг от друга. Но как мы познакомим Джона, ведь он в Африке, а мы в России (рассуждения детей). Я предлагаю нам снять все на телефон и отослать по ватсапу. Согласны? (устанавливается телефон). - Ребята, скажите, сколько у нас времен года? Назовите их. Четыре времени года проходят, значит проходит…(один год) - А какое время года, вам нравится больше всего? Чем? (ответы детей)
Ребята, сейчас я вам загадаю загадку. Не перебивая, послушайте загадку до конца. Сколько снега навалило! Стало чисто и светло И мороз почти до слез Ущипнул меня за нос. Знать уже пришла сама Настоящая …(зима) - Вам нравится зима? А зима какая? Передавая комочек снега, назовите какая у нас в России зима (холодная, снежная, морозная, красивая, вьюжная, лютая). Давайте составим рассказ о зиме, используя нашу таблицу. Что на ней изображено? Затем, предлагая одному желающему ребенку составить рассказ при помощи указки по таблице.
Молодцы! Рассказали Джону о каком времени года? А сейчас я загадаю еще одну загадку вам. Вдруг чирикнул воробей После зимней стужи. Солнце ярче и теплей, На дорожках лужи. Вся застывшая природа Пробудилась ото сна. Наступает непогода- Это к нам идет …(весна) -Давайте Джона познакомим с весной, когда вся природа просыпается. Желающий ребенок рассказывает по мнемотаблице про весну.
Физкультурная минутка: Солнце встало из-за тучки Мы протянем к солнцу ручки И погреем их немножко И похлопаем в ладошки.
А вот и наше солнышко. Я предлагаю вам рассказать Джону про весеннее солнышко. Передавая его друг другу, вы будете говорить, какое оно. - Солнце желтое - Солнце круглое - Солнце ласковое -Солнце теплое - Солнце яркое
-Солнце жаркое
Внимательно слушаем еще одну загадку. Слышно пенье комаров, Время ягод и грибов, Озеро теплом согрето, Всех зовет купаться…(лето) (дети садятся на стульчики) Давайте Джону расскажем про лето по нашей схеме.
У меня осталась последняя загадка
Листья быстро пожелтели И на землю полетели Так бывает раз в году А когда? Я не пойму …(осень) (дети садятся на стульчики) Давайте познакомим Джона с осенью – самым красочным временем года по нашей таблице. Кто расскажет про осень по схеме?
Итог: Ребята, с чем мы познакомили мальчика Джона? Сколько всего времен года? Назовите соседей лета. Что было трудного сегодня? Что запомнилось и понравилось.
Мальчик Джон прислал вам картинки животных жарких стран. В свободное время вы их раскрасите.