Просмотр содержимого документа
«Сообщение из опыта работы : "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТОПЛАСТИКИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ"»
Развитие речи ребенка раннего возраста напрямую связано с состоянием мелкой моторики рук через определенные зоны в коре головного мозга.
Развитие движений пальцев рук подготавливает фундамент для формирования пассивной и активной речи ребенка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче он может высказать свои мысли, полноценнее выстроить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Зависимость между речью и развитием тонких движений рук изучалась крупнейшими учеными И.М.Сеченовым, М.А.Монтессори, И.П.Павловым, А.А.Леонтьевым. Начиная с младенческого возраста, родители делают детям массаж пальчиков, ладошек рук, непроизвольно воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга, чем активно стимулируют речь ребенка.
В группе раннего возраста, воспитатель учит детей играть в простые игры и выполнять упражнения с пальчиками, сопровождая их не сложным стихотворным текстом. Например такие игры: «Сорока - ворона», «Ладушки», «Коза - рогатая», «Курочка кудахчет», «Кулачок», «Семья», «Пальчики гуляют.
Крайне важна для маленького ребенка изобразительная деятельность, она открывает перед ребенком большие возможности, развивает ряд психических функций: зрительное восприятие, воображение, память.
Для формирования мыслительной деятельности ребенка важным занятием является лепка, она пополняет сенсорный опыт ребенка (вес, форма, чувство пластики).Н.Б.Халезова говорила, что «лепка развивает и совершенствует чувство осязания обеих рук».Особенно полезна лепка из соленого теста для детей с пониженным или повышенным тонусом рук, потому что, во время лепки, задействованы все десять пальцев и обе ладони, чем синхронизируется работа обеих рук. Происходит процесс сильнейшего воздействия на тактильные рецепторы, что ведет к повышению координации и точности движений, развитию мускулатуры рук.
Работая с детьми группы раннего возраста, я заметила, что дети очень любят лепить из различных пластических материалов, таких как: глина, песок, снег, пластилин, тесто. Особенно нравится детям работа с соленым тестом, она успокаивает, уравновешивает, расслабляет и одновременно направляет внимание детей на процесс изменения его формы.
Я предлагаю рассмотреть один из способов - ТЕСТОПЛАСТИКУ.
Тесто – это натуральный и экологически чистый продукт. Он доступен каждому педагогу, дешев и легок в приготовлении и использовании. Так же изделия из теста имеют ряд преимуществ среди других материалов. Они не имеют запаха, прочны, долговечны, приятны на ощупь, а в случаях поломки не образуют острых углов. При необходимости педагог может сам приготовить нужное ему пособие.
Тестопластика- является одним из видов народно-прикладного искусства. В наше время интерес к солёному тесту, как материалу для изготовления различных поделок возник сравнительно недавно. Хотя сама история соленого теста тянется из глубины веков. Из этой смеси наши предки лепили фигурки, обереги. При этом фигурки из соленого теста хранились долго, и хозяева относились к ним очень уважительно.
Экспериментирование с соленым тестом, инструментами и дополнительными материалами обогащает знания ребенка об их свойствах и возможностях применения, стимулирует к поискам новых способов действий, дает прекрасную возможность для развития творчества, фантазии, воображения, абстрактного и логического мышления. Никаких скучных заданий, никаких тренировок, которые обязательно необходимо выполнять. Напротив! Игра, фокус, чудо. Именно такое впечатление производит на детей лепка из соленого теста – тестоплатика.
Техника работы с соленым тестом несложна. Она не требует значительных денежных затрат, не занимает много времени и не нуждается в специальном оборудовании для обработки готовых изделий.
Тестопластику можно использовать в самых различных условиях:
-художественное творчество (лепка) ;
-интегрированная образовательная деятельность;
-самостоятельная деятельность;
-экспериментальная деятельность.
На первых этапах ребенок учиться контролировать движения пальцев рук, постепенно этот навык переходит в умение, и ребенок учиться ловко управлять с более мелкими предметами, затем идет совершенствование артикуляции. А все дальнейшее становление и развитие речевых реакций находиться в прямой зависимости от степени тренировки и ловкости движений пальцев рук.
Лепка – одно из полезнейших занятий для ребёнка, одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают мелкую моторику рук, что способствует развитию речи, развивает наблюдательность, детскую фантазию.
На занятии тестопластикой я широко используем пальчиковые игры, гимнастику и массаж пальцев, упражнения для рук с предметами. В своей работе я всегда замешиваю тесто в присутствии детей. Даю возможность принять участие ребятам: потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о тесте (твёрдое, белое, холодное, можно сделать ямки, скатать колбаски, оторвать кусочек и т. д.) .
Занятия лепкой из теста помогают развивать не только мелкую моторику рук, но и решить ряд следующих целей и задач.
Цели, решаемые в процессе работы с тестом:
1. Познакомить детей с новым видом художественной деятельности – тестопластика.
2. Развивать творческие способностей и образное мышление у детей, через занятия тестопластикой.
3. Развивать мелкую моторику рук малышей.
4. Научить приемам изготовления изделий из соленого теста.
5. Приобщить детей к коллективной творческой деятельности, совместному труду, взаимопомощи;
Тестопластика имеет огромные преимущества, по сравнению с другими материалами для лепки, так как тесто:
1. Можно приготовить в любой момент не тратя денег.
2. Легко отмывается и не оставляет следов.
3. Оно безопасно при попадании в рот, если не добавлять клей.
Обычно, один раз попробовав тесто на вкус, ребёнок больше не пытается взять его в рот – невкусно!
4. Если тесто правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет, экологически чистый продукт, не вызывает аллергию.
5. Можно сушить в духовке, а можно – просто на воздухе.
6. Краска пристаёт любая, а возможности для росписи – практически не ограниченны.
7. Поверх краски хорошо ещё покрывать лаком – сохранится на века.
8. С готовыми поделками можно играть – без боязни, что они потеряют форму.
9. Тесто хорошо хранится до следующего применения.
Тестопластика сегодня актуальна, так как она помогает детям разного возраста отражать свою неповторимую самобытность, помогает реализовать свой творческий потенциал и развить свои способности и возможности в декоративно-прикладной деятельности.
На своих занятиях я предлагаю детям простые картинки и поделки, вполне доступные их пониманию, не требующие много времени для выполнения. Всё это поспособствовало тому, что лепка из теста стала одним из любимых занятий наших малышей. Дети с удовольствием лепят конфеты для кукол, «пекут» булочки, печенье, нанизывают на верёвочку бублики. Из-под маленьких пальчиков появляются смешные портреты цыплят, вновь по дорожке катится колобок - румяный бок, на тарелочке располагаются аппетитные вишенки.
В процессе работы с детьми раннего возраста я разработала план, который включает в себя знакомство с тестом и его свойствами, изготовление поделок методом надавливания и размазывания, изготовления простейших поделок методом скатывания и раскатывания, соединения деталей, вдавливание различных предметов и материалов в основу из теста, вырезывание фигурок с помощью формочек.
Занятия проводятся по подгруппам (2-3 человека). Дети располагаются вокруг стола, и я сажусь с ними рядом. Чтобы вызвать интерес малышей к изготовлению поделки, на каждом занятии обыгрывается какой-либо сюжет. Так, например, предлагается детям вылепить вкусные конфеты для кукол, тем более, что после новогодних праздников остались такие красивые фантики. Малыши старательно лепят, кладут «конфетки» в вазочку, куклы «приходят» в гости и «пьют» чай с конфетами. А на следующее занятие к детям приходит в гости грустный зайчик. Он приносит с собой картинки с нарисованными на них ниточками. Оказывается, на этих ниточках были воздушные шарики, но они лопнули. Как же помочь мишутке? Ну, конечно же «надуть» новые шарики! Скорее за работу! И вот уже зайка улыбается, потому что у него теперь снова много воздушных шаров. И дети довольны – ведь это они помогли зайчонку.
В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с тестом я веду непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей раннего возраста стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым. Можно сказать, что занятия «тестопластикой» - это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.
Для своих занятий я стараюсь подбирать сюжеты, близкие жизненному опыту детей. Они позволяют уточнять уже усвоенные ими знания, расширять их, применять первые варианты обобщения. Так, во время лепки уточки, дети узнают, что она умеет плавать, нырять, а когда мы лепили цыплёнка, малыши вспомнили, что он любит искать червячков. А груша и яблоко вместе называются – фрукты. На таких занятиях дети лучше усваивают знания о цвете, форме, величине, количестве предметов и их пространственном расположении. Так, во время лепки воздушных шариков перед детьми ставится несколько задач: выбрать цвет (красный или зелёный, форму (круглый или продолговатый, а чтобы шары не улетели, их надо прикрепить к ниточке. Решая такие задачи, дети вспоминают: чтобы получился круглая лепёшка, нужно сначала скатать шар, а затем расплющить его, а продолговатый зелёный шарик получится из «столбика».
В процессе занятий малыши осваивают различные приёмы, необходимые для работы с тестом: скатывание шара, раскатывание столбика, надавливание, расплющивание. По мере того как основные навыки детей формируются, я предлагаю больше возможностей для самостоятельной работы, то есть даю им определённую свободу выбора вариантов при изготовлении поделки. Например, даю детям на выбор тесто разных цветов, или предлагаю различные элементы украшений. Я считаю, что такой подход позволяет развивать воображение, творческое начало личности ребёнка. Все работы, выполненные на занятии, аккуратно складываются в одном месте, организуется небольшая выставка. Очень важно, чтобы дети чувствовали уважение к своим творениям. Ведь нашим детям раннего возраста необходимо постоянное внимание, похвала и одобрение. На своём опыте я убедилась, что ожидание детьми такого внимания является одним из самых сильных психологических мотивов, побуждающих детей к деятельности и достижению результата. Поэтому на каждом занятии я хвалю своих маленьких творцов и радуюсь вместе с ними каждой новой поделке. Я надеюсь, что такое отношение сегодня позволит им чувствовать себя компетентными и уверенными в себе людьми в будущем.
Рецепт соленого теста, которое я использую на занятиях: Нам понадобятся: 1 чашка муки, 1 чашка воды, 1/4 чашки соли, 2ч. л. пищевой лимонной кислоты (в порошке, 1 ст. л. растительного масла, пищевой краситель. Просто соединяем все ингредиенты в кастрюльке. Ставим его на средний огонь и принимаемся мешать. Надавите аккуратно на тесто (оно горячее, оно не прилипает и стало сухим. Выкладываем его и слегка разминаем в руках. Все, прикрываем пакетиком, ждем несколько минут, чтобы остыло и можно лепить.
Список литературы
1. Воронина Ф.А. Пособия для развития мелкой моторики рук / Ф.А. Воронина // Ребёнок в детском саду. – 2009. – № 4. – С. 19 – 22.
2. Выготский Л.С. Лекции по психологии. – СПб: СОЮЗ, 2006. – 144 с.
3. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 159 с.
4. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. Пособие для родителей и педагогов. – М.: Издательство АСТ, 1999. – 48 с.
5. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Просвещение, 1982. – 232 с.
6. Силаева К.В. Солёное тесто. – М.: ЭКСМО, 2002. – 126 с.
7. Халезова Н.Б. и др. Лепка в детском саду: книга для воспитателя детского сада / Н.Б. Халезова, Н.А. Курочкина, Г.В. Пантюхина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 144 с.