kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сообщение из опыта работы: «Игровые упражнения в системе закаливания дошкольников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация воспитателя Шабалиной В. В. собственного опыта работы на педагогическом совете ДОУ :  «Игровые упражнения в системе закаливания дошкольников»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сообщение из опыта работы: «Игровые упражнения в системе закаливания дошкольников»»

Сообщение из опыта работы:

«Игровые упражнения в системе закаливания дошкольников».

Закаливание – это повышение устойчивости организма к воздействию естественных природных факторов в границах физиологического стресса. Оно не просто укрепляет организм, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ и повышает тонус центральной нервной системы, уменьшает число простудных заболеваний в 2-5 раз и в отдельных случаях почти полностью исключает их возникновение, а также способствует повышению физической и умственной работоспособности. Закаливание – это тренировка всего организма, и, прежде всего терморегуляционного аппарата.
Закаливание действительно укрепляет иммунитет. Ведь закаленный ребенок не боится переохлаждения, перепадов температуры, холодного ветра - закаленные дети очень редко болеют и практически не «простывают». Приступать к закаливанию можно практически в любом возрасте. И чем раньше оно начато, тем здоровее и устойчивее будет организм.

Начиная закаливать детей в детском саду, предварительно надо посоветоваться с медсестрой. Она не только проверит состояние здоровья детей, но и поможет установить форму закаливающих процедур, их дозировку. Необходимо получить согласие родителей на закаливание, лучше в письменном виде. Закаливание начинают, когда ребенок полностью здоров. В процессе закаливания необходимо систематически консультироваться с медсестрой и проверять эффективность процедур. Соблюдайте основные принципы закаливания:

  • систематичность,

  • постепенность,

  • учёт индивидуальных особенностей,

  • разнообразие средств и форм,

  • активный режим,

  • сочетание общих и местных процедур,

  • самоконтроль.

И вы добьетесь прекрасных результатов.

Принцип систематичности требует ежедневного выполнения процедур. Длительные перерывы в закаливании ведут к ослаблению или полной утрате приобретённых защитных реакций. Постепенное и последовательное увеличение дозировки процедур – обязательное условие правильного закаливания. При выборе дозировки и форм проведения закаливающих процедур необходимо учитывать индивидуальные особенности организма. Эффективность закаливания увеличивается, если его сочетать с физическими упражнениями. Показателями правильного проведения закаливания и его положительных результатов являются: крепкий сон, хороший аппетит, улучшение самочувствия, повышение работоспособности и др.

Закаливание воздухом - приём воздушных ванн - наиболее «нежная» и безопасная закаливающая процедура. С воздушных ванн рекомендуется начинать систематическое закаливание. Принимают воздушные ванны, в положении лежа, полулежа, в движении. И мы все используем этот вид закаливания в своей работе: утренняя гимнастика на свежем воздухе в тёплое время года, физкультурные занятия на улице, гимнастика после сна. Начинать прием воздушных ванн следует при температуре воздуха +15 до +20° С.

Мне нравится методика Змановского. Он предлагает контрастные воздушные ванны – неоднократный переход из тёплой комнаты в холодную и обратно. Температура в тёплой комнате должна быть неизменна – 23-24 градусов, а в холодной комнате (16-18 градусов) понижаться. За 2 месяца снижается до 9. До такой температуры я, конечно, не пробовала опускать, но контрастные воздушные ванны в закаливании детей использую.

Закаливание воздухом – это не только специальные процедуры, но и ежедневная влажная уборка, и многократное проветривание помещения. Свежий воздух – замечательное средство закаливания детского организма!

Водные процедуры – более интенсивная закаливающая процедура, так как вода обладает теплопроводностью в 28 раз большей, чем воздух. Главным фактором закаливания служит температура воды. Закаливание водой оказывает более сильное воздействие, поэтому начинать его желательно после короткого курса закаливания воздухом. Систематическое применение водных процедур - надёжное профилактическое средство против вредных влияний случайного охлаждения тела. Самое благоприятное время для начала закаливания водой – лето и осень. Лучше всего проводить процедуры в утренние часы, сразу же после сна или в конце утренней зарядки. При закаливании водой рекомендуются следующие виды процедур: обтирание, обливание, купания.

Но купания можно проводить только в специализированных детских садах. Работая в д/с № 82 мы водили детей в бассейн по утрам и сразу после дневного сна.

Обтирание – начальный этап закаливания водой. В течение нескольких дней производят обтирание полотенцем, губкой или просто рукой, смоченной водой. Сначала эту процедуру делают лишь по пояс, а затем переходят к обтиранию всего тела. Обтирание осуществляется последовательно, начиная с верхней половины туловища: обтерев водой шею, грудь, руки и спину, вытирают их насухо и растирают полотенцем до красноты по ходу движения крови к сердцу. Вся процедура, включая и растирание, не должна превышать 5 минут.

Я, работая в д/с № 128, брала этот вид закаливания. Мы сшили детям индивидуальные махровые рукавички и проводили растирания после сна. Вначале, слегка массируя, обтирали руки и ноги от пальцев вверх (по ходу движения лимфы и крови), затем грудь, живот и спину. Родители были не против. И действительно, дети стали меньше болеть. Но такую процедуру можно проводить при температуре воздуха не ниже 23 градусов. Сейчас мы детей не обтираем, так как в нашей группе не бывает подходящей температуры.

Обливание – следующий этап закаливания водой. При этой процедуре к действию на организм низкой температуры воды присоединяется небольшое давление струи воды. При обливаниях вода выливается из какого-либо сосуда или шланга. Для первых обливаний применяется вода с температурой около +30°, в дальнейшем температура снижается до +10°С, а в сильную жару на улице – можно и ниже. После обливания производится энергичное растирание тела полотенцем. Длительность всей процедуры - 3-4 минуты.

Мы пробовали и этот вид закаливания, обливали ноги детям, но родители отказались от такой процедуры. И правильно сделали, потому что прежде чем начинать такую процедуру необходимо приучить детей ходить дома не в колготках, а в носках, после этого – босиком.

Разновидностью обливания можно считать и летние детские игры с водой на открытом воздухе – «брызгалки», купание кукол, стирку кукольной одежды, пускание корабликов. Если ребенку нет еще 6 лет, то лучше, если он будет играть с водой совершенно голеньким – мокрые трусы, а тем более купальник не пойдут на пользу коже ребенка, и в них, к тому же, легко простыть. Никакую обувь лучше не одевать – «вьетнамки» скользкие, и в них можно поскользнуться, а сандалики или босоножки – без носочков и мокрые натрут ногу ребенку, а мокрые носочки – еще хуже. Да и сами дети не откажутся побегать босиком. А вот панаму или косынку надеть надо обязательно, если ребенок находится на открытом солнце. Можно в жаркие дни периодически обливать детей, играющих на улице, прямо из шланга или из пульверизатора. Визг, смех и закаливающий эффект гарантированы.

Закаливающие процедуры разделяют на общие, когда воздействию подвергается вся поверхность тела, и местные, направленные на закаливание отдельных участков тела. Местные процедуры оказывают менее сильное действие, чем общие. Но добиться полезного эффекта можно и при местном закаливании, если умело подвергать воздействию температурных факторов наиболее чувствительные к охлаждению участки тела – ступни, горло, шею.

Я использовала в своей работе местное закаливание: топтание по мокрой «дорожке», вставание в таз с холодной водой. Но такие процедуры я проводила перед сном: стопы охладились – в кровати согрелись. Сочетание общих и местных закаливающих процедур в значительной степени повышает устойчивость организма к неблагоприятным внешним факторам.

Можно выделить ещё один вид закаливания – хождение босиком. Медики утверждают, что здоровые ноги невосприимчивы к грибковым заболеваниям. Грибком могут заболеть люди, чьи ноги постоянно потеют в обуви, а хождение босиком укрепляет ноги и делает их невосприимчивыми к подобной заразе. Многие люди преувеличивают вероятность травмы при босохождении. Человеческая стопа устроена не хуже, чем у других животных. Конечно, опасные участки необходимо обходить, но не стоит считать безопасным только ванну и кровать. Ходить босиком хорошо, и дома, и на улице, и в парке, и в лесу, и по теплому тротуару, и по прохладному газону.

Врачи рекомендуют ходить босиком для укрепления здоровья. При прогулке босыми:

  • Закаляется организм

  • Укрепляется нервная система

  • Исправляется плоскостопие

  • Осуществляется массаж ступней ног, где находятся много активных точек, при воздействии на которые укрепляется здоровье и лечатся многие болезни сердца почек печени и др.

  • Со ступней удаляется ненужные отмершие клетки. Ступни становятся более здоровыми упругими, красивыми загорелыми. Они начинают дышать, между пальцев исчезает опрелость. Уменьшается риск подцепить грибковую инфекцию.

Давным-давно доказано: для того, чтобы не бояться ни жары, ни стужи, совсем не обязательно становиться «моржом» и часами просиживать в сауне. Надежную закалку можно приобрести с помощью систематического выполнения простейших закаливающих процедур. Можно без преувеличения сказать, что научно обоснованные методы закаливания являются неисчерпаемыми источниками приумножения здоровья детей.

Многие врачи сейчас говорят о том, что уже более половины детей школьного возраста больны. Наиболее распространенным заболеванием среди детей является искривление позвоночника. Так называемый сколиоз. И в большинстве случаев сколиоз является не врожденным, а приобретенным. Сейчас очень мало внимания уделяется физическому развитию детей. И, как следствие, дети вырастают слабыми. Их мышцы не способны выдерживать даже небольшие нагрузки. Они не могут длительное время удерживать позвоночник в правильном положении. Отсюда и возникают различные искривления.

Я в своей работе обобщила все виды закаливания, учла развитие сколиоза и плоскостопия у детей (10 человек в нашей группе), проанализировала заболеваемость (острые респираторные вирусные инфекции, болезни дыхательной системы), получила педагогическое (старший воспитатель Смирнова А.А.) и медицинское (старшая медсестра Бердникова Е.А. ) одобрение, письменное согласие родителей и составила приемлемый комплекс закаливающих процедур.

Дети нашей группы ходят в спальню босиком, принимают воздушные и воздушно-контрастные ванны (если позволяет температурный режим), делают гимнастику после сна, поласкают рот и горло водой комнатной температуры (1\3 стакана воды). Систематическое полоскание рта и горла способствует закаливанию носоглотки, предупреждает разрастание миндалин и аденоидов. Кроме того, полоскание оказывает массирующее действие на слизистую оболочку полости рта, миндалин и задней стенки глотки.

В комплекс гимнастики после сна обязательно включаю упражнения для совершенствования двигательных процессов и навыков, осанки, предупреждения развития плоскостопия, дыхательные упражнения, точечный массаж, психогимнастику, упражнения из йоги, самомассаж. Мне очень нравится «Брейн Джим» - гимнастика ума, разработанная семьёй Деннисон. Я на практике убедилась в её эффективности, поэтому включаю в гигиеническую гимнастику и эти упражнения.

Организация физических упражнений при закаливании детей предусматривает, прежде всего, подбор упражнений с преимущественным развитием больших мышечных групп. Необходимо чередовать упражнения большой и малой интенсивности, упражнения на разогревание мышц и расслабление. Я подбираю упражнения из разных источников: программа Лазарева «Здравствуй», методика Змановского, книга Нестерюк Т. В. «Гимнастика маленьких волшебников», книга «Игры, которые лечат» Галанова А. С., «Брейн Джим», психогимнастики из программы «Детство». На консультации по гимнастикам в педагогическом колледже нашего города советовали пособие «Занятия физо в детском саду» Горьковой, Обуховой. В нём даны 10 комплексов упражнений после сна.

Не менее важно, на мой взгляд, использовать музыкальное сопровождение при проведении закаливающих процедур. Музыка в дополнении к игровым упражнениям создаёт более мощный эмоциональный настрой. Она способствует качественному, ритмически правильному выполнению упражнений, акцентирует внимание детей на эстетической стороне выполнения того или иного движения, точности действий и соблюдения правил игр. Я подбираю бодрую, веселую музыку, способную создать эмоционально положительный настрой. Лучше не брать песни, так как дети начинают подпевать и сбивают правильное дыхание. Под каждый комплекс записываю новое музыкальное сопровождение, используя классическую музыку для детей, музыку с музыкальных занятий (записывает музыкальный руководитель Храмова М. В.), инструментальные композиции.

Особенность детского организма – постоянный рост органов. Следовательно, развиваются интенсивнее те мышцы, к которым направлен более сильный приток крови, то есть к органам, находящимся в движении. Удовлетворение потребности дошкольника в движениях является важнейшим условием его жизнедеятельности и нормального развития. Физическая активность способствует нормальному развитию центральной нервной системы, улучшению памяти, процессов обучения, нормализации эмоционально-мотивационной сферы, улучшению сна, возрастанию возможностей не только в физической, но и в умственной деятельности.

Беря новое упражнение, я объясняю детям его пользу, для чего его нужно выполнять, объясняю, что занятия сделают их сильными, здоровыми, красивыми...

Ни в коем случае не нужно заставлять делать упражнения!!! Это только лишь нанесет вред. В этом случае у детей физическая культура будет ассоциироваться с угрозами, страхом. Этого допускать нельзя. Ведь задачи физического воспитания заключаются не только в развитии силы, но и в духовном, моральном воспитании и тесно связаны с задачами умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания. Человек, приученный к здоровому образу жизни с детства, никогда не потянется к курению, алкоголю, наркомании.

Психика ребёнка дошкольного возраста устроена так, что его практически невозможно заставить целенаправленно выполнять полезные упражнения. Детям должно быть интересно их делать не потому, что «надо» и «полезно», а потому, что им это нравится.

Не следует требовать от детей абсолютно правильного выполнения задания, поскольку в этом возрасте еще несовершенна координация — она находится лишь в стадии становления. Именно радость и эмоциональный подъём, а не только удовлетворение от правильно сделанных движений соответствуют потребностям растущего организма в движении.

Дети дошкольного возраста быстро отвлекаются при однообразных упражнениях. Учитывая всё выше сказанное, мы в гигиенической гимнастике берём игровые упражнения и подвижные игры. Они направлены на повышение иммунитета организма, формирование и совершенствование функциональных систем, что в конечном итоге приводит к снижению «простудных» заболеваний. Они не только укрепляют здоровье, но и улучшают самочувствие и настроение, повышают творческую активность.

Детям нравится играть, и они с удовольствием выполняют все упражнения. Наиболее понравившиеся игры и игровые упражнения наши ребята используют в свободной самостоятельной игровой деятельности.

Играя в гимнастике после сна, на закаливающих процедурах, дети получают первые элементы знаний о самомассаже, акупунктуре, о медицинской помощи, которую могут оказать своим товарищам. Это развивает в них чувство доброты, сострадания, отзывчивость на чужую боль. Во время игры часто возникают неожиданные, смешные ситуации. Непринуждённая весёлая атмосфера позволяет воспитателю проявить к детям больше внимания и увеличивает совместное общение в атмосфере любви, заботы и радости. Это является мощнейшим терапевтическим фактором.

Быть здоровым – это естественное стремление человека. Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, – здоровье. Здоровье означает не просто отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие. Недаром в народе говорят: «Здоровому все здорово!». Об этой простой и мудрой истине следует помнить всегда.

6




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сообщение из опыта работы: «Игровые упражнения в системе закаливания дошкольников»

Автор: Шабалина Виктория Владимировна

Дата: 05.03.2019

Номер свидетельства: 502201


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства