След
Выступление на круглом столе на тему: «Формирование универсальных учебных действий на логопедических занятиях в условиях введения ФГОС»
Подготовили учителя-логопеды:
Якимычева Ю.А.
Загорская С.В.
Учащиеся с общим недоразвитием речи (ОНР), которые начинают заниматься на логопункте, имеют ряд речевых и психологических особенностей (по А.В. Ястребовой), среди них:
1) Недостаточная сформированность психологических предпосылок к
овладению полноценными навыками учебной деятельности.
2) Трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).
Сейчас при введении ФГОС и, учитывая особенности учащихся с ОНР,
логопеду необходимо обратить большее внимание на формирование регулятивных учебных действий.
Приведу регулятивных УУД
примеры упражнений, направленных на формирование
1. Упражнения, словесную инструкцию.
развивающие умение принимать
И
• понимать
Дети с нарушениями письменной речи нередко удивляют педагогов тем, что выполняют не то, что им задано. Они постоянно переспрашивают учителя, когда вроде бы тот достаточно понятно объяснил.
Умение своевременно реагировать на вопрос учителя; умение отличить новую задачу от старой, четко представить то, что содержится в инструкции - вот что отличает ученика, который умеет учиться.
1. «Письмо с пропусками» Я даю задание: «Я буду диктовать слова, а ты записывай, но вместо согласных букв всегда ставь черточку». Таким образом, ребенок записывают 2-3 слова, а потом я предлагаю ему не писать гласные буквы, а ставить вместо них точку.
Прием способствует развитию концентрации и переключения внимания, но основная цель для ученика - саморегуляция деятельности с учетом меняющейся инструкции.
2. «Будь внимательным!» Я прошу детей прослушать инструкцию, повторить ее «про себя», поднять руку тех, кто запомнил и четко представляет себе, что делать. По команде «Внимание!» ученики начинают выполнять задание.
Пример задания: Все буквы Р подчеркнуть, а буквы Л - вычеркнуть.
корабль
Вёз
Наскочил
корабль
на
карамель.
мель
Но вот звучит снова команда «Внимание!», теперь всё делаем наоборот, вычеркиваются все - Р, а подчеркиваются все - Л
И
матросы
три
недели
Карамель на мели ели.
Я использую специальные ламинированные карточки, что позволяет многократно писать на них обычными маркерами или фломастерами. После выполнения задания ученик стирает маркер тряпочкой и карточка снова готова к работе.
Юлия Анатольевна в детском саду использует вот такое интересное
упражнение.
3. «Обьясните домовёнку Кузе» Я даю ученикам какое-то задание. Чтобы проверить, как оно понято детьми, прошу кого-нибудь из испытывающих трудности понимания инструкции учеников повторить его для Кузи (фото).
Следующий вид упражнений, формирующих регулятивные У У Д это
2. Упражнения, развивающие умение планировать действия пО
выполнению учебной инструкции и действовать по плану.
Важнейший шаг к переводу внешних действий ученика в умственный план, обеспечивающий успешное формирование навыка, - это обучение детей планированию
Управление учением должно быть гибким. Жесткость управления, т.е. строгая последовательность действий, заданная учителем, должна убывать по мере роста учащихся. Если в начале обучения дети действуют по образцам и алгоритмам, предложенным учителем, то на заключительном этапе логопедической работы дети сами планируют действия, составляют их алгоритмы.
Н-р: «Расскажи о звуке по плану-схеме»
В начале обучения ребенок учится рассказывать о звуке по памятке, через
1-2 занятия схема характеристики звука заменяется. Детям предлагается рассказывать по схеме, где все характеристики заменены цветными символами (схемы).
3. Упражнения, развивающие
самоконтроль
умение осуществлять итоговЫй
Ученики с нарушениями письменной речи часто не в состоянии осуществлять итоговый самоконтроль при выполнении письменных работ. Важно убедить учеников в том, что самопроверка дает возможность получить за письменную работу более высокую отметку.
«Проверь себя»
Для самоконтроля письменных работ разработана карточка - памятка, в которой дан алгоритм действий по проверке и перечислены группы ошибок, на которых следует сосредоточиться. Ребенок проверяет каждое слово. Используется только памятка.
В случае если какие-то ошибки остаются не найденными ребенком, я
отмечаю их на полях цифрами (1,2 или 3 в зависимости от типа ошибок).
Если и в этом случае ребенок не может обнаружить ошибку, то я указываю
слово или предложение, в котором она допущена.
И только если ошибка так и остается необнаруженной, я вместе с ребенком
осуществляю разбор и помогаю найти ошибку.
Очень важно, чтобы ученик постарался найти все ошибки сам.
4. Упражнения, развивающие умение самостоятельно оценивать
результаты своей деятельности
Важными секретами успешной учебы являются: умение ставить цели и добиваться их, умение видеть собственные успехи и испытывать по этому поводу радость, замечать неудачи и находить их причины.
Для самооценивания и фиксации результатов я использую линейки
достижений.
Линейки достижений помогают ребенку увидеть свои успехи.
1. «Линейка достижений». Я предлагаю детям в конце занятия сделать отметки на линейках достижений. Каждому ребенку дается карточка, например, такого содержания:
1) Я научился различать буквы Б и Д (умения по теме занятия)
оценка от 0 до 5
2) Я старался оценка от 0 до 5
3) Какую оценку я сам себе поставлю оценка от 0 до 5
Ученик ставит отметку-черточку на каждой линейке. Это приучает его задумываться над тем, как он продвинулся в овладении знаниями и умениями; прикладывал ли старания для качественного выполнения задания; прогнозировать оценку за выполнение задания (образцы линеек).
А я для самооценивания и фиксации результатов использую лесенку успеха.
2. «Лесенка успеха». Завершив выполнение какого-либо письменного задания, я рисую в тетради карандашом или на доске мелом лестницу из 5 ступенек (пятибальная система оценивания) и прошу, чтобы ученик сам оценил успешность выполнения этого задания, нарисовав на одной из ступенек лесенки человечка - себя. Если ученик считает, что был внимательным и сделал работу без ошибок, то он рисует себя на верхней ступеньке.
Для дошкольников «Лесенка успеха» выглядит иначе. Лесенка состоит из
трёх ступенек:
1 сгупенька (самая нижняя) - я старался
2 ступенька (средняя) - у меня почти всё получилось
3 ступенька - я молодец!
Лесенка успеха позволяет мне узнать, насколько объективно ребенок
оценивает свою работу.
Вывод: исходя из данных особенностей детей с ОНР, формирование учебных действий на логопедических занятиях занимает такое же важное место, как и преодоление отклонений речевого развития детей.