Просмотр содержимого документа
«Содержание и задачи работы по обучению детей старшего дошкольного возраста игре в шашки и шахматы»
Содержание и задачи работы по обучению детей старшего дошкольного возраста игре в шашки и шахматы
Задачи работы по обучению детей старшего дошкольного возраста игре в шашки и шахматы довольно широки и разнообразны:
а)образовательная - расширять кругозор, пополнять знания, активизировать мыслительную деятельность ребенка, учить ориентироваться на плоскости, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность и внимание;
б)воспитательная - вырабатывать у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах, стойкий характер;
в)эстетическая–развивать чувство удовольствия, эстетического наслаждения от игры в шашки и шахматы, умение видеть изящество и красоту отдельных ходов, шахматных комбинаций, обогащать детскую фантазию.
Требования к шашкам и шахматам для дошкольников:
- шашки и шахматы должны соответствовать эстетическим и гигиеническим требованиям;
- шашки и шахматы должны привлекать и вызывать желание играть в них;
- шашки и шахматы следует хранить в группе в коробке, в доступном для детей месте.
Анализ литературы показал, что полного содержания работы по обучению дошкольников игре в шашки и шахматы нет ни в России, ни в иных странах. Один из вариантов содержания и методики работы изложен в книге Игоря Сухина «Шахматы для самых маленьких» [39]. Ее цель - привить малышам интерес к мудрой игре, ненавязчиво помочь ребенку самому разобраться в сравнительной силе фигур и, главное, содействовать формированию качеств, необходимых для успешной учебы в школе, создать у ребенка психологическую готовность к обучению.
Один из авторов собственной методики развития интеллектуальных способностей у детей - Леонид Береславский. Он считает, что дошкольников не обязательно учить читать и считать, а вот развивать их мышление необходимо. Одна из его книг так и называется: «Шахматы для малышей. Уникальная авторская методика развития логики и мышления» [5].
Еще одна авторская методика принадлежит Всеволоду Кострову и Джалилю Давлетову. Она представлена в книге «Шахматы для детей, родителей и учителей» [21], и многие педагоги занимаются с детьми именно по этому курсу.
Указанные авторы обращают внимание на тот факт, что при обучении игре в шашки детей ни в коем случае нельзя заставлять, они должны сами этого захотеть. Главное, чтобы процесс обучения детей проходил ненавязчиво и интересно. Знакомить детей с новым для них материалом необходимо в простой и очень доступной для их понимания форме [4].
Для игры в шашки и шахматы не достаточно просто знать правила, нужны систематические занятия, которые заключают в себе минимум теории и максимум практики. Играть с детьми в шашки и шахматы нужно не более двух раз в неделю, чтобы дети ими не пресытились, потому что это может повлечь за собой быструю потерю интереса.
По мнению И. Сухина, весь процесс обучения целесообразно строить по определенным этапам:
1. Знакомство с доской.
2. Знакомство с фигурами и их расстановкой.
3. Обучение правилам игры.
4. Включение игры в совместную деятельность детей со взрослыми и свободную деятельность детей.
5. Организация турниров между детьми.
Обучение детей игре в шашки и шахматы происходит поэтапно, по принципу от простого к сложному. Сначала детей нужно познакомить с историей возникновения игры, затем продемонстрировать им доску, фигурки черного и белого цветов, после чего научить правильно расставлять их на игровом поле, необходимо также четко сформулировать суть игры. После того, как дети усвоили общие сведения об игре, можно приступать к знакомству с основными правилами [39].
Л. Береславский считает эффективным использование в работе с детьми следующих методов и приемов:
1.Использование демонстрационного пособия «Магнитные шашки (шахматы)» (педагогу и всем детям удобно следить за показом правил и ходом игры, дает возможность ребятам двигаться).
2. Придумывание сказочных образов.
Одним из важных приемов знакомства детей с правилами игры в шашки и шахматы является придумывание сказочных образов, рассказывание сказки и разыгрывание представления о сражении шашечных или шахматных войск.
3. Использование загадок, сказок и стихов.
Стихи для знакомства с фигурами следует выбирать такие, чтобы из их содержания дети могли понять главные особенности фигуры.
4. Рассматривание схем ходов.
5. Использование дидактических игр.
Игры «Собери доску», «Что общего?», «Волшебный мешочек», «Зеркало» и др. развивают у детей логическое мышление, приучают рассуждать нестандартно, находить выход и сложных ситуаций. Можно использовать и проведение шашечных, шахматных викторин с вопросами и загадками [5].
Методы и приемы обучения варьируются, но основным остается игра. На первых порах не рекомендуется предлагать детям играть сразу всеми фигурами. Постепенно количество знакомых фигур увеличивается до полного комплекта. Важно, чтобы дети твердо усвоили согласованность действий каждой фигуры.
Учитывая возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, Л. Береславский советует постоянно менять методику и степень усвоения шахматного материала на разных этапах обучения. Наибольшего эффекта удается достичь, когда вся группа детей делится на две подгруппы, сильную и слабую, и занятия ведутся с ними раздельно. Подбираются пары, играющие примерно одинаково, иначе постоянные проигрыши слабейшего приведут к тому, что он быстро разочаруется, потеряет веру в свои силы. Через какое-то время пары (подгруппы, команды) могут изменяться в зависимости от уровня игры, его повышения или понижения [5].
По мнению В.Кострова, не следует ограничивать проводимые занятия рамками детского сада. Если в городе есть шахматная школа или шахматный клуб, рекомендуется обязательно познакомить детей с этими учреждениями, провести экскурсию по классам школы или по залам клуба. Лучше проводить такую экскурсию, когда дети уже знают ходы всеми фигурами и знакомы с основными понятиями и элементами игры, потому что, увидев множество шахмат, шахматных досок и вдохновившись окружающей атмосферой, дети обязательно изъявляют желание поиграть в эту увлекательную игру [21].