kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Содержание и методика проведения занятий по физкультуре с часто болеющими детьми

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, удельный вес острых респираторных забо­леваний (ОРЗ) среди всех острых заболеваний у детей составляет почти 90%. Это вызывает серьезные опасе­ния, поскольку вирусные респираторные инфекции за­держивают нормальное развитие растущего организма, зачастую приводят к серьезным осложнениям, нарушают социальные функции ребенка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Содержание и методика проведения занятий по физкультуре с часто болеющими детьми»

Содержание и методика проведения занятий по физкультуре с часто болеющими детьми


По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, удельный вес острых респираторных забо­леваний (ОРЗ) среди всех острых заболеваний у детей составляет почти 90%. Это вызывает серьезные опасе­ния, поскольку вирусные респираторные инфекции за­держивают нормальное развитие растущего организма, зачастую приводят к серьезным осложнениям, нарушают социальные функции ребенка.

В то же время, по мнению ряда авторов (И.Н. Захаро­вой, Л.С. Намазовой, Н.Ю. Сотниковой, В.Ф. Учакина и др.), формирование здоровья ребенка управляемо, осо­бенно с помощью целенаправленного воздействия сред­ствами физического воспитания. Становится очевидным, что для каждого ребенка в зависимости от возраста, пола, исходного состояния иммунной системы и уровня физи­ческой подготовленности необходим оптимальный по до­зировке набор средств физического воспитания и методов оздоровительной физической культуры.

Есть данные, позволяющие говорить об эффективном воз­действии систематических занятий оздоровительной физиче­ской культурой на развитие организма ребенка, в результате чего улучшается состояние здоровья. На наш взгляд, наиболее актуальна на данный момент проблема разработки методики индивидуально-дифференциро­ванного подхода к ослабленным и часто болеющим детям. В практике дошкольного воспитания данная за­дача реализуется двумя путями:

  • открытие санаторных или спе­циализированных групп для часто болеющих детей (ЧБД), работающих по специальным программам;

  • дифференциация требований к детям с учетом их уровня здоровья и физической подго­товленности.

Второй путь более распро­странен, но сложен в организа­ции и требует серьезного подхода к продумыванию методики про­ведения физкультурно-оздорови­тельных мероприятий с детьми.

Индивидуально-дифференциро­ванный подход к ослабленным и ча­сто болеющим детям должен заклю­чаться не столько в ограничении нагрузок (физических, интеллекту­альных), сколько в создании усло­вий для оптимизации деятельности при обеспечении соответствия за­трачиваемых ребенком усилий пси­хофизиологическим возможностям организма. Это достигается путем рациональной регламентации дли­тельности, объема, интенсивности и содержания деятельности, созда­нием условий психологического комфорта для жизнедеятельности детей в условиях ДОО и семьи.

Целесообразная организация любого вида деятельности ослаб­ленных детей должна предусмат­ривать свою, индивидуальную, зону «ближайшего развития», что позволит им не оставаться длительное время на уровне сни­женных требований, а постепенно совершенствоваться.

Анализ уровня физического развития и объема двигательной активности показал, что среди де­тей с нарушениями в состоянии здоровья более половины имеют низкий уровень двигательной ак­тивности; одна треть — отстают в развитии движений, особенно в таких видах, как бег, прыжки, ме­тание и др. У этих детей значитель­но снижена общая выносливость, в том числе мышц спины и живота.

Дети, имеющие несуществен­ные функциональные отклонения со стороны отдельных органов или физиологических систем, не освобождаются от физкультур­ных занятий без достаточных оснований и заключения врача. Однако нагрузки, связанные с выполнением ими упражнений высокой интенсивности, ограни­чиваются на определенное время.

Таким образом, щадящий ре­жим двигательных нагрузок на начальном этапе работы по фи­зическому воспитанию с ослаб­ленными детьми состоит в том, что для них ограничиваются или исключаются упражнения, вы­полняющиесяв быстром темпе (скоростной бег, игры с элемен­тами соревнования), а также дви­гательные действия, связанные с выполнением значительных си­ловых и статических нагрузок.

Опираясь на научные данные Л.Г. Голубевой, Ю.Ф. Змановскош, М.Н. Кузнецовой, З.С. Макаровой, В.Г. Фролова, Г.П. Юрко и др. и результаты собственных исследо­ваний, в содержание двигательной деятельности часто болеющих и ослабленных детей мы включаем:

  • общеразвивающие упражне­ния, активизирующие различ­ные группы мышц и улучшаю­щие кровоснабжение органов;

  • упражнения, направленные на развитие и укрепление дыха­тельной мускулатуры, улучше­ние вентиляционной способно­сти легких (дыхательная гимна­стика на занятиях, прогулках, во время утренней гимнастики);

  • дозированный бег, ходьбу со сме­ной темпа и направления, ходьбу в чередовании с бегом, которые широко используются для повы­шения функциональной работо­способности сердечно-сосуди­стой, бронхолегочной систем;

  • упражнения, развивающие мышцы плечевого пояса, туло­вища, осуществляющие кор­рекцию опорно-двигательно­го аппарата, способствующие укреплению дыхательной му­скулатуры мышц диафрагмы;

  • упражнения с различными предметами: гимнастически­ми палками, мячами разных размеров, обручами;

  • упражнения, выполняемые у гимнастической лестницы (шведской стенки), с исполь­зованием тренажеров и оздо­ровительно-реабилитационно­го и физкультурного оборудо­вания фирмы «Аконит»;

  • упражнения, улучшающие местноекрово и лимфооб­ращение и повышающие физи­ческие и физиологические воз­можности (приседания, ходьба на согнутых ногах, бег на ме­сте, медленный бег по пересе­ченной местности и др.);

  • оздоровительный бег по тер­ритории детского сада (в сред- не-медленном темпе, со скоро­стью 1,2—1,5 м/с) по индиви­дуально разработанным марш­рутам (различной продолжи­тельности и сложности);

  • упражнения на мышечное и психическое расслабление, регулярно проводимые после достаточно интенсивных (аде­кватных возможностям ребен­ка) физических нагрузок;

  • проведение утренней гимна­стики, подвижных игр (еже­дневно), минимум одного физ­культурного занятия в неделю на прогулке, интенсивной про­гулки или динамического часа (два раза в неделю);

  • -— проведение занятий по позна­вательному развитию в дина­мическом режиме с учетом динамики работоспособности ослабленных детей.

  • В ряде случаев первопричи­ной возникновения некоторых

  • соматических заболеваний ока-

  • зываются нарушения со сто­роны нервной системы у часто болеющих детей. Поэтому, чем раньше начинает осуществлять­ся комплекс психогигиенических мероприятий, тем более эффек­тивными будут результаты всей оздоровительной работы. Крайне важно создать в коллективе спо­койную обстановку, атмосферу доброжелательности и психоло­гического комфорта, что обес­печивает благоприятное функ­циональное состояние нервной системы дошкольника. Только на фоне положительного настроя и душевного равновесия ребенка можно рассчитывать на нормали­зацию его функционального со­стояния и психологического ста­туса в запланированные сроки.

  • Как показали исследования, немаловажную роль в решении вышеназванной задачи играет цвето и светотерапия. Для регу­лирования психоэмоционально­го состояния часто болеющих и ослабленных детей мы использу­ем следующие приемы:

— «радужный коридор» — про­ходная комната (1 м 50 см х 6 м), соединяющая физкультурный зал с общим коридором дет­ского сада, в покраске которой использовано семь цветов ра­дуги (полосы шириной 50 см, идущие снизу вверх). Во вре­мя движения в зал по «радуж­ному коридору» (от холодных тонов к теплым) у детей по­является бодрое приподнятое настроение, создается поло­жительный эмоциональный настрой на занятие физкульту­рой. Возвращаясь с занятия и проходя коридор в обратном направлении (от теплых тонов к холодным), дети успокаива­ются, постепенно ослабевает их психическое и физическое возбуждение;

  • «сухой дождь», изготовлен­ный из атласных лент семи цветов радуги, закрепленных под потолком на специальном держателе. В процессе физ­культурного занятия в ходе вы­полнения перестроений (после вводной части, ОРУ, основных видов движений) ослабленным детям предлагается пройти 2—3 раза через «сухой дождь» от синих лент к красным. После подвижной игры — в обратном направлении;

  • «цветные островки» — индиви­дуальные коврики (60 см х 1 м 20 см) холодных (синего) и теп­лых (желтого) тонов. Гимнасти­ческиеупражнения в основной части занятия выполняются на «теплых» островках, релакса­ционные движения в конце за­нятия — на «холодных»;

  • «цветная поляна» — два ковра (каждый по 3 х 4 м) зеленого и красного цвета для групповых занятий с детьми. Терапевтический эффект цве­та во всех описанных случаях

заключается в регулировании

психоэмоционального состояния

детей в соответствии с психо­физическими возможностями и динамикой работоспособности ослабленного ребенка.

Цветотерапевтический эф­фект используется и при подборе спортивных костюмов детей. За­мечено, что дети ослабленные, с пониженным уровнем двигатель­ной активности и нестабильным эмоциональным состоянием более комфортно себя чувствуют в оде­жде ярких цветов. Поэтому нами приобретены комплекты из спор­тивной майки и трусов красного цвета. Детям же возбудимым, с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью предлагаем комплект синего и зеленого цвета.

Повышению двигательной активности ослабленных детей способствует и световое сопро­вождение организованной двига­тельной деятельности. Яркий пу­чок света, направленный на зону движения (это может быть пло­щадка, ограниченная «цветным островком» или «цветной поля­ной побуждает детей к более динамичной двигательной актив­ности. Длительность горения све­тового пучка или отдельной сиг­нальной лампочки с реле времени определяет продолжительность выполнения физического упраж­нения. Интенсивность выполне­ния упражнений можно регули­ровать правильно подобранным музыкальным сопровождением. Средний темп музыкального со­провождения обеспечивает опти­мальную физическую нагрузку детей и адекватный тренировоч­ный эффект, который необходим для развития их работоспособно­сти и общей выносливости.

Совокупность положительных изменений в состоянии здоровья и развитии ребенка на протяжении четырех лет по двум показателям (количеству пропущенных дней в год на одного ребенка по причине ОРЗ и ОРВИ, эффективности оздо­ровления детей) позволяет оценить систему физкультурно-оздорови­тельной работы как эффективную.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Содержание и методика проведения занятий по физкультуре с часто болеющими детьми

Автор: Рустамов Сулейман Хашимович

Дата: 09.12.2019

Номер свидетельства: 530996


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства