kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сказкотерапия в профилактике эмоционального выгорания педагогов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сказкотерапия в профилактике

эмоционального выгорания педагогов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сказкотерапия в профилактике эмоционального выгорания педагогов»

Сказкотерапия в профилактике эмоционального выгорания

педагогов

Лубинец Оксана Александровна, педагог-психолог, МБДОУ д/с №19

Дьякивнич Ксения Сергеевна, педагог-психолог, МБДОУ д/с №19

Чуева Надежда Викторовна, педагог-психолог, МБДОУ д/с №19

Библиографическое описание:

Лубинец О.А., Дьякивнич К.С., Чуева Н.В. Сказкотерапия в профилактике

эмоционального выгорания педагогов

//Вестник дошкольного образования №53(305) от 01.10.2024 URL: https://files5.sba.ru/pedagog/publ/vestnik/vipusk/305.pdf

Синдром эмоционального выгорания – это профессиональная болезнь тех, кто работает долгое время с людьми: учителя, психологи, врачи, социальные работники, воспитатели и т.д.

Профессиональное выгорание – синдром, развивающийся на фоне длительного

стресса. Истощаются эмоционально-энергетические ресурсы работающего человека.

К социально-психологическим симптомам профессионального выгорания относятся:

− безразличие, скука, пассивность и депрессия;

− повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

− частые нервные «срывы» (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения,

«уход в себя»);

− постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет;

− чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что

«что-то не так, как надо»);

− чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или

человек «не справится».

К поведенческим симптомам профессионального выгорания относятся следующие

поступки и формы поведения работника:

− ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее - все труднее

и труднее;

СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ» | СВИДЕТЕЛЬСТВО СМИ ЭЛ № ФС77-70095

ВЕСТНИК дошкольного образования 21 ВЫПУСК № 53 (305) 2024

− сотрудник заметно меняет свой рабочий режим дня (рано приходит на работу и поздно

уходит либо, наоборот, поздно приходит на работу и рано уходит);

− вне зависимости от объективной необходимости работник постоянно берет работу домой, но дома ее не делает;

− руководитель отказывается от принятия решений, формулируя различные причины

для объяснений себе и другим;

− чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к

работе, безразличие к результатам;

− невыполнение важных, приоритетных задач и "застревание" на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало

осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий.

Одним из методов предупреждения и преодоления стрессовых состояний является

сказкотерапия.

Сказкотерапия — это один из методов психологического воздействия на человека, который способствует развитию личности и коррекции уже сформировавшихся сугубо индивидуальных проблем. Инструментом данного направления являются сказки, в которых

можно проследить определенный стиль поведения и варианты решения жизненных ситуаций со стороны.

Выделяют такие направления сказкотерапии:

− Решение жизненных задач. Помогает человеку выработать модель поведения в той

или иной ситуации. В сказках можно увидеть определенную проблему и множество эффективных предложений по ее преодолению. Таким образом, чтецу предоставляется возможность выбрать оптимальный вариант для решения своих жизненных задач.

− Передача опыта. Через сказки старшие передают свой жизненный опыт младшему

поколению, учат моральным нормам и добру, показывают «что такое хорошо и что такое

плохо».

− Развитие мышления. Когда взрослые читают ребенку сказку, после просят обязательно проанализировать поступки героев, рассказать, кто, по его мнению, хороший персонаж, а кто нет, или предоставляют возможность придумать продолжение рассказа. Таким образом, развивается мышление, память, творчество.

− Лечебно-психиатрическое направление. Терапевтический метод дает возможность

человеку придумать свою собственную сказку и показать ее психологу. Последний проводит интерпретацию и выделяет проблемы, с которыми в дальнейшем придется работать.

Преимущество сказкотерапии состоит в том, что она вмещает в себя множество необходимых технологий, начиная с диагностики, профилактики, развития индивидуальности и заканчивая коррекцией.

Функции методики:

1. Сглаживание барьеров между терапевтом и клиентом. Позволяет быстро наладить

контакт и настроиться на дальнейшую работу.

2. Анализ глубоко спрятанных в памяти проблем. Детские обиды, которые негативно

отражаются на жизни человека, можно будет проследить в любимой сказке клиента или

придуманной им самим.

3. Выход из сложных, неоднозначных жизненных ситуаций. На примерах героев сказок можно найти выход из любой неурядицы, ведь все рассказы несут в себе поучительный смысл. Вполне возможно, что кто-то уже переживал такие же проблемы и смог побороть их определенным образом.

4. Актуализация скрываемых клиентом личностных моментов. Даже если человек

пытается скрыть от психолога-терапевта беспокоящие его проблемы, не считая их особо

СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ» | СВИДЕТЕЛЬСТВО СМИ ЭЛ № ФС77-70095

ВЕСТНИК дошкольного образования 22 ВЫПУСК № 53 (305) 2024

важными, то это сделать не удастся, ведь подсознание все равно раскроет их в обсуждении или сочинении сказок.

5. Отображение внутреннего конфликта. Предоставляется возможность выявить противоречия в себе и через сказку поразмыслить над ними.

Концепция комплексной сказкотерапии Е. Ю. Агаревой базируется на 5 видах сказок:

художественные, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические, медитативные.

Художественные делятся на 2 большие группы сказок: народные и авторские (созданные многовековой мудростью народа и авторские истории).

Собственно, именно это и принято называть сказками, мифами, притчами, историями. В художественных сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и

психотерапевческий и даже медитативный аспекты. Художественные сказки создавались вовсе не для процесса психоконсультирования, но, тем не менее, успешно

ему служат.

Народные сказки несут чрезвычайно важные для нас идеи:

1. Окружающий нас мир – живой. В любой момент все может заговорить с нами.

Эта идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому,

что нас окружает. Начиная от людей, и заканчивая растениями и рукотворными

вещами.

2. Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они

имеют право на свою собственную жизнь. Эта идея важна для формирования чувства

принятия другого.

3. Разделение добра и зла, победа добра. Эта идея важна для поддержания бодрости духа

и развития стремления к лучшему.

4. Самое ценное достается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти.

Эта идея важна для формирования механизма целеполагания и терпения.

5. Вокруг нас множество помощников. Но они приходят на помощь только в том случае,

если мы не можем справиться с ситуацией. Эта идея важна для формирования чувства

самостоятельности, а также доверия к окружающему миру. Все эти философские идеи

могут обсуждаться с нашими воспитанниками и клиентами.

Психотерапевтические сказки проводятся после беседы о жизни для обсуждения проблем, побуждают к размышлению.

Особенности:

1. 1.Обращение к глубинному «Я» участника, его важнейшим смыслообразующим

содержаниям.

2. Стремление помочь в более осознанном отношении к самому себе, миру, другим

людям, а при необходимости – в изменении этого отношения.

3. Оказание психологической поддержки и избавление от страданий и негативных

переживаний, связанных с какой - либо проблемной жизненной ситуацией и психоэмоциональной травмой.

Медитативные сказки применяются для создания положительного образного опыта,

снятия психоэмоционального напряжения, создания лучших моделей взаимоотношений,

развития личностных потенциалов.

Особенности:

1. Глубокое погружение слушающего в сказочный процесс через обращение к своим

внутренним состояниям и побуждение личностных потенциалов человека.

2. Сказки необходимо читать и слушать в специально созданных условиях.

3. Сказки содержат в себе позитивные модели внутренних состояний, сообщаемые бессознательному.

4. В сказках всегда отсутствуют конфликты и отрицательные персонажи.

СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ» | СВИДЕТЕЛЬСТВО СМИ ЭЛ № ФС77-70095

ВЕСТНИК дошкольного образования 23 ВЫПУСК № 53 (305) 2024

Дидактические сказки.

Особенности:

1. Форма сказки нужна для преподнесения некоторых новых знаний.

2. Используется прием одушевления символов и создается образ сказочного мира, в котором они живут.

3. Сказка раскрывает смысл и важность определенных знаний.

Структура занятий по сказкотерапии:

Ритуал «погружения» в сказку. Создается настроение для совместной работы —

прослушивание сказочных мелодий или медитация по переходу в сказочный мир.

1. Знакомство со сказкой. Происходит чтение либо прослушивание аудиозаписи.

2. Обсуждение. Ведущий задает вопросы, связанные с главным героем и сюжетом всего

рассказа. Обязательно определяется ценность сказки, чему она может научить аудиторию.

3. Арт-терапевтическая работа. Рисование героев или самого интересного момента сказки.

4. Ритуал «выхода» из сказки. Закрыть глаза и вместе сосчитать до 3-х, на счет «три»

перенестись из мира волшебства в аудиторию.

5. Подведение итогов. По ответам на поставленные вопросы психолог интерпретирует

личность каждого участника. По завершению он доносит свои выводы до них, делая это

индивидуально или при всей группе.

Таким образом, имея скелет занятия и необходимый для него материал, ведущий с

легкостью, сможет расположить ребенка или взрослого к себе и настроить его на продуктивную работу.

Упражнение «Стеснительный булочник»

Цель: самопрезентация, привлечение педагогов к самоанализу и самопознанию.

– А теперь посмотрим, как сказка может помочь решению серьезных психологических

задач. Послушайте...

В одном городе жил булочник. Каждый день он вставал рано утром, замешивал тесто,

выпекал ароматные булочки, а потом продавал их в своем магазинчике. И хотя он пек и

продавал булочки много лет подряд, каждый день он сомневался и переживал, достаточно ли хорошо он поработал и удались ли сегодня булочки.

Жители города часто заходили в булочную. Одни хвалили товар, другие критиковали:

то соли мало, то изюма, кому-то сахару в избытке, кому-то недостает... Некоторые вообще ничего не говорили. Но все приходили опять. И несмотря на это булочник продолжал переживать, так что иногда ему даже, казалось, будто в его жизни ничего радостного

нет. Однажды в булочную пришел молодой лесник из соседней березовой рощи. Он сказал, что очень хочет попробовать булочки, но у лесников не бывает денег, поэтому ему

нечем заплатить. Зато у него есть целый мешок разных самоцветов. Булочник сразу предложил леснику несколько душистых булочек за маленький самоцветик.

— Хорошо, — ответил лесник. — Только я не могу отдать самоцветы за что-либо

материальное. Поэтому я подарю тебе самоцвет, если ты назовешь мне свое положительное качество.

Булочник был очень стеснителен и поэтому сказал:

— Мне очень трудно это сделать. Можно я сначала узнаю, как отвечают на этот вопрос другие люди?

Я прошу каждого из вас помочь булочнику и назвать свое положительное качество.

Не старайтесь придумывать их, назовите первое, что придет в голову, не ориентируйтесь

на чужие оценки. Если кому-то трудно назвать свои качества, назовите дело, в котором

вы преуспели.

Итак, булочник услышал ваши положительные качества, и это помогло ему назвать

леснику свои. Он получил в подарок самоцвет и подарил леснику несколько сладких булочек.

СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ» | СВИДЕТЕЛЬСТВО СМИ ЭЛ № ФС77-70095

ВЕСТНИК дошкольного образования 24 ВЫПУСК № 53 (305) 2024

Лесник ушел. А спустя несколько дней появился опять. Оказывается, он собрался жениться, а слух о вкусных булочках уже разнесся по всему лесу. И теперь гостям на свадьбу нужно много булочек. Заплатить же лесник опять может только самоцветами, и не

за булочки, а за рассказ булочника о хорошем событии, которое совсем недавно случилось в его жизни.

Стеснительный булочник опять задумался и спросил:

— А можно я сначала послушаю, что расскажут о своих хороших событиях другие

люди?

Чтобы помочь булочнику, я прошу вас рассказать о хорошем событии, которое было

у вас совсем недавно — сегодня, вчера или на днях. Это может быть получение письма,

телефонный звонок хорошего человека, понравившийся фильм, посещение театра... Приятным событием может быть какое-то достижение своё или близких, сопереживание другим людям.

Это может быть и очень неприметное событие — купание воробья в луже, игра котенка, пение птиц, лучи солнца из-за туч... Назовите ваши переживания, связанные с

этими приятными событиями.

Булочник передает вам большую благодарность, он услышал ваши приятные события,

и это помогло ему рассказать о своем хорошем.

Итак, он получил от лесника самоцветы и подарил ему свои вкусные булочки. Но к

вечеру лесник вернулся.

— Выручай, — сказал он. — Гостям не хватило угощенья. Грибы и ягоды им надоели,

теперь все хотят сладких булочек.

И опять лесник попросил булочника назвать событие его жизни, но теперь то, которое

позволяет ему гордиться собой. И, конечно, рассказать, почему им можно гордиться....

И снова стеснительный булочник попросил помощи: как на этот вопрос ответили бы

другие люди?

Давайте вспомним, какое событие в вашей жизни позволяет вам гордиться собой и

почему. Иногда это бывает приятное, но незначительное событие, иногда трудное, но

успешно преодолеваемая проблема. Неважно, какие из них вспомнятся сейчас...

И опять булочник принял вашу помощь, справился со своим заданием, получил самоцветы и насыпал целый пакет булочек для гостей лесника.

Долго не видели лесника в городе. Через несколько месяцев он пришел и сказал, что

приглашает булочника на крестины своего первенца - лесника. А чтобы накрыть стол

для гостей ему нужны булочки. Лесник просит булочника назвать событие из его будущей жизни, о котором он мечтает.

И снова застенчивый булочник просит:

— Можно я сначала послушаю, как отвечают на этот вопрос другие люди?

И я снова обращаюсь к вам. Пожалуйста, назовите положительное событие, которого

вы ожидаете в вашей будущей жизни. Неважно, каков их масштаб и как скоро наступит

их время. Просто назовите событие и обозначьте то позитивное переживание, которое

его будет сопровождать.

Благодарю вас за помощь героям сказки. Булочник и лесник передают вам большое

спасибо.

Крестины удались на славу. На праздник собрались все лесные жители — от лис и

медведей до леших и кикимор. И все хвалили аппетитные булочки.

В разгар праздника булочник набрался смелости и спросил лесника, откуда у него так

много самоцветов?

– Это очень просто, — ответил лесник. — Всякий раз, когда какой-нибудь человек

называет свое положительное качество или рассказывает что-то хорошее, что было или

ожидается в его жизни, в недрах земли рождается новый самоцвет. А если вспоминается

СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ» | СВИДЕТЕЛЬСТВО СМИ ЭЛ № ФС77-70095

ВЕСТНИК дошкольного образования 25 ВЫПУСК № 53 (305) 2024

событие, которым можно гордиться, появляются самые крупные самоцветы. Ночью, когда земля становится влажной от росы, камни выходят на поверхность, и уже к утру

можно заметить, как они поблескивают из-под корней травы. Вот так и появляются сапфиры, изумруды, алмазы...

Сказка окончена. И теперь давайте проведем небольшую аналитическую работу. Сначала актуализируйте свои ощущения, чувства по поводу каждого из заданий: положительное личностное качество, новое хорошее событие, прошлое событие, которым

можно гордиться, будущее положительное событие. Как вы думаете, какая, может быть,

связь между будущими событиями и событиями из недавнего или более отдаленного

прошлого? Как прошлое влияет на достижения в будущем?

Выскажите свое мнение.

Давайте обсудим, что происходило в процессе выполнения заданий.

− Скажите, трудно ли было подобрать и назвать свои положительные качества?

− Легко ли вспомнились ситуации, которые воспринимались как новые и хорошие?

− Легко ли вспомнились события, которыми можно гордиться?

− Легко ли было сформулировать, о чем мечтаешь? Как вы думаете, почему?

Человеческая жизнь сопровождается приятными и неприятными событиями разной

значимости. У большинства людей опасные и неприятные ситуации фиксируются более

ярко, и это связано с потребностью в безопасности. В само представлении некоторых

людей эта негативная реакция начинает чрезмерно доминировать. И тогда кажется, что

«у меня все плохо», появляется склонность к пессимизму, депрессивным состояниям,

неврозам. Чтобы человеку переключиться на позитивные переживания, преодолеть этот

дисбаланс, необходимо актуализация образов позитивных событий недавнего времени и

фиксирование их в сознании. Это помогает человеку гармонизировать представления о

своих жизненных ситуациях. Эти воспоминания - ценный для нашего психологического

самочувствия эмоциональный ресурс.

Рассмотрев направления и функции сказкотерапии, можно утверждать, что данный

метод помогает побороть фобии, привить элементарные бытовые навыки и любовь к

окружающей среде, раскрыть индивидуальность, предостеречь от неприятностей, поднять самооценку, отделить добро от зла, научить преодолевать жизненные трудности.

Список литературы

1. Агарева, Е.Ю. Сказкотерапия [Текст] / Е.Ю. Агарева // Дошкольное и школьное воспитание, 2008.- № 1.– С.12-13.

2. Апчел В.Я., Цыган В.Н. Стресс и стрессоустойчивость человека – Спб.: ВМА, 2005. –

395с.

3. Вачков И.В. Введение в сказкотерапию или Избушка, избушка повернись ко мне передом…//– М.: Генезис, 2011. – 288с. – (Сказкотерапия: теория и практика)

4. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – Спб.: Питер.2008. – 752с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

5. Семёнова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога. Учебное пособие. –

М.: Издательство Института Психотерапии, 2008. – 224с.

6. Сырицо Т.Г. Эмоциональность


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сказкотерапия в профилактике эмоционального выгорания педагогов

Автор: Калядина Инесса Вадимовна

Дата: 03.10.2024

Номер свидетельства: 657158


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства