kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сказкотерапия, как средство для развития речи детей младшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сказкотерапия – эффективное средство для развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сказкотерапия, как средство для развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Развитие речи через малый фольклор: богатство в простоте

Малые фольклорные формы-потешки, прибаутки, считалочки, загадки , пословицы и поговорки –играют важную роль в развитии речи у детей. Их простота и ритмичность привлекают внимание малышей, а яркие образы и повторения помогают легко запомнить новые слова и конструкции. Давайте рассмотрим подробнее, как малый фольклор способствует развитию разных аспектов:

  1. Обогащение словарного запаса:

*новые слова: Потешки и прибаутки знакомят детей с названиями животных, предметом быта, частей тела, явлений природы.

*синонимы и антонимы: Загадки побуждают искать слова с противоположным или близким значением.

*многозначность слов: Пословицы и поговорки учат понимать переносный смысл слов и выражений.


  1. Развитие грамматического строя речи

*Формирование грамматических категорий: Считалочки помогают усвоить формы числа, рода, патежа














1.Роль устного народного творчества в развитии речи детей

Художественное слово народного поэтического творчества сопутствует ребенку значительно раньше того, как он учится удерживать в руках предметы. Уже в первые месяцы жизни взрослый приговаривает напевные двустишия («Ой, лю — ли»).

Ценность устного народного творчества заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В. А. Сухомлинский считал сказки, потешки, песни незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у ребенка, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества.

Фольклорные произведения, начиная с колыбельных песенок, потешек и кончая пословицами, сказками, дают детям уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи. Душевной теплотой и любовью пронизаны все колыбельные песенки, пестушки, потешки.

Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащающего речь детей.

Попевки, приговорки, потешки — первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства, речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Устное народное творчество широко используется в воспитании детей. Особую значимость приобретает оно в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку — воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания. Педагоги используют в адаптационный период

различные потешки, например: **

Вот проснулся петушок, Встала курочка. Поднимайся мой дружок,

Встань мой Юрочка. ***

Валенки, валенки, Невелички, маленьки, Опушка бобровая, Маша чернобровая.

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщается к красоте и самобытности слов. Простота и мелодичность звучания позволяет детям запоминать их. Дети начинают вводить народные потешки в свои игры — во время кормления куклы, или укладывания ее спать. Так же большой интерес вызывают народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и очень конкретно описываются их повадки, например:

*** Наши уточки с утра: Кря, кря, кря. Наши гуси у пруда: Га, га, га.

Наши курочки в окно:

Ко — ко — ко, ко — ко — ко. ***

На дубочке, на дубочке Тут сидят два голубочка. У них шейки голубые, У них перья золотые.

Увеличить запас слов помогают малые формы фольклора. Их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи. Использование произведений народного творчества в работе по развитию речи должно быть систематизировано с целью формирования у детей первоначальных навыков художественно-речевой деятельности, интереса и любви к фольклору. Следует отметить, что в основу положены научные достижения А. П. Усовой «Русское народное творчество в детском саду», Е. А. Флериной «Эстетическое воспитание дошкольников», выбрать наиболее удачные приемы воздействия на детей помогут исследования Н. А. Ветлугиной «Самостоятельная художественная деятельность дошкольников», а так же рекомендации Е. И. Тихеевой и других авторов. Следуя советам, выше перечисленных авторов педагогу следует подобрать соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогут детям закреплять простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания.

Использование полюбившихся произведений народного творчества в играх значительно обогащает словарь детей, делает их речь эмоционально выразительной. Разговор персонажей хорошо знакомого произведения дети вполне самостоятельно переносят на действия с другими игрушками — куклами, матрешками и т.д. При этом интонацией они пытаются передать характер того или иного персонажа. Помогают закрепить навыки интонационной выразительности, умение передавать особенности действий различных персонажей — дидактические игры, например «Узнай потешку» (по содержанию картинки надо вспомнить и назвать произведение народного творчества). Практикуются и упражнения с использованием словесных игр по мотивам народного творчества. В ходе разыгрываемого сюжета высказывания детей звучат непосредственно, эмоционально. В таких играх принимают участие даже самые малоактивные дети. На первых порах они просто выполняют речевые указания своих товарищей, но с каждым разом чувствуют все большую уверенность в своих силах и проявляют собственную речевую активность.

Познавая окружающий мир по средствам устного народного творчества, дети усваивают словесные, образные обозначения предметов и явлений, их связи и отношения. На ряду с этим идет важная составная часть занятий по развитию речи — работа над формированием словаря. Для расширения, обогащения и активизации словаря ребенка широко используются дидактические упражнения: «Скажи, кто квакает (крякает, мяукает)», «Подскажи словечко», а так же проговаривание скороговорок. Эти упражнения разнообразны и предполагают употребление слов, относящихся к разным частям речи, способствуют и формированию грамматического строя речи. Широко используемый показ инсценировок, сказок предполагает задания на составление развернутого высказывания. Дети учатся отвечать на вопросы после чтения произведений народного творчества, передавать содержание, четко проговаривая отдельные слова и фразы.

Сказки, загадки, поговорки, пословицы — представляют настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образцы языка народа. В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, игру, овладевая родным языком, ребенок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа.

ПРИГОВОРКИ, ПРИПЕВКИ

Приговорками, припевками издавна пользуются в воспитании детей, особенно самых маленьких, для того чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить, «поговорить». Они сопровождают все процессы в жизни детей, являются формой обращения к ребенку.

ПОГОВОРКИ и пословицы

Это краткие изречения, заключающие в себе вывод из наблюдений об окружающем, понятные детям. Обращенные к детям, пословица, поговорка могут открыть им некоторые правила поведения, моральные нормы. Правильнее употреблять их в тот момент, когда налицо есть иллюстрирующие факты, обстоятельства; скрытый в пословице или поговорке смысл становится тогда ясен для ребенка.

ЗАГАДКИ

Загадка — форма образного словесного творчества. Загадки всегда опираются на большой жизненный опыт, на знание вещей, явлений, их качеств, признаков. Поэтому детям могут быть предложены для отгадывания только такие загадки, смысл которых близок их опыту и выражен в загадке довольно ясно. Народные загадки раскрывают особенности родного языка и его образов, приучают к острой и живой мысли. Загадка показывает такие стороны явлений, которые часто остаются без внимания.

СКОРОГОВОРКИ

Заучивание и произношение скороговорок является интересным занятием для детей. Потребность детей применять формы языка, хорошо звучащие, поддающиеся быстрому произношению удовлетворяется использованием скороговорок.

«Упражнения в артикуляции нужны не всем детям. Они излишни для детей, владеющих гибким, хорошо функционирующим голосовым аппаратом; но эти — то дети с особой охотой изощряются в произношении трудных скороговорок. Детям же… с языком неповоротливым они необходимы и полезны как прекрасная гимнастика речи, но к ним нужно и относиться как к гимнастике, не злоупотреблять ими и не в коем случае… не надоедать» Е. И. Тихеева («Развитие речи детей» М., «Просвещение», 1967,стр. 121)

ДОКУЧНЫЕ СКАЗОЧКИ И ПРИСКАЗКИ

«Докучные» сказки хороши своим юмором. Дети попадают в сложный словесный переплет. Иногда докучная сказочка является прелюдией к настоящей сказке: шуточное начало настраивает детей на веселый лад.

Простота малых фольклорных форм не имеет ни чего общего с упрощенностью. В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи. Сами тексты как бы оберегают ребенка, как бы говорят: ребенок мал, но не примитивен;

ребенок несмышлен, но не глуп; ребенок беспомощен, но в нем сила роста. Эти крохотные произведения философичны в своей основе.

Особенностью произведений малых фольклорных жанров является занимательность, предельная простота сюжета, краткость, ритмичность, образность языка, музыкальность, игровой момент. По своему характеру они забавны, жизнерадостны, игривы. Язык в них яркий, образный, легко запоминающийся. В них встречается много ласкательных слов (пальчик, котик, гуленьки, личико), обращений (солнышко, водичка, умой мое личико, дам тебе горошка и др). Часто они имеют диалогическую форму: «Ладушки», «Мальчик пальчик» и др. Некоторые построены по типу обращения: «Петушок, петушок», сообщения «Уж я Танечке пирог испеку» и др. Цель — развлечь ребенка, развеселить, позабавить и вместе с тем развить его речь, движения, познакомить с определенными понятиями.

Отмечаемая в раннем детстве способность быстро улавливать и копировать интонации взрослых благоприятствует тому, что в дальнейшем, когда речь становится для детей средством общения, у них легко и непроизвольно возникают интонации, выражающие чувства, которые они испытывают: радость, огорчение, удовлетворение, раздражение.

Исследуя значение устной народной поэзии в развитии речи дошкольников, следует иметь в виду, что определенные ее жанры адресованы и доступны детям начиная с первых месяцев жизни. Таковы произведения малых фольклорных форм: колыбельные песни, потешки, пестушки, прибаутки. Несколько позже дети знакомятся с маленькими сказочками (посказульками) типа классической «Курочки-рябы», небылицами — «перевертышами», скороговорками и многими другими жанрами фольклора.

В малых жанрах устного народного творчества отражается тонкая наблюдательность, прекрасное понимание возрастных особенностей детей. Эти произведения отличаются богатством и разнообразием содержания. Малый фольклор привлекает детей его яркими образами, постоянным обращением к игровому началу, особенно словесному и звуковому. Ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая живой разговорной речи окружающих. Образцы — пословицы, загадки, потешки дошкольники не только слышат, они повторяют и усваивают их. Они входят в язык детей, разумеется, в доступном содержании. Но сильнее их влияние там, где произведения малого фольклора органично вплетены в живой разговорный язык. Окружающие ребенка люди употребляют и пословицу, и прибаутку, и загадку; ребенок схватывает те или иные выражения, усваивает их смысл и сам начинает их употреблять.

Знакомство с народным творчеством начинается с потешек, колыбельных песенок. Детям нравится, когда взрослый ласковым, нежным голосом начинает припевать, покачивая куклу:

*** Баю, баю, баю — бай, Ты собаченька не лай. Белолоба, не скули, Мою дочку не буди.***

После таких коротких обыгрываний дети легко запоминают песенки и переносят их в повседневную игру.

Своеобразие восприятия у детей 2-4 лет заключается в том, что при осмыслении текста ребенок опирается главным образом на имеющийся у него опыт, еще очень ограниченный и узкий. Существует еще одна характерная особенность младшего дошкольника — это необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Сама природа ребенка дошкольного возраста требует стихотворного материала. Дети любят слушать, при этом они тяготеют к ритмам, радостной мелодике. От того малышам нравятся произведения фольклора, поэтическая природа которого, гармонично сочетающая в себе слово, ритмику, интонацию и действие, точно соответствует эмоциональным потребностям детей. Каждая из песенок, подобных «Ладушкам», «Козе», «Сороке — белобоке» — это блестящий миниспектакль, в котором ребенок одновременно и слушатель, и зритель, и певец, и танцор, и чтец. Усваивая звуковой склад малых форм фольклора, повторяя слова, интонации, ребенок усваивает колорит русской национальной речи, ее ДУХ.

На первых порах дети, слушая потешки, издают восклицания, произносят с разнообразными интонациями неразборчивые звукосочетания, что еще не имеет отношения к тексту. Затем малыши начинают подражать крикам животных, пытаются проговаривать рифмующиеся окончания, отдельные целые слова, короткие фразы, в дальнейшем они способны повторить весь текст, состоящий из 3 — 4 строчек. Это способствует процессу развития активной речи детей, а положительная роль маленьких фольклорных текстов выступает с очевидностью. Дети способны воспроизвести некоторые выразительные средства, которыми пользуется взрослый, читая пестушку, прибаутку. Они повышают голос в конце фразы «бай — бай», «догоняй — ка», «улетела, ай», протягивают или, наоборот отрывисто произносят слова, имитирующие крики животных «ку — ка — ре — ку — у», «му — у».

Положительное влияние малых фольклорных текстов сказывается на развитии собственной речи ребенка: обогащая его словарь, формируя чувство ритма, элементарное умение изменять голос (повышать, понижать, протяжно и отрывисто произносит звуки), что является основой для возникновения интонации.

Малые фольклорные формы (песенки, потешки, стишки, поговорки и пр.) — прекрасный речевой материал, на основе которого у детей начинает отрабатываться понимание текста. Прежде всего, возникает ситуативная связь между смысловым содержанием и конкретным действием отражающим его. Именно конкретное, ситуативное действие приобретено через практический опыт, сочетающийся неоднократно со словом (в данном случае с потешкой, песенкой), смысловое содержание. Сочетание «баю — бай» всегда связано для ребенка с укладыванием спать, это им пережито и приобретено в собственном опыте. Поэтому, как только ребенок слышит знакомые сочетания слов, они ситуативно начинают ассоциироваться в его сознании с конкретной действительностью. Это положение является еще одной скрытой пружиной действенного влияния устного народного творчества на умственное, познавательное развитие детей дошкольного возраста. Вместе с тем следует отметить: это «внутреннее» богатство малых фольклорных форм должно быть, прежде всего, открыто взрослым. Именно взрослый привносит посредством умелой интерпретации слова, жесты, действия и смысловое содержание, открывая их ребенку в доступной форме. Ребенку становится «сигнальным» по смысловому содержанию звукосочетания-наигрыши: «Ай, та — ту, та — ту, та — ту!» — дети в ответ начинают приплясывать. В другом случае, слова: «Кап-кап, шлеп-шлеп!» ассоциируются с ситуацией купания, игр с водой. Этот же механизм начинает действовать, когда дошкольники начинают учиться выполнять действия по слову, когда им дают поручения.

Потешкой или прибауткой взрослый стимулирует отработку слогов, звукосочетаний. По средствам малых фольклорных форм корректирует произносительную сторону развивающейся речи дошкольников. Так, чтобы отработать звукосочетание, например «ди», взрослый подбирает потешки, где этот слог находится под ударением, следовательно, выделяется голосом и хорошо улавливается слухом: «Во — ди — и — чка! Во — ди — и — чка! Умой Тане личико». Для закрепления умения произносить звукосочетания согласных с гласным можно предложить следующую потешку:

Ранним — рано по утру — у — у -у Пастушок ту — ру — ру -ру! А коровы в лад ему — у — у Затянули му — му — му!

«Открыть себя» ребенку помогут песенки, потешки, присказки, в

которых имеется прямое обращение к ребенку по имени, например:

Кто у нас хороший, Кто у нас пригожий? Ванечка — хороший, Ванечка — пригожий!

Вот он, оказывается, кто: Ванечка!***

Фольклорное произведение, рассчитанное на обращение к ребенку по имени, утверждает его личность, выражает уважение к нему. Святое отношение к детству звучит в подтексте маленьких произведений; они пронизаны светом любви к ребенку. В них нет ни каких назиданий, однако, между строк читается так много, что хочется сказать: фольклорные произведения являются народной дидактикой.

Восприятие малых фольклорных форм обусловлено возрастными интересами и уже имеющимся жизненным опытом детей. Дети способны испытывать определенные чувства, если речь идет о близких и понятных им явлениях отражающихся в поговорках, присказках и др.

Список литературы:

Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника[Текст]/ Г.И. Бабурина, Т.Ф. Кузина.- М., 1995

Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа [Текст]/ В.И. Даль.- М., 2009

Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки[Текст] /Сост. Г.Науменко, .-М, 1998

Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: учеб-метод пособие. [Текст] / О.Л. Князева, М.Д. Маханева . — 2-е изд, перераб и доп.- СПБ, 2008

Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет [Текст] /Л.М. Козырева.- М., 2005

Майданик, Н.С. Расскажу вам интерес!.. : детский фольклор: Считалки, дразнилки, мирилки, страшилки [Текст]/ Н.С. Майданик, В.В Здир, Т. А. Евтюкова. — Новосибирск: Сибирское Университетское издательство (Новосибирск), 2008. — 160 с. : иллюстрации, В обл. . (Умница)

Русский фольклор [Текст]/ сост. В.Аникин.-М., 1985

Фокеев, А.Л. Неиссякаемый источник : устное народное творчество : пособие для учащихся общеобразоват. Школ, лицеев и гимназий [Текст] /

А.Л. Фокеев . — Саратов : Лицей(Саратов), 2005. — 219 с. : В Обл. (по страницам литературной классики)

Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить! [Текст]/ Е.А. Янушко// Развитие речи детей 1,5-3 лет .- М.2009

Статьи из сборников, журналов и газет

11.Большакова, М. Фольклор в познавательном развитии : Из опыта работы [Текст] / Большакова, М. //Дошкольное воспитание №9.-2004. — С. 46-49

12.Иванова, Н. Богатыри земли русской. Беседа «речью плавною»[Текст] / Иванова, Н.. //Дошкольное воспитание №1.-2012.- С.19-21




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сказкотерапия, как средство для развития речи детей младшего дошкольного возраста

Автор: Бахтиярова Земфира Рафаиловна

Дата: 25.04.2024

Номер свидетельства: 649676

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(241) "Опыт работы по теме:   «Сказкотерапия как средство творческого развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста» "
    ["seo_title"] => string(145) "opyt-raboty-po-tiemie-skazkotierapiia-kak-sriedstvo-tvorchieskogho-razvitiia-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-i-mladshiegho-shkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "187559"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426527259"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства