kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи и социального развития дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Речь каждого ребенка формируется по разному и в большей степени зависит от среды в которой он находится. Период дошкольного возраста очень важный этап в становлении речи ребенка и мы, взрослые, а особенно семья и воспитатели играем, пожалуй,  главенствующую роль в этом. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи и социального развития дошкольников»

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи и социального развития дошкольников


Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно. Для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости и органы чувств ребенка - слух, зрение, обоняние, осязание - были так же достаточно развиты. Особенно важно для формирования речи развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов. Речь ребенка формируется в общении с окружающими его взрослыми и сверстниками.

(2)Актуальность данного вопроса заключается в том, что в современном обществе дети с раннего возраста проводят много времени возле телевизора, компьютера. В следствие чего испытывают дефицит живого общения в семье и в дальнейшем существовании в социуме. В связи с этим детский сад ставит перед собой задачу развивать и активизировать речь дошкольников, а так же повышать уровень социального развития посредством игры.

(3,4)Игра – самая естественная деятельность ребенка. С раннего возраста игра становится и самой любимой его деятельностью.

(5)Свободная сюжетная игра – самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность.

(6)В игре ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений – всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, дается с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры – действием в воображаемой, условной ситуации. В игре все условно, все «как будто», «понарошку». Ребенок может быть «врачом» и «лечить» больных кукол и зверюшек, хотя на самом деле ему еще очень далеко до этой «взрослой» профессии. «Возможности» сюжетной игры расширяют практический мир малыша и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт.

(7)Сюжетно-ролевые игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх дети осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, свою роль, словесно договариваются о сюжете, распределяют роли, подбирают атрибуты, вступают в спор, используя при этом свой активны и пассивный словарь, закрепляют на знаниях полученные во время наблюдений, экскурсий.

(8)Стоит отметить, что сюжетно-ролевая игра - сильнейшее средство социализации ребёнка, включающие в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия, так и стихийные, влияющие на формирование связной речи.

(9)Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, с другой - сама игра развивается под влиянием развития речи.

(10)Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи - это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. Умение интересно рассказывать и заинтересовывать слушателей своим изложением, рассказывая сюжет игры, помогает детям стать общительнее, преодолеть застенчивость; развивает уверенность в себе.

(11)Наблюдая за своими воспитанниками, поняла, что дети часто проявляли недоверие к окружающим, контакты со сверстниками не продолжительны, наблюдались негативные реакции на просьбы: капризы, упрямство. Не проявлялся интерес к книгам, к общению. Большинство ребят вступали в речевой контакт только со мной.

(12)Учитывая вышеизложенное, для своей педагогической деятельности определила тему: «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи и социального развития дошкольников»

(13)Поставила перед собой цель: повышение уровня социального развития дошкольников, формирование умения действовать в конкретной сюжетно-ролевой игре, развитие фантазии, находчивости, коммуникабельности, умения вести себя в обществе, расширение словарного запаса.

Для этого разнообразила предметно-пространственную среду. Были созданы уголки для сюжетно-ролевых игр: «Больница», «Магазин», «Семья», «Парикмахерская» и др.

В своей работе для формирования ролевого поведения начинаю совместную игру с детьми, используя взаимодополнительные роли, связь которых «открыта», лежит на поверхности. Для начала это парные роли, хорошо знакомые ребенку по его жизненной практике. Игра должна вызывать оживление, улыбку у участников. Никакого принуждения быть не должно. На первых порах стараюсь привлекать детей с хорошо развитой речью, легко вступающих во взаимодействие со взрослым. С застенчивыми, медлительными такую игру я начинаю один на один.

Игра с небольшой подгруппой детей по мотивам известных им сказок, персонажи которых выполняют однотипные действия, способствует развитию у детей умений называть свою роль. Это простые сказки – «Репка», «Теремок», «Колобок». В таких играх беру на себя роль первого появляющегося в сказке или основного персонажа (например, мышки-норушки, колобка) и последовательно вовлекаю детей в игру, развертывая ролевое взаимодействие поочередно с каждым.

(14, 15, 16)Так же для достижения поставленной цели разработала проект «Сюжетно-ролевая игра – спутник детства», в котором провела мастеркласс с родителями «Играем вместе».

(17)Наш детский сад новый и открылся только весной 2015 года, но уже имеются положительные результаты в данном направлении работы. В группе младшего возраста, в которой я работаю, 21 ребенок. Лишь пятеро из них, придя в сад владели азами речи. Остальные в основном молчали. Спустя год разговаривать начали все.

В заключении делаю вывод: речь каждого ребенка формируется по разному и в большей степени зависит от среды в которой он находится. Период дошкольного возраста очень важный этап в становлении речи ребенка и мы, взрослые, а особенно семья и воспитатели играем, пожалуй, главенствующую роль в этом. На своем опыте могу сказать, что благодаря сюжетно-ролевым играм можно добиться высоких результатов.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Моисеенко Мария Вадимовна

Дата: 15.09.2016

Номер свидетельства: 343998


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства