Просмотр содержимого документа
«Сюжетно-ролевая игра как инновационное средство творческих способностей детей дошкольного возраста.»
Доклад на тему:
«Использование музыкальных сюжетно-ролевых игр в развитии детей
в деятельности музыкального руководителя»
Подготовила: Прокопченко Елена Геннадьевна, музыкальный руководитель.
Дошкольный возраст – самое начало жизни ребёнка, когда он только-только начинает осознавать себя личностью с собственными желаниями и возможностями. В период младенчества окружающий мир ребёнка сводится к его семье, далее с наступлением младшего и среднего дошкольного возраста этот круг постепенно расширяется до границ дома, улицы, города. Примерно с 3-х лет у ребёнка появляется собственный круг интересов, он начинает познавать мир человеческих отношений и стремится влиться в этот мир. Дети 4-го года жизни овладевают умениями принимать игровую роль, обозначать её для партнёра, развёртывать элементарное парное ролевое взаимодействие, ролевой диалог со сверстником.
Основным источником накопления необходимого опыта для дошкольника являются сюжетно-ролевые игры, которые, наряду с традиционными играми, могут быть и музыкальными. Музыка используется детьми в разных играх. В сюжетно-ролевых играх можно широко использовать знакомые песни и мелодии: можно спеть колыбельную кукле или поплясать, напевая весёлую мелодию, аккомпанируя себе на бубне, помаршировать с барабаном под соответствующую песню или, отправляясь в далёкое путешествие, спеть о пароходе, поезде, самолете, машине и т. д. Песня организует действие, придаёт выразительность, ритмичность движения, позволяет выразить чувства и настроения, возникающие в ходе игры.
Целью музыкальных сюжетно-ролевых игр является закрепление знаний о музыкантах, музыкальных инструментах, оркестре; инсценирование, импровизации движений с атрибутами.
Показателем успешности проведения музыкальных сюжетно-ролевых игр являются:
- увлечённость музыкально-игровой деятельностью;
- степень осознания творческого замысла;
- инициатива и самостоятельность творческого поиска при выполнении творческих задач;
- умение использовать в творческом процессе логическое и образное мышление;
- художественное воплощение творческого замысла.
Условиями овладения воспитанниками самостоятельной музыкально-игровой деятельностью являются:
1. обогащение детей знаниями, впечатлениями в процессе организации НОД (слушание музыки, освоение певческого, музыкально-ритмического, инструментального материала в процессе музыкальных занятий);
2. беседы с детьми о музыке, о музыкальных профессиях;
3.инсценировка песен, музыкальных произведений, праздники и развлечения, музыкально-дидактические игры, использование ИКТ (видеозаписи, мультимедиа, Интернет, музыкально-обучающие игры);
4. встречи с людьми музыкальных профессий (например, посещение концерта сотрудников ДОУ с детьми в музыкальную школу, театр, на концерт, выступление на конкурсах, работа с родителями (посещение родителей и детей в филармонии, театров, концертов, участие в праздниках) и т. д.
С помощью занимательных сказок-шумелок воспитанники знакомятся с детскими музыкальными инструментами, владеют различными приёмами извлечения звуков, развивают слуховую память, учатся воспроизводить оттенки звучания. На основе предлагаемых материалов можно устраивать замечательные музыкальные спектакли.
Воспитанники реализуют свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями. Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения.
Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, ритмы.
Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок.
ЛИСА И РЫБА
Вёз как-то дед на санях рыбы целый мешок. – ГОФРИРОВАННАЯ БУМАГА
Лошадка бежит, - МЕТАЛЛОФОН
Копытами стучит, - ЛОЖКИ
Бубенчиком звенит. - БУБЕНЦЫ
Видит дед – на дороге лиса лежит, обрадовался, руки потирает: - ЦЕЛЛОФАН
«Вот будет моей старухе воротник на шубу!»
- Бросил он лису в сани, - БАРАБАН
А сам пошёл впереди. - ЦЕЛЛОФАН
Лошадка бежит, - МЕТАЛЛОФОН
Копытами стучит, - ЛОЖКИ
Колокольчиком звенит. - БУБЕНЦЫ
А лисичка стала выбрасывать из воза по рыбке, да по рыбке - ТРЕУГОЛЬНИК
Выбросила всю рыбку лиса
И сама убежала - БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЦАМИ ПО БАРАБАНУ
В сюжетно-ролевой игре воспитанники самостоятельно применяют игру на детских музыкальных инструментах. Они играют на металлофонах, дудочках, ложках, бубнах, барабанах и т.д. Музыкальные инструменты могут использоваться воспитанниками индивидуально, объединяться по двое-трое, иногда организуем «оркестр» приобщаясь тем самым к коллективной импровизации.
Формы организации сюжетно-ролевых игр многообразны. Последовательная и творческая работа музыкального руководителя и воспитателя в воспитании дошкольников, использование технических средств, наличие у детей в группах разнообразного оборудования для организации сюжетно-ролевых игр, выразительное музыкальное сопровождение, яркие костюмы, создают у воспитанников радостное приподнятое настроение, способствует их эстетическому развитию.
Подводя, итог всего вышеперечисленного можно сказать, что музыкальный руководитель принимает непосредственное и самое активное участие в развитии сюжетно-ролевых игр. Совместная деятельность музыкального руководителя и воспитателя пробуждает интерес и любовь к музыке в сюжетно-ролевых играх с музыкальной тематикой.