kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Системно–деятельностный подход при организации образовательной деятельности в детском саду.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья - "Системно–деятельностный подход при организации образовательной деятельности в детском саду.", подготовлена для воспитателей дошкольных учреждений.

Данная статья будет эффективной при создании предметно - равивающей среды в группоах детского сада. Ведь гармонично выстроенная предметно - пространственная среда способствует становлению и развитию деятельностной активности ребёнка, побуждает инициативу, мотивирует к деятельности.

А также при реализации системно - деятельного подхода в воспитательно - образовательном процессе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Системно–деятельностный подход при организации образовательной деятельности в детском саду. »

Системно – деятельностный подход при организации образовательной деятельности в детском саду.


В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования, где развитие личности ребенка основано на усвоение универсальных учебных действий. При таком подходе познание и освоение мира составляет цель и основной результат образования.

Системный подход – это подход, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении.

Реализация системно-деятельностного подхода будет эффективной при создании предметно-развивающей среды, в которой реализуется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка, созданы условия для диалогического общения, атмосфера доверительности и доброжелательности, учитывается личностный опыт каждого воспитанника, организуется, направляется и стимулируется процесс самопознания и саморазвития.

А также реализация системно-деятельностного подхода к воспитательно-образовательному процессу возможна только в тесном взаимодействии с родителями воспитанников и их включенности в деятельность учреждения. Необходимо сформировать у родителей целостное представление о единстве целей и задач дошкольного учреждения и семьи, постоянно повышать психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах деятельностного подхода к развитию ребенка. Для этого в учреждении должны проводиться беседы, консультации, тематические родительские собрания, родительские конференции, педагогические гостиные, тренинговые занятия, детско-родительские проекты, твоческие конкурсы.

Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения. Гораздо важнее, чтобы ребенок с самого раннего возраста учился самостоятельно добывать знания, а затем применять их на практике. Системно-деятельностный подход позволяет сформировать у дошкольников деятельностные качества, определяющие успешность ребенка на разных этапах обучения и его последующую самореализацию в будущем.

Работая по теме самообразования «Формирование и развитие связной речи детей через игровые ситуации», я использую ряд дидактических принципов, которые лежат в основе системно-деятельностного подхода:

Принцип целостности, принцип вариативности, принцип деятельности, принцип минимакса, принцип творчества, принцип психологической комфортности, принцип непрерывности.

А также я использую системно-деятельностный подход в организации воспитательно-образовательного процесса, который предполагает использовать различные формы взаимодействия взрослого и ребенка в процессе воспитания и образования, которые должны обеспечивать всестороннее развитие ребенка в активной деятельности. Это игровые развивающие ситуации, проблемные ситуации, ситуации морального выбора,  игры-путешествия, игры-эксперименты, творческие игры, познавательно-исследовательская деятельность, проектная деятельность, сочинительская деятельность, коллекционирование, клубы знатоков, викторины, культурно-досуговая деятельность.

Я проводила в своём дошкольном учреждении образовательную ситуацию «Джонни – пончик». Данная образовательная ситуация включает в себя различные виды деятельности: познавательно – исследовательскую, коммуникативную, изобразительную, двигательную, музыкально – художественную.

Также образовательная ситуация включает в себя интеграцию образовательных областей.

Дети познакомились с английской народной сказкой «Джонни – пончик», сравнили её с уже известной русской народной сказкой «Колобок», что относится к познавательному развитию. Физическому развитию детей способствовала динамическая пауза, где дети выполняли движения в соответствии с текстом. Во время поискового этапа дети решили изменить конец сказки и спасти главного героя, замаскировать его, здесь присутствует социально – коммуникативное развитие. Ответы на вопросы и обогащение словарного запаса детей, такими словами как «маскировка», «замаскированный», включает в себя речевое развитие. Далее дети дополняли рисунок, изменяя внешность колобка, совершенствовали умение рисовать фломастерами, под музыкальное сопровождение, что соответствует художественно – эстетическому развитию.

При моделировании содержания образования в рамках системно-деятельностного подхода в моей работе принимали участие педагоги и специалисты дошкольного учреждения: воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Системно-деятельностный подход, реализовавшийся в практике моей работы, дал возможность детям не быть в роли пассивных слушателей, которым выдается готовая информация. Дети включились в самостоятельный поиск новой информации, в результате которого происходило открытие нового знания и приобретение новых умений. Действия детей мотивировалось игровой развивающей ситуацией, предложенной мною, которая позволяла им определить свою «детскую» цель деятельности и идти к ее выполнению. Гармонично выстроенная предметно-пространственная среда способствовала становлению и развитию деятельностной активности ребенка, проявлению любознательности, собственной индивидуальности, накоплению игрового, творческого, исследовательского опыта. Разнообразное наполнение среды пробуждало инициативу, мотивировало к деятельности, дало возможность каждому ребенку самостоятельно организовать процесс познания, получить наглядный результат своей деятельности, сделать его положительным переживанием и личным достижением.


Понятие системно-деятельностного подхода в обучении не является новым, еще Д.Б.Эльконин говорил, что ведущей деятельностью предшкольного возраста является детская игра и обучение должно осуществляться через « ворота детской игры».

Суть системно-действенного подхода в образовании:

«Расскажи - и я забуду,

покажи - и я запомню,

дай мне сделать самому - и я пойму».


Одним из необходимых условий успешного использования технологии системно- деятельного подхода является реализация принципа непрерывности.

Основные этапы технологии:


1 Введение в игровую ситуацию. 

2. Мотивационная игра: 

3. Затруднение в игровой ситуации: 

4. Поиск выхода из затруднения в игровой ситуации: 

5.Самостоятельное применение “нового” в других игровых ситуациях: 

7. Итог занятия. 

6. Повторение и развивающие задания. 


Данная технология создаёт: 

-     положительную мотивацию к учебной деятельности; 

-эмоциональную направленность на коллективное взаимодействие в условиях 

игровой ситуации;  

 тренирует: 

-способности к самоопределению, самореализации, целеполаганию, 

самооценке,  

--способность к  согласованию в общении;  

-способность к познанию мира в условиях жизнедеятельности; 

-задатки к мыслительной деятельности;  

Это является гарантом реализации на дошкольной ступени социального заказа, 

сформулированного в 14 статье “Закона об образовании РФ”.


Использованная литература


  1. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (от 17 октября 2013)

  2. «Детство» примерная образовательная программа дошкольного образования (разработана на основе и в соответствии с ФГОС ДО) С – П 2014

  3. Асмолов А.Г. Системно – деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения / Педагогика М.: 2009.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Захарова Татьяна Ивановна

Дата: 27.09.2015

Номер свидетельства: 234149


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства