kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Система педагогической работы по становлению полоролевой идентичности детей среднего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

В основу занятий легли рекомендации, методики и диагностика, разработанные профессором Татаринцевой Н.Е., по полоролевому воспитанию дошкольников.

Просмотр содержимого документа
«Система педагогической работы по становлению полоролевой идентичности детей среднего дошкольного возраста»

Система педагогической работы по становлению полоролевой идентичности детей среднего дошкольного возраста.


В основу занятий легли рекомендации, методики и диагностика, разработанные профессором Татаринцевой Н.Е., по полоролевому воспитанию дошкольников.

Специально-организованные проблемные ситуации. Педагог описывает те проблемные ситуации, в которые ежедневно «входят» дети.

  1. Сегодня я шла в детский сад и увидела, как собака загнала под лавку маленького котенка. Котенок дрожал от страха, сжавшись в комочек, а собака грозно рычала и лаяла. Вдруг я заметила, как Кирилл из старшей группы взял палку и отогнал собаку. Вспомните, ребята, о каких смелых мальчиках вы смотрели мультфильмы или читали в книжках. Кого должны защищать мальчики и почему?

  2. Ребята, я знаю одну девочку, которая все время плачет. Игрушку не купили - плачет, платьице испачкала – плачет, рисунок не получился – плачет. Знаете ли вы таких девочек? Как их зовут? Может быть, вы читали про них книжки или видели по телевизору?

  3. Посмотрите, дети, какое красивое платье у Кристины. Это платье ей сшила мама, а Кристина ей помогала. Я знаю, что многие девочки и мальчики у нас в группе помогают мамам. Давайте вспомним наши любимые сказки, в которых девочки и мальчики помогают своим родителям.

  4. В нашей группе все девочки красивые, аккуратные, опрятные. И я очень рада, что у нас нет девочек похожих на Машу-растеряшу или Нюша. Нравятся ли вам эти персонажи? Почему?


Моделирование жизненно значимых ситуаций. Каждая ситуация включает проблему и ряд действий, которые ребёнку нужно выбрать и руководствоваться ими в среде сверстников.


МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ В СИТУАЦИИ ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ:

1. Дети садятся за столы завтракать. Света осталась без стула. Ты:

- уступишь ей свой стул;

- скажешь воспитателю;

- будешь кушать, не замечая девочки.

2. Ты с мамой выходишь из магазина. У мамы тяжелая сумка. Ты:

- бежишь впереди, разглядывая витрины;

- громко требуешь купить красивую игрушку;

- предлагаешь маме помочь донести сумки.

3. У Кристины порвался пакет, конфеты рассыпались по полу. Ты:

- просишь Кристину угостить тебя конфетами;

- подбираешь конфеты и отдаешь их девочки;

- не обращаешь на Кристину внимания.

4. Руслан забрал у Оли игрушку. Олечка плачет. Ты:

- отберешь у Руслана Олечкину игрушку и вернешь её девочке;

- уступишь Оле свою игрушку;

- будешь заниматься своими делами, не замечая никого вокруг.

5. В детский сад приехал кукольный театр. У входа в музыкальный зал стоит толпа детей. Ты:

- расталкиваешь всех и первым забегаешь в зал;

- пропускаешь девочек вперед, а потом сам входишь в зал;

- заходишь в числе первых, занимаешь место себе и своей знакомой девочке.

6. На прогулке Арам говорит, что он Человек-паук и дерется со всеми. Ты:

- будешь играть вместе с ним;

- придумаешь другую игру;

- скажешь, что Человек-паук бывает только в мультике.


МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ В СИТУАЦИИ ДЛЯ ДЕВОЧЕК:

1.На улице Катя хвастается своими новыми ботинками. Ты:

- говоришь, что она, правда,сегодня очень красивая;

- отвечаешь, что у тебя есть и получше;

- просишь поносить ботинки.

2. В группу пришел новый мальчик. Он грустит, не с кем не играет. Ты:

- скажешь ему ласковое слово, улыбнешься, принесешь интересную игрушку;

- назовешь его «плаксой-ваксой»;

- будешь играть с другими детьми.

3. На день рождения Данил дарит тебе красивую книжку. Ты:

- говоришь «спасибо», кладешь книжку в сторону и бежишь к гостям;

-разворачиваешь подарок, благодаришь Данила, листаешь книжку, говоришь, что она очень красивая и, наверно, интересная;

- говоришь, что книжек у тебя и так полно.

4. После обеда мама просит тебя помочь убрать со стола. Ты:

- с радостью помогаешь маме;

- говоришь маме, что сначала поиграешь, а потом все уберёшь;

- отказываешься помогать.

5. Вы с папой гуляли в парке. Приходите домой. Ты:

- приносишь букет цветов из парка;

- рассказываешь маме, какие красивые цветы растут в парке;

- ничего не говоришь о прогулке.

6. Мальчики зовут играть тебя в «Человека-паука» и быть женщиной-кошкой. Ты:

- с радостью соглашаешься;

- говоришь, что девочки в это не играют;

- придумываешь себе другую роль.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.


« Кто что носит».

ЦЕЛЬ – учить детей находить отличия во внешнем облике мальчиков и девочек. Дидактический материал - фланелеграф, фигурки мальчика и девочки, вырезанные из картона.

Детям предлагают разобраться, какая одежда нужна Кате и Пете. Педагог «по ошибке» прикладывает юбку к фигурке мальчика или сознательно завязывает ему бант, вызывая тем самым смех у детей. Дети исправляют ошибки педагога и самостоятельно «одевают» кукол. Дополнительно детям предлагают выбрать для кукол подходящие предметы или игрушки: девочке - скакалку, сумочку, пупсика, мальчику – удочку, дарц, машинку.


« КТО ЧТО ДЕЛАЕТ?»

ЦЕЛЬ - закрепить знания детей о мужских и женских профессиях, развития ценностного отношения к людям труда.

Педагог просит детей дополнить предложения, выразить своё отношение к данной профессии. Например, строитель строит дом, а учитель - …( что делает?); писатель - …; милиционер -…; архитектор-…; стюардесса-… .


« КАК У НАС НА ТИХОМ ДОНЕ». ( моделирование).

ЦЕЛЬ - расширение представлений дошкольников о быте донских казаков, развитие эмоционально – ценностного отношения к культуре и истории родного края.

Перед детьми на фланелеграфе (магнитной доске) выставляются иллюстрации из жизни казаков. Отдельно предлагаются изображения казака, казачки и казачат. Дошкольники должны определить по их одежде, дополнительным деталям, куда направляются герои. Например, казачка с коромыслом идет домой в курень, казак на коне на войну, девочка в красивом сарафане идет водить хоровод. Сделав выбор, дети ставят изображение человека на предложенную иллюстрацию.

Дошкольникам предлагают рассмотреть предметы, находящиеся в сундучке (старинные: глиняный горшок, игрушечный самовар, стиральная доска и современные: утюг, игрушечный чайник, набор кукольной посуды) и затем отобрать только те, которые использовали хозяйки в быту.

ТЕХНОЛОГИИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ОВЛАДЕНИЮ СПОСОБАМИ МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО ПОВЕДЕНИЯ.


ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ.


« НАДЕНЬ И ПОПЛЯШИ».

ЦЕЛЬ - воспитание дружеских отношений между мальчиками и девочками, формирование у детей в танце жестов и движений, характерных для мужского и женского пола.

Все дети ходят по кругу, одна девочка (например, Оля) находится в центре и выполняет движения, соответствующие словам:

По дорожке Оля шла,

Оля тапочки нашла.

Дети, держась за руки, идут по кругу вправо, а Оля, находясь внутри круга,- влево.

Оля тапки примеряла,

Чуть надела- захромала.

Стала Оля выбирать

Кому тапочки отдать?

Саше тапки хороши,

На, надень и попляши.

Все напевают плясовую мелодию, прихлопывая в ладоши, а Оля и Саша свободно пляшут внутри круга. Затем Саша остаётся в кругу, а Оля идет к детям. В ходе игры девочки приглашают только мальчиков и наоборот.


«УТКА С УТЯТАМИ».

ЦЕЛЬ - создание у детей общности переживания, воспитание ответственности за других, формирование у девочек способности и желания заботиться о малышах.

ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ: покрывало.

Ход игры. В игре участвуют мама-утка, маленькие утята( 4-5 детей) и хищный коршун, который за ними охотиться (эту роль берет на себя воспитатель). Сначала мама-утка с утятами греются на солнышке, купаются в пруду, ищут червячков на полянке. Вдруг налетает хищная птица и пытается выкрасть утят. Мама-утка должна укрыть, спрятать своих детей, собрать их вместе и защитить от опасности. Она укрывает детей покрывалом так, чтобы все дети спрятались под ним. Спрятанного утенка коршун украсть не сможет. Когда все утята спрятаны, коршун еще некоторое время угрожающе кружится над ними, а потом улетает. После этого мама-утка выпускает своих детей из укрытия, и они вновь резвятся на полянке.


Сюжетно-ролевые игры.

« Дочки-матери». «У нас гости». « Переезжаем на новую квартиру».


ТЕХНОЛОГИИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ВОСПИТАНИЮ ЖЕНСТВЕННОСТИ И МУЖЕСТВЕННОСТИ, САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЖЕНСКОЙ (МУЖСКОЙ) ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ.




СОВМЕСТНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Детям предлагаются поручения, где они предварительно распределяют трудовые обязанности в зависимости от пола в целях общего положительного результата. (Стирка кукольной одежды: мальчики носят воду, девочки стирают; уборка в уголке природы- мальчики приносят горшки с цветами, девочки протирают цветы, орошают их водой, мальчики расставляют цветы по местам).


ПРОСМОТР ХУДОЖЕСТВЕННЫХ И МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ ПО МОТИВАМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК: «Морозко», «Марья – искусница», « Царевна-лягушка», « Илья-Муромец и Соловей разбойник», «Алеша Попович и Тугарин Змей».


ИМИТАЦИОННЫЕ ИГРЫ.

Детям предлагается исполнить роль того или иного персонажа, показать жестами, мимикой эмоциональное состояние героя: «Рассердившаяся девочка», «Испуганный мальчик», «Ласковая девочка», «Веселый папа», «Уставшая бабушка», « Злобный мальчик».


РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

Консультации на тему: «Влияние СМИ на личность ребенка»; индивидуальные беседы: «Чем отвлечь ребенка от телевизора», «Подражание персонажам мультфильмов»; выступления педагога на родительском собрании: «Корректива информационного фона в семье».



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Вязьмина Елена Александровна

Дата: 30.03.2016

Номер свидетельства: 312485

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства