kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Система коррекционной работы с детьми с ОВЗ по развитию тонкой моторики пальцев рук»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие сенсорных процессов является ведущим направлением в развитии любого ребенка. Активное взаимодействие с окружающим миром формирует у маленького человека более глубокое его восприятие и качественное осознание происходящего. Например, общеизвестно, что именно через руки, через кончики пальцев проходят таинственные каналы, по которым передается информация в головной мозг, где она анализируется и синтезируется, и совершает толчок для дальнейшего развития ребенка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Система коррекционной работы с детьми с ОВЗ по развитию тонкой моторики пальцев рук»»

Барашева Елена Николаевна,

Воспитатель

Меньшикова Наталья Николаевна,

Воспитатель

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 24», г. Березники

«Система коррекционной работы с детьми с ОВЗ по развитию тонкой моторики пальцев рук»

Дошкольники с ограниченными возможностями здоровья – это категория детей, которая характеризуется несформированностью высших психических функций, задержкой речевого и интеллектуального развития, неполноценностью социально-личностного развития, нарушениями эмоционально-волевой сферы.

Эффективность коррекционной работы с такими детьми характеризуется четкой организацией их пребывания в дошкольном образовательном учреждении, правильным распределением учебной нагрузки и преемственностью в работе воспитателя, профильных специалистов детского сада и родителей.

Опыт работы с дошкольниками с ОВЗ показывает, что психолого-педагогическое сопровождение должно осуществляться системно. На сегодняшний день с нашей стороны аспект сенсорного развития дошкольников с ОВЗ разработан и апробирован на оптимальном уровне, т.к. в рамках своей работы по самообразованию («Познавательное развитие», «Физическое развитие») подразумевают под собой реализацию задач сенсомоторного развития детей.

Следует отметить, что одна из задач ФГОС ДО нацеливает на «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром».

Развитие сенсорных процессов является ведущим направлением в развитии любого ребенка. Активное взаимодействие с окружающим миром формирует у маленького человека более глубокое его восприятие и качественное осознание происходящего. Например, общеизвестно, что именно через руки, через кончики пальцев проходят таинственные каналы, по которым передается информация в головной мозг, где она анализируется и синтезируется, и совершает толчок для дальнейшего развития ребенка. Дошкольники с ОВЗ испытывают определенные проблемы в познании окружающего мира, что связано с их психофизическим состоянием и наличием сопутствующих дефектов.

С учетом актуальности данной работы мы поставили перед собой цель: развитие и совершенствование тонкой моторики пальцев рук, через все многообразие окружающего мира, что способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого – развитию речевой функции.

Таким образом, реализация комплексной психокоррекционной работы в условиях дошкольного образовательного учреждения для детей с ОВЗ является перспективным звеном в обучении и развитии ребенка в целом.

Предметно-пространственная развивающая среда в данном направлении, созданная в нашей группе, помогает эффективно осуществлять реализацию поставленных задач:

  • Развивать индивидуальные способности детей в развитии тонкой моторики пальцев рук.

  • Развивать тактильную чувствительность рук детей.

  • Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.

  • Сформировать элементарные специфические графические навыки.

ППРС нашей группы отражает возможность для детей свободно выбирать игры и пособия, соответствующие их интересам, т.е. при желании дети не только воспроизводят, продолжают то, что они делают на занятии, в совместной деятельности с воспитателем, но и проявляют свое творчество, а также заканчивают начатую игру, работу, реализовывают свои замыслы.

В игровой зоне дети действуют с игрушками, предметами, мозаикой, пирамидками, разными видами театра, для коррекции зрительно - пространственной ориентации есть мелкие игрушки, пуговицы, камешки, ракушки, геометрические фигуры. В зоне изобразительной деятельности имеются: пластилин, раскраски, карандаши, краски, трафареты, фигурные линейки, бумага, пеналы с ручками, карандашами, тетради, счетные палочки, наборы спичек, всевозможные образцы заданий, емкости с песком и крупой.

Обобщая и анализируя наш педагогический опыт по развитию тонкой моторики пальцев рук у дошкольников с ОВЗ, мы хотим выделить наиболее эффективные дидактические пособия, игры.

«Игры с прищепками». В данной деятельности происходит развитие мелкой моторики рук, координации действий обеих рук, зрительного восприятия, внимания, воображения. А также осуществляется знакомство с предметами и явлениями окружающего мира, тем самым расширяется словарный запас детей и уточняются знания о них.

Разноцветные резиночки. Эта игра является нетрадиционной и привлекает внимание детей своей простотой и красочностью. В ходе этой игры формируется умение работать по схеме, т.е. переносить изображение картинки на свои пальчики с учетом правильного расположения и цвета резинок.

Нанизывание бус, пуговиц и мелких предметов. Во время проведения игр с различными предметами особенно хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев, т.е. развивается ручная умелость.

Шитье на бумаге с использованием иглы и нити. Бисероплетение. Данный вид деятельности также способствует развитию тонкой моторики пальцев рук, зрительно-моторной координации движений, формированию хорошего эстетического вкуса, а также формируются навыки самостоятельности и умения работать на получение положительного результата.

Работа в прописях с использованием тренажера «ручка-самоучка». Выполняя графические упражнения, дети не только приобретают нужные графические умения, но и учатся ориентироваться в ограниченной плоскости (строка в тетради в клетку), развивают мыслительную деятельность, внимание, память. Ручка-самоучка позволяет без усилий выработать правильную постановку пальцев ребенка при обучении письму. Такой тренажер подходит детям с ДЦП, будет полезен детям с нарушением тонкой моторики рук.

Кинетический песок. Использование кинетического песка в работе с детьми с ОВЗ развивает тактильное восприятие, подвижность и координацию пальцев рук, а также устойчивость внимания, отмечается повышение эмоционального фона, прививается аккуратность в работе. Кинетический песок на 98% состоит из обычного кварцевого песка и на 2% из силиконового полимера. Многие называют его «кинеСТЕтическим», и это нельзя назвать ошибкой: при взаимодействии с ним человек — будь то взрослый или ребёнок — действительно получает потрясающие кинестетические ощущения - ощущения движения отдельных частей тела. В соединении со зрением, осязанием и т. д. кинестетические ощущения играют существенную роль в выработке пространственных восприятий и представлений.

Антистресс аппликации. Необычная форма изображения окружающих предметов. Вызывает неподдельный интерес к выполнению задания, тем самым формирует усидчивость, нормализует психоэмоциональное состояние детей.

Сундучок массажа. В него входят: массажные расчески, щетки, кисти, губки, бигуди, мячики-ежики, кольца и шарики Су-Джок, массажные коврики в виде окружающих предметов и частей тела. Все предметы разного размера, степени жесткости, что позволяет испытывать детям тактильные ощущения разного характера, а также способствуют снятию мышечного напряжения и нормализации тонуса. Пальчиковые игры и упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук способствуют освоению детьми элементов самомассажа, оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка, улучшают функции рецепторов проводящих путей.

Таким образом, исходя из нашего опыта работы по реализации системного психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ОВЗ в направлении тонкой моторики пальцев рук, можно сказать, что применение разнообразных нетрадиционных внешне привлекательных дидактических игр и пособий способствует не только развитию тонкой моторики пальцев рук, а также мыслительных процессов, повышению знаний об окружающем мире, развитию творческих способностей, овладению навыками учебной деятельности.





Библиографический список:

  1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384).

  2. Большакова, С.Е. Формирование мелкой моторики рук. [Текст] / С.Е. Большакова. – М., 2012.

  3. Ермакова, И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. [Текст] / И.А. Ермакова– М.: «Мозаика-Синтез», 2014.

  4. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей. [Текст] – Журнал «Дошкольное воспитание» №1, 2005.

  5. Пилюгина, Э.Г. Сенсорные способности малыша [Текст] / Э.Г. Пилюгина. – М.: «Мозаика-Синтез», 2013.

  6. Развитие моторики у детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://adalin.mospsy.ru/l_01_11.shtml





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Система коррекционной работы с детьми с ОВЗ по развитию тонкой моторики пальцев рук»

Автор: Меньшикова Наталья Николаевна, Барашева Елена Николаевна

Дата: 18.04.2016

Номер свидетельства: 319801

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Игровые формы работы с детьми с ОВЗ на музыкальных занятиях в ДОУ"
    ["seo_title"] => string(59) "ighrovyieformyrabotysdietmisovznamuzykalnykhzaniatiiakhvdou"
    ["file_id"] => string(6) "274856"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452450074"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Организация физкультурно-оздоровительной работы детей с ОВЗ."
    ["seo_title"] => string(65) "orghanizatsiia_fizkul_turno_ozdorovitiel_noi_raboty_dietiei_s_ovz"
    ["file_id"] => string(6) "395242"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1487938637"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства