Систематизация знаний педагогов по разделу эколого-валеологическое воспитание
Систематизация знаний педагогов по разделу эколого-валеологическое воспитание
Дошкольное образовательное учреждение призвано создать основу для развития ребёнка и обеспечить максимально благоприятные условия для формирования его здоровья, гармоничного физического, психического и социального развития. Решающим фактором сохранения и укрепления здоровья детей-дошкольников является создание здоровье сберегающих, здоровье укрепляющих условий в дошкольных учреждениях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Систематизация знаний педагогов по разделу эколого-валеологическое воспитание»
Систематизация знаний педагогов по разделу эколого-валеологическое воспитание
Выдающийся философ XX века Бертран Рассел заметил: «Если вы не думаете о своем будущем, у вас его не будет…». Наше будущее – это наши дети. Здоровье детей является важнейшей социальной ценностью каждой нации, поэтому неблагоприятные сдвиги в состоянии здоровья подрастающих поколений следует признать ведущим индикатором уровня развития общества. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением
— лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающему миру.
Дошкольное образовательное учреждение призвано создать основу для развития ребёнка и обеспечить максимально благоприятные условия для формирования его здоровья, гармоничного физического, психического и социального развития. Решающим фактором сохранения и укрепления здоровья детей-дошкольников является создание здоровьесберегающих, здоровьеукрепляющих условий в дошкольных учреждениях.
Для решения этих проблем нужны новые подходы, современные технологии, объединение специалистов различных отраслей: педагогов, врачей, психологов, учёных, родителей.
Взаимоотношение человека с природой осуществимо при наличии в каждом ребенке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь.
«Экологическое образование, экологизация общественного сознания». В нем особо подчеркивается важность формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан, в первую очередь детей, «среди них познавательные ценности: ребенок начинает чувствовать себя первооткрывателем, испытывает радость экспериментирования с объектами природы, открывает новое в знакомом и знакомое в новом; вычленяет простейшие закономерности, осознает их непреложный характер». В современных МБДОУ организация работы осуществляется по нескольким направлениям:
Первое направление - «Мониторинг уровня здоровья воспитанников».
Включает комплексную оценку здоровья воспитанников. В результате данной работы отслеживается уровень физического и психического здоровья, эффективность физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми, выявляются проблемы и перспективы здоровья детей.
Второе направление – «Организация методической поддержки педагогов».
Направлено на:
ознакомление с научно-методической литературой, изучение инноваций в эколого-валеологическом образовании. Приводит к созданию творческих групп, основные формы работы которых: теоретические консультации, проблемные семинары, курсы повышения квалификации.
овладение методикой экологического образования и оздоровления через диалоги, коллоквиумы, проблемно-проектировочные семинары, круглый стол;
апробацию педагогами дошкольной организации разнообразных форм и методов работы с детьми через семинары-практикумы, презентации, взаимопосещения, педсоветы, стажировки, проекты;
анализ результатов и обобщение передового педагогического опыта по проблеме.
Третье направление - «Построение эколого – валеологического пространства в МБДОУ». В МБДОУ функционируют физкультурные залы с современным спортивным оборудованием; спортивные уголки и экологические центры в группах; спортивная площадка на участке и площадка природы с многочисленными экологическими объектами; экологические тропы и мини
– лаборатории.
Эти пространства предоставляют детям свободу, оказывают положительное влияние на мироощущение, самочувствие и здоровье. Всё это является важным условием для реализации работы по эколого-валеологическому направлению в МБДОУ, которое способствует физическому, экологическому и познавательному развитию детей.
Четвертое направление - «Эколого – валеологическое образование воспитанников».
В эколого-валеологическом образовании детей дошкольного возраста большую роль играют методы работы, которые позволяют детям усвоить знания о разнообразных связях и зависимостях в природе. Это, прежде всего
моделирование объектов природы; решение логических задач «Как вести себя в природе»; наблюдения в разное время года, мини-проекты и т. д.
Взаимодействовать с окружающей средой позволяют экскурсии, прогулки, занятия по разделу «Экологическое воспитание». Они формируют у детей кругозор, нравственные и волевые качества (настойчивость, выдержка, коллективизм и др.), укрепляется здоровье.
В результате совместной деятельности воспитателей и детей создаются условия для развития, оздоровления и самореализации личности ребёнка, развивается интеллект, выносливость, формируется познавательное, эмоционально-нравственное, практически - деятельностное отношение к окружающей среде и своему здоровью.
Пятое направление - «Эколого-оздоровительное просвещение родителей и работа с социумом», где работа осуществляется по двум направлениям:
Работа по данному направление осуществляется через дискуссии, тренинги, папки – передвижки, деловые игры, консультации, информационные стенды, анкетирование, памятки, рекомендации. И также практическую деятельность: природоохранные акции, праздники, досуги, занятия в школе для молодых родителей и т.д.
Таким образом, поиск инновационных форм позволяет обновить содержание работы, которые способствуют интеграции экологического образования и оздоровительной работы, профессиональному развитию педагогов, что влияет на качество воспитательно-образовательной работы в ДОО.
Список литературы
«Концепция перехода РФ к устойчивому развитию» [Текст]/ - М., № 440 от 01.04.1996.
Кузнецова, М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях [Текст] / М.Н. Кузнецова - М., АРКТИ, 2002. – 64 с.
Николаева С. Н. «Юный эколог» [Текст]/ Мозаика – Синтез, 1999, 110с.
Николаева, С. Н. Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / С.Н. Николаева — М., 2006. — С.153– 159.
Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду [Текст] / Н.А. Рыжова - М.: Изд. Дом "Карапуз", 2001.-374с.