Система работы по внедрению модели педагогического сопровождения детей в период адаптации их к условиям ДОУ
Система работы по внедрению модели педагогического сопровождения детей в период адаптации их к условиям ДОУ
Для положительной установки на детский сад, положительного отношения к ребенку очень важным является создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе. Это зависит прежде всего от воспитателя, от его умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе.
В этих целях проводила «Праздник знакомства», в котором принимали участие дети, их родители и воспитатели (в первый день пребывания в детском саду). В этот день детей и их родителей встречает воспитатель, который знакомит их с группой, проводит игры, направленные на знакомство детей и родителей между собой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Система работы по внедрению модели педагогического сопровождения детей в период адаптации их к условиям ДОУ»
Система работы по внедрению модели педагогического сопровождения детей в период адаптации их к условиям ДОУ
1. Для положительной установки на детский сад, положительного отношения к ребенку очень важным является создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе. Это зависит прежде всего от воспитателя, от его умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе.
В этих целях проводила «Праздник знакомства», в котором принимали участие дети, их родители и воспитатели (в первый день пребывания в детском саду). В этот день детей и их родителей встречает воспитатель, который знакомит их с группой, проводит игры, направленные на знакомство детей и родителей между собой.
2. Чтобы ребенок чувствовал себя уверенно в окружающей среде(новой для него обстановке) проводила работу которая включает следующие направления:
• Знакомство детей, их сближение друг с другом.
• Знакомство с воспитателем, установление отношений
между воспитателем и детьми, основанных на доверии.
• Знакомство с группой и детским садом, «освоение» их.
• Знакомство со всем персоналом детского сада.
• Знакомство и дружба с детьми подготовительной к школе группы.
Все это, т. е. знакомство с окружающим, было организовано в форме развивающих игр, проведение которых требовало выполнения определенных условий:
1. Я добиваюсь того, чтобы ребенок сам захотел принять участие в предложенной игре - добровольность участия в игре;
2. Принимаю непосредственное участие в игре, своими действиями, эмоциональным общением с детьми вовлекала их в игровую деятельность, делая ее важной и значимой для них;
3. Многократно повторяю игры т.к. дети по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое;
4. Использую специальный наглядный материал для привлечения внимания детей, вовлекая тем самым их в игру, заинтересовывая их игрой, вызывая желание играть (определенные игрушки, различные предметы и т. д.);
5. Избегаю запрета на оценку действий ребенка типа «Неверно, не так». Выражаю эмоциональное сопереживание и сочувствие детям. Если это необходимо, жалею и утешаю малыша, хвалю «Молодец, правильно»;
6. Проявляю уважение к каждому отдельному ребенку.
Основа самоуважения ребенка этого возраста – продолжительные контакты с любящими взрослыми. Дети начинают ценить себя, если их ценят другие;
7. Предоставляю ребенку возможность проявить, выразить себя, свой взгляд на мир.
Ребенок чувствовал себя уверенно в окружающей обстановке благодаря использованию мной игр двух типов:
1) игры, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем;
2) игры, направленные на освоение окружающей среды и знакомство с персоналом детского сада и другими воспитанниками. (Приложение 7)
3. Знакомство и дружба с детьми подготовительной к школе группырассматривала как одной из важнейших условий повышения успешности адаптации дошкольников к условиям ДОУ.
Спустя несколько дней после первого посещения детьми детского сада дети подготовительной группы приходили в младшую с целью знакомства, играли с ними. Через некоторое время малыши наносили «ответный визит», и теперь уже они обучали старших своей любимой игре.
Затем старшие дети привлекались к участию в различных моментах жизни детей: помогали мне одевать малышей на прогулку, подготовить раздаточный материал к занятию, учили их разным играм, заботились о них на прогулке. Впоследствии детей подготовительной группы приглашали на праздники, продолжая и поддерживая установившиеся дружеские отношения. Эта дружба продолжалась целый год, в конце которого малыши провожали своих «взрослых» детей в школу.
4. Работа по формированию у детей самостоятельности включала следующие направления:
- постепенно усложняла задания детям в бытовой деятельности, в общении и игре;
- раскрывала и показывала способы действий;
- использовала игровые приемы;
- использовала игровые ситуации;
- создавала проблемные ситуации.
Одобряю каждое самостоятельное начинание малыша, стремление сделать что-то самостоятельно, по собственному замыслу.
Без помощи взрослого ребенок не может справится со своими бытовыми проблемами. Раздеться – Да! Но одеться полностью самостоятельно удается далеко не каждому и не всегда. Самостоятельно есть ложкой многие малыши уже могут, а разрезать котлету, запеканку еще не умеют. В своих маленьких делах ребенок часто попадает в трудные и неприятные ситуации, во всех случаях ребенок ищет помощи, сочувствия, защиты и может найти их только у взрослого. Ребенку третьего года жизни необходимо знать и чувствовать, что взрослый всегда готов помочь и защитить.
Подобранные игры в период адаптации (Приложение 7) направлены на формирование доброжелательных отношений между детьми в совместной деятельности и на сближение детей и воспитателя, это в основном подвижные игры – забавы и хороводы. Используя движение, как средство игрового общения и выстроив игры в определенном порядке, я формирую своеобразные этапы игрового партнерства.
Эти игры с движениями не только развивают ребенка физически, но и активизируют его умственную деятельность, облегчают процесс адаптации к условиям ДОУ и способствуют успешной социализации.
В работе с родителями основной акцент делала на психолого-педагогическое просвещение: в ходе бесед родителям сообщала общие сведения об особенностях адаптации детей к условиям ДОУ, ее возможных трудностях и факторах, их обусловливающих, о том, как следует организовать режим дня, чтобы ребенку было проще адаптироваться к новым условиям. Взаимодействие семьи и ДОУ отражена на рис. 1
Рис. 1 Педагогическое взаимодействие семьи и ДОУ
В работе с родителями использовала традиционные формы: родительское собрание, анкетирование, беседы и консультации. При поступлении детей в ДОУ знакомилась с родителями в детском саду, не посещая их ранее в домашних условиях. Предметно-развивающую среду в группе характеризую как доступную, разнообразную, эмоциогенную. В работе с детьми в период адаптации использовала игры, занятия, развлечения. Для развития самостоятельности применяю такие приемы как: показ действий, проблемные ситуации, игровые приемы. Более значимыми факторами адаптации считаю: трудности соблюдения режима и несформированность навыков самообслуживания.
Родителей также привлекала к мероприятиям, проводимых в группе, начиная с выше указанного «Праздника знакомств» для того, чтобы дети чувствовали их присутствие и поддержку. Для родителей в рамках данной модели мной были разработаны рекомендации, позволяющие облегчить процесс адаптации их малышей к условиям ДОУ, которые приведены в приложении.
По формированию самостоятельности у детей проводила мини-лекторий с родителями.
В индивидуальной работе с родителями я опиралась на позицию А.В.Петровского по организации доверительно-делового контакта с родителями. Первоочередной мы выделили задачу установления доверия с родителями, акцентируя их внимание на положительных эмоциях, достижениях в воспитании ребенка. На фоне положительных эмоций я установила деловое сотрудничество, строящихся на позициях представленных в таблице 7.
Таблица 7
Компоненты формирования самостоятельности у детей
Компоненты
Тактика родителей
1.Содержательный (когнитивный)
- постепенное усложнение заданий детям в бытовой
деятельности, в общении и игре;
- раскрытие и показ способов действий;
- использование игровых приемов;
- интерференция
2. Волевой
- подкрепления
- использование игровых ситуаций
- создание проблемной ситуации
3. Эмоциональный
- поощрение успехов
Провела анкетирование родителей, для определения отношения родителей к проблеме адаптации детей раннего возраста к ДОУ и выявление факторов, влияющих на ее формирование.
Результаты анкетирования показывают, что родители имеют знания по вопросу адаптации.
Анализ изучения результатов анкетирования показал, что родители по-разному оценивают проблемы своих детей а период адаптации и далеко не всегда стремятся дать анализ явлениям детского поведения, раскрыть их суть. Не всегда интересуются эмоциональным состоянием ребенка, видят собственное участие в жизни ребенка лишь в материальном обеспечении, а задачи воспитания и обучения собственных детей пытаются переадресовывать педагогам и узким специалистам работающим в ДОУ.
Полученный результат свидетельствует о том, что основой позитивного продвижения в воспитании и развитии детей от года до трех лет в период адаптации к условиям ДОУ была целенаправленная и систематическая работа со всеми участниками образовательного процесса.
Составила консультации и памятки для родителей по адаптации детей к ДОУ.
Также в целях повышения компетенции педагогов в вопросах адаптации детей к ДОУ, подготовила и провела консультации, которые были представлены на методических часах.
Третьим направлением организации эффективного педагогического сопровождения адаптации дошкольников к условиям ДОУ выступало привлечение всех специалистов и работников детского сада к участию в этой работе.
Так, заведующая детским садом участвовала в этой работе на начальном этапе: проводила беседы с родителями при поступлении детей, а также комплектование групп. Медсестра с самого начала уделяла внимание медико-оздоровительным аспектам работы с детьми: проводила сбор анамнеза, составляла индивидуальные назначения, осуществляла реализацию общеукрепляющих мероприятий для детей группы, наблюдала за физиологическим состоянием детей, оказывала индивидуальную медицинскую помощь для трудно адаптирующихся детей.
Психолог детского сада выступал важным участником организации и реализации педагогического сопровождения процесса адаптации детей к условиям ДОУ. С его стороны были:
- разработаны рекомендации для воспитателей по организации адаптационного периода;
- проводились беседы с родителями с целью их психолого-педагогического просвещения;
- оказывалась помощь в организации благоприятной развивающей среды, создании положительного психологического климата в группе;
- в случае возникновения затруднений в процессе адаптации для каждого ребенка составлялся индивидуальный режим, проводилась коррекционная работа с этими детьми.
Ведущим специалистом в этой работе, конечно, остается за мной, на которого ложится вся тяжесть организации реализации педагогического сопровождения детей в процессе адаптации к условиям ДОУ в форме работы как с детьми, так и с их родителями по указанным выше направлениям, наблюдения за поведением детей и успешностью их адаптации и т.д.