О том, для чего стране нужны флаг, гимн и герб. Старшим дошкольникам доступно понимание того, что государственные символы объединяют людей, живущих в государстве, граждан России, служат нашей стране, ее гражданам отличительными знаками. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о назначении государственных символов тесно связано с такой важной задачей, как воспитание любви и уважения к своей Родине, гордости за принадлежность к гражданам России.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Символика Государственных символов»
Ознакомление дошкольников с государственной символикой России
Многие современные вариативные программы воспитания, развития и обучения дошкольников содержат задачи ознакомления с государственными символами: флагом и гербом страны, мелодией гимна.
Психологические особенности детей пятого жизни, их любознательность, интерес к познанию окружающего мира обуславливают возможность ознакомления с государственным гербом и флагом нашей страны. Прежде чем начать работу по ознакомлению детей с государственными символами, следует выявить имеющиеся у дошкольников представления о гербе и флаге России. Можно показать изображения герба и флага нашей Родины, спросить, что это, зачем нужен герб, флаг. Для этого не нужно проводить специального занятия. В процессе свободной детской деятельности, на прогулке можно задать вопросы и определить уровень знаний своих воспитанников. Если у детей отсутствуют представления о том, что такое герб или флаг, то следует ограничиться задачами формирования эстетического, положительного отношения к государственным символам Российской Федерации на основе русского фольклора и народного декоративно-прикладного искусства. Если же у дошкольников имеются начальные представления о гербе и флаге России, то наряду с занятием или досугом, посвященным происхождению и народным истокам государственных символов, можно провести с детьми исследование, направленное на выяснение функционального назначения герба и флага нашей страны, аналогично занятию «Двуглавый орел и всадник», рекомендованному для старшего дошкольного возраста. Важным условием эффективности работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с государственным гербом и флагом является просвещение родителей. Нам не удается сформировать у ребенка положительного отношения к государственным символам, если в его семье, у его родителей не будет адекватного понимания происхождения и образно символического смысла современного герба и флага России. Материал по истории возникновения и развития отечественной государственной символики можно использовать для проведения консультаций для родителей, подготовки стендов и папок.
Ребенок на пороге школы, во-первых, должен узнавать герб, флаг и мелодию гимна России. Следует отметить, что в детском саду ребята только знакомятся с текстом гимна нашей страны, наизусть они учат его в начальной школе.
Во-вторых, у детей старшего возраста можно сформировать представления об основных функциях государственной символики страны.
О том, для чего стране нужны флаг, гимн и герб. Старшим дошкольникам доступно понимание того, что государственные символы объединяют людей, живущих в государстве, граждан России, служат нашей стране, ее гражданам отличительными знаками. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о назначении государственных символов тесно связано с такой важной задачей, как воспитание любви и уважения к своей Родине, гордости за принадлежность к гражданам России.
В-третьих, ребят нужно познакомить с символическим значением цветов герба и флага нашей страны, изображений на гербе России. Символика несет в себе огромный потенциал для нравственного воспитания детей, поскольку в ней заключены наиболее устойчивые нравственные качества народа. Важно не столько узнать и запомнить, что изображено на гербе, какого цвета полосы на флаге нашей Родины, сколько понять, что они означают добро и красоту, подумать о том, какие мы сами, какими должны быть, являясь гражданами России. Известно, что белый цвет означает мир и чистоту души, синий – верность и правду, красный – отвагу и любовь. Беседуя о флаге нашей страны, детям необходимо объяснить, что они тоже должны соответствовать этим символам, стараться быть дружными, честными и отважными, любить своих близких и свою Родину.
Таково основное содержание ознакомления детей дошкольного возраста с государственными символами России. Определение содержания позволяет охарактеризовать те знания и представления, которые могут быть сформированы у детей старшей группы.
Существенным компонентом воспитательно-образовательной деятельности является диагностика знаний, умений, навыков, которые дети усвоили в данной возрастной группе. Традиционно уровень знаний и представлений, имеющихся у дошкольников, определяют в начале и конце учебного года. В старшей группе диагностика может быть организована следующим образом: воспитатель предлагает ребятам найти среди изображений гербов и флагов разных стран государственные символы России, затем беседует с ними. Такую работу целесообразно осуществлять индивидуально с каждым ребенком. Для проведения диагностики можно воспользоваться изданными дидактическими материалами или самостоятельно подобрать рисунки с изображением гербов и флагов разных стран.
В подготовительной к школе группе наряду с уточнением и закреплением знаний и представлений детей о государственной символике предполагается также их расширение и углубление. Так, дети знакомятся с гимном России, узнают, что гимн исполняется во время праздника или другого торжественного события; когда звучит гимн, нужно вставать, а мужчинам и мальчикам снять головные уборы.
Хотелось бы обратить внимание на то, что выделенный в таблицах «максимальный уровень знаний и представлений» не является обязательным, однако некоторые ребята, проявляющие интерес к социальной действительности и способности к изучению истории, могут демонстрировать и такой уровень знаний.
При проведении диагностики в подготовительной группе достаточно иметь качественные изображения герба и флага России, запись государственного гимна. В процессе беседы с детьми целесообразно использовать дидактические материалы, например, рисунки и фотографии денежных знаков, транспортных средств, имеющих изображения государственных символов.
Необходимо подчеркнуть, что понимание символических значений, нравственных смыслов, а тем более истории возникновения, становления и развития государственных символов России представляет определенную сложность для взрослого человека, не говоря уже о маленьком ребенке. Поэтому чрезвычайно важна организация систематической методической работы в детском саду в этом направлении. Педагогам нужно овладеть и теоретическими знаниями, и методикой ознакомления детей дошкольного возраста с государственными символами России.
Герб и флаг государства – явления сложные и многогранные, они имеют строго определенную специфику, ряд взаимосвязанных компонентов, таких как правовой, знаково-символический, национально-культурный и эстетический.
Рисунок современного государственного герба и флага регламентируют Федеральные законы Российской Федерации. Правовой компонент влияет на особенности методики ознакомления детей с государственной символикой России. Так, например, не стоит использовать в работе с дошкольниками раскраски с изображением герба и флага. Ребята в этом возрасте далеко не всегда могут точно передать цвета государственных символов. Также не следует экспериментировать с вырезанием картинок, изображающих государственные символы. Нарушение целостности рисунка герба или флага может расцениваться как нарушение закона. Однако, соблюдая правовые основы, важно поддерживать и поощрять использование изображений государственной символики детьми в их собственном изобразительном творчестве. Например, ребенок может нарисовать свой дом и украсить его Российским флагом, как в праздничный день. Такую информацию можно включить, например, в содержание консультаций для воспитателей «Правовые основы ознакомления дошкольников с государственными символами Российской Федерации» наряду с основными положениями Федеральных законов, а также с рекомендациями, имеющимися в методических письмах Министерства образования РФ.
Отдельную консультацию следует посвятить знаково-символическим, национально-культурным и эстетическим особенностям государственных символов. Общие правила, определяющие символику, сформировались еще в эпоху средневековья. Двуглавый орел на гербе любой страны мира означает единство и независимость государства. Таково его символическое значение и на современном Российском гербе. Таковым было оно и в 1497 году, когда двуглавый орел появился на печати Великого князя Московского Ивана III. Этот символ отражал перемены, произошедшие в конце XV веке: объединение русских земель вокруг Москвы и освобождение их от монголо-татарского ига. Также и белый цвет на любых гербах и флагах будет символизировать духовную чистоту. Однако определение символического значения герба или флага в целом во многом зависит от национальных традиций, культурных особенностей. Белый, синий и красный цвета Российского флага несут иное значение, нежели, например, такие же цвета французского флага. На полотнище бело-сине-красного Российского флага запечатлены представления о строении мира, принятые в русской традиционной народной культуре.
Герб и флаг России самобытны и имеют глубокие исторические корни, их происхождение тесно связано с русским народным искусством, с древними поэтическими представлениями о природе и мироздании. Золотой двуглавый орел – это образ солнца и солнечной колесницы, который довольно часто встречается на русских вышивках, украшавших женские головные уборы, полотенца подзоры.
Отголоски представлений о солнце, выезжавшем на небо в колеснице, запряженной двумя птицами, сохранились и в старинных народных свадебных песнях. Отсюда ведет свое происхождение и утверждение о том, что одна голова орла смотрит на восток, а другая – на запад. Солнце всходит на востоке, совершает свой дневной путь по небосклону и заходит не западе. С фольклорными представлениями о солнце как о всевидящем оке связана трактовка образа двуглавого орла в современной военной эмблематике. Двуглавый орел зорко охраняет границы нашей большой страны.
Как показывает практика, старшие дошкольники совершенно адекватно воспринимают информацию о солнечной колеснице, запряженной двумя орлами. Дети пяти-семи лет объясняют, что орлы летят очень близко друг к другу, поэтому кажется, что у них одно туловище, но хорошо видны две головы, повернутые в разные стороны.
С национально-культурными особенностями связана и эстетическая сторона государственных символов. Герб и флаг страны, как правило, отражают этические и эстетические национальные идеалы. Помимо этого, изображение государственного герба является произведением художественно-прикладной графики. Необходимо подчеркнуть, что эстетическая сторона имеет огромное значение для ознакомления детей дошкольного возраста с государственными символами, поскольку представления о гербе и флаге России начинают формироваться у них преимущественно на эмоциональной основе. Ребенок может рассматривать изображения российских государственных символов и на занятии, и в процессе свободной деятельности как графическое произведение.
Учитывая социально-экономическую обстановку в стране, перед педагогами и родителями стоит непростая задача – сформировать у ребенка уважительное отношение к современной государственной символике России. Необходимо подойти к решению этой проблемы очень осторожно и вдумчиво. Прежде всего, не стоит вдаваться в политический смысл изменений российской государственной символики в постсоветский период. Более целесообразно обратиться к истории государственных символов. Тем более что такой подход отвечает современным направлениям в ознакомлении детей с окружающим миром. Однако и на этом пути мы, взрослые, сталкивается с множеством проблем. Как рассказать маленькому ребенку о непростых и неоднозначных исторических событиях? Содержание элементарных исторических знаний должно быть доступно пониманию детей, но при этом иметь строго научную основу, что невероятно сложно. Ведь даже ведущие специалисты в области российской геральдики не пришли к единому мнению в вопросах ее происхождения.
Знакомя с историей происхождения Российского герба и флага, нужно помнить о ребенке, о его психологических особенностях, познавательном, эмоциональном развитии.
Хотелось бы предостеречь педагогов от утверждений о заимствовании государственных символов России, скажем, у Византии или Германии. Это совершенно недопустимо. Во-первых, в силу возрастных особенностей ребенок младшего школьного возраста практически любую информацию проецирует на себя. Такими заявлениями мы рискуем подорвать в нем уверенность в себе, положительную самооценку. Во-вторых, государственная символика столь специфическая область истории и культуры, что говорить о заимствованиях применительно к ней следует крайне осторожно, тем более, что современная историческая наука исключает возможность прямого заимствования каких бы то ни было геральдических элементов. Однако подобные вопросы возникают постоянно и их нельзя оставлять без внимания. Представляется целесообразным провести «круглый стол» или проблемный семинар для воспитателей «История государственных символов России», в ходе, которого будут высказаны и проанализированы различные точки зрения.
Принципиально важным для ознакомления детей дошкольного возраста с гербом и флагом России является сочетание познавательной деятельности с игровой и продуктивной. Для ребенка в силу возрастных психологических особенностей необходимо полученные знания и представления обыграть, выразить в рисунке или какой-либо другой деятельности. Представления о символическом значении изображении на гербе, цветов герба и флага более эффективно формируются у дошкольников в процессе практической, творческой деятельности. Особенно это актуально на предварительном этапе ознакомления с гербом и флагом нашей страны в средней возрастной группе. Для воспитателей необходимо провести консультацию «Взаимосвязь занятий по ознакомлению детей с гербом и флагом России и изобразительной деятельностью». Знания и впечатления, полученные на занятии, посвященному образу солнца в русском фольклоре, могут отражаться в детских рисунках на следующие темы: «Солнышко», «Сказочная Жар-птица», «Дымковский петушок».
Представления о цветах Российского флага могут формироваться не только на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, но и в процессе изобразительной деятельности: рисования белоствольной березки, зимнего пейзажа, аппликации «гроздь рябины» и других. Для воспитателей старших групп целесообразно провести практикум по основам геральдики. Гербы и эмблемы создаются в соответствии с правилами геральдики – науки о составлении гербов. Конечно, педагоги ни в коем случае не должны требовать от детей точного соблюдения правил, принятых в геральдике, но все же имеет смысл освоить самим и познакомить ребят с некоторыми из них. В свою очередь воспитатели смогут подготовить материалы для родителей и провести для них консультации по составлению семейных эмблем. В настоящее время такой вид деятельности становится довольно популярным в практике работы детских садов.
Успешность ознакомления детей дошкольного возраста с государственными символами России во многом зависит от согласованности действий всего педагогического коллектива ДОУ. Задачи формирования у дошкольников представлений о гербе, флаге и гимне нашей стране сложны, но их можно решать творчески и интересно.
Ознакомление дошкольников с государственной символикой России
В качестве примерных вопросов для беседы с детьми, предлагаю использовать следующие:
Что это? (Герб России, флаг России).
Назови цвета флага нашей страны. (Белый, синий, красный).
Что означают цвета Российского флага? (Добро и красоту; белый цвет – снег, облака, синий – небо, реки и моря, красный – огонь).
Что изображено на гербе России? (Двуглавый орел, всадник, побеждающий змея).
Что означает изображение двуглавого орла? (Солнце).
Что означает изображение всадника? (Победу добра над злом).
Где можно увидеть изображение герба России? (На монетах, документах).
Зачем нужно изображение герба на монетах, а изображение флага на автомобилях и самолетах? (Чтобы можно было отличить их от монет, автомобилей и самолетов других стран).
Зачем стране нужны герб и флаг? (Объединять людей, живущих в нашей стране, быть отличительным знаком).
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ГЕРБОМ И ФЛАГОМ РОССИИ
Возрастная группа
Задачи ознакомления
Занятия, игры, досуги
Экскурсии, прогулки, целевые посещения
Младший дошкольный возраст
Познакомить с государственным флагом России.
Занятие по аппликации «Флажок» В ходе занятия дети наклеивают синие и красные полоски на готовые бумажные флажки белого цвета.
Наблюдение на прогулке в предпраздничный день вывешенных на зданиях флагов.
Средний дошкольный возраст
1.Закрепить представление о российском флаге, познакомить с государственным гербом. 2.Сформировать эстетическое отношение к гербу и флагу России.
Комплексное занятие или досуг «Пресветлое Солнце» 1 часть посвящена ознак. с рус. нар. искусством: костюмом, вышивкой, росписями, глин. игрушкой, песнями и сказками. Детям рассказывают о символическом и эстетическом значении белого, синего и красного цветов в рус. нац. одежде и на полотнище гос. флага. Объясняется образ двуглавого орла как солнечной колесницы или самого солнца. Важно показать тесную связь совр. гос. Символики с фольклором и нар. Декоративно- прикладным искусством, а также создать у детей праздничное настроение. Во 2 части занятия или досуга можно выполнить рисунок, аппликацию, коллективную работу «Солнышко».
Наблюдения в ходе прогулок и экскурсий, на каких зданиях можно увидеть герб и флаг России. В повседневной жизни следует обращать внимание детей на то, что герб можно увидеть на монетах, флаг — на автомобилях и пр.
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ГЕРБОМ И ФЛАГОМ РОССИИ
Задачи ознакомления
Занятия
Игры, досуги
Экскурсии, прогулки, целевые посещения
1. Познакомить с историей возникновения и символами государственного герба и флага России.
2. Сформировать представления о видах флагов (государственный, военно-морской, Знамя Победы, президентский штандарт) и гербов (государственный, герб Москвы, родного города, района) и их назначении.
З. Повторить и обобщить полученные детьми знания.
«Двуглавый орел и всадник»
Занятие-исследование по ознакомлению с окружающим миром, на котором дети узнают, зачем нужен герб.
«Белый, синий, красный» Занятие, на котором дети знакомятся с историей российского флага. «Флаги России» Занятие по конструированию, в ходе которого дети по выбору выполняют модель государственного флага, военно-морского — Андреевского, или Знамени Победы.
Конкурс-викторина «Герб и флаг». Во время проведения конкурса-викторины происходит обобщение представлений детей о происхождении и функциональном назначении герба и флага. Необходимо также, чтобы дошкольники повторили и усвоили символическое значение цветов герба и флага России, изображений, входящих в государственный герб нашей страны.
Рассказ о Знамени Победы целесообразно включить в досуг или праздник, посвященный Дню Победы. Можно посвятить Знамени Победы и отдельное занятие.
Экскурсия в краеведческий музей (городской, районный, школьный). Во время экскурсии следует обратить внимание детей на различные виды гербов и эмблем, на старинные и исторические знамена, государственные и военные флаги. Можно также организовать посещение Музея боевой славы в школе
КРИТЕРИИ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ.
ЗНАНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ГЕРБЕ И ФЛАГЕ РОССИИ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ СФОРМИРОВАНЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
Знания
и представления
Характеристика уровней знаний и представлений
Минимальный
Базовый
Максимальный
Узнавать изображение герба и флага России. Называть их: «Герб России», «Флаг России».
Знать, что цвета герба и флага, изображение на гербе означают добро и красоту.
Иметь представления о назначении государственного герба и государственного флага.
Узнает герб и флаг России, выбирает их среди изображений гербов и флагов других стран.
Уверенно выбирает изображение герба и флага нашей страны среди других, называет их. Знает, что цвета герба и флага, изображение на гербе означают добро и красоту. Имеет представления о том, что изображение герба России можно увидеть на монетах, на флагах, на машинах, самолетах, что флаги украшают улицу в праздничный день.
Уверенно выбирает изображение герба и флага нашей страны среди других, называет их. Знает, что цвета герба и флага, изображение на гербе означают добро и красоту, орел –солнце, всадник –победу добра над злом, цвета Российского флага определяет как цвета природы (снег, небо и пр.). имеет представления о том, что герб и флаг нужны стране, чтобы объединять людей, живущих в ней. Поэтому в праздники вывешивают на зданиях флаги России, а на монетах изображают герб.
ЗНАНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННЫХ СИМВОЛАХ РОССИИ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ СФОРМИРОВАНЫ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ
Знания
и представления
Характеристика уровней знаний и представлений
Минимальный
Базовый
Максимальный
Знать и называть государственные символы: «Герб России», «Флаг России», «Гимн России».
Знать, что цвета герба и флага, изображение на гербе означают добро и красоту.
Иметь представления о назначении государственного герба и государственного флага. Иметь представления о правилах поведения при прослушивании государственного гимна.
Называет герб, флаг и гимн России.
Называет герб, флаг и гимн России. Знает, что цвета герба и флага, изображение на гербе означают добро и красоту, орел –солнце, всадник –победу добра над злом, цвета Российского флага определяет как цвета природы (снег, небо и пр.). Имеет представления о том, что герб и флаг нужны стране, чтобы объединять людей, живущих в ней. Поэтому в праздники вывешивают на зданиях флаги России, а на монетах изображают герб. Знает, когда исполняется гимн, как нужно при этом себя вести.
Называет герб, флаг
и гимн России. Имеет
представления о
символическом значении
изображений на гербе,
цветов герба и флага.
Двуглавый орел означает
единство и независимость
страны; всадник – победу
добра над злом, белый цвет – чистоту, мир; синий – верность, правду; красный – отвагу, красоту, любовь.
Знает о том, что государственные
символы объединяют людей и служат отличительными
знаками. Определяет музыку гимна России как величественную
и торжественную. Знает,
когда исполняется гимн, как нужно при этом себя вести.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
Тема
Содержание занятия
по развитию речи
Связь с другими видами деятельности
Сроки выполнения
1
2
3
4
«Моя семья»
Работа над понятием «Родня» (чтение «Домовенок Кузя» стихотворения Я. Акима «Моя родня»)
Заучивание стихов о сестренке, братишке.
Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта. Обсуждение отрывка из рассказа В. Драгунского «Сестра моя Ксения»
Рисование на тему «Моя семья».
Беседы на тему «Где мы отдыхали летом» Обсуждение ситуаций из семейной жизни семьи.
Сюжетно-ролевая игра «Семья»
Сентябрь
«Мой любимый детский садик»
Беседа о важности труда всех людей, работающих в д/ с.
Изготовление поделок из природного материала в подарок детям мл. группы.
Пение песен и чтение стихов о д/с.
Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.
Труд по уборке листьев на участке детского сада.
Выставка детских рисунков на тему «Мой любимый детский сад»
Октябрь
«Мой район и город, в котором я живу»
Экскурсия по району и городу на «автобусе» (по фотографиям).
Игра «Магазин сувениров» («продажа» сувениров Гжельских, Хохломских мастеров.
Прослушивание песен о Касимове
Экскурсия по району и городу.
Рассматривание фотографий с изображением самых знаменитых мест в районе, городе.
Изготовление альбома «Природа моего края».
Сюжетно-ролевая игра «Почта» (на знание адреса дома и д/с).
Ноябрь
«Я и мое имя»
Для чего человеку имя? (беседа).
«Полное и «неполное» имя (игра).
Этюд «Назови ласково».
Изготовление именинных карточек.
Рисование на тему «Мой лучший друг».
Развлечение «Друг в беде не бросит».
Декабрь
1-2 недели
«Новый год у ворот»
Загадки о зиме.
Беседа о встрече Нового года в других странах.
Изготовление открыток с новогодними пожеланиями в рисунках.
Составление письма Деду Морозу.
Рисование на тему «Новогоднее представление».
Аппликация «Елка».
Проведение конкурса «Лучшая новогодняя игрушка» (вместе с родителями).
Акция «Покорми птиц».
Декабрь
3-4 недели
«Наша Родина – Россия»
Рассматривание репродукций с картин о родной природе.
Чтение стихотворения
М. Матусовского «С чего начинается Родина?»
Объяснение значения пословиц о Родине.
Рассказ о Российском флаге (раскрашивание нарисованного флага).
Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины.
Рисование на тему «Моя Родина».
Пение русских народных частушек, песен, колядок.
Рождественское развлечение.
Народные игры.
Январь
«Москва – главный город нашей Родины»
Сюжетно-ролевая игра «Пароход по Москве-реке».
«Экскурсия по Красной площади» (по иллюстрациям).
«Экскурсия по Кремлю» (по иллюстрациям).
«Прогулка по Москве» (видеофильм под песни о Москве).
Оформление стенда «Москва – столица нашей Родины». (вместе с родителями).
Конструирование Московского Кремля.
Чтение стихов о Москве.
Рассказы детей из личного опыта (кто побывал в Москве).
Февраль
1-2 недели
«Наши защитники»
Рассказ приглашенного воина (из пап) о защитниках Отечества.
Просмотр видеофильма «Защитники Отечества».
Пение песен об армии.
Изготовление подарков для пап и дедушек.
Спортивное развлечение «Вместе с папой».
Рассказы пап о службе в армии.
Февраль
3-4 недели
«Очень я люблю маму милую мою»
Беседа о мамах.
Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей».
Пение песен о маме, чтение стихов.
Рисование портрета «Моя мама».
Изготовление подарка маме.
Семейные посиделки «Вместе с мамой».
Март
«Наши космонавты»
Рассказ воспитателя о космонавтах (просмотр видеофильма).
Беседа о том, что в космосе летают люди разных национальностей. Они дружны, поэтому у них все получается.
Игра «Космонавты».
Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Космонавты».
Рисование на данную тему.
Конструирование космического корабля.
Апрель
«Этот День Победы»
Встрече с фронтовиком (прадедушкой одного из детей).
Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов.
Слушание и пение фронтовых песен.
Игры (соревновательного характера).
Экскурсия к Вечному огню.
Изготовление праздничных открыток.
Высаживание цветов на клумбы д/с.
Оформление стенда.
Май
«Мой край родной – Касимов»
Семейная экскурсия по городу.
Июнь-
август
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
Тема
Содержание занятия
по развитию речи
Связь с другими
видами деятельности
Сроки выполнения
1
2
3
4
«Моя семья»
Разгадывание ребуса «7 Я».
Работа над понятием «семья».
Обсуждение рассказа В. Драгунского «На Садовой большое движение»
Рисование дома для семьи.
Беседы с детьми об их домашних обязанностях, о семейных традициях и праздниках.
Лепка и рисование домашней утвари для игры в «Семью».
Изготовление панно «Моя семья» (Я – в середине, а по лучам – члены семьи).
Сентябрь
«Я люблю свой д/с и район где я живу»
Беседа о профессиях людей, работающих в детском саду.
Рассказы заранее подготовленных детей об исторических местах города и его знаменитых людях ( в честь которых названы улицы).
Рассматривание улиц.
Пометка на карте города интересных объектов, д/с.
Экскурсия по району.
Составление схемы «Я иду в свой детский сад».
Встреча с лучшими людьми города (бабушками и дедушками).
Семейный праздник «Моя родословная»
Октябрь
1-2 недели
«Город Касимов»
Рассказ воспитателя о городе Касимове (месторасположение, особенности, прошлое).
О знаменитых людях, в честь которых названы улицы.
Экскурсия по городу.
Изготовление панно из природного материала «Герб Жуковского».
Рисование на тему «Мой город»
Октябрь
3-4 недели
«Законы, по которым мы живем»
Беседа о Конституции.
Чтение отрывка из сказок Ю. Олеши «Три толстяка», Д. Родари «Приключения Чиполлино»
(беседа о справедливости сказочного государства)
Выставка поделок «Руками детей и их родителей».
Ноябрь
«По карте г. Касимова»
Беседа о праздниках.
Рассказ воспитателя о встрече Нового года и воображаемое путешествие по карте.
Беседа о Касимовских символах.
Рассказ о Касимовских обычаях.
Показ вертепа* со сценами рождения Христа.
Зимние постройки из снега для малышей.
Акция «Поможем птицам зимой»
Декабрь
«Наша родина – Россия»
Экскурсия по выставке рисунков «Моя Родина».
Беседа о березке – символе России.
Стихи и песни о березке.
Народные игры.
Рисование на тему «Моя Родина».
Беседа о народных приметах.
Беседа о народных промыслах.
Январь
1-2 недели
«Живем в России»
Беседа о людях разных национальностей, живущих в России.
Работа над понятием «гражданин».
Слушание песен о Родине.
Рассматривание фотографий, предметов одежды людей разных национальностей.
Составление рассказов о будущем Родины.
Семейные национальные праздники.
Январь
3-4 недели
«Москва – столица нашей Родины»
Рассматривание макета города Москвы.
Рассказ об основании Москвы.
Обсуждение стихотворения Ф. Глинки «Москва».
Слушание песен о Москве.
Рассказы детей из личного (кто побывал в Москве).
Конструирование и аппликация «Башни Московского Кремля».
Февраль
1-2 недели
«Сильны и могучи богатыри славной Руси» (ко Дню защитника Отечества)
Рассматривание картины «Богатыри» В. Васнецова.
Слушание в записи былин об Илье Муромце, Миките Селяниновиче, Никите Кожемяке.
Беседе о характере богатырей Руси и о защитниках Родины.
Объяснение смысла пословиц о храбрости, героизме воинов («Смелость города берет», «Тот герой, кто за Родину горой» и др.)
Просмотр фильмов «Защитники Отечества».
Изготовление подарков папам и дедушкам.
Спортивные развлечения «Вместе с папой».
Февраль
3-4 недели
«Моя мама»
Мама самое прекрасное слово на земле (обсуждение).
Рассматривание репродукций с картины («Мать и дитя»).
Рассказы детей о своих мамах.
Чтение стихов и пение песен о маме.
Викторина «Что ты знаешь о своих родителях».
Оформление семейных уголков.
Изготовление подарков для мам.
Рассматривание русских костюмов и деталей женской одежды.
Март
«Наши космонавты»
Беседа о космонавтах (с просмотром видеофильма).
Пословицы и поговорки о космонавтах.
Спортивное развлечение «Мы – космонавты».
Конструирование космического корабля.
Апрель
1-2 недели
«Наше государство – Российская Федерация»
Беседа о государстве – «Российская Федерация». Знакомство с различными городами России.
Знакомство с флагом, гербом и гимном России.
Прослушивание гимна.
Разукрашивание в альбомах Российского флага.
Оформление на карте РФ мест, где были дети.
Апрель
3-4 недели
«Этот День Победы»
Встреча с фронтовиком (прадедушкой одного из детей).
Беседа о подвигах солдат во время Великой Отечественной войны.