«Сила солнца в его лучах» Методическая разработка познавательной деятельности в подготовительной группе.
«Сила солнца в его лучах» Методическая разработка познавательной деятельности в подготовительной группе.
Цель: Продолжать вызывать у детей интерес и восхищение изделиями чувашского декоративно-прикладного искусства, высказывать свое мнение о них.
Подводить детей к пониманию того, что узоры на старинных изделиях рассказывают об отношении чувашей к природе, что этими узорами они изображали то, без чего не было бы жизни (например, без солнца)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Сила солнца в его лучах» Методическая разработка познавательной деятельности в подготовительной группе.»
МДОУ «Детский сад № 16 «Красная Шапочка»
города Новочебоксарска Чувашской Республики
Методическая разработка
познавательной деятельности
в подготовительной группе.
Тема: «Сила солнца в его лучах»
Воспитатель: Романова Е.Ф.
Март 2014 г.
г.Новочебоксарск 2014 г.
Тема: «Сила солнца в его лучах»
Цель: Продолжать вызывать у детей интерес и восхищение изделиями чувашского декоративно-прикладного искусства, высказывать свое мнение о них.
Подводить детей к пониманию того, что узоры на старинных изделиях рассказывают об отношении чувашей к природе, что этими узорами они изображали то, без чего не было бы жизни (например, без солнца)
З акрепить смысловое значение чувашских узоров солнц:
1. 2. 3. 4. 5.
Познакомить детей с образом символом чувашского узора солнца
(новым для детей).
Воспитывать любовь к родному краю, чувство симпатии и уважение к языку, к народным умельцам.
- платье женское, рубашка мужская, скатерть с чувашской вышивкой (современные)
- матрешки с чувашской росписью;
- головной убор девушки «Тухъя» (из бисера)
- чувашский герб и флаг;
- шапочка «солнце» для игры «Солнышко»
- изобразительные модели оригиналов с узорами солнц:
- заготовки из цветного картона для игры «красим скатерти с чувашскими узорами солнца»
- коробочка с рисунком узора (нового) и его образом - символом
Организация деятельности
По подгруппам
Зона деятельности: музыкальный зал
- на 4-х столах разложены:
1. – старинные изделия (вышивка, ткачество)
2. – предметы одежды с вышивкой (современные)
3. – материал с чувашской росписью, тухъя из бисера
4. – герб и флаг Чувашской Республики
- 3 стола, покрытые скатертью (белой и желтой) для игры «Украсим скатерть»
3. Ход занятия:
I часть.
1. Деление на подгруппы:
Дети играют в игровых уголках. Отбираю несколько детей для проведения занятия, обращаясь индивидуально к каждому ребенку, чтобы не слышали остальные, используя такой прием, как предложить посмотреть в музыкальном зале на солнышко, которое заглянуло в окно и куда же упали его лучи.
2. Игровая мотивация: «Идем смотреть на солнышко, которое разбросало свои лучи в музыкальном зале»
3. (звучит чувашская мелодия). Дети и воспитатель (в чувашском наряде) входят в зал.
(из-за ширмы «поднимается» солнышко)
Воспитатель (обращает внимание детей на солнце)
- Хĕвел кулать чÿречерен пăхса,
Хĕвел кулать, ача пек савăнса.
Кам сана савăнтарать, Çут хĕвел?
Кам сана култарать, Çут хĕвел?
/ Юхма Мишши
Смотрит солнышко в окно,
Улыбается.
Веселится, как дитё,
И смеётся.
Кто тебя развеселил,
Красно солнышко?
Кто тебя рассмешил,
Ясно солнышко?
II часть.
4. Рассказ воспитателя о солнце
(предположения древних чувашей)
Солнце – существо живое. Так предполагали чуваши.
- А вы хотели бы об этом узнать? (ответы детей)
Тогда давайте присядем. (садятся на скамейку)
По представлению чувашей существовало не одно, а много солнц. У солнца есть как родители, так и дети.
- Кто же они ребятки?
- Да, правильно, Отец солнца (хĕвел ашшĕ), мать солнца (хĕвел амăшĕ), сыновья солнца (хĕвел ывăлĕсем).
- Как и у нас, у всех (высказывания детей)
- А вы знаете, у солнца есть и глаза. Значит, оно все… (видит).
Кто помнит загадку?
- Дети – Доброе, хорошее, на всех глядит,
А на себя смотреть не велит.
Солнце смотрит на всех одинаково. Греет всех одинаково.
- Оно выходит утром из-под земли и поднимается на небо. А вечером опять опускается на землю, но уже с другой стороны и вновь прячется под землю.
- А вы знаете почему?
- Что оно там делает? (высказывание, предположение детей)
- А когда солнце отдыхает в подземном мире, на небе звезды сверкают, играют, перемигиваются, и светит луна.
Когда же Луна на небе появляется?
Дети: Ночью.
На следующее утро солнце опять поднимается на небо. Солнце – небесное светило.
- Чуваши считали также, что сила солнца в его ярких лучах и от его сияния зависит жизнь на земле.
- Как вы думаете, почему они так считали? (высказывания детей)
Воспитатель. – Я думаю потому, что солнце греет землю, а земля дает хороший урожай. И поэтому в узоре солнца мы видим добрый знак. Узоры солнца – это добрые узоры. И если дарили вещь, на который был узор солнца, значит, желали добра и счастья человеку.
5. Рассматривание изделий на столах. Вот это сказочно красивое солнышко смотрит, наверное, на всех нас тоже с добрыми намерениями.
Воспитатель. – Давайте посмотрим, куда же и на что направлены его лучи.
- Скажите, какие лучи у солнца?
Дети – добрые, серые, теплые, светлые.
Воспитатель. – Да, я согласна с вами, именно такие. Посмотрите, какие удивительные вещи освещены первым лучиком. Что же здесь?
Дети (рассматривают и показывают)
- масмак, сурпан.
Красивые? Нравятся вам?
Что вам нравится? Кто носил «масмак»? Что изображено? (высказывание детей)
Воспитатель: – Да, это головные повязки – старинные вещи. Создавали эти вышивки золотые руки чувашских девушек. В этих вышивках, как и в песнях отражена поэтическая душа народа. Они радуют нас не только красотой, но и рассказывают, как чуваши относились к природе, об их трудолюбии.
- Чем славится чувашский народ?
Дети: трудолюбием, песнями, вышивками.
Воспитатель: – Да, надо уметь их любить, беречь. (Аналогично рассматриваются изделия на остальных столах)
Воспитатель: - Дети, вы теперь догадались, почему «заглянуло» солнышко в наш зал и разбросало свои лучи? (высказывания детей)
А почему именно на эти столы упали его яркие лучи? (Ответы детей)
Воспитатель: - Правильно, на всех изделиях, что разложены на столах, можно увидеть вышитые и нарисованные узоры солнца.
Итак, мы с вами еще раз убедились в том, что узоры солнца – это добрые узоры. Солнце любят все.
- А кто это все?
Дети: - Взрослые, дети, растения…
Воспитатель: - Да, солнце любили и любят все, и чуваши, и русские…
6. А чуваши любили солнце, наверное, По-особенному, и поэтому изображали солнце по-разному. (Садятся на скамейку)
Рассматривание разных узоров солнца.
( Вынести вышитые узоры солнца)
1. 2. 3. 4. 5.
Что это за узор?
На что похож?
Дети: - Это узор солнца.
- Похож на квадрат, поставленный на угол.
Есть ли лучи у этого солнца?
- Почему нет? (Ответы детей)
- Какое это солнце?
Дети: - Наверное, осеннее.
(Аналогично рассматриваются все образцы узоров)
7. Игра «найди такой же узор»
- На каких изделиях можно найти узоры солнца, которые только что рассматривали?
(дети рассматривают, рассказывают)
8. Познакомить детей новым узором, которым чуваши изображали солнце
(внести карточку с рисунком чувашского узора и его смысловым значением)
(Рассматривание узора, вопросы – ответы, предположения, высказывания детей)
Вот какие слова можно подобрать к этому изображению.
- какое это солнце?
- Дети: - Сияющее, сверкающее, лучезарное и т.д.
Этот узор солнца есть на той вещи, которую я сейчас вам покажу.
(внести поясное украшение «Сара», дать детям рассмотреть).
- посмотрите, красивая вещь? Это украшение.
- Вот такими вышитыми украшениями раньше дополнялся наряд чувашской женщины. Это поясное украшение. Называется «Сарă»)
Воспитатель: - Посмотрите, какие узоры вышиты на этой вещи?
- Поищем, есть ли узоры солнца? Нашли?
- Сможете сосчитать, сколько их?
- Почему так много?
(предположение детей)
Воспитатель: С образом этой вещи я познакомлю вас и расскажу о тайнах украшения на следующем занятии. А вы новый узор солнца запомнили?
9. Игра «Укрась скатерть»
(дети украшают белую скатерть узором солнца 8-ю лучами; а желтые скатерти – новыми и другими узорами солнца)
Воспитатель: - Ну как, ребятки, красивые получились скатерти?
Сколько там узоров солнца?
Дети: - Много.
Воспитатель: - А что вы чувствуете?
Дети: - Тепло, радость и т.п.
Воспитатель: И я согласна с вами. Я тоже чувствую, что в зале стало еще светлее и теплее. А лучи солнца, заглянувшего к нам, стали еще ярче.