kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Сила солнца в его лучах» Методическая разработка познавательной деятельности в подготовительной группе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Продолжать вызывать у детей интерес и восхищение изделиями чувашского декоративно-прикладного искусства, высказывать свое мнение о них.

Подводить детей к пониманию того, что узоры на старинных изделиях рассказывают об отношении чувашей к природе, что этими узорами они изображали то, без чего не было бы жизни (например, без солнца)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Сила солнца в его лучах» Методическая разработка познавательной деятельности в подготовительной группе.»

МДОУ «Детский сад № 16 «Красная Шапочка»

города Новочебоксарска Чувашской Республики












Методическая разработка

познавательной деятельности

в подготовительной группе.

Тема: «Сила солнца в его лучах»














Воспитатель: Романова Е.Ф.

Март 2014 г.











г.Новочебоксарск 2014 г.

Тема: «Сила солнца в его лучах»


Цель: Продолжать вызывать у детей интерес и восхищение изделиями чувашского декоративно-прикладного искусства, высказывать свое мнение о них.

Подводить детей к пониманию того, что узоры на старинных изделиях рассказывают об отношении чувашей к природе, что этими узорами они изображали то, без чего не было бы жизни (например, без солнца)

З акрепить смысловое значение чувашских узоров солнц:

1. 2. 3. 4. 5.


Познакомить детей с образом символом чувашского узора солнца


(новым для детей).

Воспитывать любовь к родному краю, чувство симпатии и уважение к языку, к народным умельцам.


Предшествующая работа:

Деятельность с детьми:

1. Дидактические игры: «Сложи узор», «Укрась салфетку», «Домино».

2. Подвижные игры: «Солнышко», «Луна или Солнце»

3. Аппликация «Укрась салфетку (пояс, масмак, скатерть)» чувашскими узорами

4. Рассматривание изделий чувашского народного прикладного искусства (посуда, одежда, игрушки и т.д.)

5. Разучивание стихов и песен на чувашском языке

6. Рассказывание старинных чувашских легенд.


- Изучение литературы

1. Васильева Л.Г. Загадочный мир народных узоров. Чебоксары, 2005.

2. Васильева Л.Г. Чувашское орнаментальное и народное творчество дошкольникам. – Чебоксары, 2001.


Материал:

- старинные украшения чувашских женщин: головные повязки – «Масмак», «сурпан»; поясное украшение «Сарă»

- платье женское, рубашка мужская, скатерть с чувашской вышивкой (современные)

- матрешки с чувашской росписью;

- головной убор девушки «Тухъя» (из бисера)

- чувашский герб и флаг;

- шапочка «солнце» для игры «Солнышко»

- изобразительные модели оригиналов с узорами солнц:

- заготовки из цветного картона для игры «красим скатерти с чувашскими узорами солнца»

- коробочка с рисунком узора (нового) и его образом - символом


Организация деятельности

  1. По подгруппам

  2. Зона деятельности: музыкальный зал

- на 4-х столах разложены:

1. – старинные изделия (вышивка, ткачество)

2. – предметы одежды с вышивкой (современные)

3. – материал с чувашской росписью, тухъя из бисера

4. – герб и флаг Чувашской Республики

- 3 стола, покрытые скатертью (белой и желтой) для игры «Украсим скатерть»

3. Ход занятия:


I часть.

1. Деление на подгруппы:

Дети играют в игровых уголках. Отбираю несколько детей для проведения занятия, обращаясь индивидуально к каждому ребенку, чтобы не слышали остальные, используя такой прием, как предложить посмотреть в музыкальном зале на солнышко, которое заглянуло в окно и куда же упали его лучи.

2. Игровая мотивация: «Идем смотреть на солнышко, которое разбросало свои лучи в музыкальном зале»

3. (звучит чувашская мелодия). Дети и воспитатель (в чувашском наряде) входят в зал.

(из-за ширмы «поднимается» солнышко)

Воспитатель (обращает внимание детей на солнце)

- Хĕвел кулать чÿречерен пăхса,

Хĕвел кулать, ача пек савăнса.

Кам сана савăнтарать, Çут хĕвел?

Кам сана култарать, Çут хĕвел?

/ Юхма Мишши

Смотрит солнышко в окно,

Улыбается.

Веселится, как дитё,

И смеётся.

Кто тебя развеселил,

Красно солнышко?

Кто тебя рассмешил,

Ясно солнышко?


II часть.

4. Рассказ воспитателя о солнце

(предположения древних чувашей)

Солнце – существо живое. Так предполагали чуваши.

- А вы хотели бы об этом узнать? (ответы детей)

Тогда давайте присядем. (садятся на скамейку)

По представлению чувашей существовало не одно, а много солнц. У солнца есть как родители, так и дети.

- Кто же они ребятки?

- Да, правильно, Отец солнца (хĕвел ашшĕ), мать солнца (хĕвел амăшĕ), сыновья солнца (хĕвел ывăлĕсем).

- Как и у нас, у всех (высказывания детей)

- А вы знаете, у солнца есть и глаза. Значит, оно все… (видит).

Кто помнит загадку?

- Дети – Доброе, хорошее, на всех глядит,

А на себя смотреть не велит.

Солнце смотрит на всех одинаково. Греет всех одинаково.

- Оно выходит утром из-под земли и поднимается на небо. А вечером опять опускается на землю, но уже с другой стороны и вновь прячется под землю.

- А вы знаете почему?

- Что оно там делает? (высказывание, предположение детей)

- А когда солнце отдыхает в подземном мире, на небе звезды сверкают, играют, перемигиваются, и светит луна.

Когда же Луна на небе появляется?

Дети: Ночью.

На следующее утро солнце опять поднимается на небо. Солнце – небесное светило.

- Чуваши считали также, что сила солнца в его ярких лучах и от его сияния зависит жизнь на земле.

- Как вы думаете, почему они так считали? (высказывания детей)

Воспитатель. – Я думаю потому, что солнце греет землю, а земля дает хороший урожай. И поэтому в узоре солнца мы видим добрый знак. Узоры солнца – это добрые узоры. И если дарили вещь, на который был узор солнца, значит, желали добра и счастья человеку.

5. Рассматривание изделий на столах. Вот это сказочно красивое солнышко смотрит, наверное, на всех нас тоже с добрыми намерениями.

Воспитатель. – Давайте посмотрим, куда же и на что направлены его лучи.

- Скажите, какие лучи у солнца?

Дети – добрые, серые, теплые, светлые.

Воспитатель. – Да, я согласна с вами, именно такие. Посмотрите, какие удивительные вещи освещены первым лучиком. Что же здесь?

Дети (рассматривают и показывают)

- масмак, сурпан.

Красивые? Нравятся вам?

Что вам нравится? Кто носил «масмак»? Что изображено? (высказывание детей)

Воспитатель: – Да, это головные повязки – старинные вещи. Создавали эти вышивки золотые руки чувашских девушек. В этих вышивках, как и в песнях отражена поэтическая душа народа. Они радуют нас не только красотой, но и рассказывают, как чуваши относились к природе, об их трудолюбии.

- Чем славится чувашский народ?

Дети: трудолюбием, песнями, вышивками.

Воспитатель: – Да, надо уметь их любить, беречь. (Аналогично рассматриваются изделия на остальных столах)

Воспитатель: - Дети, вы теперь догадались, почему «заглянуло» солнышко в наш зал и разбросало свои лучи? (высказывания детей)

А почему именно на эти столы упали его яркие лучи? (Ответы детей)

Воспитатель: - Правильно, на всех изделиях, что разложены на столах, можно увидеть вышитые и нарисованные узоры солнца.

Итак, мы с вами еще раз убедились в том, что узоры солнца – это добрые узоры. Солнце любят все.

- А кто это все?

Дети: - Взрослые, дети, растения…

Воспитатель: - Да, солнце любили и любят все, и чуваши, и русские…

6. А чуваши любили солнце, наверное, По-особенному, и поэтому изображали солнце по-разному. (Садятся на скамейку)

Рассматривание разных узоров солнца.

( Вынести вышитые узоры солнца)

1. 2. 3. 4. 5.


Что это за узор?

На что похож?

Дети: - Это узор солнца.

- Похож на квадрат, поставленный на угол.

Есть ли лучи у этого солнца?

- Почему нет? (Ответы детей)

- Какое это солнце?

Дети: - Наверное, осеннее.

(Аналогично рассматриваются все образцы узоров)


7. Игра «найди такой же узор»

- На каких изделиях можно найти узоры солнца, которые только что рассматривали?

(дети рассматривают, рассказывают)

8. Познакомить детей новым узором, которым чуваши изображали солнце


(внести карточку с рисунком чувашского узора и его смысловым значением)


(Рассматривание узора, вопросы – ответы, предположения, высказывания детей)

Вот какие слова можно подобрать к этому изображению.

- какое это солнце?

- Дети: - Сияющее, сверкающее, лучезарное и т.д.

Этот узор солнца есть на той вещи, которую я сейчас вам покажу.

(внести поясное украшение «Сара», дать детям рассмотреть).

- посмотрите, красивая вещь? Это украшение.

- Вот такими вышитыми украшениями раньше дополнялся наряд чувашской женщины. Это поясное украшение. Называется «Сарă»)

Воспитатель: - Посмотрите, какие узоры вышиты на этой вещи?

- Поищем, есть ли узоры солнца? Нашли?

- Сможете сосчитать, сколько их?

- Почему так много?

(предположение детей)

Воспитатель: С образом этой вещи я познакомлю вас и расскажу о тайнах украшения на следующем занятии. А вы новый узор солнца запомнили?


9. Игра «Укрась скатерть»

(дети украшают белую скатерть узором солнца 8-ю лучами; а желтые скатерти – новыми и другими узорами солнца)


Воспитатель: - Ну как, ребятки, красивые получились скатерти?

Сколько там узоров солнца?

Дети: - Много.

Воспитатель: - А что вы чувствуете?

Дети: - Тепло, радость и т.п.

Воспитатель: И я согласна с вами. Я тоже чувствую, что в зале стало еще светлее и теплее. А лучи солнца, заглянувшего к нам, стали еще ярче.


III часть

10. Савăнаççĕ чĕрчунсем,

Хĕпĕртеççĕ кайăксем:

Çул тÿпе хĕвеллĕ,

Ачасем телейлĕ.

Тухăр пурте урама

Пĕр пĕринпе выляма.

Все живое радо

Солнышко встречать.

Оно приглашает

Деток поиграть



11. Творческая игра «Солнышко»

(по легенде «Как богатыри спасли солнце)

Гори, солнце, ярче –

Лето будет жарче,

А зима – теплее

А весна – милее.

Çутат, хĕвел, вăйлăрах –

Çулла пулĕ шăрăхрах,

Хĕл кунĕсем ăшăрах,

Çурхи кунсем çутăрах.




Манăн ача сачĕ.


  1. Юратап ача садне

Ун хитре пÿлĕмсене.

Кунта килсе куриччен

Эпĕ ун çинчен пĕлмен.


  1. Ир пуçласа каçченех

Эпир кунта пулатпĕр.

Ÿкеретпĕр, сăрлатпăр,

Тăмран тетте тăватпăр.


  1. Уявсем çитнĕ тĕле

Парнесем тунă чухне,

Хачă çивĕч пулсассăн

Питĕ тÿрĕ касатпăр.


  1. Эрнере миçе кунне,

Алăра миçе пÿрнине

Эпир пурте пĕлетпĕр –

Вуннă таран шутлатпăр.


  1. Аслисем вĕрентнипе

Эпир çырма вĕренетпĕр.

Вăхăт çук кахалланма

Кĕçех шкула каймалла.


  1. Урамран выляса кĕрсессĕн,

Тутлă апат çисессĕн,

Çывăрса та илетпĕр,

Унтан каллех вылятпĕр.


  1. Эпир юмах яратпăр,

Кĕнекесем вулатпăр,

Юрлатпăр та ташлатпăр,

Питĕ туслĕ пурĕнатпăр.


  1. «Шăнкăр шыв» - ача сачĕ,

Пирĕн ушкăн - «Уçланкă»

Ырă сунса кĕтетпĕр,

Килсе курăр тархасшăн.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Романова Елена Филимоновна

Дата: 28.05.2020

Номер свидетельства: 551759


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства