Серия дидактических игр, направленных на обогащение экологических знаний детей старшего дошкольного возраста
Серия дидактических игр, направленных на обогащение экологических знаний детей старшего дошкольного возраста
Цель: Проанализировать теоретические подходы к проблеме обогащения экологических знаний детей старшего дошкольного возраста,обогащение экологических знаний детей старшего дошкольного возраста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Серия дидактических игр, направленных на обогащение экологических знаний детей старшего дошкольного возраста»
Серия дидактических игр, направленных на обогащение экологических знаний детей старшего дошкольного возраста
Игры по ознакомлению с флорой и фауной
«Жизнь в семенах»
Цель. Познакомить детей с разнообразием семян овощных культур (семена перцев, томатов, огурцов, бобов, фасоли, гороха), этапами развития растения. Формировать умение сопоставлять семена и взрослое растение одного вида, отличать семена овощных культур по форме, цвету, величине.
Материал. Семена овощных культур, карточки, изображающие этапы развития овощных культур, специальные чашки с крышками и влажный фильтр.
Задание. Рассмотреть семечко, выбрать нужный набор карточек, расставить по порядку этапы развития овощной культуры, рассказать о жизни и развитии данного растения.
Правила
1. Количество играющих зависит от того, сколько заготовлено наборов; количество играющих можно увеличить, если играть по командам.
2. Победителем считается тот, кто рассказал и сделал все хорошо и правильно.
Алгоритм проведения
1. Педагог рассказывает детям о жизни маленького семени.
Всю долгую зиму у нас в коробочке спали семена. Посмотрите, какие они маленькие, беззащитные, но в каждом из них таится необыкновенная сила жизни. Сейчас в каждом маленьком семечке спит жизнь будущего растения. Мы их разбудим, а потом помечтаем, какими они будут.
Педагог вместе с детьми помещает семена различных овощных культур в специальные чашечки на влажный фильтр и закрывает крышечкой. Через некоторое время крышка запотевает.
Это наши семена проснулись, они дышат. Пройдет совсем немного времени, и у каждого из них появится маленький белый хвостик. (Показывает проросшее семечко.)
Как вы думаете, что это? (Это маленький корешок.). Это проросшее семечко нужно посадить в землю, и из него постепенно вырастет взрослое растение, если, конечно, вы не забудете за ним ухаживать.
– А теперь давайте помечтаем, какие вырастут из наших семян (перца, томата, огурцов, бобов, фасоли, гороха) растения.
2. Каждому ребенку выдается семечко, предлагается внимательно его рассмотреть и подобрать для него карточки с изображением этапов развития данной овощной культуры. (На каждой карточке нарисовано семечко, из которого выросло данное растение. Форма, цвет и величина семени, нарисованного на картинках, помогают ориентироваться в подборе карточек.)
3. Дети подбирают нужные карточки, раскладывают в правильной последовательности, рассказывают о своем растении.
4. В конце игры подводится итог.
«Постройдомик для животного»
Цель. Закреплять знания детей об особенностях жизни различных диких животных, их жилье, стройматериалах, которые они используют. Формировать умение подбирать правильный материал для постройки дома любому из животных.
Материал. Большая дидактическая картина, карточки с изображениями домов животных (муравейник, улей,гнездо птицы и т.п.), стройматериалов (веточки, травинки, пух, листья и т.д.), самих животных.
Задания
1. Выбрать из предложенных животных тех, кому вы хотите помочь.
2. Выбрать из предложенного стройматериала только то, что нужно для вашего животного.
3. Подобрать домик для животного.
4. Рассказать о своем выборе.
Правила
1. В игру играют в командах (3 команды по 2–3 человека в каждой).
2. Кто быстро и правильно справился с заданием и сумел объяснить свой выбор, выиграл.
Алгоритм проведения
1. Педагог объявляет ребятам о том, что в детский сад пришла телеграмма.
Звери зеленого леса прислали нам телеграмму, в которой просят нас о помощи, построить им жилье. Поможем построить домики зверям? (Да.)
Выберите тех животных, кому вы хотели бы помочь, назовите их по имени. Чтобы у нас все хорошо получилось, нужно знать, как правильно это сделать.
2. Педагог знакомит детей с правилами игры и заданием. Дети делятся на команды и начинают совместно играть.
3. В конце игры подводится итог.
«Собери растение»
Цель. Закреплять знания детей о строении растения, его частях и их значении для жизни растений.
Материал. Большая картина с изображением лужайки (без цветов, травы и т.д.) и прорезями для растений, разрезные части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод).
Задания
1. Вспомнить, каково строение растения.
2. Выбрать из предложенного материала то, что может являться частью растения.
3. Собирать из частей целое растение, назвать его и посадить на лужайку.
Правила
1. Количество играющих от 4 до 6 человек.
2. Выигрывает тот, кто быстро и правильно собрал свое растение и посадил его на лужайку.
Алгоритм проведения
1. Педагог:
Ребята, на этой полянке когда-то росли прекрасные цветы. Но однажды здесь пронесся страшный ураган. После него осталось вот что... (Воспитатель показывает детям пустую желто-коричневую лужайку под синим небом.)
Нравится ли вам эта лужайка? Можно ли ее так назвать? (Нет.)
Как сделать ее красивой? (Нужно посадить растения.)
– Давайте оживим эту лужайку. Посадим цветы, сделаем ее красивой. Будут на ней расти цветы, прилетят и нарядные бабочки, и стрекозы, и пчелы. Будет она как прежде, и даже лучше. Будет радовать своей красотой не только нас, но и всех людей.
2. Детям предоставляются наборы не только разрезных частей растений, но и ненужные предметы.
3. Дети выбирают, что им нужно, а затем составляют растение, называют его и сажают на лужайку.
4. В процессе общей работы получается красочная картина с изображением прекрасной лужайки.
5. Детям, которые отличились при выполнении задания, предоставляется возможность поместить «прилетевших» бабочек, стрекоз и пчел на цветы лужайки.
6. В конце игры подводится итог.
«Грибная полянка»
Цель. Закреплять знания детей об осенних дарах природы, о съедобных и несъедобных грибах, выяснить, в каких местах в лесу растут грибы. Провести работу по словообразованию (под березой – подберезовик, под осиной – подосиновик). Формировать умение находить съедобные грибы по дидактической картине. Формировать умение видеть красоту осеннего леса, убранства деревьев, кустарников, многообразие грибов. Формировать эстетическое восприятие окружающего мира.
Материал. Большая дидактическая картина с изображением осеннего леса, нарисованные грибы большого формата, вставленные в картину, корзинки, сделанные из цветной бумаги, костюм Гриба-лесовика. (Эту игру можно проводить после занятия по конструированию, где дети делали из бумаги корзиночки.)
Задание. Собрать не меньше трех грибов (обращаем внимание на то, что грибов одного вида на дидактической картине должно быть несколько, если один «грибник» нашел, например, белый гриб, то и другим предоставляется возможность найти такой же).
Правила
1. Количество играющих 6–7 человек.
2. В лес за грибами можно идти только с корзинкой.
3. Гриб-лесовик награждает детей красными картонными кружочками за каждый правильно названный гриб или за интересный красочный рассказ о грибах.
4. Победителем считается тот, кто в процессе игры наберет больше кружков.
Алгоритм проведения
1. Педагог предлагает детям прогуляться в сказочный лес за грибами, вспомнить, что нужно взять с собой в лес.
2. Под музыку дети вместе идут в «лес».
3. Педагог объясняет правила игры и задание.
4. Каждый ребенок выбирает на картине съедобные грибы и собирает их в корзинку.
5. Гриб-лесовик уточняет с детьми, как называется тот или иной гриб, где он любит расти.
6. В конце игры подводится итог.
«Гнездовья птиц»
Цель. Познакомить детей с разнообразием видов гнездовий птиц. Закреплять знания детей о строительных материалах, используемых птицами при строительстве гнезд, процессе строительства птицами гнезд, природных приспособлениях птиц-строителей. Развивать умение соотносить размер гнезда с величиной птиц, типы природных материалов с птицей-строителем, особенностями образа жизни птиц в зависимости от места, где она вьет гнездо.
Материал. Два полотна с гнездами птиц, карточки с изображением птиц – строителей этих гнезд, наборы строительных материалов для различного типа гнезд.
Задание. Рассадить птиц по гнездам согласно их предпочтениям (у воды, высоко над землей и т.д.).
Правила
1. Количество играющих не должно превышать 6 человек.
2. При выборе птиц следует аккуратно относиться к наглядному материалу (карточкам и наборам).
3. При соотнесении птицы и ее гнезда, предполагаемого строительного материала надо руководствоваться своими знаниями.
4. Выигрывает тот, кто сможет сам, без посторонней помощи рассказать о своем выборе, своих умозаключениях.
Алгоритм проведения
1. В начале игры педагог знакомит детей с птицами – участниками игры, коротко рассказывает об особенностях каждой птицы.
2. Педагог предлагает детям выбрать каждому по одной птице, внимательно ее рассмотреть.
3. В конце игры подводится итог.
«Угадай и расскажи»
Цель. Закреплять знания детей о лесных жителях, их среде обитания и образе жизни. Формировать пространственное мышление, воображение. Развивать связную речь. Активизировать словарный запас детей.
Материал. Картина с изображением лесного ландшафта, на котором присутствуют звери, птицы, насекомые, но на первый взгляд они не видны. Нужно присмотреться, чтобы заметить, где они спрятаны.
Задания
1. Дать команду своим глазам внимательно рассмотреть картину лесного ландшафта.
2. Увидев что-то необычное или знакомое, подумать, как рассказать об этом другу, чтобы он сам нашел это на картине.
3. Слушать товарища и добавлять к его рассказу что-либо новое.
Правила
1. Количество играющих не должно превышать 5–6 человек.
2. За правильно составленное предложение ребенок получает красную звездочку.
3. Кто больше наберет таких звездочек, тот и выиграл.
Алгоритм проведения
1. Педагог раскладывает перед детьми большую красочную картину с изображением лесного ландшафта.
2. Он просит детей внимательно рассмотреть и по очереди описать словами не только живые объекты, которые спрятались, но и те места, где, по их мнению, кто-то спрятался.
3. Руководствуясь словесными указаниями, дети пытаются узнать и назвать по имени того, кто спрятался.
4. Руководствуясь словесными указаниями, дети ищут то место, где спрятались живые объекты.
5. Игра идет до тех пор, пока все герои не будут найдены.
6. В конце игры подводится итог.
«Деревья и кустарники»
Цель. Формировать умение детей по представлению составлять силуэты деревьев и кустарников при помощи специально заготовленных деталей. Правильно располагать ветви согласно размеру и ширине.
Материал. Дидактическая картина, разрезные части деревьев и кустарников, вырезанные зеленые листья.
Задания
1. Составить дерево или кустарник.
2. Найти три признака, по которым можно отличить дерево от кустарника. (Дерево от кустарника отличают, как правило, по трем признакам:
а) по высоте;
б) по толщине ствола;
в) по количеству стволов, отходящих от корневой системы (у дерева ствол один, а у кустарника – несколько).)
3. Выбрать самый главный из отличительных признаков.
Правила
1. Количество играющих 6–7 человек.
2. Побеждает тот, кто смог быстро и правильно составить дерево и кустарник и ответить на поставленные вопросы.
Алгоритм проведения
1. Педагог ставит игровую задачу:
– Сегодня нам с вами предстоит посадить лес. На картине (заранее заготовленной) для каждого вашего дерева и кустарника найдется место. На столе лежат необходимые для этого детали. Ваша задача заключается в том, чтобы правильно подобрать части деревьев и кустарников и выполнить задание.
2. Педагог знакомит с правилами игры и заданием.
3. Дети начинают выполнять игровые действия.
4. Выявляется победитель.
5. В конце игры подводится итог.
«Зимние запасы»
Цель. Закреплять знания детей о жителях леса, их образе жизни. Формировать умение детей правильно дифференцировать еду зверей. Учить действиям анализа и синтеза, умению выделять части целого, из частей составлять целое.
Материал. Изображения лесных зверей, различных продуктов питания и лесных даров, разрезные картинки с изображением продуктов и даров.
Задания
1. Продумать, в каком месте можно устроить склад продуктов на зиму (у одних зверей склад в норке, у других – в дупле, третьи закапывают его под сухие листья, корни деревьев и т.д.).
2. Выбрать из предложенной еды только то, что любит зверек.
3. Разместить вместе со своим зверьком запасы еды на зиму.
Правила
1. В игру играют от 4 до 6 человек.
2. Каждый ребенок выбирает зверька, которому он хотел бы помочь заготовить запасы на зиму.
3. Выигрывает тот ребенок, который быстро и правильно помог своему зверьку и смог набрать большее количество карточек.
Алгоритм проведения
1. Педагог говорит:
– Природа осенью очень добра: она одаривает не только людей, но и всех живых существ – в лесах, полях, во всех уголках. Но звери знают, что после щедрой осени придет суровая зима, принесет морозы и снега, которые укроют землю. Звери готовятся к приходу зимы. Они не только утепляют свои домики, но и запасают еду, чтобы прожить долгую холодную зиму. Давайте, ребята, поможем им приготовиться к зиме. Кого из лесных жителей вы знаете? Кто из них делает запасы на зиму? Кому из них вы хотели бы помочь? (Дети высказываются.)
2. Педагог знакомит детей с правилами игры и заданием.
3. Дети помогают своим зверям подготовить запасы на зиму.
4. Кто хорошо помог своему зверьку, имеет право совершить еще одно доброе дело. Доброе дело заключается в том, что ребенку дается возможность помочь своему товарищу или еще одному зверьку.
5. За каждое выполненное доброе дело ребенок получает карточку.
6. В конце игры подводится итог.
«Чей след?»
Цель. Уточнять и закреплять знания детей о диких животных, об их образе жизни в зимнем лесу. Познакомить с понятием «следы», выяснить, каким образом следы появляются зимой и почему их не видно летом. Познакомить с видами следов диких животных, формировать умение соотносить зверя с оставленными им следами в зимнем лесу. Развивать логическое мышление, воображение, связную речь.
Материал. Дидактическая картина зимнего леса, картинки диких зверей, разнообразие следов на картине.
2. Друг за другом высказывать свои мысли и пожелания, кого из зверей куда поставить.
3. Определить хозяина следов (выбрать из животных нужного и поставить рядом с его следами).
Правила
1. Количество играющих не должно превышать 6 человек.
2. Выигрывает тот ребенок, который правильно расставит зверей в зимнем лесу.
Алгоритм проведения
1. Педагог говорит:
Тихо в зимнем лесу, снег искрится на солнце разноцветными красками. Все спит. Кажется, никого нет. Но зимний лес таит в себе множество загадок. Только самым внимательным он расскажет, что здесь происходит, кто сегодня от нас спрятался и наблюдает за нами.
Посмотрите на наш зимний лес. Вы ничего не замечаете? Был ли здесь кто-нибудь из зверей до нашего появления. (Дети замечают множество следов.)
Чьи они? Почему их не видно летом? Оказывается, все живые существа всегда оставляют свои следы. Просто мы их можем увидеть только на снегу – зимой или на мокром песке – в другое время года. Следы невозможно увидеть на траве, асфальте. Давайте попробуем рассмотреть следы и догадаться, кому они принадлежат.
2. Педагог знакомит детей с правилами игры и заданием.
3. Дети начинают играть.
4. В конце игры подводится итог.
«Бабочки»
Цель. Выявить знания детей о насекомых, бабочках. Формировать умение зрительно соотносить пропорции в строении бабочек, формы и окраску с существующей реальностью в мире бабочек.
Материал. На поле дидактической игры изображены различные цветы, среди них вставлены картинки с кружащимися бабочками (разных размеров, пропорций, симметричных и асимметричных, с нарушением и без нарушений пропорций и строения).
Задание. Выбрать бабочку, которой не существует в природе, рассказать, почему так думаешь.
Правила
1. Количество играющих 5–6 человек.
2. Играть по очереди.
3. Побеждает тот ребенок, который соберет большее количество несуществующих бабочек и сумеет объяснить, почему именно их надо убрать с поляны цветов.
Алгоритм проведения
1. Педагог предлагает рассмотреть цветочную поляну и бабочек, которые прилетели покружиться над ней.
2. Для правильного выполнения задания детям следует внимательно рассмотреть предложенных бабочек.
3. Очередность устанавливается посредством вытягивания сложенных бумажек одинакового размера, на каждой из которых внутри написана цифра (1, или 2, или 3 и т.д.) – номер очереди.
4. Дети по очереди анализируют и высказывают свое мнение: какая бабочка подходит, а какая – нет.
5. В результате на картине должны остаться только те бабочки, у которых не нарушены пропорции и строение.
6 .В конце игры подводится итог.
«Чудо-цветок»
Цель. Закреплять знания детей о внешнем виде цветка, его строении (корень, стебель, листья, цветок, плод). Знакомить с потребностями растения в определенных условиях (вода, почва, солнечный свет, воздух, тепло) для нормального роста и развития. Познакомить с этапами развития живого существа, со свойствами, с качествами живого. Формировать общепринятые эстетические эталоны. Развивать мышление, воображение, речь. Прививать любовь к природе, потребность заботиться о живых существах (в данном случае – о растении).
Материал. Дидактическая картина, поделенная на две половины: на одной половине изображен слой почвы и воздух, на другой – карточки с изображением благоприятных условий для роста и развития растения, этапов жизни растения, которые возможно вставлять на первую половину дидактической картины в определенной последовательности, иллюстрируя тем самым цикл жизни растения.
Задания
1. Подобрать только те карточки, на которых изображены условия для благополучного развития растения, и вставить на первую половину картины.
2. Внимательно рассмотреть этапы жизни растения, последовательно рассказать о них и расставить их на дидактической картине.
Правила
1. Количество играющих не более 5 человек.
2. Играть по очереди.
3 .Тот, кто правильно справился с заданием, считается знатоком.
Алгоритм проведения
1. Педагог проводит краткую беседу с детьми, настраивает их на будущую игру.
Все мы любим цветы – и взрослые, и дети. За что мы их любим? (За красоту.)
Хорошо, когда цветов много. Они украшают наше жилье, поднимают нам настроение. А как вы думаете, цветы живые, они что-нибудь чувствуют? Оказывается, цветам, как и любому живому существу, требуется забота, любовь, определенные условия проживания. У вас дома есть цветы? Как вы о них заботитесь? Что им необходимо каждый день?
2. Педагог предлагает детям рассмотреть наглядный материал и догадаться, о чем будет игра.
3. Педагог знакомит с правилами игры и заданием.
4. В конце игры подводится итог.
«Кому нужна вода, а кому – полянка»
Цель. Знакомить детей с любимым местожительством различных растений (солнечная полянка или затененная опушка леса, рядом с водой или в воде). Знакомить с научной терминологией, характеризующей растения по условиям проживания (влаголюбивое, засухоустойчивое, светолюбивое, теневыносливое). Рассказать о способах приспособления растения к обилию или недостатку влаги, выявить связь между средой обитания растений и их внешним видом. Закреплять знания детей о строении растений, разнообразии внешнего вида, об особенностях строения корня, листьев и т.д.
Материал. Дидактическая картина с изображением лесного массива, в котором присутствует водоем, лесная полянка; вырезанные изображения цветов лесов, полей, водоемов.
Задания
1. Выбрать одно из растений, которое понравилось больше остальных, назвать его. Рассказать, чем оно понравилось, составить рассказ о его внешнем виде.
2. Подумать и сказать, на какое место прекрасной картины хотел бы посадить цветок.
3. «Посадить» цветок и объяснить, почему именно это место выбрал для цветка.
Правила
1. В игру могут играть от 2 до 5 человек.
2. Выигрывает тот, кто правильно справится с игровой задачей, сможет связно объяснить свои действия.
Алгоритм проведения
1. Педагог рассказывает детям о разнообразии растений и их потребностях в тех или иных условиях. Предлагает вспомнить, какие растения дети встречали в лесу, в поле, а какие – в водоемах или близко к воде. В каких местах любит расти одуванчик – на солнечной полянке или на затененной опушке леса? Где бы понравилось расти желтой калужнице – рядом с водой или в воде?
2. Педагог знакомит детей с игровой задачей и правилами игры.
3. В конце игры подводится итог.
«Приготовь лекарство»
Цель. Знакомить детей с лекарственными травами, закреплять знания о строении растения. Формировать умение правильно использовать полезные травы (знать, с какого растения какую часть надо взять для приготовления лекарства и в какое время года это сделать, чтобы не нанести ущерб природе). Обратить внимание детей на то, что от природы мы получаем не только красоту, но и пользу. Формировать доброжелательность, чуткое отношение к окружающему нас миру.
Материал. Гербарии лекарственных растений, карточки с изображением лекарственных растений, разрезные карточки, использующиеся для выполнения таких заданий, как: собери растение, найди нужные части растения для приготовления лекарства; «посуда» для отваров и настоев.
Задания
1. Выбрать лекарственные растения, которые помогут избавиться или от простуды, или от кашля, или от боли в животе, или от зубной боли и т.д.
2. Отобрать нужные части растения для приготовления лекарства (отвара или настоя).
3. Подобрать «посуду» (чайник для заваривания чая из зверобоя, мяты, липы и т.д.; тазик для варенья из малины, черники и т.д.) для приготовления лекарства.
4. Рассказать о своем лекарстве.
Правила
1. Играть по командам (3 команды по 2-3 человека в каждой).
2. Выигрывает тот ребенок, который правильно приготовит лекарство, расскажет, для чего нужно его лекарство, и объяснит технологию приготовления.
Алгоритм проведения
1. Педагог говорит:
Ребята, давайте рассмотрим гербарии лекарственных растений. Назовите знакомые вам растения, расскажите об их лечебных свойствах. (Одни дети рассказывают, другие – слушают, воспитатель уточняет высказывания детей.)
2. Педагог объясняет правила игры и задание.
Сегодня вы будете выступать в роли фармацевтов. Это люди, которые работают в аптеках и готовят лекарства.
3. В конце игры подводится итог.
«Домик для листочков»
Цель. Закреплять знания детей о строении деревьев и кустарников. Формировать умение угадывать названия деревьев, кустарников по стволам, направлениям веток, плодам, оставшимся с осени. Формировать умение правильно подбирать листочки к деревьям и кустарникам.
Материал. Большая картина, изображающая лес в середине весеннего периода, наборы разнообразных вырезанных из бумаги весенних листочков для деревьев и кустарников, которые находятся на картине.
Задания
1. Определить, какое дерево или кустарник вы хотите нарядить в весенний наряд.
2. Выбрать весенние листочки, соответствующие данному дереву или кустарнику.
3. Нарядить в весенний наряд деревья и кустарники в нашем лесу.
Правила
1. Количество играющих 5–6 человек; если игра идет по командам, то 3 команды по 2–3 человека.
2. Победителями считаются те дети, которые быстро, правильно и аккуратно выполнили задание.
Алгоритм проведения
1. Педагог настраивает детей на игру.
Перед вами лес, проснувшийся весной. Солнышко разбудило его своими теплыми лучами, растопило снег, побежали веселые ручейки и напоили землю. Лес начинает оживать. Как вы думаете, как узнать, что деревья и кустарники проснулись? (У них появляются почки, которые начинают потихонечку расти, набухать.)
Кто спрятался в этих почках, в этих домиках?
2. Педагог объясняет детям правила игры и задание.
Давайте подберем каждому дереву и кустарнику соответствующую одежду. Кого вы хотели бы нарядить?
3. Дети высказываются и начинают наряжать выбранные ими деревья и кустарники.
Примечание. На картине есть ориентиры, позволяющие детям правильно узнать названия деревьев и кустарников (березу дети определят по белому стволу; дуб – по могучему, богатырскому строению; липу, клен – по плодам, оставшимся с осени, и т.д.).
4. В конце игры подводится итог.
Игры по ознакомлению с окружающей средой
2.2.2.1. «Давайте поселим зверей в наш лес»
Цель. Знакомить детей со средой обитания различных животных. Выяснить, каким образом связаны между собой образ животного и среда обитания. Формировать умение детей, ориентируясь по внешнему виду животного, соотносить его со средой обитания (наземная, водная, воздушная и т.д.).
Материал. Дидактическая картина с изображением лесного массива, в котором есть река, различные жилища диких животных; карточки с изображением жителей леса.
Задания
1. Выбрать одного из зверей, подумать, где ему было бы удобно жить, объяснить почему.
2. Заселить зверя в определенный дом и объяснить свой выбор (почему он может жить в том или ином домике и не может – в других).
Правила
1. Играть в команде (3 команды по 2–3 человека в каждой).
2. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно справится с заданием.
Алгоритм проведения
1. Педагог предлагает детям разбиться на команды.
2. Командам представляется возможность внимательно рассмотреть лесные домики и претендентов на заселение.
3. Каждая команда выбирает одного из зверей и подходящий домик для него.
4. В конце игры подводится итог.
«Наряды матушки-земли»
Цель. Уточнять и расширять представления детей о смене сезонов, об основных признаках каждого времени года, природных явлениях, характерных для него.
Материал. Дидактическая картина, разделенная на четыре части (с изображением осени, зимы, весны, лета); карточки с изображением природных явлений (дождь, снег, ветер и т.п.).
Задания
1. Выбрать карточки с изображением тех природных явлений, которые соответствуют тому или иному времени года, положить на соответствующую часть дидактической картины.
2. Рассказать о причинах выбора.
Правила
1. В игре могут участвовать от 12 до 16 человек.
2. Правильность выбора той или иной карточки обсуждается только членами команды без привлечения взрослых и посторонних.
3. Побеждает команда, которая быстро и без ошибок справилась с заданием.
Алгоритм проведения
1. Педагог рассказывает детям о временах года.
– Летом солнце поднимается высоко над горизонтом, его лучи хорошо обогревают землю. Становится тепло, распускаются листья на деревьях, расцветают цветы, поют птицы, люди легко одеты, можно загорать и купаться. Осенью солнце поднимается не так высоко над горизонтом, его лучи меньше греют землю. Становится прохладно. Опадают листья с деревьев, природа засыпает, птицы улетают в теплые края, дожди сменяются снегом. Зимние морозы сковывают льдом реки и озера, снег покрывает землю белой шубой. После долгой холодной зимы весной природа оживает вновь.
2. Педагог делит детей на четыре команды (по 3–4 человека в команде) и сообщает, для какого времени года они должны подобрать «наряд».
3. В конце игры педагог отмечает лучшие ответы, подводится итог.
«Времена года»
Цель. Закреплять знания детей о последовательности сезонов. Выявить характерные признаки каждого времени года. Познакомить детей с изменениями видов осадков, о влиянии изменений в неживой природе на образ жизни тех или иных живых существ и т. п.
Материал. Большая красочная игровая карта, на которой представлены времена года, изображены объекты живой и неживой природы, изменяющиеся согласно сезонам; по периметру картины идут разноцветные обозначения: для каждого времени года – свой цвет и обозначение (например, для зимы – белые, голубые, синие снежинки; для осени – красные, желтые, коричневые, оранжевые листья и т.д.).
Задание. Пройти по игровому полю до финиша, соблюдая правила и верно отвечая на вопросы.
Правила игры
1. Количество играющих не должно превышать 6 человек.
2. Играть строго по очереди.
3. Внимательно слушать педагога и ответы товарищей.
4. Каждый игрок сначала кидает кубик: выпавшее количество точек – количество шагов; затем отвечает на вопрос или отгадывает загадку о времени года и, если ответ правильный, продвигается на два шага вперед, если ответ неверный, остается на месте.
5. Тот, кто мешает отвечать и играть другим игрокам, начинает двигаться в обратном направлении. Одно замечание – два шага назад, два замечания – четыре. Таким образом, дисциплинированные игроки будут двигаться вперед к финишу, а недисциплинированные игроки – назад к старту.
6. Выигрывает тот, кто первым придет к финишу.
Алгоритм проведения
1. Дети выстраивают свои фишки на старте по разноцветным обозначениям времен года, фишки будут продвигаться по карте.
2. В ходе игры дети отвечают на вопросы (один ход – один вопрос).
Примерные вопросы для осеннего периода:
Какие вы знаете периоды осени?
Какие виды осадков бывают в осенний период?
Какие овощи поспевают осенью?
Какие фрукты созревают в садах?
Что такое сухой дождик?
Под соснами и елками бежит мешок с иголками – кто это?
Примерные вопросы для зимнего периода:
Какие зимние месяцы вы знаете?
Как называется месяц, который является первым в году, но вторым месяцем зимы?
Назовите три состояния, в которые переходит вода при разных температурных условиях.
Какого числа приходит Новый год?
Какие зимние игры вы знаете?
О каких деревьях говорят: «Зимой и летом одним цветом»?
Примерные вопросы для весеннего периода:
Как люди называют шаги весны? (Проталины.)
Где снег тает быстрее – в низине или на пригорке?
Какие первоцветы вы знаете?
Какие виды почек по местоположению вы знаете? (Верхушечные, боковые.)
Где прячется побег и когда вылезает наружу? (В почках, вылезает весной.)
Какие бывают побеги? (Наземные и подземные.)
Примерные вопросы для летнего периода:
Почему лето называют красным?
Какие ягоды люди собирают летом?
Назовите лекарственные травы и цветы.
Как люди отдыхают в летний период?
Как называется насекомое, которое образовывается из куколки гусеницы?
Чем береза отличается от других деревьев в летнем лесу?
7. В конце игры подводится итог.
«Птицы тропических стран»
Цель. Выявить знания детей о видах птиц тропических стран, об особенностях климатических условий в этих странах. Формировать умение соотносить образ жизни, виды питания со средой обитания. Закрепить знания детей о строении живых организмов, их приспособлении к условиям и среде обитания и т.п. Развивать логическое мышление, речь, воображение. Прививать интерес к миру природы.
Материал. Дидактическая картина с изображением тропических растений, карточки с видами птиц тропических стран и других климатических зон.
Задания
1. Внимательно рассмотреть тропический лес, подумать, кто из живых существ может там жить.
2. Выбрать птиц, которые обитают в тропических лесах.
3. Объяснить свой выбор (внешний вид, пристрастие к определенному корму и т.п.).
Правила
1. Количество играющих не более 5 человек.
2. Играть строго по очереди.
3. Выигрывает тот, кто сделал правильный свой выбор и смог его объяснить.
Алгоритм проведения
1. Педагог в беседе выясняет с детьми, что такое тропические страны, называет некоторые из них, объясняет, какой климат в тропическом лесу, каким образом климат влияет на образ жизни птиц, на виды питания.
2. Знакомит детей с правилами игры и заданием.
3. Дети по очереди подбирают птиц и сажают их на дидактическую картину с изображением тропического леса.
4. В конце игры подводится итог.
«Речные рыбы»
Цель. Выявить знания детей о рыбах, их строении, об особенностях среды обитания. Формировать умение соотносить строение живого существа со средой обитания, с образом жизни. Выяснить, каким образом окраска речных рыб помогает им прятаться или защищаться от других обитателей рек. Развивать логическое мышление, речь, воображение. Прививать интерес к миру природы.
Материал. Дидактическая картина, на которой изображен проточный водоем, река; вырезанные изображения речных рыб.
Задания
1. Рассмотреть внимательно предложенных рыб.
2. Выбрать из них только речных, назвать.
3. Поместить в водоем в определенное место – туда, где любит обитать та или иная рыба.
Правила
1. Количество играющих 3–4 человека.
2. Победителем считается тот, кто правильно выбрал рыб, объяснил свой выбор и поместил их на дидактическую картину.Алгоритм проведения
1. Педагог предлагает рассмотреть картину и предложенных рыб.
2. Знакомит детей с правилами игры и заданием.
3. Дети по очереди заполняют водоем рыбами.
4. В конце игры подводится итог.
«Снежинки»
Цель. Познакомить детей с защитными свойствами снега. Рассказать о строении снежинок, разнообразии узоров и форм. Закрепить умение вырезать различные формы снежинок.
Материал. Дидактическая картина зимнего леса (снег только на деревьях и кустарниках); карандаши, бумага, ножницы – на каждого ребенка.
Правила
1. Количество играющих не должно превышать 5–6 человек.
2. Активно участвовать в обсуждении проблемы.
3. Знать правила работы с ножницами и клеем.
4. Работать совместно в коллективе.
5. Побеждают те дети, которые справились с заданием и успели помочь другим.
Алгоритм проведения
1. Детям предлагается внимательно рассмотреть картину, сказать, чего на ней не хватает. (Нет снега на земле.)
2. Беседа о значении снежного покрова для леса и его обитателей.
3. Педагог предлагает укрыть землю на картине вырезанными снежинками.
4. Показ приемов вырезания снежинок из бумаги.
5. Дети вырезают снежинки и укрывают ими землю на дидактической картине.
6. В конце игры подводится итог.
«Путешествие по карте леса»
Цель. В игровой форме выявить знания детей о жителях леса, жилищах диких животных, их образе жизни, питании. Формировать умение детей соотносить внешний вид животного со средой обитания, своеобразием постройки его домика. Формировать умение составлять связный рассказ о жильце, в дом которого попали дети и т.д.
Материал. Большая картина, изображающая лес с домиками лесных зверей и птиц. По карте леса идет дорожка из кружочков, от некоторых кружочков отходят красные стрелочки, соединяющие их с домиками лесных жителей, от домиков отходят две стрелочки (зеленая и синяя).
Задание. Пройти по кружочкам до финиша, назвав домики животных и их хозяев.
Правила
1. Количество играющих 4–6 человек.
2. Играть по очереди.
3. Количество точек, выпавшее на брошенном кубике, указывает на количество шагов – кружочков по карте леса.
4. При попадании на кружок, от которого отходит красная стрелка, следует двигаться по ней в домик к лесному жителю. При этом ребенок должен сказать, как называется жилище, рассказать о хозяине.
5. Тот, кто все правильно рассказал, имеет право двигаться вперед по зеленой стрелке. Тот, кто ответил неправильно, двигается по синей стрелке назад и ждет помощи от других игроков.
6. Другие игроки, попадая к нему, пытаются помочь правильными ответами, которые позволят ему продвигаться дальше.
7. Выигрывает тот, кто первым дойдет до финиша, правильно рассказав о встреченных домиках лесных жителей.
Алгоритм проведения
1. Педагог раскладывает перед детьми карту леса.
2. Знакомит детей с правилами игры и заданием, предлагает с помощью кубика по очереди продвигаться по карте леса.
3. В конце игры подводится итог.
«Наши любимцы»
Цель. Познакомить детей с климатической картой мира, естественными условиями обитания экзотических животных и растений, проживающих в экологической лаборатории и зооуголках. Познакомить со странами, которые являются их родиной, с климатом в этих странах, приспособлениями живых существ к климатическим особенностям стран, образом жизни этих животных на воле.
Материал. Дидактическая картина «Родина наших любимцев» с изображением континентов и климатических поясов; вырезанные из картона изображения попугаев, хомячков, канареек, рыб, черепах и т.п.
Задание. Отправить животных на их родину, рассказать о них.
Правила
1. Количество играющих 5–6 человек.
2. Выигрывает тот, кто первым правильно справится с заданием.
Алгоритм проведения
1. Педагог раскладывает климатическую карту с изображением материков и островов, предлагает рассмотреть карту, объясняет, что различные цвета на карте обозначают климатическую температуру.
2. Педагог поручает детям, опираясь на свои знания, отправить живых существ на каникулы на родину.
3. Дети рассказывают о живых существах и расставляют их на карте.
4. В конце игры подводится итог.
«Лесной город»
Цель. Показать детям, что лес – это целый город, состоящий из своих особенных домов: каждое дерево, куст, травинка – это укрытие, дом, жилье для живых существ, обитающих в данной среде. Познакомить детей с понятием «ярусов» леса, на которых проживают лесные жители. Посредством «лифта» познакомить с предпочтениями живых существ к условиям проживания на определенной высоте.
Материал. Красочная картина лесного ландшафта; карточки с изображением лесных жителей; «кабинка лифта»; обозначение шагов (перышки, следы и т. п. – в зависимости от того, какое животное сопровождает вас по определенной высоте).
Задание. Дойти до конца маршрута, отвечая на вопросы педагога.
Правила
1. Количество играющих от 4 до 8 человек.
2. Запрещено менять выбранного героя на протяжении всей игры, играть только на высоте своего героя.
3. Проходить по лесу строго по условным знакам.
4. Бросая игровой кубик, дождаться его полной остановки, подсчитать точки на остановившейся стороне, количество шагов, пройденных по карте по условным знакам, должно соответствовать количеству точек, выпавших на кубике.
5. За правильный ответ на вопрос педагога ребенок имеет право продвинуть своего героя на два шага вперед, за неправильный – один шаг назад, за неправильное поведение по отношению к другим игрокам – по два шага назад после каждого замечания.
6. Выигрывает тот, кто первым дойдет до конца игры и правильно ответит на вопросы педагога по теме.
Алгоритм проведения
1. Педагог разворачивает перед детьми карту игры, предлагает внимательно рассмотреть ее и проследить маршруты продвижения по игре.
2. В начале маршрута нарисовано дерево, символизирующее многоквартирный дом, на нем прикреплена кабина лифта, которая по нитям – канатам может двигаться вверх и вниз.
3. Педагог настраивает детей на игру, рассказывает им, что лес – это целый город, в котором живут самые разные живые существа, но живут не где попало, а в строго определенных местах. У каждого из них есть своеобразная квартира. В гости к ним можно подняться на «лифте». Педагог знакомит детей с «кабинкой лифта», с помощью которого можно подняться на любую высоту и не только встретиться с обитателями леса, но и – с их помощью – совершить путешествие.
4. Педагог знакомит детей с правилами игры и заданием.
5. Поднимаясь на «лифте» вверх, дети выбирают одного из лесных жителей, живущего на определенной высоте.
6. По очереди бросая кубик, дети продвигают выбранного жителя по карте леса. Когда ребенок попадает в гости к тому или иному жителю леса, педагог задает заранее подготовленные вопросы по каждому живому существу.
Примерные вопросы о животных:
Почему лягушек называют земноводными?
Как ведет себя ежик в момент опасности?
На каком ярусе можно встретиться с медведем?
Примерные вопросы о птицах:
Какие материалы используют птицы для строительства гнезд?
На каких ярусах можно встретить птиц? (Почти на всех.)
Примерные вопросы о насекомых:
Сколько пар ног у насекомых?
Кто такой короед?
Кому короед опасен?
На каком ярусе можно встретиться с гусеницей? Почему?
7. В процессе игры, двигаясь по определенному маршруту, дети знакомятся не только с обитателями своего яруса, но и с другими обитателями леса.
8. В конце игры подводится итог.
«Паутина жизни»
Цель. Познакомить детей с взаимосвязями среди живых объектов в определенной экосистеме: на примере небольшого участка леса протянуть нити-связи между обитателями таким образом, чтобы получилась паутина питания между живыми объектами.
Материал. Изображение фрагмента леса; карточки с изображением живых существ, населяющих данный участок природы. На карте игры установлены нити для будущих связей между объектами живой и неживой природы.
Задания
1. В начале игры определить имя живого существа по загадкам и месту обитания.
2. Найти его среди изображенных на карточках и расположить карточку на участке леса.
3. Соединить объекты нитями взаимосвязей.
Правила
1. Количество играющих 5–6 человек.
2. Победителями становятся дети, которые правильно ответили на вопросы педагога и правильно соединили объекты.
Алгоритм проведения
1. Педагог показывает детям карту игры, объясняет правила и задание, предлагает отгадать загадки.
Черный жилет,
Красный берет,
Нос как топор,
Хвост как упор. (Дятел)
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом. (Белка)
Мех его на удивленье,
Словно бархат, круглый год.
Роет он с большим терпеньем
Под землею длинный ход. (Крот)
Кто это маленький,
В земле живет,
На «ч» начинается,
На «к» заканчивается? (Червяк)
2. Ребенок, отгадавший загадку, получает в руки карточку с изображением животного, о котором была загадка. (Таким образом, на 5–6 игроков нужно заготовить 5–6 загадок и 5–6 отгадок – карточек с изображением животных.)
3. Педагог обращает внимание детей на то, что поставить каждое живое существо на карту игры нужно таким образом, чтобы рядом с ним было множество нитей, каждую из которых впоследствии нужно соединить с теми объектами, в которых нуждается данное существо.
4. Дети по очереди соединяют нити с объектами (1 ход – 1 нить-связь), ребенок объясняет, почему он соединил живое существо с этим объектом. Так постепенно вырисовывается паутина взаимосвязей между объектами живой и неживой природы.
5. На конечном этапе все представители живого сообщества оказываются соединенными между собой нитями взаимосвязей; получается наглядная картина, показывающая, что все жители леса связаны между собой и окружающей средой.
6. В конце игры подводится итог.
«Небо. Земля. Вода»
Цель. Закреплять знания детей о среде обитания живых существ; о приспособленности животных к среде обитания. Выяснить причины, по которым они не могут проживать в других условиях, средах.
Материал. Большая дидактическая картина, разделенная на четыре части: на одной части изображено небо, на другой – земля, на третьей – вода, на четвертой помещены карточки с изображением людей, зверей, птиц, рыб, земноводных.
Задание. Расположить то или иное живое существо на соответствующей части дидактической картины, рассказать о выбранных представителях.
Правила
1. Играют 3 команды по 3–4 человека в каждой.
2. За правильно и быстро выполненные действия команде начисляются баллы:
быстро собралась и определила командира – 1 балл;
быстро, правильно и аккуратно выполнила задания – 2 балла;
правильно составила рассказ – 5 баллов.
3. Играть, строго соблюдая очередь.
4. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, становится победителем.
Алгоритм проведения
1. Педагог предлагает детям разделиться на три команды и выбрать командиров.
2. Получив свое «поле ответственности» (небо, воду или землю), члены каждой команды по очереди подходят к картине, выбирают карточку с изображением только одного представителя соответствующей среды и кладут ее на поле картины.
3. По завершении работы команды готовят рассказы о выбранных ими представителях «их» среды, о приспособленности именно к этим условиям, о возможности или невозможности временного пребывания в другой среде (от каждой команды выступает командир).
4. В конце игры подводится итог.
«Кто такой цыпленок?»
Цель. Познакомить с этапами развития живого существа (цыпленка), с условиями, необходимыми для его благоприятного развития. Развивать умение детей соотносить живой объект со средой обитания, с его семьей (мама-курица, папа-петух), с хищниками, которые опасны для него самого и его семьи, с тем, как он приспосабливается к среде обитания, с его образом жизни. Выявлять взаимосвязь вида питания со строением живого существа и т.д.
Материал. Дидактическая игра представлена в виде пазлов, на каждом пазле картинка – фрагмент жизни живого существа в реальной или сказочной жизни.
Задание. Соединить отдельные пазлы в единую картину, рассказать об изображенном на пазлах живом существе.
Правила
1. Количество играющих 3–6 человек.
2. Соблюдать очередность в игре.
3. Играть дружно, совместно.
4. Выигрывает тот, кто лучше остальных справится как с индивидуальным, так и с групповым заданием.
Алгоритм проведения
1. Педагог демонстрирует детям игру в разобранном виде.
2. Дети, закрыв глаза, выбирают один из пазлов. Одни пазлы заполнены – их нужно вставлять по часовой стрелке по кругу рядом с центральной карточкой, на которой изображен главный герой; другие пазлы пусты, их следует заполнить, ответив на вопросы: каких ты знаешь хищников, опасных для нашего живого существа, где обитает данное живое существо и т.п.
3. Дети по очереди рассказывают об изображенном на картинках, собирают пазлы и связывают их с жизнью живого существа последовательными предложениями.
4. Дети совместно решают, как лучше по сюжету соединить пазлы в единую дидактическую картину в правильном порядке.
5. В конце игры подводится итог.
6. Для повторного проведения игры можно изменить сюжеты пазлов. Главный герой остается прежним, а содержание изменяется. Сюжеты пазлов могут рассказывать о друзьях и врагах живого существа как в реальной жизни, так и сказках.
«По грибы, по ягоды»
Цель. Выявлять и закреплять знания детей о видах лесных грибов, ягод и других растений, о месте их обитания. Закреплять умение играть вместе. Материал. Дидактическая картина, на которой изображена тропинка в лесу; игровой кубик; корзинки для сбора грибов, ягод и других даров леса.
Задание. Пройти по лесу, рассказав о встречающихся в пути растениях.
Правила
1. Количество играющих 5–6 человек.
2. По тропинке идти с помощью игрового кубика.
3. Попадая на кружок к ягодке, рассказать о лесных ягодах – съедобных и несъедобных, к грибу – о съедобных и несъедобных грибах, к кустарнику – о видах лесных кустарников, их отличительных особенностях.
4. Выигрывает тот, кто быстрее придет к финишу.
Алгоритм проведения
1. Педагог раскладывает перед детьми дидактическую картину, на которой изображена тропинка в лесу, обращает внимание детей на дружное соседство разных обитателей леса и предлагает отправиться в путешествие по лесу.
2. Педагог знакомит с правилами игры и заданием.
3. В конце игры подводится итог.
«Удивительные превращения»
Цель. Познакомить детей с превращениями, которые происходят в мире природы с живыми объектами; с этапами развития живого существа. Развивать умение устанавливать последовательность этапов развития, замечать изменения в развитии, определять, насколько эти изменения необходимы для дальнейшего благополучного существования живого существа в своей среде обитания.
Материал. Карточки с изображениями этапов развития живых существ, листы с приклеенными через определенное расстояние конвертами.
Задание. Возможны два варианта проведения игры.
1. Изображение одного этапа развития живого существа находится в одном из конвертов, другой – в следующем и т.д. В этом случае надо отгадать загадку и познакомиться с этапами развития живого существа.
2. В одном конверте находятся все этапы развития живого существа. В этом случае надо отгадать загадку и разложить карточки с изображением этапов развития живого существа в правильном порядке.
Правила
1. Количество играющих 5–6 человек.
2. Карточки с изображениями спрятаны в конвертах.
3. Открыть конверт может тот, кто правильно отгадал загадку педагога на данную тему.
4. При раскладывании карточек в правильной последовательности обязательно проговаривать каждый этап развития живого существа.
Алгоритм проведения
1. Детям предлагается разгадать ряд загадок, отгадками которых будут названия живых существ, спрятанных в конвертах (рыбка, петух, комар, лягушка, бабочка и т.д.).
2. В первом варианте нужно последовательно открывать конверты и узнавать об этапах развития живого существа.
3. Во втором варианте игры ребенку нужно вынуть карточки из конверта и разложить их в правильной последовательности.
4. В конце игры подводится итог.
Игры по ознакомлению с созданной человеком средой обитания людей и животных
«Животные рядом с нами»
Цель. На примере живых объектов, проживающих в экологической лаборатории, знакомить детей с потребностями живых существ в строго определенной среде обитания (даже искусственно созданной человеком), в определенном виде питания, в приемлемых условиях проживания, в тепле, воде и т.д.
Материал. Большая картина с прозрачными кармашками: в одном кармашке лежат карточки с изображением домиков, сделанных руками человека для животных, которые живут в искусственной среде обитания (клетка, аквариум, террариум и т.д.); в другом – корм для различных живых объектов (аквариумных рыбок, птиц, черепах, хомяков и т.д.).
Задания
1. Подобрать домик и корм для животных, птиц, рыб и т.д.
2. Объяснить причины выбора того или иного домика с точки зрения особенностей строения живого существа.
3. Рассказать о выполнении задания.
Правила
1. Количество играющих 4–6 человек.
2. Рассказ о живом существе должен быть четким и связным.
3. Не мешать другим детям, рассказывать и подбирать нужные карточки для своих питомцев.
4. Выигрывает тот ребенок, который правильно и быстро справился с заданием.
Алгоритм проведения
1. Педагог объясняет правила игры и задание.
2. Каждый ребенок выбирает любимого животного из предложенных педагогом.
3. Дети выполняют задание.
4. В конце педагог подводит итог игры.
«В школу скоро мы пойдем»
Цель. Выявлять и закреплять знания детей о жителях леса, обитателях озер, рек, о правилах и экологических законов поведения в природе. Определить степень готовности детей к школе по темам природоведческих предметов.
Материал. Карта дидактической игры, на которой змейкой идет дорожка из пронумерованных кружочков, некоторые из них закрашены в определенные цвета – пункты, к которым прикреплены маленькие конверты с вопросами; игровой кубик.
Задание. Дойти до финиша, правильно отвечая на вопросы.
Правила
1. Количество играющих 5–6 человек.
2. Пункты с вопросами закрашены в определенные цвета, соответствующие группе вопросов по темам (зеленые – о лесе, синие – о реках, морях и их обитателях, красные – о правилах, экологических законах и т.д.).
3. Тот, кто правильно ответил на вопрос, может двигаться дальше по стрелке; при неправильном ответе нужно вернуться на несколько кружочков назад; тот, кто не знает ответа, остается на месте и думает.
4. Выигрывает тот, кто быстрее придет к финишу – дому знаний, школе.
Алгоритм проведения
1. По дорожке от старта до финиша дети продвигаются при помощи игрового кубика (одна точка – один шаг). Если кружочек, на котором остановился ребенок, не окрашен в специальный цвет, то ход делает следующий игрок; если же кружок окрашен в синий, зеленый, красный цвет, педагог открывает соответствующий конверт с вопросами.
Примерные вопросы о лесе:
Какие съедобные ягоды растут в лесу? (Черника, малина, голубика, земляника и т.д.)
Какую птицу называют санитаром леса? (Дятла.)
Какие съедобные грибы можно найти в лесу? (Подберезовик, подосиновик, опята, сыроежки и т.д.)
Примерные вопросы о реках, морях и их обитателях:
Какие рыбы водятся в реках? (Щука, сом, окунь, судак и т.д.)
Где в природе встречается соленая вода? (В морях, океанах и т.д.)
Примерные вопросы о правилах, экологических законах:
Можно ли из леса приносить птенцов домой, чтобы с ними поиграть? (Нет.)
Почему в лесу можно ходить только по тропинкам? (Чтобы не наступить на маленьких обитателей леса, спрятавшихся в траве, и т. п.)
Как нужно вести себя в лесу?
Зачем нужен лес?
2. В конце игры подводится итог.
«Составь сказку»
Цель. Формировать умение придумывать и составлять «диафильмы» на фланелеграфе по серии картинок с участием представителей животного и растительного мира. Развивать детское творчество. Составлять рисунки к знакомым сказкам. Формировать воображение, умение видеть красоту окружающего мира.
Материал. Импровизированная «пленка диафильма»; «кадры» для «диафильма»; пустые «кадры» для зарисовки сюжета; цветные карандаши; детские книжки с занимательными историями, сказками.
Задания
1. Согласно выбранному сюжету подобрать картинки к будущему «диафильму».
2. Составить и зарисовать недостающие «кадры» к «диафильму».
3. Расположить «кадры» на ленте «диафильма» в правильной последовательности.
Правила
1. Количество играющих 5–8 человек.
2. Рисовать кадры самостоятельно, не мешая друг другу.
3. Педагог знакомит детей с правилами игры и заданием.
4. Дети внимательно рассматривают карточки с изображением людей различных профессий.
5. Команды работают по заданию: первая команда – выбирает карточки с изображением людей, профессии которых связаны с физическим трудом; вторая – карточки, изображающие людей умственного труда.
6. В конце игры подводится итог.
Алгоритм проведения
1. В ходе данной игры детям предлагается стать художниками- мультипликаторами и составить сказку или диафильм по любому произведению природоведческого содержания.
2. Педагог демонстрирует пленку для «диафильма».
– Давайте рассмотрим эту пленку для «диафильма». Вы видите на ней кадры, просматривая которые можно догадаться о сюжете сказки, о взаимоотношениях ее героев. А вот «пленка диафильма» с пустыми кадрами. Эти кадры заполните вы. Хотите? Но сначала давайте выберем одну из сказок или историй, которая вам больше всего нравится. (Дети выбирают, объясняют, почему именно эта сказка или история им нравится.)
3. Педагог демонстрирует модель рассказа – кадры диафильма. Предлагает зарисовать и поместить на кадры диафильма понравившиеся фрагменты, расставить в определенной последовательности. Каждая зарисовка продолжает по смыслу предыдущую и является началом для следующей.
Перед тем как приступить к работе, давайте вспомним последовательность действий в нашей сказке. Что было сначала, а что потом? (Дети совместно вспоминают и уточняют последовательность действий.)
Какое место этой сказки тебе нравится? А тебе?
4. Выяснив таким образом интересы и симпатии детей, педагог поручает каждому ребенку зарисовать тот кадр из сказки, который ему понравился.
5. Дети зарисовывают «кадры» для «диафильма». Это очень важно, так как рисунок служит одновременно средством познания, изучения жизни и тем предметно-образным языком, которым пользуется ребенок, общаясь со зрителем, чтобы так или иначе воздействовать на него и передать свое отношение к сюжету сказки.
6. Когда все «кадры» заполнены, воспитатель обсуждает с детьми удачные и неудачные зарисовки.
7. Далее детям дается задание подобрать последовательность «кадров» к «диафильму». Воспитатель вместе с детьми проверяет правильность выполнения задания, хвалит детей и скрепляет кадры в единую ленту для «диафильма».
Примечание. На следующих занятиях можно предложить детям изменить начало диафильма или придумать другой конец. Далее можно приступить к придумыванию сказок и рассказов экологического направления.
Возможности, заложенные в игре «Составь сказку», не только помогают интеллектуальному развитию детей, развитию навыков изобразительной деятельности, но и формируют у детей умение трудиться сообща.
Впоследствии этот «диафильм» можно использовать на занятиях в качестве материала для составления рассказов по серии сюжетных картинок или для творческих пересказов.
«Материки»
Цель. Познакомить детей с научной версией образования материков на планете Земля; с условными обозначениями суши, воды на картах и глобусах; с названиями и расположением материков на карте.
Материал. Крупное изображение суши, состоящее из скрепленных частей света (материков); голубая материя, изображающая океаны; глобус; физическая карта мира; дидактическая картина; кружки с буквами разного цвета, изображающие олимпийские кольца.
Задания
1. Найти правильное местонахождение материков.
2. Угадать их название при помощи опорных кружков.
Правила
1. Количество играющих 5 человек.
2. Играть дружно, помогая друг другу.
Алгоритм проведения
1. Дети встают в круг. В середине круга крупное изображение суши (она сделана из кусочков, скрепленных с внутренней стороны). Педагог рассказывает детям легенду о том, как Земля раздробилась на большие и малые куски (крепления снимаются, и у детей на руках оказываются большие и малые куски суши).
2. Дети внимательно рассматривают получившиеся куски и узнают в них очертания современных материков, островов. Детям предлагается самостоятельно разложить их на голубой материи, которая изображает океаны.
3. Педагог показывает физическую карту мира. Дети сравнивают местонахождение материков на карте и на материи и передвигают «материки» и «острова» в нужные места.
4. Педагог предлагает детям узнать названия материков, положив на изображение материков кружочки с буквами (в каждом кружочке одна буква: А красная – Америка, А зеленая – Австралия, А черная – Африка, А желтая – Азия, Е голубая – Европа).
Угадайте, почему я так сделала? (Дети догадываются, что это первая буква в названии материков.)
Но почему буквы разноцветные?
Этот вопрос может вызвать затруднения, тогда педагог должен перевернуть кружочки с буквами или попросить кого-либо из детей это сделать. На другой стороне кружочков изображены кольца. Дети догадываются, что это эмблема Олимпийских игр.
5. В конце игры подводится итог.
«Путешествие на Волшебный остров»
Цель. Закреплять знания детей о флоре и фауне различных стран. Формировать умение строить алгоритм совместных действий для достижения коллективной цели. Закреплять знания о пространственном ориентировании. Формировать умение образовывать глаголы: поплыли – подплыли – уплыли, поехали – подъехали – выехали – заехали и т. п.
Материал. Дидактическая картина с изображением запутанного лабиринта; изображение корабля; макет руля; «вождь племени»; наглядный материал для выполнения задания.
Задания
1. Соотнести зверей и птиц тропических стран со средой обитания.
2. Выбрать родину для предложенных зверей и птиц.
3. Определить последовательность развития живого существа и т.п.
Правила
1. Количество играющих 5–6 человек.
2. Совместно выполнять задания, активно участвовать в обсуждении, решении задач.
3. Наиболее активных детей «вождь племени» награждает цепочкой цветов, эти дети считаются победителями.
Алгоритм проведения
1. В ходе путешествия дети по запутанному лабиринту продвигаются на корабле к неизвестному острову, где будут выполнять определенные задания. Педагог комментирует:
– Капитан ведет наш корабль, рулевой поворачивает руль согласно отданным приказам.
2. Дети по очереди продвигают корабль по пути следования согласно командам: направо, полный вперед, налево, тихий назад и т.д.
3. По прибытии на остров детей ожидает «вождь племени», он дает детям задания, решения которых потребует от них коллективного мыслительного процесса. Дети совместно обсуждают ход выполнения задания, выстраивают алгоритм действий. Задания носят экологическую направленность. Герои заданий – экзотические животные и растения, с которыми дети знакомы, встречались и ухаживали за ними в уголках природы в группе или в экологическом классе.
Примечание. Очень важно проговорить мысль словами. Мысль, которая облеклась в словесную форму, остается, как правило, в памяти ребенка. Мысль не озвученная остается мыслью и быстрее забывается.
В конце игры подводится итог.
«Путешествие в Африку»
Цель. Выявлять знания детей о растительном и животном мире Африки. Закреплять умение играть вместе в одной команде, совместно выполнять задания.
Материал. Имитационная физическая карта; корабль; стрелки для прокладывания маршрута по карте; старинная карта материка; детали пирамиды; карточки с изображением растений и животных Африки; температурные знаки (знаки состояний солнца, видов осадков и т.д.).
Задания
1. Совершить путешествие на корабле, рассказать об увиденном.
2. Найти части пирамиды и собрать ее.
3. Расположить животных и растения в местах, где для них есть подходящие климатические условия.
Правила
1. Количество играющих 5–6 человек.
2. Самым внимательным и активным выдаются изображения египетской пирамиды.
3. Участник, который наберет большее количество пирамид, считается победителем.
Алгоритм проведения
1. По имитационной физической карте продвигается корабль. В ходе данного вида деятельности дети знакомятся с частями света, с Африканским континентом.
– Что мы можем там увидеть? Кто там может жить?
2. Прибыв по морям и океанам на определенный материк, дети ищут части пирамиды, чтобы собрать ее. Для этого они используют старинную карту. Карта показывает очертания материка, знакомит детей с различными климатическими условиями проживания растений и животных.
3. Педагог выставляет температурные знаки, знаки состояний солнца, видов осадков. По знакам подбираются животные и растения, которые приспособлены именно к этим климатическим условиям проживания.
4. В конце игры подводится итог.
Примечание. Путешествие можно совершить и на любой другой материк.
«Кругосветное путешествие»
Цель. Познакомить детей с животным миром морей и океанов. Закреплять знания о материках и странах. Активизировать развитие речевого словаря, умения строить логически законченные сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Совершенствовать навыки общения, умение совместно решать экологические задачи, строить алгоритмы действий и сообща прокладывать маршруты путешествия.
Материал. Имитационная физическая карта; корабль; стрелки для прокладывания маршрута по карте; карточки с изображением кораллов, рыб, животных морей и океанов.
Задания
1. Проложить маршрут кругосветного путешествия.
2. Совершить путешествие, выполняя задания и зарисовывая живые объекты, встретившиеся на пути.
Правила
1. Количество играющих 5–6 человек.
2. Обсуждать и прокладывать маршрут по карте совместно.
3. За правильно выполненное задание или красивую зарисовку ребенок получает «коралловую ветвь».
4. Побеждает тот, кто наберет больше всего наград.
Алгоритм проведения
1. Наиболее сложным и познавательным является кругосветное путешествие. Оно охватывает несколько занятий, в ходе которых дети «путешествуют» вокруг всего земного шара. «На борт корабля» можно взять и более слабых детей – для приобщения их к новым знаниям.
2. Педагог говорит:
Мы отправляемся в научное кругосветное путешествие. Наша команда должна быть дружной, умной, смелой, активной. Только такие качества помогут нам преодолеть все трудности. В ходе путешествия мы с вами встретимся, познакомимся с удивительными животными и растениями морей и океанов.
3. Педагог совместно с детьми определяет маршрут кругосветного путешествия. На имитационной физической карте при помощи стрелок прокладывает маршрут будущего путешествия таким образом, чтобы он проходил по морям и океанам.
Примерный маршрут: Санкт-Петербург – Балтийское море – Северное море – пролив Ла-Манш – Атлантический океан – восточное побережье Южной Америки – пролив Дрейка – Тихий океан – Тасманово море – южное побережье Австралии – Индийский океан – южное побережье Африки –западное побережье Африки – Канарские, Азорские острова – Исландия – Норвежское море – Баренцево море – Мурманск.
4. Педагог говорит:
5. На корабле мы отправляемся в путь. Там нам встретятся препятствия, преодолеть которые мы сможем выполняя определенные задания.
Примерные задания:
а) Определите, о ком идет речь:
– Эти умные и сообразительные животные легко поддаются дрессировке: играют в баскетбол, прыгают сквозь обручи, спасают людей во время кораблекрушения. (Дельфины.)
– Самый крупный из зубастых китов. (Кашалот.)
– Любит ворчать, обожает тишину и низкие температуры. (Тюлень.)
– Самый большой северный тюлень, любит жить в больших стадах. (Сивуч.)
– В песчаных ямках они откладывают яйца, а потом убегают в море. (Морские черепахи.)
– Самый умный и теплолюбивый тюлень, он любит жаркую погоду американских берегов Калифорнии, обожает выступать в цирке. (Морской лев.)
б) Узнайте по описанию:
– Родственник садовой улитки, только без раковины, много ног, ходит на них как на ходулях. Умеет выстреливать «дымовую завесу». ( Осьминог.)
– Самые большие рыбы. Они бывают усатые и зубастые. Детенышей выкармливают молоком. Могут прожить до ста лет. (Кит.
– Ее боятся моряки. С ней лучше не связываться. Стоит судну потерпеть аварию, в воде немедленно показываются ее зловещий, косой, похожий на нож плавник. (Акула.)
– С неба звездочка упала, поползла и убежала. (Морская звезда.)
По пути следования детям встречаются следующие живые объекты (для обсуждения и зарисовки):
– крачки, шилоклювка, сельдь, камбала (Северное море, побережье Европы);
скумбрия, устрицы, минтай, краб (пролив Ла-Манш);
коралловые рифы, омары, суповая черепаха, акулы, птица фрегат, фламинго, креветки, темные дельфины, морской лев, южный кит (Атлантический океан);
Магеллановы пингвины, морские котики (восточное побережье Южной Америки);
белый медведь, тюлени, белощекая казарка (Баренцево море).
6. В конце игры подводится итог.
«Звездный зоопарк»
Цель. Рассказать детям о том, что человек так связан с окружающим миром, что даже звезды собрал в конфигурации и группы, контуры которых напоминают силуэты животных, птиц. Познакомить с разнообразными созвездиями. Формировать умение составлять созвездия из предложенного материала. Развивать воображение, творческое мышление. Формировать эстетическое представление об окружающем мире.
Материал. Фланелеграф (можно использовать также стены или окна группы); вырезанные из цветной бумаги звезды (для каждого созвездия свой цвет); наборы для детей (альбомный лист, закрашенный в черный цвет с наклеенными маленькими квадратиками бархатной бумаги по схеме созвездий; маленькие «звездочки» для составления созвездий); карточки с изображением созвездий и существ – прототипов созвездий.
Задания
1. Собрать из «звездочек» свое созвездие – то, которое им понравилось, или то, под которым они родились (многие дети уже знают свое созвездие).
2. Найти карточку этого созвездия, отыскать к ней изображение живого существа – прототипа созвездия.
3. Вспомнить миф или легенду, связанную с этим созвездием.
Правила
1. Количество играющих 5–6 человек.
2. Можно выбрать только одну схему и работать с ней, не мешая другим игрокам.
3. Внимательно выслушивать ответы других детей и стараться самому сделать и рассказать правильно.
4. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее остальных выполнил задание.
Алгоритм проведения
1. Проводится показ карты звездного неба. Педагог переодет в костюм звездочета.
Звездочет:
Здравствуйте, дети! Я приглашаю вас на экскурсию в волшебный зоопарк (планетарий), к волшебным зверям и волшебным птицам. Пойдем? (Да.)
2. Звездочет ведет детей на «экскурсию» (в другое помещение группы, где все уже готово для игры).
Звездочет:
Ребята, это звездный зоопарк. (Звездочет показывает рукой на «звезды».)
Кого только не увидишь здесь: и льва, и рака, и скорпиона, и пса, и медведицу... Вы их видите? (Нет.)
—Да вот же они! (Показывает на группу звезд.)
Это созвездие Льва, а это – Лебедя...
3. Звездочет соединяет мелом звезды в созвездиях (полосками бумаги на фланелеграфах) – получаются силуэты зверей, птиц и т.д.
Теперь видно этих зверей? (Да.)
Интересно? (Да.)
4. Звездочет при проведении «экскурсии» по звездному небу знакомит детей с мифами о возникновении созвездий.
5. Дети рассматривают очертания созвездий, запоминают их названия.
6. Педагог знакомит детей с правилами игры и заданием. Участникам игры раздаются наборы для игры, они составляют созвездия с опорой на квадратики бархатной бумаги, наклеенные на листы. Дети работают по заданию.