Родителям раскрывается значение сказки в жизни ребенка, и какие сказки предпочтительнее читать детям разного возраста. Выполняют задания с помощью иллюстраций, выдержек из текста сказки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«семинар-практикум для родителей "В мире сказок"»
Борщева Галина Васильевна
учитель-логопед, педагог-психолог,
Батина Наталья Владиславовна
старший воспитатель,
МБДОУ детский сад №44
Семинар-практикум для родителей «В мире сказок»
Аннотация: Участниками семинара-практикума являются родители. Родителям раскрывается значение сказки в жизни ребенка и какие сказки предпочтительнее читать детям разного возраста. Выполняют задания с помощью иллюстраций, выдержек из текста сказки. Составляют самостоятельно по опорным знакам сказку, что способствует в дальнейшем придумывании сказок со своими детьми.
Цель: вызвать интерес к русским традициям.
Программные задачи:
- расширить знания о культуре и традициях русского народа;
- закрепить знания о русских народных играх, пословицах;
- развивать фантазию, воображение;
- воспитание уважения к русским народным традициям.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, опорные знаки к составлению сказки.
Ход: (родители сидят полукругом на стульях).
Ведущий:
Придумано кем – то
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!
1. Мини-лекция:
Ведущим компонентом народной культуры, имеющим большое воспитательное значение, является ФОЛЬКЛОР – устное народное творчество, существующее в виде сказок, пословиц и поговорок, загадок, песенного искусства.
Фольклор – слово английского происхождения, его буквальный перевод – народная мудрость.
Центральным компонентом устного народного творчества является сказка. Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.
У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.
Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир.
Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. Замечали ли вы, с каким восторгом и упоением ваш малыш слушает волшебные сказки? Он волнуется за главного героя, удивляется его приключениям, радуется его победам и успехам. Вместе с героями сказок пытается отличать добро от зла, храбрость от трусости, верность от предательства, щедрость от скупости. Сказка будит воображение малыша, и, фантазируя, он перевоплощается в волшебных персонажей, приобретая жизненный опыт, противостоя трудностям, ища выход из самым сложных ситуаций. Сказка — это не только ключ к познанию мира, но и способ преодоления страхов.
Сказка помогает ребёнку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребёнку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретённым опытом и знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас.
Ведущий:
2. В сказке много пословиц и поговорок очень метких и поучительных. Давайте их, вспомним (родители называют).
Примеры:
Сказка ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Кашу кушай, а сказку слушай.
Хорошая сказка близка к правде.
В мире много сказок,
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Ведущий:
3. Задание «Узнай сказку по картинке» (Приложение №1).
Родители называют сказки по предложенным иллюстрациям («Гуси лебеди», «Маша и Медведь», «Хаврошечка», «12 Месяцев», «Лягушка – царевна», «Аленький цветочек», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «По щучьему велению», «Лисичка-сестричка и Волк», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).
Вот, смотри: я в этот короб положу пирожки, а ты отнеси их дедушке да бабушке. Да помни: короб по дороге не открывай, пирожки не вынимай. Я на дубок влезу, за тобой следить буду! (Маша и медведь)
У меня не усы, а усищи, не лапы лáпищи, не зубы, а зýбищи — я никого не боюсь.(Заяц - хваста)
Мужик, давай репу делить, мою долю подавай.
— Ладно, медведюшка, давай делить: тебе вершки, мне корешки.
Отдал мужик медведю всю ботву. А репу наложил на воз и повез в город продавать.(Мужик и медведь)
Глазки, глазки, что вы делали?
— Мы смотрели, чтобы собаки лисоньку не съели.
— Ушки, ушки, что вы делали?
— Мы слушали, чтобы собаки лисоньку не скушали.
— Ножки, ножки, что вы делали?
— Мы бежали, чтобы собаки лисоньку не поймали.
— А ты, хвостище, что делал?
— Я, хвостище, по пням, по кустам, по колодам цеплял да тебе бежать мешал. (Лиса и Дрозд)
Ведущий:
5.Мини-лекция: «Народные игры»
Веселые подвижные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, жмурок, догонялок, салочек? Когда возникли эти игры? Кто их придумал? Наверное, на эти вопросы нельзя найти точного ответа. Эти игры, как песни и сказки, созданы народом. Они отлично закаляют тело и душу. Игры эти заставляют много двигаться и требуют находчивости, смекалки, ловкости и упорства. Проводятся они обычно на свежем воздухе на открытой площадке. Участвовать в таких играх могут ребята самых разных возрастов.
Правила их просты и понятны.
Предлагаю родителям вспомнить некоторые из игр: «Салки», «Прятки», «Гуси», «Горелки», «У медведя во бору», «Красочки», «Жмурки», «Казаки-разбойники», «Удочка», «Кошки-мышки» и т.д. 6.Предлагаю вам поиграть в русскую народную игру «Испорченный телефон». Один из игроков получает лист бумаги с написанным на нем предложением. Далее игрок шепчет на ухо соседу то, что он прочел, тот – следующему и так далее, по кругу. Последний игрок произносит предложение вслух, а потом зачитывается первоначальный вариант. Ведущий: В сказке может всё случиться.
Наша сказка впереди.
Сказка в двери к нам стучится.
Ведущий:
7. Задание. Составьте сказку по опорным знакам (Приложение №2).
Желающим родителям раздаются карточки. На карточках нарисованы предметы: получение волшебного средства, герой выполняет задание, герой покидает дом, появление друга помощника, счастливый случай.
Родители:
Жила-была Снегурочка. Была она красивая с длинной косой. В голубом платье с белой опушкой. На ней были белые сапожки и голубенькая с опушкой шапочка. Снегурочка была доброй. Однажды Снегурочка шла по лесу и услышала чей-то плачь. Подошла поближе и увидела, что зайчик попал в капкан для медведя. Она попыталась выручить бедняжку, но не смогла и пошла, звать на помощь. Шла она шла и наконец, добралась до сторожки Лесовика, попросила помочь ей освободить зайчика. Лесовичок взял флакон с живой водой, чтобы смазать ранку бедному зверьку. Снегурочка с Лесовиком освободили зайца, и он убежал довольный в лес. Лесовичок и Снегурочка были рады, что спасли зайчика.
Обобщение: Любите сказки! Читайте их, рассказывайте их своим детям! Играйте в народные игры вместе с детьми!