Просмотр содержимого документа
«Семинар-практикум «Применение ИКТ в образовательном процессе» »
«Применение ИКТ в образовательном процессе»
(методическая разработка по работе с педагогами ДОУ)
«Культура – это наука и искусство, цивилизация – это техника и экономика». Максим Горький
Проведение данного семинара актуально и значимо для пропаганды по внедрению в воспитательно - образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий, творческих наработок педагогов в этой области. Тема семинара является перспективной, т. к. в современных условиях качество образования зависит не от объема знаний воспитанника, а от овладения им ключевых компетентностей. Применение ИКТ в этом процессе оказывает действенную помощь.
При подготовке к семинару педагогами была проведена непосредственно образовательная деятельность, с применением мультимедийных средств обучения. Организованы обсуждения НОД, на которых педагоги смогли высказать свое мнение, проанализировать посещенные мероприятия. Для изучения образовательной потребности педагогических работников было проведено анкетирование, проанализированы и систематизированы выявленные проблемы – запросы педагогов. Непосредственно перед семинаром организована выставка наглядных, дидактических и методических материалов.
Цель: способствовать внедрению в образовательный процесс МБДОУ ИК технологий.
Задачи:
• повышать уровень профессиональной компетентности педагогов;
• показать элементы применения ИКТ в образовательном процессе детского сада;
2. Анализ проведенных открытых мероприятий педагогов, анкетирования.
3. Маленькие открытия (из опыта работы).
4. Рефлексия.
5. Решение семинара
Форма проведения: творческий отчет.
1. Вступительное слово «ИК технология» (выступление заведующего МБДОУ)
Использование ИКТ в д/с – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Необходимость внедрения таких технологий в процесс образовательной деятельности отмечалась международными экспертами во «Всемирном докладе по коммуникации и информации», подготовленном ЮНЕСКО. В нашей стране, за последние 5 лет, произошел ряд событий, определяющих ускоренное развитие интернет – технологий в дошкольных учреждениях, формируются электронные ресурсы дошкольного образования.
В настоящее время реализуется стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан к этой информации. Поэтому, использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Коммуникативная компетентность педагога предполагает способность выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современными мультимедийным оборудованием, но и создавать образовательные ресурсы, широко использовать их в своей пед. деятельности.
В педагогике существует более 50 пед. технологий, но ключевой технологией XXI века является применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). ИКТ оказывают влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность, к которой относится образование. ИКТ позволяют автоматизировать информационные процессы: долговременно и компактно хранить, оперативно искать, быстро обрабатывать, продуцировать новую, передавать на любые расстояния и предъявлять в требуемом виде мультимедийную (ММ: текстовую, табличную, графическую, анимированную, звуковую и видео-) информацию.
Освоение ИКТ реализуется по ряду направлений:
• Укрепление уровня материально-технического обеспечения (подключение к сети Интернет, приобретение компьютеров, интерактивных досок и др.) .
• Овладение информационной культурой всех участников образовательного процесса (воспитанников, родителей, педагогов, руководителей) .
• Применение ИКТ в образовательной области, где они становятся интегративным стержнем, вокруг которого строится вся система обучения.
• Применение ИКТ в воспитательном процессе, разных видах деятельности, дополнительном образовании, дающие возможности для развития индивидуальности воспитанников (олимпиады, конкурсы, форумы и др.) .
• Применение ИКТ в управленческой деятельности.
2. Анализ проведенных открытых мероприятий, анкетирования (выступление старшего воспитателя).
Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям. При анализе результатов анкетирования и собеседования с педагогами МБДОУ были выделены 4 группы педагогов, характеризующихся разным уровнем принятия значимости ИКТ в непрерывном повышении педагогической компетентности в зависимости от уровней компетентности и мотивации применения данных технологий в воспитательно-образовательном процессе.
Первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети.
Очевидно, что педагог, который ведет занятия с использованием мультимедиа-проектора, компьютера, имеет выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Мультимедиа-занятия, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ по всем направлениям развития, позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), стимулируют непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике. Владение компьютерными технологиями позволяет увеличить поток информации по содержанию предмета и методическим вопросам благодаря данным, имеющимся на электронных носителях и в Интернете.
Считая данную проблему актуальной на сегодняшний день в д/с была организована работа: при подготовке к семинару даны открытые мероприятия педагогами МБДОУ. Образовательная деятельность прошла на высоком методическом уровне. Педагоги использовали презентации, цифровые образовательные ресурсы, видеоролики. Мероприятия вызывают интерес у воспитанников, родителей и говорят о необходимости внедрения в образовательный процесс ИКТ, в том числе, мультимедиа технологии (далее — ММТ).
Применение ММТ является эффективным средством обучения и воспитания, приводит к использованию эффективных подходов к обучению и совершенствованию методики. Внедрение ММТ способствует повышению мотивации обучения дошкольников, экономии времени, более глубокому усвоению материала.
Мультимедийные средства обучения помогают выстраивать структуру мероприятия, эстетически его оформлять. Ещё одним достоинством является эмоциональное воздействие на детей, что позволяет формировать личностное отношение к увиденному и услышанному.
ММТ наряду с живым словом педагога является элементом учебно-материальной базы любого образовательного учреждения.
3. Маленькие открытия (выступление педагогов, презентации опыта работы).
Передовой опыт — самая оперативная форма разрешения назревших в практике противоречий, быстрого реагирования на общественные запросы. Представляем лучший опыт внедрения информационных технологий в воспитательно-образовательный процесс. Для любого педагога, изучающего передовой опыт, важен не только результат, но и методы, приемы, при помощи которых он достигнут. Это позволяет соизмерить свои возможности и принять решение о внедрении успешного опыта в свою работу.
3.1. Создание портфолио педагога
Портфолио - досье, собрание достижений, фиксация успехов. Основной смысл портфолио - показать все, на что ты способен. Имеет функцию оценки достижений человека, стимулирует к дальнейшему развитию.
3.2. Создание портфолио группы.
Данная технология направлена на взаимодействие всех участников образовательного процесса. Дети, педагоги и родители совместно участвуют в создании единого творческого продукта. Создается атмосфера открытости, общности и поддержки всех участников.
3.3. Создание личных мини – сайтов, работа с сайтом ДОУ, электронной почтой.
Форма оперативной передачи информации участникам образовательного процесса, создание единого информационного образовательного пространства, обеспечение диалога субъектов коммуникации.
3.4. Создание обучающих презентаций и ЦОР.
Использование и создание учебных материалов нового поколения. Возможность моделирование таких жизненных ситуаций, которые сложно показать в образовательной деятельности. Одновременное использование графической, текстовой, аудиовизуальной информации, анимации и видеофрагментов.
3.5. Участие в вебинарах, видеоконференциях.
Область информационной технологии, обеспечивающая одновременно двухстороннюю передачу, обработку, преобразование представление интерактивной информации на расстоянии в режиме реального времени. Происходит обмен опытом, знакомство с наработками педагогов России и зарубежья. Самообразование педагогов.
3.6. Использование ИКТ при проведении мероприятий с родителями (родительские собрания, клубы, гостиные и т. д.).
Это возможность продемонстрировать фото, видео материала жизни группы, образовательного процесса, Повышение эффективности образовательных мероприятий и педагогической компетенции у родителей.
4. Рефлексия.
Лист рефлексии.
1. Считаете ли вы данную тему актуальной?
Да, Нет, другое ___
2. Отметьте состояние, которое вы испытывали в процессе заседания педагогического совета.
Интерес, удовлетворение, неудовольствие, другое ___
5. Решение.
Заслушав вопросы, вынесенные на семинаре, и выступления педагогов, стоит отметить, что пед. коллектив имеет успехи по внедрению в опыт ИК технологий в образовательный процесс (применение на мероприятиях презентаций, обучающих ресурсов, освоение компьютерной грамотности) .
Обсудив опыт применения ИКТ технологий в учебном процессе, решили:
• Повышать уровень ИКТ - грамотности педагогического состава МБДОУ
(в течение уч. года, отв. ст. вос-тель);
• Педагогам использовать в образовательной работе с воспитанниками и родителями информационно – коммуникационные технологии (в теч. уч. года);
• Разработать систему мероприятий, ориентированных на повышение ИКТ -компетентности педагогов (отразить в годовом плане, август, отв. - члены метод. совета) .
Прежде всего, необходимо четко понимать, что такое ИКТ и в какой конкретно работе в ДОУ они необходимы.
Что такое ИКТ?
Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.
«Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).
Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе.
Информационные технологии - это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности. Для успешной реализации образовательной программы дошкольного учреждения в соответствии с требованиями государства, общества, семьи в каждом ДОУ должны активно использоваться информационно-коммуникационные технологии. А для этого необходимо каждому педагогу быть компетентным в вопросе владения компьютерной грамотой, умением использовать ИКТ в процессе обучения детей дошкольного возраста. Педагогам, стремящимся идти в ногу со временем необходимо изучать возможности использования и внедрения новых ИКТ в свою практическую деятельность, быть для ребёнка проводником в мир новых технологий, формировать основы информационной культуры его личности. Решение этих задач невозможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.
Так в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 года № 2151 «ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования», предъявляют определенные требования к кадровому обеспечению. Одним из основных требований является – владение педагогом информационно-коммуникационными технологиями и умениями применять их в воспитательно-образовательном процессе. Коммуникативная компетентность педагога предполагает способность выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности. Поэтому, в нашем ДОУ, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне.
Опыт работы нашего МБДОУ показывает действительную возможность реализации основных задач информатизации в управленческой деятельности, так как уже привычными средствами медийных устройств для администрации стали: цифровые фотоаппараты, видеокамеры, принтеры, сканеры, копиры, ламинаторы, DVD- проигрыватели, телевизоры, мобильные телефоны с возможностью выхода в Internet.
По сравнению с прошлым учебным годом увеличился процент педагогов владеющих ИКТ на 50%, в том числе у педагогов с нулевым опытом работы на компьютере.
Поэтому с целью оказания помощи и поддержки педагогам, на базе нашего детского сада создана стажировочная площадка для воспитателей дошкольных образовательных учреждений города, которая позволит обеспечить повышение профессиональной компетенции и информационной культуры педагогов.
При использовании ИКТ в работе не важен стаж работы педагогов и образование, а важно желание и стремление освоения ИКТ.
Задачей дошкольного воспитания является полноценное и гармоничное психологическое, личностное, познавательное развитие ребенка-дошкольника, формирование и развитие ведущей деятельности, основных новообразований возраста. Поэтому новые информационные технологии не могут быть механически перенесены в образовательную среду дошкольного учреждения. Компьютер должен стать частью развивающей среды для ребенка, фактором обогащения его интеллектуального развития, создавая основу для формирования новых типов мышления. Преимуществом использования компьютерных технологий является перенос центра тяжести с вербальных методов обучения на методы поисковой и творческой деятельности воспитателя и воспитанников. Следовательно, меняется и роль воспитателя в образовательном процессе. Он перестает быть источником информации, а становится соучастником, помощником.
Воспитатели ДОУ обязаны обеспечить полноценный переход детей на следующий уровень системы непрерывного образования, дать возможность стать участниками единого образовательного пространства РФ. Для этого необходимо внедрение и использование информационных технологий в ДОУ. Использование информационно- коммуникативных технологий в дошкольном образовании дает возможность расширить творческие способности педагога и оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников. В свою очередь применение различных методов помогает активно воздействовать на формирование и развитие навыков аудирования, говорения, чтения, совершенствование устной речи, воспитание творческой, социально-активной личности.
Что такое ИКТ?
Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.
«Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).
Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе.
Абсолютно ясно, что ИКТ становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.
Условия и результаты внедрения ИКТ
Повышение ИКТ-компетентности педагога
Шаг за шагом все увереннее происходит освоение компьютерных технологий. Педагог не боится компьютера, находит его верным помощником, видит перспективы использования.
Наличие свободного доступа к компьютеру в учреждении. Более сильным условием может стать наличие компьютера на рабочем месте педагога.
Есть возможность применения полученных знаний на практике. Педагог может провести занятие с применением компьютера, подготовить материалы к занятию. Дети положительно воспринимают перемены.
Наличие ЦОР и методик их использования
Новый источник для полноценной работы. Избыточное количество информации с возможностью выбора необходимого содержания будущего занятия. Возможность активизировать самостоятельную и исследовательскую деятельность детей.
Возможность распространения опыта. Педагогические инновации
Удовлетворение личных и профессиональных амбиций, оказание помощи коллегам. Признание профессионального сообщества. Карьерный рост.
Наличие консультанта в учреждении по ИКТ
В случае появления тревожности, неудач в работе на компьютере, он окажет помощь, подскажет к кому обратиться. Скоординирует взаимодействие с другими педагогами.
Формирование информационно-образовательной среды в учреждении на основе применения ИКТ
Появляется возможность для развития и саморазвития педагога, совершенствования его учебно-методической деятельности, педагогического творчества и информационной компетентности.