Шпаргалка для педагогов и родителей:"Список когнитивных искажений"
Шпаргалка для педагогов и родителей:"Список когнитивных искажений"
Мозг человека может его обманывать. Не подумайте – не специально. Дело в том, что нам свойственны ошибки мышления, которые раньше помогали людям выживать, а сегодня скорее вредят в повседневной коммуникации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Шпаргалка для педагогов и родителей:"Список когнитивных искажений"»
Мозг человека может его обманывать. Не подумайте – не специально. Дело в том, что нам свойственны ошибки мышления, которые раньше помогали людям выживать, а сегодня скорее вредят в повседневной коммуникации.
Большинство когнитивных искажений связаны с тем, как именно работает наш мозг. Нам удобнее селективно воспринимать новую информацию, обращая внимание, например, на яркие черты незнакомых людей, необычные фамилии и прочие особенности, как-то выделяющие новых собеседников из массы незнакомцев. Словом, искажения помогают сделать жизнь приятнее и легче.
Например:
Обесценивание положительного
Превращаю нейтральный или позитивный опыт в негативный. Дэвид Бернс называет обесценивание положительного «обратной алхимией». Пример в поведении человека-обесценивающая реакция на комплемент в свой адрес.
Сверхобобщение
Событие, которое произошло со мной один раз, будет повторяться и умножаться снова и снова. Пример: «У меня там вечно ничего не получается» и т.д.
Негативный фильтр
Выбираю в ситуации какую-то негативную деталь и фиксируюсь исключительно на ней. Использую селективное абстрагирование.
Все или ничего
Описываю свои качества, события только в двух полярностях типа «кошмар» или «чудо».
Поспешные выводы
К «поспешным выводам» относятся две ошибки: «Чтение мыслей» и «ошибки предсказания». В первом случае я приписываю другим людям негативные мысли о себе. Второй случай словами Д. Бернса, это- «хрустальный шар, который предсказывает только плохое». Примеры: «Коллеги ненавидят меня», «Я всегда буду в депрессии».
Преувеличение или приуменьшение
Эффект бинокля: страхи, ошибки и недостатки увеличиваются, а положительное уменьшается, происходит катастрофизация.
Эмоциональное обоснование
Я принимаю свои эмоции как доводы пользу некой истины.
Навешивание ярлыков
Вместо того чтобы оценить свой поступок или ситуацию, я оцениваю всю свою личность, делаю обобщенную негативную оценку самого себя. Пример: «Я неудачник по жизни», «Я лентяй» и т.д.