Серия лэпбуков, направленная на формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста
Серия лэпбуков, направленная на формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста
Представлены дидактические игры и задания для детей страшего дошкольного возраста по ФЭМП по 4 дидактическим единицам: геометрические фигуры, ориентировка во времени, количество и счет и ориентирова в пространстве.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Серия лэпбуков, направленная на формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста»
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Серия лэпбуков, направленная на формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста
Камышлов, 2020
В разработанной серии лэпбуков представлены дидактические игры и задания по следующим дидактическим единицам формирования элементарных математических представлений: геометрические фигуры, ориентировка во времени, количество и счет, и ориентировка в пространстве. Занимаясь с лэпбуками у детей, повышается уровень формирования элементарных математических представлений, а также интерес к математике, развивается внимание, мышление, сенсорика и мелкая моторика рук.
Сост. Ялунина Д. А., студентка 4 ДО группы.
Камышлов: ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2020
Руководители: Шаркова Е. В.
Данное пособие адресовано педагогам педагогических специальностей, родителям и студентам педагогических специальностей очного и заочного отделения. Предназначен для использования в процессе организации совместной деятельности с детьми, а также в самостоятельной деятельности детей.
Для того чтобы соответствовать современным требованиям, воспитателям необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетенции. Важно научиться адекватно реагировать на происходящие изменения в сфере образования, уметь работать в команде единомышленников, грамотно и качественно организовывать воспитательно-образовательную работу с воспитанниками, эффективно выстраивать партнерское взаимодействие с их родителями для решения образовательных задач.
Одним их основных предметов в школе является математика, но начинает ребенок познавать эту науку находясь в детском саду. Несмотря на возрастающую компьютеризацию многих отраслей науки, дети должны научиться хорошо владеть вычислительными навыками, понимать мир чисел, его значение для развития всех наук и для жизни в современном обществе.
Для облегчения процесса обучения существует множество материалов, дидактических игр и пособий, в том числе и карманных органайзеров, одним из которых является лэпбук.
Что такое «лэпбук» (lapbook) - картонная папка, в которой собран материал на определенную тему, которую мы хотим проработать. Учебный материал интересно оформлен в различного рода мини-книжечках, кармашках, окошечках, книжках-гармошках, коробках с подарками и т.п. Также лэпбук обязательно включает в себя различные творческие задания. Это одна из форм совместной деятельности детей и взрослых.
Серия состоит из четырех разработанных лэпбуков: ориентировка во времени, количество и счет, ориентировка в пространстве, геометрические фигуры.
Все дидактические игры, задания и упражнения составлены в соответствии с возрастными особенностями детей и учебно-методическим комплексом: ООП ДО «От рождения до школы», ФГОС ДО, а также использовались рабочие тетради Е. В. Колесниковой.
Серия лэпбуков направлена на решение задач математической направленности. Содержание папок способствует расширению математических представлений и закрепление понятий по теме «Количество и счет», «Ориентировка в пространстве», «Ориентировка во времени» и «Геометрические фигуры». В ходе работы с тематическим материалом ребенок выполняет задания, изучает и закрепляет информацию. Впоследствии, имея под рукой готовую тематическую папку, ребенок может освежить свои знания по предложенной ему теме. Кармашки предназначены для пополнения информации, предложенной как педагогами, так и детьми и их родителями.
Разработанную серию лэпбуков можно использовать в работе с одаренными детьми, так как некоторые дидактические игры, задания и упражнения выходят за рамки программного материала, изучаемого в старшем дошкольном возрасте.
При работе с пособием ребенку проговариваются следующие правила:
1. Пользоваться лэпбуком только за столом, не рвать, не дергать кармашки, открывать и закрывать кармашки аккуратно;
2. Поиграл с дидактическими карточками – убери на место;
3. Выполняя задания, не мешай другим;
4. Карточки из кармашков никуда не уносить;
Содержание
Введение
Лэпбук «Ориентировка во времени»
Лэпбук «Ориентировка в пространстве»
Лэпбук «Количество и счет»
Лэпбук «Геометрические фигуры»
Список литературы
Лэпбук «Ориентировка во времени».
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени. Введение этого раздела обусловлено рядом причин. Детей знакомят с окружающим миром, в котором все события протекают во времени. Временные характеристики реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом, скорость протекания, частоту повторений и ритм необходимо показывать и объяснять дошкольникам.
Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Поэтому перед воспитателями дошкольных учреждений, встает проблема ознакомления детей со временем - неосязаемым явлением в условии преобладания наглядно-образного мышления и восприятия детей дошкольного возраста.
Цель: формирование умения детей ориентироваться во времени.
Задачи:
Образовательные:
- Актуализация представлений о последовательности частей суток, дней недели, о названии месяцев, о временах года. Закреплять умения пользоваться словами – понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже.
- Формирование «чувства времени», умения беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час).
- Воспитывать целеустремленность, умение взаимодействовать со сверстниками.
В лэпбуке «Ориентировка во времени» представлены следующие игры и задания:
1 игра «Найди время»
Цель: совершенствование навыков определять время на электронных и механических часах.
Возраст: 6-7 лет.
Материал: карточки с изображением механических часов и электронным циферблатом.
Ход игры: детям предлагается соединить время на электронных и механических часах, а также выбрать курточку и выполнить на ней задания.
2 игра «Что сначала, что потом»
Цель: развитие понимания простых причинно-следственных отношений; актуализация знаний о частях суток (утро, день, вечер, ночь).
Возраст: 5-7 лет.
Материал: карточки с последовательностью (1, 2, 3) и сюжетными картинками.
Ход игры: ребенку предлагается посмотреть на карточки с изображениями семян, растений, действий человека и разложить по порядку, то есть, что было в начале, что произошло потом и чем все закончилось.
3 игра «Дни недели»
Цель: актуализация знаний о днях недели их последовательности.
Возраст: 5-7 лет
Материал: карточки с изображением гномов, каждый гном является определенным днем недели.
Ход игры: ребенку предлагается разложить карточки с гномиками в том порядке, в котором они идут друг за другом. Каждый гномик соответствует определенному дню недели.
4 игра «Составь времена»
Цель: актуализация знаний о временах года и их признаках.
Возраст: 6-7 лет.
Материал: карточки с временами года и маленькими карточками – признаками времен года.
Ход игры: ребенку предлагается выбрать карточку с временем года, педагог достает карточки с признаками времен года, ребенку необходимо определить к какому времени года соответствует данный признак и соотнести его с карточкой времени года.
А также методический материал: календарь времен года со стрелкой, книжка малышка «Стихи дни недели», паровоз «Дни недели».
Лэпбук «Ориентировка в пространстве».
Раздел «Ориентировка в пространстве» занимает значительное место в математической подготовке детей дошкольного возраста. Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью. Поэтому гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве. Развитие пространственных представлений осуществляется в различных формах: в форме непосредственной образовательной деятельности, совместной образовательной деятельности, индивидуальной работе.
Цель: формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста при помощи дидактического материала на тему: «Ориентировка в пространстве», представленный в лэпбуке.
Задачи:
Образовательные:
-совершенствовать представления о пространстве;
-учить распознавать направления (налево, направо, вверх, вниз, прямо, назад).
Развивающие:
- развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;
- развивать активную речь (речь – доказательство, речь – аргументация) детей;
- развивать логическое и ассоциативное мышление, произвольное внимание;
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе совместного решения познавательной задачи, формировать умения договариваться помогать друг другу.
В лэпбук «Ориентировка в пространстве» входят такие игры и упражнения как:
1 игра «Графический диктант»
Цель: продолжать формировать представления о направлениях, продолжать учит ориентироваться на листе бумаги.
Возраст: 5-7 лет.
Материал: карточки со словесным указанием направления.
Ход игры: детям предлагается по словесному описанию по словесному описанию нарисовать предмет на листе в клеточку.
2 игра «Что где лежит»
Цель: формировать умения находить необходимые фигуры по словесному описанию, продолжать формировать представления о пространстве.
Возраст: 5-7 лет.
Материал: карточки с иллюстрациями и словесными заданиями.
Ход игры: ребенку предлагается посмотреть на изображение, найти все предметы, которые говорит педагог.
3 игра «Засели домик»
Цель: развивать логическое мышление, актуализировать знания о направлениях.
Возраст: 5-7 лет.
Материал: картинка домика и маленьких карточек с изображением животных.
Ход игры: ребенку предлагается заселить домик по словесному указанию педагога или самостоятельно, но при этом говорить в слух куда он заселяет животное.
4 игра «Прописи»
Цель: формировать графо-моторные навыки и актуализировать знания о направлениях.
Возраст: 5-7 лет.
Материал: карточки с пунктирным изображением направления.
Ход игры: ребенку предлагается выбрать карточку с направлением и выполнить предложенные задания.
5 игра «Налево направо»
Цель: развивать логическое мышление, актуализировать знания о направлениях (налево, направо)
Возраст: 5-7 лет.
Материал: две карточки с надписями налево и направо, а также маленькие карточки, на которых изображены предметы, направляющиеся в разные стороны.
Ход игры: перед ребенком расположены карточки с названиями сторон (налево и направо), а также карточки с изображениями в разные стороны, ребенку необходимо разделить данные карточки по направлениям.
6 игра «Бродилки»
Цель: развивать логическое мышление, продолжать учить ориентироваться в пространстве на листе бумаги.
Возраст: 6-7 лет.
Материал: 2 карты с ходами, игральными кубиками и фишками.
Ход игры: ребенку предлагается выбрать себе фишку, пойти всю игру и победить товарищей (прийти первым к финишу).
А также методический материал: стрелки с направлениями.
Лэпбук «Количество и счет».
В подготовительной к школе группе важно подвести детей к обобщению, что считать можно, начиная с любого предмета, в любом направлении, основное - не пропустить ни одного элемента и не посчитать один элемент дважды. У детей формируются представления о последовательности размещения чисел в натуральном ряду, понимание взаимообратных отношений между числами в пределах десяти, умения пользоваться словами. Дети учатся определять количественный состав чисел из двух меньших сначала в пределах первой пятерки, а потом в пределах десяти. Эта задача рассматривается как одно из наиболее важных в подготовке детей к вычислительной деятельности.
Цель: развитие внимания, навыков счета, закрепление знаний цифр и чисел; упражнять в порядковом счете; упражнять в решении примеров и математических задачек на сложение и вычитание однозначных чисел.
Задачи:
Образовательные: закрепить и повторить числа от 1 до 20, повторить количественный и порядковый счет.
Развивающие: формирование интереса к математическим занятиям, развитие математических способностей, а посредством этого и общего умственного развития ребенка, креативных качеств личности, коммуникативных способностей.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность, усидчивость, интерес к предмету, а также дружеские взаимоотношения с товарищами.
В лэпбуке «Количество и счет» представлены следующие игры и задания:
1 игра «Вершки и корешки»
Цель: совершенствование навыков количественного и порядкового счета в пределах 12.
Возраст: 5-7 лет.
Материал: 12 карточек морковок, разрезанных на вершки и корешки, где вершки — это числа от 1 до 12, а корешки — это количество точек.
Ход игры: детям предлагается соединить вершки (числа) с корешками (количество точек).
2 игра «Математические выражения»
Цель: формировать умения решать математические выражения на сложение и вычитание.
Возраст: 6-7 лет.
Материал: карточки с арифметическими действиями на сложение и вычитание.
Ход игры: ребенку предлагается посмотреть на карточки с математическими выражениями, произвести вычисление и обвести правильный ответ в кружок.
3 игра «Математические задачки»
Цель: формировать умения решать математические задачки на сложение и вычитание.
Возраст: 6-7 лет.
Материал: карточки со словесными условиями задачи.
Ход игры: ребенку предлагается прослушать математическую задачку, произвести вычисления и сказать правильный ответ.
4 игра «Найди соседей»
Цель: закреплять умение определять предыдущее и последующее число.
Возраст: 5-7 лет.
Материал: карточки – домики с пустыми окнами, на каждом этаже заселен только один житель (число) и карточки с жителями (числами) от 1 до 10
Ход игры: ребенку предлагается выбрать карточку с домиком и заполнить пустые окошки недостающими числами.
5 игра «Пазлы»
Цель: совершенствование навыков порядкового счета в пределах 10.
Возраст: 5-7 лет.
Материал: разрезные картинки с изображением чисел от 1 до 10 по правой стороне.
Ход игры: ребенку предлагается собрать разрезанную картинку, так чтобы числа шли от 1 до 10.
6 игра «Математический паровозик»
Цель: совершенствование навыков порядкового счета в пределах 15.
Возраст: 5-7 лет.
Материал: 5 вагонов и 15 пассажиров с липучками на обратных сторонах.
Ход игры: перед ребенком расположен паровоз с пустыми вагонами, ребенку необходимо рассадить пассажиров по порядку от 1 до 15.
7 игра «Посади бабочку на цветок»
Цель: упражнять в умении производить арифметические действия на сложение и вычитание в пределах 10.
Возраст: 6-7 лет.
Материал: цветы ромашек – числа и бабочки – математические выражения.
Ход игры: ребенку предлагается вычислить выражение на бабочке и посадить бабочку на цветок с ответом на это выражение.
8 игра «Посчитай»
Цель: совершенствование количественного счета в пределах 10.
Возраст: 5-7 лет.
Материал: карточки с сюжетным изображением.
Ход игры: перед ребенком расположены карточки с предметами, ребенку предлагается посчитать нужные предметы и записать ответ в нужный квадрат.
9 игра «Прищепки»
Цель: развитие навыков счета в пределах 20.
Возраст: 5-7 лет.
Материал: 20 карточек с изображениями и прищепки.
Ход игры: ребенку предлагается посчитать на карточках предметы и прикрепить прищепку к цифре, обозначающей это количество.
10 игра «Составь пару»
Цель: совершенствование навыков количественного и порядкового счета в пределах 10.
Возраст: 5-7 лет.
Материал: карточки с цифрами и карточки с изображениями различных предметов.
Ход игры: ребенку предлагается посчитать количество предметов на одной половинке карточки и соотнести получившееся количество с карточкой получившегося числа.
11 игра «Ягодный счет»
Цель: упражнять в умении производить арифметические действия на сложение и вычитание в пределах 10.
Возраст: 6-7 лет.
Материал: карточки– математические выражения и карточки с изображением ягод.
Ход игры: ребенку предлагается самостоятельно составить математическое выражение и вычислить его.
А также методический материал: математическая линейка для решения арифметических действий на сложение и вычитание, карточка «Числа от 1 до 10».
Лэпбук «Геометрические фигуры».
Дети седьмого года жизни учатся выделять размер как самостоятельный признак предмета, обозначать его на глаз и с помощью измерения. Вследствие этого у них формируются представления об относительности размера. У детей седьмого года жизни предусматривается углубление представлений и понятий о геометрических фигурах как эталонах формы предметов.
Цель: формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста при помощи дидактического материала на тему: «геометрические фигуры», представленный в лэпбуке.
Задачи:
Образовательные:
-совершенствовать представления о геометрических фигурах;
-учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
-моделировать геометрические фигуры;
-составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.
Развивающие:
- развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;
- развивать активную речь (речь – доказательство, речь – аргументация) детей;
- развивать логическое и ассоциативное мышление, произвольное внимание;
-развивать индивидуальные особенности ребёнка, познавательный интерес, речевые и коммуникативные навыки и творческое воображение;
- развивать умение понимать задание и точно выполнять его;
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе совместного решения познавательной задачи, формировать умения договариваться помогать друг другу.
В лэпбуке «Геометрические фигуры» представлены следующие игры и задания:
1 игра «Загадки о геометрических фигурах»
Цель: продолжать формировать представления о геометрических фигурах, развивать умения определять названия геометрических фигур по словесной инструкции или посредством наглядного материала.
Возраст: 5-7 лет.
Материал: книжка-малышка с загадками и изображениями ответа на загадку.
Ход игры: детям предлагается отгадать загадки о геометрических фигурах.
2 игра «Зашумленные картинки»
Цель: формировать умения находить необходимые фигуры в одном зашумленном изображении.
Возраст: 5-7 лет.
Материал: карточки с зашумленным изображением геометрических фигур.
Ход игры: ребенку предлагается посмотреть на зашумленное изображение, найти все геометрические фигуры, которые там спрятаны, назвать, посчитать и записать их количество.
3 игра «Найди одинаковые»
Цель: формировать умения отличать фигуры по цвету, размеру и расположению.
Возраст: 6-7 лет.
Материал: состоит из разрезных карточек с изображением геометрических фигур.
Ход игры: ребенку предлагается соединить половинки карточек с изображением геометрических фигур.
4 игра «Геометрические прописи»
Цель: формировать графо-моторные навыки и актуализировать знания о геометрических фигурах.
Возраст: 5-7 лет.
Материал: карточки с прописями геометрических фигур и заданиями.
Ход игры: ребенку предлагается выбрать карточку с геометрической фигурой и выполнить задания, предложенные на карточке.
5 игра «Колумбово яйцо»
Цель: развивать логическое мышление, выстаивать образ по схеме.
Возраст: 5-7 лет.
Материал: разрезные части целого яйца и карточка со сборкой различных фигур.
Ход игры: перед ребенком расположены карточки со схемами различных фигур, ребенку предлагается выбрать фигуру и выложить ее из деталей колумбова яйца.
6 игра «Танграмм и волшебный круг»
Цель: развивать логическое мышление, выкладывать из комплекта геометрических фигур, самые различные силуэты.
Возраст: 5-7 лет.
Материал: разрезные части квадратов и кругов.
Ход игры: перед ребенком расположены геометрические фигуры, ребенку предлагается собрать из данных фигур круг, квадрат, а также ребенок может самостоятельно выкладывать различные образы.
7 игра «Недостающая фигура»
Цель: развитие зрительного и мыслительного анализа через анализ рядов фигур по горизонтали, на основе проведенного анализа выбирать недостающую в третьем ряду фигуру.
Возраст: 5-7 лет.
Материал: карточки с изображением последовательности геометрических фигур.
Ход игры: ребенку предлагается проанализировать таблицы с геометрическими фигурами и выбрать недостающую фигуру.
8 игра «Подбери по фигуре»
Цель: актуализировать умение соотносить форму предметов с геометрической фигурой.
Возраст: 5-7 лет.
Материал: карточки с геометрическими фигурами и пустыми полями, а также карточки с изображением различных предметов.
Ход игры: перед ребенком расположены карточки с предметами и карточки с геометрической фигурой и ребенку предлагается соотнести предметы с той геометрической фигурой, на которую они похожи по форме.
9 игра «Посчитай фигуры»
Цель: развитие навыков счета в пределах 10, актуализировать умение различать геометрические фигуры.
Возраст: 5-7 лет.
Материал: карточки с изображением различных предметов, состоящих из геометрических фигур.
Ход игры: ребенку предлагается посчитать на карточках необходимые фигуры и записать в нужную клетку получившееся число, а также выполнить дополнительные задания в карточке.
Список литературы:
Стожарова М. Ю. Математика – учимся, играя/ М. Ю. Стожарова. - Ростов/ Д: Феникс, 2008. – 203с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства науки и образования РФ от 17 октября 2013г. №1155).
Колесникова Е. В. «Математические ступеньки». – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 64с
Формирование и развитие математических способностей дошкольников. Методическое пособие. / Н.В. Белошистая. – М.: Аркти, 2004.
В разработанной нами серии лэпбуков будут представлены дидактические игры и задания по следующим дидактическим единицам формирования элементарных математических представлений: геометрические фигуры, ориентировка во времени, количество и счет, и ориентировка в пространстве.
В лэпбуке «Количество и счет» представлены следующие игры и задания:
Игра «Вершки и корешки». Состоит из 12 карточек морковок, разрезанных на вершки и корешки, где вершки — это числа от 1 до 12, а корешки — это количество точек. Ребенку нужно посчитать точки на «корешках» и соотнести с числом на «вершках», тем самым соединив морковку.
Математические выражения. Состоит из карточек с арифметическими действиями на сложение и вычитание. Ребенку предлагается вычислить предложенные математические выражения и обвести получившийся ответ в кружок.
Математические задачки. Состоят из карточек со словесными задачами. Педагог читает задачу на карточке, ребенку предлагается внимательно прослушать ее и выполнить арифметические действия на сложение или вычитание, а затем казать ответ педагогу.
Игра «Найди соседей». Состоит из карточек – домиков с пустыми окнами, на каждом этаже заселен только один житель (число). Ребенку предлагается найти жителя – число, которое стоит перед имеющимся числом в доме и найти последующее число, тем самым заполнить этаж и дом жителями – числами.
Игра «Пазлы». Увлекательные картинки с изображением чисел от 1 до 10 по правой стороне. Картинки разрезаны на полоски так, чтобы на каждой полоске было одно число. Задача ребенка – сложить картинку и проверить правильность. Для этого ребенок проверяет порядок чисел, которые должны идти одно за другим от 1 до 10.
Игра «Паровозик». Состоит из 5 вагонов и пассажиров с липучками на обратных сторонах. У каждого пассажира имеется свое порядковое число. Ребенку предлагается в правильном порядке расселить пассажиров в вагоны от 1 до 15.
Игра «Посади бабочку на цветок». Состоит из цветов ромашек – числа и бабочек – математические выражения. Ребенку предлагается вычислить математическое выражение на бабочке и посадить на тот цветок, который соответствует ответу на данное выражение.
Игра «Посчитай». Состоит из карточек с сюжетным изображением. Ребенку необходимо посчитать определённые предметы и записать их количество в соответствующий квадрат на карточке.
Игра «Прищепки». Состоит из 20 карточек с изображениями и прищепок. Ребенку предлагается посчитать предметы на карточке и прикрепить прищепку к правильному ответу.
Игра «Составь пару». Состоит из карточек с изображениями различных предметов. Ребенку предлагается посчитать предметы на карточке и соотнести их с карточкой получившегося числа.
Игра «Ягодный счет». Состоит из карточек – математических выражений и ягодами. Ребенку предлагается самостоятельно составить математическое выражение и вычислить его с помощью ягод.
Таблица 1. Игры и задания по дидактической единице «Количество и счет».
Название
игры / упражнения
Цель
Ход игры
Эталон решения
Вершки и корешки
совершенствование навыков количественного и порядкового счета в пределах 12.
детям предлагается соединить вершки (числа) с корешками (количество точек).
Математические выражения
формировать умения решать математические выражения на сложение и вычитание.
ребенку предлагается посмотреть на карточки с математическими выражениями, произвести вычисление и обвести правильный ответ в кружок
Математические задачки
формировать умения решать математические задачки на сложение и вычитание.
закреплять умение определять предыдущее и последующее число.
ребенку предлагается выбрать карточку с домиком и заполнить пустые окошки недостающими числами.
Пазлы
совершенствование навыков порядкового счета в пределах 10.
ребенку предлагается собрать разрезанную картинку, так чтобы числа шли от 1 до 10.
Математический паровозик
совершенствование навыков порядкового счета в пределах 15.
перед ребенком расположен паровоз с пустыми вагонами, ребенку необходимо рассадить пассажиров по порядку от 1 до 15.
Посади бабочку на цветок
упражнять в умении производить арифметические действия на сложение и вычитание в пределах 10.
ребенку предлагается вычислить выражение на бабочке и посадить бабочку на цветок с ответом на это выражение.
Посчитай
совершенствование количественного счета в пределах 10.
перед ребенком расположены карточки с предметами, ребенку предлагается посчитать нужные предметы и записать ответ в нужный квадрат.
Прищепки
развитие навыков счета в пределах 20.
ребенку предлагается посчитать на карточках предметы и прикрепить прищепку к цифре, обозначающей это количество.
Составь пару
совершенствование навыков количественного и порядкового счета в пределах 10.
ребенку предлагается посчитать количество предметов на одной половинке карточки и соотнести получившееся количество с карточкой получившегося числа.
Ягодный счет
упражнять в умении производить арифметические действия на сложение и вычитание в пределах 10.
ребенку предлагается самостоятельно составить математическое выражение и вычислить его.
В лэпбуке «Геометрические фигуры» представлены следующие игры и задания:
Загадки о геометрических фигурах. Книжка-малышка с загадками и изображениями ответа на загадку. Ребенку предлагается прослушать загадку и сказать ответ педагогу.
Игра «Зашумлённые картинки». Состоит из раздаточных карточек. Ребенку предлагается увидеть геометрические фигуры среди различных линий и обвести их.
Игра «Найди одинаковые». Состоит из разрезанных карточек геометрических фигур. Ребенку предлагается найти одинаковые половинки и соединить их.
Геометрические прописи. Состоит из раздаточных карточек с геометрическими фигурами. Ребенку предлагается выбрать карточку и выполнить все предложенные на ней задания.
Игра «Колумбово яйцо». Состоит из разрезных частей целого яйца и карточка со сборкой различных фигур. Ребенку предлагается выбрать фигуру и собрать ее из частей яйца.
Игра «Танграмм/волшебный круг». Состоит из разрезных частей квадратов и кругов. Ребенку необходимо собрать все квадраты и круги.
Упражнение «Недостающая фигура». Состоит из карточек с различными геометрическими фигурами и одной пустой клеткой. Ребенку необходимо просмотреть карточку и определить какой фигуры не хватает в пустой клетке и дорисовать ее.
Игра «Подбери по фигуре». Состоит из карточек с различными предметами и карточками с изображением геометрических фигур. Ребенку предлагается разделить все предметы, подходящие по форме по карточкам с геометрическими фигурами.
Игра «Посчитай фигуры». Состоит из раздаточных карточек с изображениями. Ребенку необходимо посчитать геометрические фигуры и записать получившееся число в соответствующий квадратик.
Таблица 2. Игры и упражнения по дидактической единице «Геометрические фигуры»
Название
игры / упражнения
Цель
Ход игры
Эталон решения
Зашумленные картинки
формировать умения находить необходимые фигуры в одном зашумленном изображении.
ребенку предлагается посмотреть на зашумленное изображение, найти все геометрические фигуры, которые там спрятаны, назвать, посчитать и записать их количество.
Найди одинаковые
формировать умения отличать фигуры по цвету, размеру и расположению.
ребенку предлагается соединить половинки карточек с изображением геометрических фигур.
Геометрические прописи
формировать графо-моторные навыки и актуализировать знания о геометрических фигурах.
ребенку предлагается выбрать карточку с геометрической фигурой и выполнить задания, предложенные на карточке.
Колумбово яйцо
развивать логическое мышление, выстаивать образ по схеме.
перед ребенком расположены карточки со схемами различных фигур, ребенку предлагается выбрать фигуру и выложить ее из деталей колумбова яйца.
Танграмм и волшебный круг
развивать логическое мышление, выкладывать из комплекта геометрических фигур, самые различные силуэты.
перед ребенком расположены геометрические фигуры, ребенку предлагается собрать из данных фигур круг, квадрат, а также ребенок может самостоятельно выкладывать различные образы.
Недостающая фигура
развитие зрительного и мыслительного анализа через анализ рядов фигур по горизонтали, на основе проведенного анализа выбирать недостающую в третьем ряду фигуру.
ребенку предлагается проанализировать таблицы с геометрическими фигурами и выбрать недостающую фигуру.
Подбери по фигуре
актуализировать умение соотносить форму предметов с геометрической фигурой.
перед ребенком расположены карточки с предметами и карточки с геометрической фигурой и ребенку предлагается соотнести предметы с той геометрической фигурой, на которую они похожи по форме.
Посчитай фигуры
развитие навыков счета в пределах 10, актуализировать умение различать геометрические фигуры.
ребенку предлагается посчитать на карточках необходимые фигуры и записать в нужную клетку получившееся число, а также выполнить дополнительные задания в карточке.
В лэпбуке «Ориентировка во времени» представлены следующие игры и задания:
Игра «Найди время». Состоит из карточек с изображением механических часов и электронным циферблатом. Ребенку необходимо найти на обоих часах одинаковое время.
Игра «Что сначала, что потом». Состоит из карточки с последовательностью (1, 2, 3) и сюжетными картинками. Ребенку предлагается разложить картинки так, как происходит действие.
Игра «Дни недели». Состоит из карточек с изображением гномов, каждый гном является определенным днем недели. Ребенку предлагается выложить в правильном порядке.
Игра «Составь времена». Состоит из карточек с временами года и маленькими карточками – признаками времен года. Ребенку предлагается подобрать к каждому времени года свои признаки.
Таблица 3. Игры и упражнения по дидактической единице «Ориентировка во времени».
Название
Игры / упражнения
Цель
Ход игры
Эталон решения
Найди время
совершенствование навыков определять время на электронных и механических часах.
детям предлагается соединить время на электронных и механических часах, а также выбрать курточку и выполнить на ней задания.
Что сначала, что потом
развитие понимания простых причинно-следственных отношений; актуализация знаний о частях суток (утро, день, вечер, ночь).
ребенку предлагается посмотреть на карточки с изображениями семян, растений, действий человека и разложить по порядку, то есть, что было в начале, что произошло потом и чем все закончилось.
Дни недели
актуализация знаний о днях недели их последовательности.
ребенку предлагается разложить карточки с гномиками в том порядке, в котором они идет друг за другом. Каждый гномик соответствует определенному дню недели.
Составь времена
актуализация знаний о временах года и их признаках.
ребенку предлагается выбрать карточку с временем года, педагог достает карточки с признаками времен года, ребенку необходимо определить к какому времени года соответствует данный признак и соотнести его с карточкой времени года.
В лэпбук «Ориентировка в пространстве» входят такие игры и упражнения как:
Упражнение «Графический диктант». Состоит из раздаточных карточек со словесным указанием направления. Ребенку предлагается по словесному указанию нарисовать рисунок.
Игра «Что, где лежит». Состоит из раздаточных карточек с заданиями. Ребенку предлагается ответить на предложенные в карточке ответы.
Игра «Засели домик». Состоит из картинки домика и маленьких карточек с изображением животных. Ребенку предлагается по словесному описанию или самостоятельно с проговариванием заселить жильцов в домик.
Прописи. Состоит из карточек с изображением направления. Ребенку предлагается обвести необходимые линии и выполнить предложенные задания.
Игра «Налево, направо». Состоит из двух карточек с надписями налево и направо, а также с маленькими карточками, на которых изображены предметы, направляющиеся в разные стороны. Ребенку предлагается распределить маленькие карточки по направлениям (направо, налево).
Игра «Бродилки». Состоит из карты с ходами, игральными кубиками и фишек. Ребенку предлагается выбрать себе фишку и по очереди с ребятами кидать игральные кости и ходить по карте, выигрывает тот, кто первый придет к финишу.
Таблица 4. Игры и упражнения по дидактической единице «Ориентировка в пространстве».
Название
игры / упражнения
Цель
Ход игры
Эталон решения
Графический диктант
продолжать формировать представления о направлениях, продолжать учит ориентироваться на листе бумаги.
детям предлагается по словесному описанию по словесному описанию нарисовать предмет на листе в клеточку.
Что где лежит
формировать умения находить необходимые фигуры по словесному описанию, продолжать формировать представления о пространстве.
ребенку предлагается посмотреть на изображение, найти все предметы, которые говорит педагог.
Засели домик
развивать логическое мышление, актуализировать знания о направлениях.
ребенку предлагается заселить домик по словесному указанию педагога или самостоятельно, но при этом говорить в слух куда он заселяет животное.
Прописи
формировать графо-моторные навыки и актуализировать знания о направлениях.
ребенку предлагается выбрать карточку с направлением и выполнить предложенные задания.
Налево направо
развивать логическое мышление, актуализировать знания о направлениях (налево, направо)
перед ребенком расположены карточки с названиями сторон (налево и направо), а также карточки с изображениями в разные стороны, ребенку необходимо разделить данные карточки по направлениям.
Бродилки
развивать логическое мышление, продолжать учить ориентироваться в пространстве на листе бумаги.
ребенку предлагается выбрать себе фишку, пойти всю игру и победить товарищей (прийти первым к финишу).