kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сенсорные коробки как средство познавательного развития ребенка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В дошкольном возрасте ребенок получает информацию о мире через чувства: ощупывая, рассматривая предметы, познавая их свойства.    Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Это означает, что ребенок познает мир и развивает речь через пальчики: ему необходимо все потрогать, пощупать, попробовать, поплескаться. Многие в детстве любили перебирать бабушкины корзинки с пуговицами, копаться в банке с отцовскими гайками и винтиками, а увлекательные игры в песочнице, их любили и сейчас любят все дети.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сенсорные коробки как средство познавательного развития ребенка»





















«СЕНСОРНЫЕ КОРОБКИ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»






















 






Детство – это поиск ответов на разные вопросы. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью значимую роль для детского развития приобретает именно познавательная деятельность, которая направлена на самостоятельный поиск знаний.

В дошкольном возрасте ребенок получает информацию о мире через чувства: ощупывая, рассматривая предметы, познавая их свойства. Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание:

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Это означает, что ребенок познает мир и развивает речь через пальчики: ему необходимо все потрогать, пощупать, попробовать, поплескаться. Многие в детстве любили перебирать бабушкины корзинки с пуговицами, копаться в банке с отцовскими гайками и винтиками, а увлекательные игры в песочнице, их любили и сейчас любят все дети.

Одна из главных задач воспитателя – дать ребенку как можно больше естественнонаучных знаний, для более точного выражения себя и своего видения мира, а также создать среду, в которой он сможет получать как можно больше самых разных ощущений, в которой его пальчики будут активно работать. Универсальной вещью для тактильных игр являются сенсорные коробки, наполненные всякого рода тактильным материалом.

Она вызывает огромный интерес: сочетание разнообразных предметов, которые можно брать пальчиками, перекладывать, щупать, мять, переливать, а некоторыми еще и издавать звуки – шуршать, звенеть или хотя бы стучать, в общем, исследовать без каких-либо ограничений.

Сенсорная коробка призвана развивать не только мелкую моторику, координацию движений, усидчивость, навыки сортировки и классификации, математические навыки: счет, группировка, измерение и взвешивание, восприятие и формирование знаний о внешних свойствах предметов и материалов, но благодаря ей у ребенка через тактильные ощущения развиваются такие психические процессы, как воображение, фантазия, внимание, память, мышление. Кроме того, благодаря сенсорной коробке дети получают знания об окружающем мире через практические действия, опытно-экспериментальным путем, а главное – самостоятельно, что является необходимым условием формирования познавательной мотивации.

И что очень важно – такую «бесценную» игрушку можно легко сделать своими руками практически без специальных материальных затрат.

Но самое главное достоинство сенсорной коробки – это то, что ее можно использовать в играх с детьми, начиная с самого раннего возраста.

Сенсорная коробка – это любая емкость с разнообразным наполнителем. Это так называемая «мини-песочница», только в отличие от песочницы, наполнителем сенсорной коробки является любой материал, пригодный для детской игры. Песок, различные крупы, макароны, бумага разной фактуры. Природный материал и бросовый материал орехи, шишки, пробки, крышки, ткань, галька, мелкие камни и многое другое. Помимо наполнителя, в сенсорную коробку кладу другие предметы, с которыми можно играть. Прекрасно подходят мелкие фигурки животных и людей, кубики, кольца, шарики, лоскуты, маленькие коробочки, камушки, игрушечные фрукты, искусственные и настоящие растения, деревянные буквы и цифры.

Для игры добавляю и «инструменты»: ложки, шумовка, совочек, грабли, щипцы, лопатки, грабли, мисочки, сито, воронка и т.д.

Сенсорная коробка для детей младшего возраста не содержит мелких деталей. Чем наполнить коробку? Можно выбирать предметы по какому-то принципу (только деревянные, или только круглые, или одного цвета). А можно наоборот – предложить ребенку коробочку полную самых разных «интересностей»: шариков, колокольчиков, лоскутков, деревянные ложки, щетки, мячик-ежик. Главное, чтобы в ней не было предметов, которые ребенок мог бы проглотить или пораниться. Желательно, подобрать предметы так, чтобы они отличались по цвету, форме и, главное, на ощупь – мягкие, твердые, колючие, шершавые, гладкие.

Цель игры – развивать координацию движений и мелкую моторику, а также попутно обучаться различать предметы по размерам, цветам, свойствам.

Сенсорная коробка отлично развивает координацию движений и ловкость – поэтому, из контейнера, наполненного водой, сачком вылавливали рыбок или другие игрушки. Позже предложила такие игры, как прокатить по проложенной в крупе дороге машину, приготовить «еду» и накормить животных-обитателей «фермы», посадить игрушечные растения.

Детям очень нравится находить предметы, спрятанные в наполнителе сенсорной коробочки. Прикасаясь к предметам разной текстуры, дети обогащали свой тактильный опыт.

Дети 4 –7 лет уже многое умеют делать своими руками, поэтому они с удовольствием участвуют в создании тематического наполнения сенсорной коробки. Соответственно и предметы для игры подбираются тематические: фигурки рыб и морских животных, искусственные водоросли. Емкости для коробок подбираю не очень большие, но и не маленькие, так как в таком возрасте дети любят играть не в одиночестве, а со сверстниками. Они уже стали самостоятельно выбирать из игрушек подходящие к задуманной игре, например, собрали на улице осенние листья и придумывали, как соорудить забор или холм.

Для игр «Насекомые», «Африка», «Море» использовала крупы (фасоль и др.), подкрашенные в разные цвета для того, чтобы дети могли делить игровое пространство на зоны. Кроме этого, использовала фигурки животных, людей, также мелкий конструктор типа «Лего», детали деревянного строительного материала, различный бросовый материал (крышки от пластиковых бутылок, палочки от мороженого, бутылки и баночки и т.д.).

Сейчас очень много мелких игрушек, героев популярных мультфильмов, с которыми дети приходят в детский сад и предпочитают играть с ними.

Для организации таких игр в группе мной созданы несколько сенсорных коробок с разным содержанием, которые находятся в свободном доступе у детей, и которые они могут использовать по своему усмотрению. Это намного удобнее и интереснее чем, если бы ребенок играл бы просто на столе.

Анализируя готовность родителей к взаимодействию, выяснилось, что большинство родителей заинтересованы в развитии познавательного интереса детей к окружающему миру, интересуются деятельностью детского сада, активно участвуют в организации    и проведении мероприятий познавательного характера.  И вот уже родители стали партнерами и активными участниками в создании сенсорных коробок.

 



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сенсорные коробки как средство познавательного развития ребенка

Автор: Твердякова Олеся Николаевна

Дата: 17.12.2022

Номер свидетельства: 620663

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Сенсорное развитие ребёнка как средство восприятия внешних свойств предмета"
    ["seo_title"] => string(80) "siensornoie_razvitiie_riebionka_kak_sriedstvo_vospriiatiia_vnieshnikh_svoistv_pr"
    ["file_id"] => string(6) "398780"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1489080609"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(256) "Обновление развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ для обеспечения эмоционального благополучия детей дошкольного возраста "
    ["seo_title"] => string(158) "obnovlieniie-razvivaiushchiei-priedmietno-prostranstviennoi-sriedy-v-dou-dlia-obiespiechieniia-emotsional-nogho-blaghopoluchiia-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "127268"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415287291"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) "Методическая разработка на тему: "Использование нетрадиционных методик и техник при организации обучения в начальной школе". "
    ["seo_title"] => string(140) "mietodichieskaia-razrabotka-na-tiemu-ispol-zovaniie-nietraditsionnykh-mietodik-i-tiekhnik-pri-orghanizatsii-obuchieniia-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "239936"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444907575"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства