kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Сенсорные игры в коррекционной работе с ребенком, имеющим РАС"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему "Сенсорные игры в коррекционной работе с ребенком, имеющим РАС"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Сенсорные игры в коррекционной работе с ребенком, имеющим РАС"»

Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №23»











Доклад на тему:

«Сенсорные игры в коррекционной работе с ребенком, имеющим РАС»











Учитель: Ломакина Ю.А



















Ульяновск 2021 г.




Введение


Сенсорные игры дают возможность детям с аутизмом получить положительный чувственный опыт одновременно с развитием визуального, обонятельного, аудиального, вкусового, осязательного восприятия, а также с развитием системы координации и представления о собственном теле.

Чтобы понимать детей, которым мы желаем помочь, необходимо понять, что следствие аутизма - особое состояние искаженного восприятия окружающего. И замкнутый ребенок с РАС - это ребенок с особым внутренним миром. Его мир наполнен яркими сенсорными вспышками, фрагментами событий реального мира, отголосками звуков, эхом отраженной речи, отблесками ярких событий, обонятельных и тактильных переживаний. Все это может вести к сенсорным перегрузкам, иногда к депривации.

  В коррекционной работе с аутичным ребенком часто у нас возникает ситуация, когда ребенок не обращает внимания на присутствие нового взрослого человека или становится тревожным и агрессивным. Необходимо заранее быть готовым к такой реакции и четко понимать причины этого поведения. Ребенок с РАС следует первоначально заведенному ритуалу, и появление нового незнакомого человека является изменением, которое привносит в его жизнь элемент неизвестности, чувство страха, нарушение комфорта.

Сенсорные игры помогают нам завоевать доверие ребенка и наладить с ним контакт, а ребенку помогают освоиться в сложившейся ситуации и привыкнуть к новым условиям и к педагогу. Сенсорными называются игры, которые нагружают (или разгружают) каналы восприятия и дают ребенку возможность получить новые чувственные ощущения: визуальные, осязательные, обонятельные, аудиальные, вкусовые, и проприоцептивные. При знакомстве с внешним миром для ребенка с РАС более значим сенсорный компонент предмета или явления, в то время как интерес к самому предмету или явлению отделен от той функции, для которой предмет создан. Если ребенку удается связать удовольствие в момент получения сенсорных ощущений с образом конкретного человека, он проникается к нему доверием, начинает видеть в нем союзника, и возможно установление положительного эмоционального контакта. Если же ребенку удается связать новые положительные чувственные переживания с функцией предмета или явления при помощи специалиста, а затем применить их  в повседневной жизни самостоятельно, то ребенок успешно сенсорно интегрируется.


Сенсорные игры решают следующие задачи:

  • переживание приятных эмоций, что положительно сказывается на настроении и поведении ребенка; снимают тревожные состояния; формируют восприятие цвета, звука, ритма;

  • формирование метапознания («мышление о мышлении») ребенка; развитие памяти, речи, фантазии, оригинальность мышления; способствуют формированию адекватной самооценки; способствуют преодолению страхов и агрессии;

  • возникновение эмоционального контакта со взрослым, появление в жизни ребенка, который понимает его, открывает новые возможности для проведения коррекционной работы и влияния на сам ход дальнейшего развития ребенка;

  • получение ребенком новой сенсорной информации, что важно для расширения его представлений об окружающем мире;

  • внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов, что в целом приближает ребенка к миру людей, дает новые представления о социальных взаимоотношениях.







Сенсорная комната (уголки) – это специально оборудованное помещение (место в помещении-группе), в котором благодаря полисенсорному воздействию на органы чувств ребенка (светом, звуком, цветом, запахами, тактильными ощущениями и т.д.) создается интерактивная среда развития. Другими словами, сенсорная комната – это одно из направлений современных технологий сенсорно - моторного развития детей. Игровые сеансы в комнатах (уголках) сенсорной интеграции активно стимулируют зрительную, тактильную, слуховую системы, так как в данных условиях ребенок получает массированный информационный поток на

каждый из анализаторов, за счет чего процесс восприятия становится намного активнее.

Сенсорные игры бывают разных видов:

  • Двигательные игры на развитие моторных и графомоторных навыков. Упражнений для вестибулярной системы:

У ребенка улучшается координация движений, стимулируется вестибулярный аппарат, повышается концентрация внимания, уменьшается двигательное беспокойство. Подбрасывание мячика вверх, удары об пол, о стену, кидание мяча друг другу, перекаты на фитболах, мячах BOSU.

  • Игры типа «Тир», «Попади в мишень», «Кольцеброс»: попадание в цель различными предметами (мячом, стрелами, кольцами).

  • Ходьба по сенсорной дорожке с различным наполнителем, по нарисованной линии, прыжки на одной и двух ногах, повороты направо и налево по показу.

  • Бег на коленках (четвереньках), ползание под натянутой веревкой.

  • Пальчиковая гимнастика:

«Гнездо»: пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней.

«Замок»: соединить пальцы обеих рук в замок, на слова «чик-чик» (поворот ключа) разъединить. «Пальчики здороваются»: на счет 1, 2, 3, 4, 5 соединяются кончики пальцев обеих рук — большой с большим и т.д.

«Пальцеход»: на плотном ковролине нашито 20 пуговиц, по 10 в 2 ряда. Ребенок нажимает указательными пальцами обеих рук на пуговицы, имитируя ходьбу.

 Упражнения с предметами: составление контуров предметов из палочек (стол, дом, треугольник); тренажеры-шнуровки; нанизывание на шнурок пуговиц, крупных бусин; сортировка бобов, фасоли, гороха, а также перебор крупы (пшено, гречка, рис); застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, липучек, крючков; завинчивание и отвинчивание гайки, крышек у пузырьков, баночек; надевание и снимание колечка су-джок (массаж пальца); комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь пальцами только одной руки); прикрепление бельевых прищепок; нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне»; катание мячей-ежиков (с шипами).


Игры на развитие кинестетического и кинетического восприятия

- Имитационные упражнения: бабочка летает, обезьянка прыгает, мячик подпрыгивает, маятник раскачивается, рыбка плавает, ветер дует и т.д. Упражнения выполняются стоя, сидя, лежа; на месте и в движении, при сочетании движений туловища, ног с подобными и противоположными движениями рук.

- Игры на восприятие предметов в движении: игры в снежки, «камушки» (бросаем в сухой бассейн, играем «на берегу» и др.); передача по кругу предмета (мяч, кирпич, флажок и др.), рисование орнамента рукой в воздухе и др.

- Игры на эмоционально - волевое восприятие: «Погремушка»: игра погремушкой, затем остановка по сигналу, по другому сигналу вновь игра погремушкой.

- «Волшебный мешочек»: в тканый непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры, материалов (игрушки, геометрические фигуры и тела, предметы домашнего обихода и др.). Ребенку предлагают, не заглядывая в мешочек, на ощупь достать любой предмет, затем рассмотреть его.





Игры на развитие зрительного восприятия

- Игры с фонариком «Где зажегся огонек?», «Путешествуем вместе». Взрослый включает фонарик в разных частях комнаты, ребенок должен найти глазами место, куда светит фонарик. Взрослый перемещает огонек фонаря на разные предметы в комнате, ребенок глазами «передвигается» вместе с огоньком.

- «Найди половинку»: перед ребенком выкладываются изображения предметов, разрезанные пополам. Ребенок должен найти и соединить половинки. Вариант усложнения — «Разрезанные картинки», где изображение разрезано на 2—4 части (можно сложить картинку из кубиков).

- «Сложи узор»: ребенок выкладывает по образцу узор, предложенный взрослым (используя различные геометрические фигуры, счетные палочки, кубики, мозайку, конструктор и т.д.).

- «Цветотерапия», «Светотерапия» — улучшение зрительного цветового восприятия с использованием оборудования со световым и цветовым эффектом, где цвет плавно перетекает один в другой, смешиваясь и образуя новые оттенки.


Игры на развитие слухового восприятия

- «Откуда звук?» — взрослый звонит в колокольчик в разных частях комнаты, ребенок показывает, откуда слышен звук или подходит.

-«Найди пару»: в упаковки от киндер-сюрпризов раскладываются небольшие предметы (камушки, песок, бусины, скрепки, семечки) так, чтобы одинаковый наполнитель был в двух упаковках. Ребенок должен найти парные коробочки, ориентируясь только на звук при встряхивании.

- «Повтори»: взрослый показывает звучание музыкального инструмента, а ребенок должен повторить звук на инструменте (удары в барабан или бубен, шум трещоток, маракас, свистка и т.п.).







Игры на развитие восприятия пространства и времени, формы, величины и цвета

- « Покажи правильно »: психолог на кукле показывает разные части тела. Ребенок должен показать эту же часть на себе (левая нога, правая рука, колено, локоть, пятка, щека и т. д.).

- « Найди предмет указанной формы »: перед ребенком выкладываются картинки с изображениями разных предметов и выкладываются по очереди разные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Ребенок показывает предметы соответствующей формы. Можно использовать натуральные предметы, разложив их на столе, предоставить образцы геометрических фигур, ребенок соответствующей формы.

- « Какая фигура лишняя? »: ребенку предлагают наборы из 4 геометрических фигур (например, 3 круга и 1 треугольник). Необходимо убрать лишнюю фигуру. Вариант усложнения: можно использовать фигуры разного цвета и размера, но обращать внимание на то, чтобы 1 фигура не получилась лишней по цвету или форме.

- « Пирамидка »: ребенок строит пирамидку из 5—7 колец. Усложнение задания: можно разобрать колечки из 2—3 пирамидок и все перемешать.

- « Матрешки »: ребенок собирает матрешку из 3—4 частей. Усложнение: разбираются 2—3 разные матрешки и все перемешиваются.

- « Творческие работы »: ребенок может выполнять творческую работу по инструкции или самостоятельно с использованием пальчиковой краски, пластилина, теста, пены для бритья и т.д.


Игры на восприятие запаха и вкуса

- «Аромабаночки»: в прозрачных баночках с крышками собраны кусочки того, что издает этот аромат, и капнуто соответствующее эфирное масло (например, лимон, роза, сосна, мята). Откручиваем крышки, вдыхаем аромат, затем обсуждаем, что там лежит, и закручиваем крышки.

- «Баночки с сюрпризом»: в непрозрачных баночках с крышками собраны разные пахучие вещества (ванилин, кусочек свежей булки, долька лимона, кусочек подгнившей картофелины, очищенные дольки чеснока, несколько капель лекарства (раствор йода или зеленки), цветок и т.п.). Баночки нужно разделить на 2 группы: с приятным и с неприятным, плохим запахом (сначала психолог показывает, как можно нюхать запах в баночке). После выполнения упражнения выясняем, что можно есть, а что нет.

- «Съедобное-несъедобное». Перед ребенком выкладываются вперемешку съедобные (конфета, яблоко, кусочек хлеба) и несъедобные предметы (пуговица, шнурок, муляж яблока). Необходимо разделить предметы на 2 группы.

- «Узнай предмет на вкус»: ребенок закрывает глаза, пробует маленький кусочек (хлеба, яблока, огурца, лимона). В качестве усложнения отгадывает предмет, показывая или называя его.

Чем лучше мы будете чувствовать сенсорный мир ребенка с РАС и предугадывать причины возможных трудностей восприятия, тем больше у нас будет возможностей в создании комфортной, оптимальной для конкретного ребенка, внешней среды. Нужно помнить, что причиной той или иной трудности восприятия ребенка может быть сенсорное расстройство. Всегда нужно исследовать окружающую среду. Пользуясь своим воображением, вы вырабатываете положительный процесс восприятия и сенсорный опыт у ребенка с РАС.

















                                   

Источники литературы


1. Шпицберг И.Л. Коррекция нарушений сенсорных систем у детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития, 2013. № 2. С. 33—45. 239

2. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии. Сборник игр и игровых упражнений: Книголюб, 2016.

3. Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефектология, 2009.

4. Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие / У. Кислинг. Под ред. Е.В. Клочковой; [пер. с нем. К.А. Шарр]. М.: Теревинф, 2010.

5. Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. [Пер.с англ. Ю. Даре]. Т.: Теревинф, 2009.

6.Галой Н.Ю. Использование интерактивного оборудования сенсорной комнаты в работе с детско-родительскими парами и детьми раннего возраста // СДО. 2015. №1 (53).

7.Гуткова Т.В. Сенсорная комната как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья / "Воспитатель ДОУ" №3/2013

8.Кожина Т. С., Чудакова Н. В., Березникова Е. С. Сенсорная комната — альтернативный способ развития «особого» ребёнка // Молодой ученый. — 2016. — №12.6. — С. 53-57. — URL https://moluch.ru/archive/116/32013/ (дата обращения: 12.12.2017).



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
"Сенсорные игры в коррекционной работе с ребенком, имеющим РАС"

Автор: Ломакина Юлия Анатольевна

Дата: 09.03.2021

Номер свидетельства: 575013


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства