kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Семинар. ТРИЗ технологии в работе учителя-логопеда

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семинар. Триз технологии в работе учителя-логопеда

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Семинар. ТРИЗ технологии в работе учителя-логопеда»


Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад «Золушка» г. Волгодонск





Мастер-класс

ТРИЗ- в работе учителей-логопедов









Выполнили: О.С. Павлова

О.С. Господинова







г. Волгодонск 2023г.


"Каждый ребенок изначально талантлив

и даже гениален, но его надо научить 

ориентироваться в современном мире,

чтобы при минимуме затрат

достичь максимального эффекта" 

(Г. С. Альтшуллер).


Современное общество предъявляет новые требования к системе образования и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС – воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей посещающих детские сады.

Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.

Поиск новых решений не только эффективных, но и обязательно интересных, способных привлечь внимание ребёнка дошкольника привёл нас к знакомству с ТРИЗ – технологией.

Издавна считалось, что творчеству невозможно научить. Этот тезис опровергнут основоположником теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) советским изобретателем Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его последователями. Работа по созданию ТРИЗ была начата в 1946 году в Баку. За период с 1946 по 1971 года автор исследовал свыше 40 тысяч патентов и авторских свидетельств, классифицировал решения по пяти уровням изобретательности и выделил 40 стандартных приёмов, используемых изобретателями. ТРИЗ не является строгой научной теорией. ТРИЗ представляет собой обобщённый опыт изобретательства и изучения законов развития науки и техники. В 90-х годах ТРИЗ вышла за пределы СССР и получила признание в США, Европе, Азии, Латинской Америке и Австралии.

Своё распространение теория получила в различных областях науки и техники, в том числе и педагогике. ТРИЗ – педагогика как научное и педагогическое направление сформировалось в нашей стране в конце 80-х годов в работе с детьми школьного возраста на станциях юных техников. ТРИЗ- педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Её отличие от известных средств проблемного обучения – в использовании мирового опыта, накопленного в области создания методов решения изобретательских задач.

В детский сад программа ТРИЗ пришла в 1987 году и позволила открыть способности детей- дошкольников и новый возраст приобщения ребёнка к решению изобретательских задач. В настоящее время приёмы и методы ТРИЗ с успехом используются в дошкольных учреждениях.

АКТУАЛЬНОСТЬ.  В настоящее время основным вопросом, стоящим перед дошкольным образованием, стал вопрос: Чему и как учить сегодня ребенка-дошкольника?

Традиционное обучение даёт ребёнку знания. Но сейчас нужны не столько знания, сколько умение оперировать ими. На первый план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности.

Не секрет, что традиционное образование основывается на обычной и ёмкой схеме "знания - умения - навыки" или «услышал - запомнил - повторил – применил». В результате уже в детском саду у ребёнка формируются стереотипы мышления и поведения. Возникает привычка мыслить по устоявшимся канонам, на основе уже опробованного опыта. Сегодня одним из приоритетных направлений педагогики является задача развития творчества. Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведёт к выявлению талантов, развивает способности детей, их уверенность в своих силах.

Дошкольник в силу своей возрастной специфики - искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями. Педагоги давно заметили эту особенность. Поэтому стремление к повышению качества образовательного и уж тем более коррекционного процесса вполне оправдано. Наверное, каждый педагог рано или поздно двигается по пути творческого поиска. Этого требуют от него современные реалии.

Работа учителя-логопеда дошкольной организации не является исключением. Помимо специфических коррекционных, логопед должен решать задачи, направленные на развитие личности ребенка в целом. Однако добиться этого с помощью традиционных приемов работы не всегда является возможным. Поэтому поиски наиболее эффективных приемов и методов коррекции речи привели меня к изучению ТРИЗ – технологии.

  Работа учителя-логопеда с ребенком дошкольного возраста направлено на всестороннее развитие личности. Для специалиста, важным в педагогической деятельности является развитие речи и речевого общения, наращивание активного словаря, а также развитие внимания, памяти и мышления.

           Как показывает практика при систематической работе с ребенком, имеющим нарушение речи это можно исправить. Поэтому поиски наиболее эффективных приемов и методов коррекции речи не утратили своей актуальности.

 ТРИЗ дает возможность  проявить свою неповторимость, уникальность, учит детей нестандартно мыслить. ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, стремление найти выход из затруднительного положения, желание помочь. ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок, без длительных заучиваний.  

Чем раньше начать стимулировать и развивать творческое мышление, тем более высоким окажется уровень познавательной деятельности, тем быстрее осуществиться плавный переход от конкретного мышления к абстрактному. Данные приемы работы по использованию ТРИЗ в коррекции речевых нарушений позволяет автоматизировать звуки в речи, пополнить активный словарь и повысить логичность, точность, содержательность и оригинальность высказывания детей, при этом совершенствуя такие ценные для ребенка психические процессы, как мышление, речь, внимание, память, воображение, способность к творчеству.

           Использование элементов ТРИЗ технологии повышает интерес к занятию у детей, дает возможность к развитию творческого потенциала каждого ребенка.

Автоматизация поставленного звука в речи  у детей «логопатов», иногда занимает длительное время. А сочетание коррекции произношения с помощью творческих игр решает сразу несколько задач, как и закрепление звука, так и развития мышления, фантазии.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: повышение эффективности коррекционно-логопедической работы в результате использования элементов игровых технологий ТРИЗ;

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

  1. Становление звуковой культуры речи, правильной грамматической основы речи, фонематического слуха;

  2. Развитие связной речи, расширение активного словаря детей;

  3. Формирование положительной мотивации к логопедическим занятиям, повышение интереса к образовательному процессу;

  4. Развитие поисковой активности, стремления к новизне;

  5. Развитие гибкости, системности мышления;

  6. Развитие творческого воображения.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА. Дети, зачисленные на логопедические занятия, учитель – логопед.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ. Концептуальной основой моего проекта является теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) Генриха Сауловича Альтшуллера.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА. Для успешной реализации данного проекта используются современные методы и формы занятий, которые помогают сформировать у обучающихся устойчивый интерес к предложенному виду деятельности:

  1. Словесные методы: рассказ, беседа, объяснение, метод примера.

  2. Наглядные методы: использование подлинных вещей; просмотр фотографий, картин, плакатов, рисунков.

  3. Практические методы: упражнения со специальными пособиями;

  4. Методы стимулирования и мотивации: формирование опыта эмоционально-ценностных отношений у обучающихся; интереса к деятельности и позитивному поведению (соревнования, познавательные и ролевые игры); долга и ответственности (учить проявлять упорство и настойчивость, предъявлять конкретные требования, разъяснять положительное в получении знаний).

  5. Методы контроля: теоретические и практические задания, самоконтроль.

  6. Методы создания положительной мотивации обучаемых:

  7. эмоциональные: ситуации успеха, поощрение и порицание, познавательная игра, свободный выбор задания, удовлетворение желания быть значимой личностью

  8. волевые: предъявление образовательных требований, формирование ответственного отношения к получению знаний; информирование о прогнозируемых результатах образования.

  9. Специальные методы ТРИЗ технологий, адаптированные к логопедическим занятиям с детьми дошкольного возраста.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: сентябрь 2019 – май 2020 года.

На данный момент проект находится на основном этапе работы, завершить проект планируется в ходе контрольной диагностики уровня развития речи в мае 2020 года. Стоит отметить, что, исходя из наблюдений, можно проследить положительную динамику коррекционно-логопедического процесса в результате применения ТРИЗ технологий. Исчезли негативизм и безразличие к посещению логопедических занятий у отдельных детей. Идёт огромный творческий процесс по придумыванию лимерок – к процессу подключились воспитатели и родители. По окончанию проекта планируется выпустить сборник лимерок детского сада «Тополёк» с указанием авторов. Использование кругов Луллия предопределило эффективное развитие фонематического слуха и звукобуквенного анализа у детей подготовительной к школе группы. Уже сегодня, подводя промежуточные результаты данного проекта, мы можем смело говорить о его успешности – использование элементов ТРИЗ технологий в коррекционно логопедической работе способствует повышению качества её выполнения.

Этапы реализации:

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. Включает в себя:

  • изучение необходимой литературы,

  • знакомство с опытом работы педагогов в данном направлении;

  • подготовка необходимых дидактических пособий;

  • выявление и учет наиболее проблемных моментов коррекционно – логопедического процесса;

  • определение уровня индивидуальных творческих способностей ребёнка.

ОСНОВНОЙ ЭТАП включает в себя внедрение элементов игровых технологий ТРИЗ на логопедических занятиях:

- знакомство детей с кругами Луллия (Приложение 1);

- лимерики как средство автоматизации проблемных звуков и обучение составлению описательного рассказа (Приложение 2);

- «логопедический твистер» (пальчиковый и традиционный) способствует развитию мелкой моторики, произвольного внимания, фонематических процессов, связной речи и прочее (Приложение 3);

- Игра «Да-нетки» учит детей формулировать вопросы новым необычным способом, способствует развитию связной речи, грамматической грамотности, внимательности. (Приложение 4.)

- метод «Спасательных ситуаций» помогает развивать нестандартность мышления, связную речь.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП включает в себя работу по определению успешности проводимой работы – эффективности использования элементов ТРИЗ педагогики на логопедических занятиях, подведение итогов.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.

1. Развивается творческое мышление, становятся доступными нестандартные пути решения поставленных задач.

2.Ускоряется процесс коррекции речевых нарушений детей дошкольников:

3. Улучшается уровень произвольного внимания, гибкости мышления, воображения, творческие способности ;

4. Повышается эффективность каждого логопедического занятия за счет повышенного интереса детей и положительной учебной мотивации;

5. ТРИЗ технология раскрывает творческий потенциал каждого ребёнка, способствует формированию адекватной самооценки, раскрывая потенциальную одарённость ребёнка.










ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Кольца Луллия . В XII веке  французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказывается, ее можно прекрасно  использовать как средство развития речи у детей. «Кольца Луллия» - это что-то вроде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду. А эффект огромен – познание языка и мира в их взаимосвязи.

Основная идея работы с  этим дидактическим пособием – создание педагогических условий для освоения детьми мыслительных операций преобразования признаков и их значений при познании окружающего мира и для решения проблемных ситуаций.

Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально-творческих способностей детей, развития речи. Задачи в обучении ставятся в соответствии с содержанием образовательной деятельности на каждом возрастном этапе (возможно использование в работе с детьми от 3 до 7 лет).

Пособие представляет собой круги закреплённые на картоне. Пособие позволяет решать следующие задачи:

  • развитие познавательной активности;

  • развитие представлении о сенсорных эталонах (восприятие цвета, формы);

  • формирование элементарных математических представлений;

  • обогащение активного и пассивного словаря;

  • развитие связной речи;

  • развитие мелкой моторики и координации движений рук.







ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Лимерик – популярная форма короткого юмористического стихотворения, построенного на обыгрывании бессмыслицы, возникшая в Великобритании. Происхождение слова лимерик точно неизвестно, но предположительно заимствовано из названия хоровой песни ирландских солдат 18 в. «Приедешь ли в Лимерик?» (Лимерик – городок в Ирландии).

Эдвард Лир (1812 - 1888), английский поэт и художник, считается родоначальником данного поэтического жанра. В 1846 году Лир выпустил "Книгу нонсенса" (A Book of Nonsense - переводится так же, как "Книга чепухи" или "Книга бессмыслиц"), включавшую забавные лимерики.

*  *  *

Один старикашка с косою
Гонялся полдня за осою.
Но в четвёртом часу
Потерял он косу
И был крепко укушен осою.

*  *  *

Жил-был человек в Девоншире,
Он распахивал окна пошире
И кричал: "Господа!
Трумбаду, трумбада!"
Ободряя людей в Девоншире.

*  *  *

Жила-была дама приятная,

На вид совершенно квадратная.

Кто бы с ней не встречался,

От души восхищался:

«До чего ж эта дама приятная!»

В логопедической работе используем составление лимерок: на заданный звук, заданную лексическую тему, заданную слоговую структуру слова и т.д.


ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Логопедический твистер



ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Данетки - это разновидность головоломок-загадок, которые представляют собой описание странных, необычных ситуаций. Как правило, загадка-данетка не содержит четкого вопроса.

Данетки - «lateral thinking puzzle» «латеральные паззлы» головоломки для нестандартно мыслящих. (Пол Слоун автор книг о нестандартном, незаурядном мышлении, который создал целую серию загадок по принципу данеток.) Эти игры просты по своей сути. При этом они формируют навыки логического мышления.

Цели "данеток"

  • научить детей задавать сильные вопросы, т.е. такие вопросы, благодаря которым человек открывает новые возможности, находит альтернативные решения

  • углублять знания ребенка об окружающем мире, расширяет словарный запас

  • учить слушать и быть внимательным

  • научить отыскивать критерии классификации любых объектов окружающего мира, научиться слушать других, быть внимательным (не повторять вопросы).

  • И конечно, как и любая игра, это отличный способ укрепить дружеские отношения между взрослыми и детьми.

Используя дидактическую игру «Данетка», дети учатся задавать вопросы продуктивно-поискового типа.

У игры "Данетка" нет ограничений по возрасту. Эта игра достаточно азартна и интересна детям и взрослым. Вся хитрость в выборе действительно интересного объекта для данной категории играющих. При угадывании можно задавать вопросы, но ответом на них могут быть только слова «да» и «нет» (а также «не имеет значения»).



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Семинар. ТРИЗ технологии в работе учителя-логопеда

Автор: Ольга Сергеевна Павлова

Дата: 22.11.2023

Номер свидетельства: 640386


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства