Память – это комплекс познавательных способностей и высших психических функций по накоплению, сохранению информации и воспроизведению приобретенных знаний и навыков. Другими словами память обеспечивает нам запоминание и последующее использование накопленной информации. Память необходима для нормального и полноценного существования человека. Способность запоминать обеспечивает возможность ребенка накапливать опыт, а это, в свою очередь, необходимое условие формирования восприятия, мышления и речи. Поэтому развитие памяти у дошкольников становится важной задачей для педагогов и родителей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Семинар-практикум "Тренируем память"»
Семинар-практикум «Тренируем память»
1. Память – это запоминание и сохранение человеком того, что он слышал и видел, чувствовал и пережил, прочитал и понял. Память – это возможность узнать и вспомнить знакомые предметы и людей, воспроизвести прошедшие события, усвоенную информацию. Память – это не только наш прошлый опыт, наша история, но и наше будущее, которое закладывается в данный момент времени. Благодаря памяти мы можем строить планы и достигать поставленных целей.
В памяти различают такие процессы как запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение и забывание.
Первоначальная форма запоминания – непроизвольная, то есть когда вы что-то запоминаете, не ставя перед собой такую цель. Непроизвольно можно запомнить все, что вызывает повышенный интерес или имеет для нас большое значение. Если же ставится цель запомнить какую-то информацию, такое запоминание называется произвольным.
Наличие подобной цели, или, иначе установки на запоминание, существенно меняет деятельность человека, его отношение к воспринимаемой информации.
Еще большее значение имеет установка на длительное запоминание. Ведь желая запомнить материал на длительный срок, люди работают с ним более интенсивно, и он осмысливается ими более глубоко.
Большое влияние на запоминание оказывает интерес к материалу. Также качество запоминания зависит от эмоционального отношения к материалу. Экспериментальные исследования показывают, что информация, вызывающая положительные эмоции, запоминается значительно лучше, чем нейтральная. Запоминание же информации, вызывающей отрицательные эмоции, носит неоднозначный характер. Оказалось, что если запоминаемая информация наносит ущерб самоуважению человека ,она активно вытесняется из сознания и ее трудно вспомнить. Если же прямого ущерба самоуважению нет, то информация может запоминаться иногда даже лучше ,чем эмоционально положительная.
Следующим фактором, влияющим на запоминание, являются мотивы запоминания, то есть причины, побуждающие людей запомнить что-либо. Улучшать запоминание могут игровые мотивы, похвала и одобрение, соревновательные мотивы (желание выиграть, соревнование; причем доказано, что более действенными являются мотивы личного соревнования , а не командного).
Важнейшим условием непроизвольного запоминания является действие с тем, что должно стать объектом запоминания. Доказано, что запоминание информации, полученной в результате активной самостоятельной работы происходит значительно лучше, чем запоминание информации ,данной в готовом виде для работы с ней. Иначе: чем активнее работаете с материалом, тем лучше он запоминается.
2 Виды памяти:
- произвольная и непроизвольная
- по продолжительности запоминания и сохранения материала: кратковременная и долговременная; оперативная- обслуживает непосредственно осуществляемую человеком деятельность и использует информацию как кратковременной так и долговременной памяти.
- в зависимости от особенностей материала, который запоминается и воспроизводится: образная (зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая), двигательная, эмоциональная и словесно-логическая.
Большинство людей при рождении получают возможность использовать все виды образной памяти ,хотя представлены они не равномерно, что-то развито лучше, что-то хуже. Но часто получается так, что человек, у которого лучше развита зрительная память, начинает пользоваться чаще всего ею, и практически полностью игнорирует информацию, идущую по другим каналам. В результате основной канал перегружен, а остальные постепенно атрофируются, дряхлеют за ненадобностью. Развивая все 5 каналов, мы расширяем диапазон доступных для запоминания характеристик и тем самым возможность воспринимать и запоминать мир во всем его многообразии. Это наш первый ресурс.
Вторым очень важным ресурсом является двигательная память. С ее помощью мы можем выучить последовательность движений в танце или спортивных упражнениях и приемах, научиться правильно писать и т.д. Кроме того, даже при запоминании иностранных слов важно не только увидеть слово или услышать его, но также проговорить и написать – при этом включается наша двигательная память, помогающая зрительной и слуховой лучше запомнить новые слова.
Следующий ресурс – это память на чувства и эмоции. Бывает, что мы забываем содержание фильмов , но хорошо помним наше эмоциональное впечатление: понравился он или нет, был смешным или страшным и жутким….Эмоциональная память часто является импульсом, запускающим целую цепь воспоминаний, связанных с самыми различными сторонами жизни человека. Именно поэтому формирование эмоционального отношения к запоминаемому материалу позволяет облегчить процесс запоминания, последующего сохранения и воспроизведения информации.
Еще один ресурс – это развитие мышления и вместе с ним словесно-логической памяти ( память на мысли ,представленные в словесной форме). Частот маленькие дети запоминают информацию дословно, не понимая смысла. Такое запоминание называется механическим. Противоположное ему – логическое, при котором мы запоминаем материал ,подвергнув его смысловой обработке. В этом случае мы запоминаем смысл независимо от использованных слов. Научить ребенка переосмысливать материал, который необходимо запомнить, значит научить его простейшим мыслительным операциям: анализу, синтезу, классификации, группировке и т.п.
3. Особенности развития памяти в дошкольном детстве
В более младшем возрасте большая роль принадлежит слуховым и зрительным впечатлениям ,а также памяти на чувства, эмоции. Запоминание пока непроизвольное. Детям характерно такое свойство как фотографичность. Легко заучивают наизусть какое-либо стихотворение ,сказку – механическое запоминание. В более старшем возрасте, 5-6 лет начинает формироваться произвольная память. Следует отметить ,что в 5-7 лет преобладает наглядно-образная память. Но также развивается память словесно-логическая, то есть при вспоминании начинают выделяться существенные признаки. В этом возрасте необходимо развивать все виды памяти – образную, долговременную, кратковременную, оперативную, эмоциональную, двигательную и словесно-логическую.
4. Игры и упражнения для развития памяти
- Игра «Добавь слово» (цель - развить слуховую память)
Один ребенок называет какой-нибудь предмет, второй повторяет названное слово и добавляет какое-либо свое. Третий ребенок повторяет уже два слова и называет третье. Четвертому ребенку придется повторить уже три слова , а потом назвать свое и т.д.
- Игра «Пары слов» (цель – освоение приема запоминания: связывать слова по смыслу, объединять их)
Взрослый читает пару слов и просит детей сказать, как связаны эти два слова, какие у них есть одинаковые свойства или общие особенности. И так же с остальными парами. Через некоторое время предлагаем детям вспомнить пары слов. При этом надо называть первое слово, а дети – второе.
Мост – река Книга – буквы
Каша – ложка Яма – лопата
Дверь – комната Кисточка – краска
Волосы – расческа
- Игра «Слушаем и рисуем» (развить слуховую память и внимание)
Прочитать детям рассказ и предложить им нарисовать рисунок, точно отражающий его содержание.
В воскресенье слепил я трех замечательных снеговиков. Слепил их из комков снега. Один получился большой, другой – поменьше, а третий – совсем крохотный. Руки первого и второго – снежные комки, а у третьего – из сучков. Вместо носа вставлены морковки. Глаза из угольков.
После можно предложить поменяться рисунками и в рисунке своего товарища что-нибудь изменить (дорисовать какие-то элементы или раскрасить). Затем рисунки возвращаются обратно, и дети распознают изменения.
- Игра «Нарисуй по памяти картинку» (цель – развить зрительную память и внимание)
Детям предлагается нарисовать на листе бумаги картинку, которую в течение 5 секунд показывал взрослый.
-
- Игра «Кукловоды» (цель – развитие двигательной памяти)
Ведущий завязывает глаза другому участнику и водит его, как куклу, по несложному маршруту, держа за плечи, в полном молчании: 4-5 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад, поворот налево, 5-6 шагов вперед и т.д. Затем развязывают глаза и просят самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его то начала до конца, вспоминая свои движения.
- Игра «Разведчик» (цель – развитие двигательной, зрительной памяти)
Один из участников – «разведчик». Ведущий произносит «Замерли» - вся группа застывает. Каждый старается запомнить свою позу, а «разведчик» старается запомнить всех. Внимательно изучив позы и внешний вид участников, «разведчик» выходит из комнаты. В это время участники делают несколько изменений в своей одежде, позах, обстановке,… После «разведчик» возвращается – и обнаруживает перемены.
РЕЗЮМЕ
Использование ресурсов:
Активизация потенциальных возможностей всех видов памяти: образной, двигательной, эмоциональной, словесно-логической
Создание специальных условий:
Установка на запоминание
Эмоциональная включенность
Мотивация
Активная работа с материалом, который нужно запомнить
Конкретные способы работы с материалом.
Установление смысловых связей между новой информацией и старой.
Дробление материала на части, элементы,..
Включение всех видов памяти
Использование мыслительных операций: группировки, классификации, анализа, синтеза.
Создание положительного эмоционального фона при запоминании.
Ограничивать объем информации, которую необходимо запомнить