kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Семинар-практикум «Готовность к планированию работы в соответствии с возрастными особенностями дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практический семинар (карта) поможет педагогам спланировать свою деятельность в соответсвии возрастным особенностям детей дошкольного возраста.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Семинар-практикум «Готовность к планированию работы в соответствии с возрастными особенностями дошкольного возраста»»

Семинар-практикум «Готовность к планированию работы в соответствии с возрастными особенностями возраста»

Дата проведения:________

Группа «___________________________________дошкольный возраст»

указать возраст группы

Состав группы: ____________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________

1 задание: Определить возрастные особенности своей возрастной группы – указать цвет, в которым прописаны соответствующие особенности

?

?

?

?

В этом возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно.

Происходят изменения психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми «взрослыми» среди других детей в детском саду. Воспитатель поддерживает в детях ощущение «взрослости» и на его основе вызывает у них стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.

Появляется потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, Ребенок активно начинает под руководством взрослого применять свои знания и умения, ставить перед собой все более сложные задачи.

Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Задача воспитателя – пробудить к нему интерес. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и форм его воплощения.

Обязательным элементом образа жизни является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стеклами и пр.), в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей.

Важным показателем самосознания детей этого возраста является оценочное отношение к себе и другим. Положительное представление о своем возможном будущем облике впервые позволяет ребенку критически отнестись к некоторым своим недостаткам и с помощью взрослого попытаться преодолеть их. Положительное восприятие ребенком «собственного Я» непосредственным образом влияет на успешность деятельности, способность приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях взаимодействия. Выступая активно действующим лицом в процессе взаимодействия с внешним миром, дошкольник познает его, а вместе с тем познает и себя. Через самопознание ребенок приходит к определенному знанию о самом себе и окружающем его мире. Опыт самопознания создает предпосылки для становления у дошкольников способности к преодолению негативных отношений со сверстниками, конфликтных ситуаций. Знание своих возможностей и особенностей помогает прийти к пониманию ценности окружающих людей.

Возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения.

Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество.

Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности – игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, несформированности произвольности поведения ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.

Ярко выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение. Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом.

В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.

Ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.

Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное, т.е. от манипулирования объектами ребёнок способен перейти к манипулированию представлениями и образами.

В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

В данном возрасте сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов - внимания, памяти, мышления, а также потребность в эмоциональном комфорте. Однако ведущим типом общения становится ситуативно-деловое. Это означает, что взрослый привлекает ребёнка в первую очередь как партнёр по интересной совместной деятельности. Сверстник пока мало пригоден для исполнения этой роли, поскольку ещё не вполне владеет, с ним речью трудно согласовать намерения и построить план совместной деятельности.

Системы организма созрели настолько, что могут выдержать уже даже высокие нагрузки, как нервные, так и физические.

Интеллектуальная готовность - это уровень развития различных умственных способностей ребёнка, его возможности для обучения и приобретения необходимых навыков и знаний.

   В этом возрасте малыш имеет хотя бы элементарные познания об окружающей действительности, живой и неживой природе, пространстве, времени, Вселенной.

  Его мышление уже приблизилось я к анализу и умению постигать загадки синтеза. Ребёнок может обобщать, классифицировать предметы и явления и выделять в них главное, второстепенное, улавливая многие закономерности и связи.

    Малыш уже способен воспринять количества и множества, он вычленяет образы, пытается проделывать в уме простейшие мыслительные операции. Он хочет всё познать.

Ребенок  способен без какого -либо принуждения охотно выполнять задания, сосредоточенно выслушивая объяснения и разъяснения их, следуя за указаниями взрослых и подражая заданному образцу.

Он интересуется не только путями её выполнения и способами действия. Он сам оценивает свою работу и контролирует себя.

Проявляется произвольное запоминание, хорошая память - и кратковременная, и долговременная, и зрительная, и слуховая... Ребёнок обладает и образным мышлением, а также развитой речью с большим запасом слов.

Ребёнок владеет собой и подчинять свои желания необходимости. У малыша в 6 лет должна быть сила воли. Обычная интеллектуальная готовность переплетается с другими признаками «зрелости», больше всего, с личной готовностью, включающей в себя как социальный, так, и эмоциональный компонент. Чтобы успешно заниматься в школе ребёнок должен усвоить позицию ученика, т.е. произвольность поведения, для осуществления которого необходима произвольность памяти, внимания, восприятия

Возраст характеризуется периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость.

Возникает и совершенствуется умение планировать свои действиясоздавать и воплощать определенный замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление не только о цели действия, но и способах ее достижения.
Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра. Существенное значение имеют также дидактические и подвижные игры. В этих играх у детей формируются познавательные процессы, развивается наблюдательность, умение подчиняться правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные движения.

Наряду с игрой, интенсивно развиваются продуктивные виды деятельности, особенно изобразительная и конструктивная.

Важным психическим новообразованием детей является умение оперировать в уме представлениями о предметах, обобщенных свойствах этих предметов, связях и отношениях между предметами и событиями. Понимание некоторых зависимостей между явлениями и предметами порождает у детей повышенный интерес к устройству вещей, причинам наблюдаемых явлений, зависимости между событиями, что влечет за собой интенсивное увеличение вопросов к взрослому: как?, зачем?, почему? На многие вопросы дети Нереализованная потребность общения со взрослым приводит к негативным проявлениям в поведении ребенка.

Дети активно овладевают связной речью, могут пересказывать небольшие литературные произведения, рассказывать об игрушке, картинке, о некоторых событиях из личной жизни.

Важнейшими новообразованиями данного возраста являются:

 завершение в основном процесса формирования активной речи и выход сознания за пределы непосредственно воспринимаемой действительности. Взрослый теперь представляет интерес в первую очередь как источник увлекательной и компетентной информации. Общение носит внеситуативно - деловой характер.

  Дети начинают проявлять интерес к своим сверстникам как к партнёрам по игре. Мнение сверстника приобретает особую значимость.

  Мышление по-прежнему носит наглядно - образный характер.  В этом возрасте, как ни в каком другом, дети с удовольствием слушают волшебные сказки.



2 задание: Заполнить таблицу «Психологические особенности возраста» и разработать на основе их рекомендации по работе с детьми своей возрастной группы

Критерий

Характеристика

Мышление


Речь


Произвольность

познавательных процессов (внимание, память)


Объект познания


Способ познания


Форма общения


Отношения со сверстниками


Отношения со взрослыми


Наличие конфликтов со взрослыми


Ведущий вид деятельности


Ведущая потребность


Основные особенности возраста


Рекомендации:








3 задание: Определите задачи для своей возрастной группы – укажите цифры, под которыми стоят задачи соответствующей вашей возрастной группы

Физическое развитие

Познание

Художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

1

Формирование умения выполнять знакомые движения легко и свободно, ритмично и согласованно, ориентируясь в пространстве и сохраняя равновесие

2

Развитие умений детей сравнивать предметы, находить в них сходство и различие, систематизировать и группировать их по разным основаниям (цвету, величине), выстраивать 5-7 предметов в ряды в возрастающем или убывающем порядке с небольшой разницей в размере; формирование обобщенного способа обследования предметов

3

Ознакомление с произведениями и художественным «языком» разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства для обогащения зрительных впечатлений, формирование эстетических чувств и оценок.

4

Развитие речи как средства общения и культуры, как средства обмена чувствами, налаживания взаимодействия со взрослыми и сверстниками; формирование умений формулировать мысли через слово.

5

Обогащение представлений о многообразии культурных норм и ценностей, принятых в обществе; создание условий для формирования у детей ценностного отношения к миру и человеку.

6

Формирование умений правильно выполнять основные движения. Развитие координации, ориентировки в пространстве, чувства равновесия, ритмичности и глазомера.

7

Развитие умений выделять в объектах цвет, форму, величину; соотносить окружающие предметы с сенсорными эталонами, использовать эталоны в разных видах практической деятельности

8

Знакомство с произведениями разных видов изобразительного искусства (живопись, натюрморт, иллюстрации); поддерживать интерес к народному и декоративному искусству (дымковская, филимоновская, богородская игрушка, семеновская или полхов-майданская матрешка)

9

Развитие речи как средства общения и культуры. Налаживание диалогического общения детей со сверстниками, умение пользоваться разнообразными средствами общения – словесными, мимическими, пантомимическими (с учетом конкретной ситуации)

10

Создание условий для присвоения культурных норм поведения и общения, а так же ценностей, принятых в обществе.

11

Содействие постепенному освоению техники движений, разнообразных способов их выполнения.

12

Совершенствование умений применять эталоны в качестве меры конкретных свойств предметов и вещей.


13

Развитие умений пользоваться карандашом или иными средствами изображения; создавать образ разными способами: мазками, пятнами, штрихами, линиями.

14

Развитие речи как средства общения и культуры. Развитие речевого взаимодействия с взрослыми, диалогического общения со сверстниками.

15

Развитие общения и интереса к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками

16

Совершенствование техники выполнения движений.

17

Совершенствование умения детей систематизировать (группировать) предметы по 2-3 выделенным признакам: цвету, форме и параметрам величины (высоте, ширине, длине, толщине); выстраивать серационные ряды 10 и более предметов с незначительной (до 0,5 см.) разницей в величине; вести целостно-расчлененный анализ объектов.

18

Ознакомление детей с произведениями разных видов пластического искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура) в многообразии его жанров (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический, батальный); приобщение к декоративно-прикладному искусству и искусству дизайна.

19

Развитие речи как средства общения и культуры. Налаживание игрового и речевого взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

20

Создание условий для содержательного общения и совместной деятельности со взрослыми и сверстниками; поддержка развития самостоятельности в самообслуживании и при организации разных игр.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Шипицына Ольга Васильевна

Дата: 12.11.2020

Номер свидетельства: 563222


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства