Ход занятия 1. Вводная часть Упражнение «Псевдоним»
Предложите участникам представиться так, как бы им хотелось, чтобы их называли в группе.
Упражнение «Чем мы похожи?»
Члены группы сидят по кругу. Пригласите в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: Настя, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос. Настя выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.
2. Основная часть
Теоретическая справка. Что такое «толерантность»
Педагог-психолог: Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Толерантность — важный компонент жизненной позиции зрелой личности, которая имеет свои ценности. Толерантная личность — это человек, который хорошо знает себя и признает других. Критерии толерантности: равноправие, доброжелательность и терпимое отношение к инвалидам, сотрудничество и солидарность в решении общих проблем. Нетерпимость основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Проявления нетерпимости: оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения; игнорирование (отказ в беседе, признании); негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки.
Каждый участник самостоятельно рисует эмблему толерантности (5–7 минут). Далее они сравнивают рисунки и делятся на группы на основе сходства. Участники самостоятельно решают, к какой группе присоединиться. Представители от каждой группы объясняют, что общего в их рисунках, и выдвигают лозунг, который отражает сущность их эмблем (обсуждение — 3–5 мин). Заключительный этап упражнения — презентация эмблем каждой подгруппы.
Далее обсудите, с какими затруднениями столкнулись педагоги, когда придумывали эмблемы.
Упражнение «Лукошко»
Материалы: лукошко или пакет с мелкими предметами. Количество предметов должно превышать количество участников группы.
Педагог-психолог: Пройдите по кругу с лукошком, где лежат различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в лукошко, берут какой-то один предмет. Предложите каждому найти какую-нибудь связь между этим предметом и понятием толерантности. Рассказ начинает участник, который первый получил предмет. Например: «Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру».
«Терпимое отношение к детям – что это значит»
Педагог-психолог: Нетерпимое отношение к ребенку у педагога возникает, когда ребенок не соответствует его требованиям. Если ребенок не нравится, вызывает раздражение, невротизирует, то педагог его внутренне или внешне не принимает, игнорирует или пытается изменить его поведение.
Терпимый педагог спокойно реагирует на внешний вид, характер, поведение ребенка. Он способен принимать детей такими, какие они есть. Терпимый педагог понимает мотивы поступков, поведения, которые раздражают в ребенке. Если он испытывает раздражение к ребенку, то проявляет выдержку, терпение. При помощи психолого-педагогических средств, он самостоятельно решает проблемы, работает с ребенком и его родителями.
Любой педагог в разных ситуациях может проявлять снисхождение, уступчивость и отстраненность, но со временем закрепляется определенная форма поведения. В зависимости от формы поведения выделяют типы педагогов с терпимым, толерантным или нетерпимым отношением.
Работа с алгоритмом терпимого отношения к ребенку
Педагог-психолог: Изучите алгоритм терпимого отношения к ребенку. Проанализируйте, почему вы не принимаете определенные качества в ребенке. Возможно, это связано с собственным эгоцентризмом. Например, с послушным ребенком вам легче работать, он доставляет меньше неудобств и неприятных переживаний. Может быть, поэтому важнее для вас собственное эмоциональное благополучие, нежели переживания по поводу того, что вам не нравится в ребенке.
Алгоритм терпимого отношения к ребенку
1. Увидеть позитивное в ребенке – внешний вид, поведение, черты характера или качества личности.
2. Понять ребенка. Осознайте мотивы поведения дошкольника, что частично нейтрализует раздражение.
3. Принять воспитанника таким, каков он есть. Простить его недостатки.
4. Воздействовать на мотивацию ребенка, чтобы ее изменить.
5. Признать право на несовершенство ребенка, отказаться от внутреннего и внешнего сопротивления, желания исправить ребенка.
6. Найти приемлемый путь, как погасить внутренний дискомфорт от общения с ребенком.
7. Провести анализ своего эмоционального состояния.
Педагог-психолог: Часто трудности у педагогов возникают при общении с детьми с ОВЗ. Не редко такое взаимодействие носит конфликтный характер.
Конфликтное взаимодействие имеет две стороны: внешнюю (видимую) и внутреннюю (скрытую). Видимая сторона конфликта проявляется в поведении участников. Скрытая сторона связана с их эмоциональным состоянием, с теми чувствами, которые переживают конфликтующие, с их мотивами и интересами. Эта сторона конфликта остается «за кадром», часто не проговаривается в ходе конфликтного взаимодействия, но непосредственно влияет на его протекание.
Когда чувство достигает определенного уровня интенсивности, то его уже нельзя остановить, подавить, оно должно достичь своего пика. У каждого человека свой предел интенсивности (своя критическая точка), который зависит от возраста, темперамента, эмоциональной устойчивости, способности к саморегуляции, личного опыта, образования, мудрости и понимания. У детей с особенностями развития данный уровень интенсивности низкий (контроль над эмоциями отсутствует).
Задача педагога – не развивать конфликт до критической точки. Основные средства, которые стабилизируют взаимодействие педагога и ребенка, – способность к принятию (понимание, эмпатия, ассертивность), терпимое отношение (выдержка, самообладание, самоконтроль).
Управление дыханием
Педагог-психолог: Управление дыханием – способ влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных процессов, способствует мышечному расслаблению.
Упражнение. Ваша задача, сидя или стоя, максимально расслабить мышцы тела и сосредоточить внимание на дыхании. На счет 1-2-3-4 делайте глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна). На следующие четыре счета задержите дыхание. Затем плавный выдох на счет 1-2-3-4-5-6. Снова задержка перед следующим вдохом на счет 1-2-3-4. Через 5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало спокойным и уравновешенным.
Управление тонусом мышц, движением
Педагог-психолог: Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслабить позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы.
Упражнение. Сядьте на стул, немного вытяните ноги и свесьте вниз руки. Представьте, что энергия усталости «вытекает» из кистей рук в землю, и – вот она струится от головы к плечам, перетекает к предплечьям и достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчетливо физически ощущаете теплую свежесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так 2 минуты, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от усталости. Легко, пружинисто встаньте, улыбнитесь, пройдитесь по комнате.
Воздействие слова
Педагог-психолог: Словесное воздействие задействует сознательный механизм самовнушения. Формулируйте самовнушения в виде простых и кратких утверждений без частицы «не».
Упражнение «Самоприказ»
Самоприказ – короткое отрывистое распоряжение, сделанное самому себе. Применяйте самоприказ, когда убеждены в том, что надо вести себя определенным образом, но испытываете трудности с волнением: «Разговаривать спокойно!», «Молчать! Молчать!», «Не поддаваться на провокацию!» – это помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно. Сформулируйте самоприказ, мысленно повторите его несколько раз (если возможно, повторите вслух).
Упражнение «Самопрограммирование»
Вспомните ситуацию, когда вы справились с подобной ситуацией, сформулируйте текст программы. Для усиления эффекта используйте слова «именно сегодня у меня все получится», «именно сегодня я буду самой сдержанной, находчивой, уверенной», мысленно повторите фразы несколько раз.
Упражнение «Самоодобрение»
Когда отсутствует поддержка со стороны окружающих, увеличивается нервозность, раздражение. Тогда мысленно хвалите себя: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!». Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня 5 раз.
Педагог-психолог: Запоминайте ситуации, события, в которых вы чувствуете себя комфортно, расслабленно, спокойно. Такие ситуации мы будем называть ресурсными. Запоминайте зрительные образы, события (например, облака, небо, воду, лес), слуховые образы (например, пение птиц, журчание ручья, шум дождя), ощущения в теле (например, тепло солнечных лучей, брызги воды, вкус клубники).
При ощущении напряженности, усталости: сядьте удобно, дышите глубоко и медленно, вспомните одну из ваших ресурсных ситуаций, проживите ее заново, вспоминайте все сопровождающие ее зрительные, слуховые, телесные ощущения; побудьте внутри этой ситуации несколько минут, откройте глаза и вернитесь к работе.
3. Заключительная часть Упражнение «Комплименты»
Участники придумывают комплименты друг для друга. Один из них бросает мяч другому и говорит ему комплимент. Например: «Татьяна, вы очень справедливый человек» или «Катя, у вас замечательная прическа». Тот, кто получил мяч, бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент. Проследите, чтобы комплимент был сказан каждому участнику.
Вопросы для обсуждения: Некоторые из вас впервые познакомились с понятием «толерантность». Какой отклик вызвало у вас определение толерантности? Представляется ли вам тема актуальной, и если да, то почему?