- Познакомить воспитателей с нетрадиционными техниками рисования:
- совершенствовать педагогическое мастерство;
- способствовать развитию творческого потенциала воспитателей.
Ход семинара-практикума:
1. Теоретическая часть
Важнейшей задачей педагогической теории и практики на современном этапе является формирование творческой личности, которое необходимо развивать с дошкольного возраста. Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Все дети талантливы, так утверждают многие педагоги. Главное это вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни.
Мы открыли мастерскую.
Полюбуйтесь - вот какую!
Приглашаем всех учиться
Вместе весело трудиться!
Только смелый и упорный
Доберется к цели бодро.
Уважаемые педагоги!
Перед тем, как начать нашу практическую работу, я предлагаю вам занятия, которые снимают усталость, поднимают настроение, самооценку и каждый из вас почувствует себя художником.
2. Практическая часть
Сегодня мы с вами немножко поработаем, и вы убедитесь сами, что в каждом из вас живет художник, за 45 минут мы создадим по 4 работы в технике «ниткография», «граттаж», рисование манной крупой (белой и цветной).
И в десять лет, и в пятьдесят. Все люди любят рисовать. И каждый смело нарисует Всё, что его интересует. Были б краски, Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на Земле.
Техника «ниткография»
Сейчас мы все вместе попробуем нарисовать с помощью нитей.
Для этого нам потребуются:
• два альбомных листа;
• тушь или жидко разведенная гуашь;
• тарелочки для красок;
• пластмассовые ложечки;
• ниточки средней толщины;
• тканевые и бумажные салфеточки
Пальчиковая гимнастика «Нитка»
НИТКА С нитью знакомиться мы будем. Пока на пальчик ее накрутим. Нитки о себе расскажут, что умеют, все покажут: Иголкой шить они умеют, И рисовать даже сумеют, Два листочка им нужны, Гуашь и тушь тоже важны.
Натянуть, взявшись двумя пальцами за концы. Накрутить на указательный палец правой руки. Раскрутить. Намотать на другой палец. Имитация шитья. Вращение ниткой на раскрытой ладошке. Закрыть сверху ладонь с ниткой другой ладонью. Перевернуть сомкнутые ладони.
Техника исполнения:
1. Краску разных цветов налейте в тарелочки.
2. Опускаем ниточку в тарелочку с помощью ложечки и отжимаем ее, придерживая другой конец нитки в руке.
3. Выкладываем на лист бумаги изображение из нитки, а другой конец оставляем свободным.
4. Так повторить столько раз, сколько цветов вы хотите нарисовать, укладывая ниточки аккуратно на листе бумаги.
Выкладывать изображения из ниточек надо быстро, чтобы не высохла краска.
5. Далее возьмите чистый лист бумаги и наложите на лист с изображением, слегка придерживая рукой.
6. Собрать в руку все концы ниточек и, придерживая верхний лист бумаги, резко выдернуть нитки.
7. По желанию дорисуйте дополнительные детали..
Техника «Граттаж»
Граттаж - это способ выполнения рисунка путём процарапывания или соскребания, каким либо инструментом бумаги или картона, залитых тушью или гуашью. Другое название техники — воскография.
Материалы и инструменты для создания рисунка в технике граттаж:
• плотная бумага или лист картона;
• черная тушь или гуашь;
• парафиновая свеча, масляная пастель или восковые мелки;
• широкая плоская кисть с мягким ворсом;
• зубочистка.
Техника исполнения:
Закрасьте поверхность масляной пастелью разных цветов. Цвета выбирайте, исходя из «настроения» будущего рисунка. Если хотите нарисовать осенний пейзаж, возьмите желтые и красные тона, подводный мир – синие и фиолетовые и т.д.
Чтобы цвета плавно перетекали друг в друга для этого нужно взять кусочек бумажки и потереть поверхность. Масляная пастель отлично размазывается, поэтому в результате вы получите цельное разноцветное пятно.
Закрасьте всю поверхностью черной тушью или гуашью. Не забудьте добавить в пигмент немного жидкого мыла или шампуня, иначе он будет скатываться на масляной поверхности и не даст однородного слоя.
Наметьте основные контуры будущего изображения простым карандашом (будет заметен). Нарисуйте только главные очертания. Не мельчите – стереть карандаш с такой поверхности без повреждений очень трудно.
Острым предметом начинайте процарапывать обозначенные контуры зубочисткой. Не давите слишком сильно – ровно настолько, чтобы снять черный слой. Прежде чем процарапывать, убедитесь, что темный пигмент тщательно высушен!
Процарапав главные контуры, можно приступить к проработке деталей и завершить рисунок.
Используйте различные приемы: точки, штрихи, перекрестные штрихи и т.д. Для внесения разнообразия в композицию используйте скребки различной толщины. Искусство техники граттаж ограничивается только вашей фантазией, поскольку строгих правил исполнения здесь не существует.
В рисовании мы с вами технику изучали Немного усилий, немного терпенья Вот и картина для восхищенья. Зубочисткой процарапать – Это техника граттаж. Нам понадобятся свечи, Вдохновение, кураж! Свечи смело нагреваем Покрываем весь картон Очень важно для рисунка Подготовить нужный фон На него гуашь побольше, Подсыхает он подольше, Начинаем мы царапать, и картину рисовать, Что получится, не знаем, можем только угадать. Появилась вдруг земля, облака плывут не зря. Рядом с корнями деревьев - россыпи цветов лесных Ручеек лесной бежит, а водица нам журчит, Просыпайтесь ото сна – в гости к нам пришла весна!
^ ЗУБОЧИСТКА , ШПАЖКА
(при технике граттажа) Продавливать рисунок сложно, Но научиться тоже можно. Зубочистки- палочки, Наши выручалочки. Ладошки наши разминают, Рисовать нам помогают.
^Легкий нажим на каждую из ладоней поочередно (либо на поверхность стола).
Вращение между ладонями.
Техника рисование манной крупой без окрашивания:
На цветном фоне можно рисовать кистью клеем ПВА, а потом посывать манкой - получится монохромный рисунок - белый на цветном. Так обычно рисуют зиму (ниже в примерах работ есть такой пример).
Манная крупа поверх рисунка:
Делает контрастный рисунок более матовым, текстурным. Манка на клею выглядит полупрозрачным слоем.
Как рисовать: рисуется контрастный рисунок, покрывается тонким равномерным слоем клея и аккуратно посыпается манкой.
Есть два способа окраски манки:
1) После приклеивания манки к основанию красят её при помощи кисточки акварельными красками.
2) Предварительно красят манку, это можно делать как при помощи зелёнки и йода, пищевых красителей, так и при помощи смешивания манки с протёртым грифелем цветного карандаша или мелков.
Это совершено не сложно.
Для начала изготавливаем цветную манку.
Тут вариантов масса, можно использовать сухой порошок (сухой краситель) краску для яиц (пасхальных).
Смешиваем манку с краской для яиц (всё на сухую, без добавления воды).
Тщательно перемешали, далее спирт (можно водку, но спирт лучше) чуть увлажняем смесь манки и краски и опять перемешиваем.
Примерно через полчаса спирт испарится, манку можно просеять (если надо).
На финише должны получить вот такую цветную манку. (показать)
Техника исполнения:
На подготовленном основании (лист бумаги, картон) наносим рисунок, желательно чем-то ели заметным, чтобы в последствии штрихов не было видно.
На определённые места наносится клей, в основном используется канцелярский ПВА.
Пока клей не застыл, а делать это надо быстро, сверху посыпается манка.
После того, как клей вместе с попавшей на него манкой высох, работу переворачиваем и излишки манки стряхиваются.
При изготовлении картин из цветной манки нужно проделывать этот алгоритм с каждым цветом отдельно.
Если с картинами из белой манки всё просто, то с цветными картинами придётся потрудиться.
Итог
Уважаемые педагоги!
Сегодня вы на собственном опыте увидели, что творить, фантазировать, созидать – это увлекательное, веселое занятие, способствующее развитию творческого потенциала человека, особенно в дошкольном возрасте.
Прощаясь, мне бы хотелось узнать: полезен ли был материал мастер-класса для вас, узнали ли вы что-то новое для себя?
(Ответы воспитателей).
Литература:
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1,2. М.: Скрипторий 2003. – 2008.
Казакова Р.Г. Занятия по рисованию с дошкольниками: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.ТЦ Сфера, 2009.
Лыкова И. А. Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия. «Цветные ладошки». – М.: - Сфера, 2008. – 192 с.