Семинар – практикум для воспитателей “Инновационные подходы при организации физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ: фитбол-аэробика”
Семинар – практикум для воспитателей “Инновационные подходы при организации физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ: фитбол-аэробика”
ДЕТСКИЙ ФИТНЕС. ФИТНЕС ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ.
Одним из путей решения этой проблемы является развитие детского фитнеса и внедрение его технологий в систему физкультурного образования детей дошкольного возраста.
В последнее время научным исследованиям в области фитнеса стало придаваться большее значение, они представлены в работах отечественных и зарубежных учё ных: В. Е. Борилкевич, А. Г. Лукьяненко, Ю. В. Менхин,
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Семинар – практикум для воспитателей “Инновационные подходы при организации физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ: фитбол-аэробика”»
Семинар – практикум
“Инновационные подходы при организации физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ: фитбол-аэробика”.
Воспитатель МБДОУ д/с «Звёздочка»
Матвеева Татьяна Олеговна
2023г.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Приоритетными направлениями развития России на современном этапе являются вопросы образования и здоровья подрастающего поколения. Прежде всего, это связано с ухудшением физического и психического здоровья детей. Одной из основных задач, обозначенных и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, также является охрана и укрепление физического и психологического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия). Невозможно решить проблему воспитания социально адаптивной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Самое главное, что необходимо сделать – вырастить здорового ребенка.
Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и взрослыми. И чтобы ребенок был и оставался таковым, необходимо формировать осознанное отношение к своему здоровью, важно сделать двигательную деятельность интересной, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям ребенка. При этом становится очень важным вопрос организации образовательного процесса на основе комплексного изучения особенностей здоровья и развития воспитанников, наличия определенных двигательных умений и навыков и подбор адекватных средств, методов и приемов.
В связи с этим, актуальным является поиск новых эффективных технологий оздоровления и физического развития детей, повышения уровня их физической подготовленности, приобщения к здоровому образу жизни.
Одним из путей решения этой проблемы является развитие детского фитнеса и внедрение его технологий в систему физкультурного образования детей дошкольного возраста.
ДЕТСКИЙ ФИТНЕС. ФИТНЕС ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ.
Одним из путей решения этой проблемы является развитие детского фитнеса и внедрение его технологий в систему физкультурного образования детей дошкольного возраста.
В последнее время научным исследованиям в области фитнеса стало придаваться большее значение, они представлены в работах отечественных и зарубежных учё ных: В. Е. Борилкевич, А. Г. Лукьяненко, Ю. В. Менхин,
A. B. Менхин, Е. Б. Мякинченко. В. И. Григорьев, C.B. Савин и др.
Детский фитнес можно рассматривать как общедоступную, высокоэффективную, эмоциональную систему целенаправленных оздоровительных занятий разной направленности с целью повышения физических кондиций, профилактики заболеваний и укрепления состояния здоровья, физического развития детей и подростков на добровольной основе, исходя из интересов занимающихся.
Детский фитнес является прекрасным дополнением к государственным программам воспитания и обучения. В здоровьесберегающем пространстве ДОУ использование детского фитнеса на занятиях физической культурой, а также в рамках дополнительного образования позволяет повысить объем двигательной активности, уровень физической подготовленности детей, формировать положительное и активное отношение к здоровому образу жизни, усилить интерес к занятиям физическими упражнениями и, как следствие, укрепить здоровье детей.
На занятиях детским фитнесом под руководством инструкторов дети знакомятся с возможностями своего тела, учатся получать удовольствие и уверенность от движений и физической деятельности. Занятия детским фитнесом создают оптимальные условия не только для физического, но и психомоторного развития детей.
К главным задачам, решаемым на занятиях детским фитнесом относятся :
1. Обеспечение гармоничного физического и психического развития ребёнка, улучшение и укрепление состояния его здоровья средствами детского фитнеса.
2. Содействие самопознанию, самоидентификации, самоактуализации и самореализации ребёнка через занятия детским фитнесом.
3. Обеспечение ребёнку свободы выбора занятий и его адекватности в соответствии со своими интересами, возможностями и способностями любого из предлагаемых направлений детского фитнеса.
4. Формирование жизненно-необходимых двигательных умений и навыков, развитие двигательных способностей и физической подготовленности ребёнка, формирование «школы движений» инновационными средствами.
5. Повышение интереса к систематическим занятиям физическими упражнениям и на основе добровольности участия и получения удовольствия от них.
6. Формирование знаний о здоровом образе жизни и потребности следовать ему.
7. Развитие креативности, воображения, творческих и музыкально-ритмических способностей ребёнка.
А также фитнес технологии в дошкольном образовании повышают уровень проведения традиционных занятий физкультурой, вносят положительные эмоции, удовлетворяют потребности ребенка в укреплении здоровья, формировании положительного и активного отношения к здоровому образу жизни, способствуют развитию способностей занимающихся, их физическому развитию и физической подготовленности.
Принципы детского фитнеса :
1)Общие принципы (характерные для физической культуры и, соответственно, для любого её вида занятий) :
- принцип всестороннего гармонического развития личности;
- принцип оздоровительной направленности;
- принцип связи физической культуры с профессиональной деятельностью;
- принцип социализации личности в процессе занятий физическими упражнениями.
3)Специфические принципы фитнеса (основанные на принципах оздоровительной тренировки, и специфических особенностях самого фитнеса) :
- «Нагрузка ради здоровья» или принцип управляемости нагрузкой (отказ от соревновательных мотивов и стремлений к достижению высокого спортивного результата,
- принцип комплексного воздействия на занимающихся,
- принцип адекватности и свободы выбора средств для занятий тем или иным направлением фитнеса,
- принцип эстетической целесообразности,
- принцип психологической регуляции,
- принцип адаптивности к контингенту занимающихся,
- принцип контроля и мониторинга физического состояния занимающихся.
4)Принципы, отражающие особенности занятий с детьми:
- принцип игровой и эмоциональной направленности,
- принцип инициативности и творчества (креативности,
- принцип самореализации через двигательную деятельность.
На современном этапе развития фитнес – технологии можно представить семью группами (Е. Г. Сайкина). К первой группе относятся оздоровительные системы (йога, цигун и др., а также восточные боевые искусства (ушу, каратэ, айкидо, спочан и др.)
Ко второй группе относятся авторские оздоровительные методики (системы, известные чаще всего по имени их создателей, такие как дыхательная гимнастика по методу А. Н. Стрельниковой, пилатес (по имени основателя Д. У. Пилатеса) и др.
В третью группу объединяются различные оздоровительные системы, которые строятся на основе научных достижений и апробации на практике (шейпинг, аэро-фитнес и др.).
К четвертой группе относятся новые формы двигательной активности, такие как ритмическая гимнастика, аэробика, стретчинг, фитбол.
К пятой группе относятся различные инновационные технологии и авторские программы, апробированные и пользующиеся популярностью. Среди них можно указать такие программы и технологии как танцевально- игровая гимнастика «СА-ФИ-Дансе», «Фитбол-гимнастика», «Игровой стретчинг».
Шестая группа представлена циклическими видами: оздоровительная
ходьба и плавание, занятия на тренажерах, велосипед и др.
К седьмой группе относятся спортивные и подвижные игры.
При планировании и проведении занятий фитнесом необходимо учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста и строго нормировать нагрузки.
Включать упражнения преимущественно комплексного воздействия, в том числе и для формирования мышечного корсета, уделять внимание знакомству с основами техники.
В дошкольном возрасте совершенствуются функциональные возможности центральной нервной системы. Дети быстро запоминают показанные им движения, но для закрепления и совершенствования необходимо многократное повторение.
Развитие скелета, суставно-мышечного аппарата у детей еще не окончено, поэтому важно следить за правильной осанкой во время выполнения упражнений. Так же учитывая быструю утомляемость, необходимо избегать чрезмерных усилий при выполнении упражнений и менять виды деятельности.
Занятия проводятся под музыкальное сопровождение, что создает эмоционально-положительный фон для дошкольников.
Фитнес технологии в детском саду должны обеспечивать целостность образовательного процесса, поэтому в основе выбора технологии лежат соответствующие методы воздействия на ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.
Фитбол-гимнастика.
Так, одной из наиболее популярной и привлекательной фитнес технологией по физическому воспитанию является фитбол – гимнастика.
Слово “фитбол” в переводе с английского языка означает “мяч для опоры”, используемый в оздоровительных целях. Такие мячи большого размера появились сравнительно недавно. Хотя с древнейших времен в культуре любого народа мяч использовался в качестве развлечении.
Мы обязаны появлением этого чудо-тренажера швейцарскому физиотерапевту Сюзан Кляйн-Фогельбах, которая придумала его в 50-х годах прошлого столетия. Поначалу его использовали исключительно в лечебных целях – для реабилитации больных с нарушениями в ЦНС, то есть лечили больных церебральным параличом.
Свой вклад в развитие фитбол-аэробики внесла и американка – врач-физиотерапевт Джоан Познер Мауэр, которая в 80-х годах использовала мяч для восстановления больных после травм позвоночника.
В наше время мяч одинаково верно служит и больным и здоровым.
Программы по фитбол-гимнастике уникальны по своему воздействию на организм занимающихся и вызывают большой интерес у детей и взрослых. Фитбол притягивает к себе, стимулирует фантазию и двигательное творчество, является не только уникальным оздоровительным «тренажером», но может использоваться как обычный мяч в играх и эстафетах.
Упражнения на мячах обладают оздоровительным эффектом, который подтвержден опытом работы специализированных, коррекционных и реабилитационных медицинских центров Европы. За счет вибрации при выполнении упражнений и амортизационной функции мяча улучшаются обмен веществ, кровообращение и микродинамика в межпозвонковых дисках и внутренних органах, что способствует разгрузке позвоночного столба, мобилизации различных его отделов, коррекции лордозов и кифозов.
Упражнения на мячах тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений и функцию равновесия, оказывают стимулирующее влияние на обмен веществ организма, активизируют моторно-висцеральные рефлексы.
Упражнения на мяче по своему физиологическому воздействию способствуют лечению таких заболеваний, как остеохондроз, сколиоз, неврастения, астено-невротический синдром и др. Механическая вибрация мяча оказывает воздействие на позвоночник, межпозвонковые диски, суставы и окружающие ткани (Т. С. Овчинникова, А. А. Потапчук, 2003).
Практически это единственный вид гимнастики, где в выполнение физических упражнений включаются совместно двигательный, вестибулярный, зрительный и тактильный анализаторы, что в геометрической прогрессии усиливает положительный эффект от занятий на фитболах.
Мяч по своим свойствам многофункционален и поэтому может использоваться в комплексах упражнений фитбол-гимнастики как предмет, снаряд или опора.
Комплексы упражнений на мячах в зависимости от поставленных частных задач и подбора средств могут иметь различную направленность:
- для укрепления мышц рук и плечевого пояса;
- для укрепления мышц брюшного пресса;
- для укрепления мышц спины и таза;
- для укрепления мышц ног и свода стопы;
- для увеличения гибкости и подвижности в суставах;
- для развития функции равновесия и вестибулярного аппарата;
- для формирования осанки;
- для развития ловкости и координации движений;
- для развития музыкальности;
- для расслабления и релаксации, как средство профилактики различных заболеваний (опорно-двигательного аппарата, внутренних органов).
При выборе мячей следует помнить об определенных правилах:
• Правильная посадка на мяче предусматривает оптимальное взаиморасположение всех звеньев тела, при этом происходит наиболее экономная работа постуральных мышц по удержанию позы в правильном статическом положении.
• При посадке на мяч угол между бедром и голенью ребенка должен быть 900.
• Оптимальные размеры больших мячей для детей:
3-5 года диаметр 45 см; 6-7 - 55 см.
• Сидя на фитболе, необходимо правильно ставить стопы (они должны быть прижаты к полу и параллельны друг другу).
• Занимающиеся с фитболами должны находиться на расстоянии 1 – 1,5 м друг от друга.
Прежде чем использовать упражнения на гимнастических мячах во время коллективных занятий и игр, следует каждого ребенка научить держать равновесие на мяче. Страховку при этом должен осуществлять педагог сбоку или сзади, очень полезен самоконтроль (тренировка перед зеркалом).
Упражнения с большими мячами сначала следует включать в какую-то часть занятия, а в дальнейшем посвящать им занятие полностью.
Упражнения на гимнастическом мяче также можно постепенно усложнять: сидя, или прыгая на нем, дополнительно пользоваться другими снарядами или предметами (например, броски мяча друг другу, сидя или прыгая на большом гимнастическом мяче).
Упражнения на мяче могут выполняться из разных исходных положений:
• Лежа на мяче. Сделать упражнение из такого исходного положения гораздо труднее, чем на полу, так как необходима постоянная
балансировка, при этом работают самые мелкие и глубокие мышцы, необходимые для удержания туловища в заданном положении.
• Сидя на мяче. В этом положении хорошо тренируются мышцы тазового дна, корректируются сколиотические отклонения позвоночника в грудном и поясничном отделе. Покачивания в положении сидя на мяче улучшают кровообращение, лимфоотток и ликвородинамику позвоночного столба.
Комплексы упражнений по фитбол-гимнастике могут быть разработаны на основе классификации, предложенной А. А. Потапчук и Т. С. Овчинниковой с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей:
- с использованием различных исходных положений на фитболах;
- разных способов выполнения;
- согласованных движений в парах и группе (вдвоем, в группе, держась за руки и т. д.);
• Основные (базовые) движения аэробики, соединенные в блоки и комбинации. Для простоты обучения занимающихся специалистами была выделена небольшая группа базовых шагов, на основе которых и строятся блоки и комбинации упражнений аэробики. (Е. С. Крючек, 2001; Т. А. Кудра, 2001).
• Танцевальные упражнения и элементы ритмики, хореографии и современных танцев.
• Упражнения лечебной физической культуры, направленные на профилактику и коррекцию различных заболеваний внутренних органов, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой,
• нервной и дыхательной систем организма, органов зрения.
• Подвижные и музыкальные игры и эстафеты включает большое количество игр как с мячом, так и сидя на мяче ("Музыкальные стулья", игры на внимание и др.) для занятий фитбол-аэробикой с детьми дошкольного и школьного возраста. Эта группа упражнений включает и упражнения креативной гимнастики, способствующие развитию творчества, инициативы и самовыражения.
• Упражнения из других оздоровительных и спортивных видов физической культуры входят элементы из различных видов спорта. Из спортивных игр могут быть взяты элементы волейбола, баскетбола, футбола и др. Спортивная гимнастика представлена акробатическими упражнениями: перекатами, стойками на лопатках с мячом, мостиком и др. Элементы художественной и атлетической гимнастики также вносят разнообразие в занятия фитбол-аэробикой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, внедрение фитнес технологий в современные дошкольные учреждения, как показали исследования, может быть весьма эффективно для решения проблем по оздоровлению детей, в том числе, и имеющих те или иные отклонения в состоянии здоровья.
Детский фитнес, обладая значимым спектром реализуемых социокультурных ценностей, широкими вариативными, адаптационными, интегративными возможностями способствует привлечению детей к систематическим занятиям спортом, активному и здоровому досугу, а также эффективному влиянию таких занятий на процесс оздоровления и физического развития наших дошкольников.
Список использованной литературы:
1. Борисова М. М. Современные технологии укрепления здоровья и физического развития дошкольников. Материалы конференции. – М: ИЦРОН, 2014.
2. Кудра Т. А. Фитнесс. Американская концепция достижения здоровья средствами физической культуры: монография /Т. А. Кудра. — Владивосток: МГУ им. адмирала Г. И. Невельского, 2002.
3. Овчинникова Т. С., Потапчук А. А. Двигательный игротренинг для дошкольников. - СПб. : Речь, 2002.
4. Сайкина Е. Г. Социокультурные предпосылки развития детского фитнеса в системе физкультурного образования детей и подростков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2007. – № 2
5. Сайкина, Е. Г. Фитнес в модернизации физкультурного образования детей и подростков в современных социокультурных условиях. Монография / Е. Г. Сайкина. - СПб. : Образование, 2008.
6. Сайкина, Е. Г. Фитбол-аэробика и классификация её упражнений / Е. Г. Сайкина //Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 7.
7. Сайкина, Е. Г. Фитнесв физкультурном образовании детей дошкольного и школьного возраста в современных социокультурных условиях: Монография. - СПб. : РГПУ, 2008.
8. Филиппова, С. О. Детский фитнес как средство оздоровления дошкольников //Здоровье детей – здоровье нации: Сб. материалов межрегиональной научно – практической конференции 28-29 мая 2008 г. /Сост. М. Н. Попова. - СПб. : ЛОИРО, 2008.