Просмотр содержимого документа
«СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Береги здоровье с детства» Тема выступления: «Музыкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста»»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
основная общеобразовательная школа № 6 имени Героя Советского Союза А.В. Новикова
города Новокуйбышевска г. о. Новокуйбышевск Самарской области.
Структурное подразделение детский сад «Бабочка»
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Береги здоровье с детства»
Тема выступления: «Музыкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста»
Подготовила: Шамбарова С.Е.
музыкальный руководитель,
высшей квалификационной категории
ГБОУ ООШ №6 СП «Детский сад «Бабочка»
2023 год.
Музыкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста.
Музыкотерапия – это нетрадиционный метод, использующий музыку как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях.
Музыкотерапия обладает множеством достоинств, что позволяет широко применять ее в работе с детьми.
Музыка является источником детской радости.
Правильно подобранные мелодии и звуки могут оказывать положительное воздействие на организм ребенка, что способствует общему улучшению самочувствия, оздоровлению, повышению работоспособности, поднятию настроения. Сила музыки в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека.
О положительном эффекте воздействия музыкотерапии пишут многие специалисты: Ворожцова О.А., Иванченко Г.В., Петрушин В.И., Свистунова Е.В., Шипилова Е.В.
Воспитание здорового ребенка - главная задача семьи и дошкольного учреждения.
В нашем детском саду музыка активно используется в оздоровительной работе с детьми.
Каждый день начинается с утренней гимнастики под музыку, которая мобилизует физические силы, улучшает дыхание, укрепляет и развивает мышцы. Музыка создает положительный настрой и задает определенный темп движения.
На музыкальных занятиях все виды деятельности способствуют укреплению и сохранению здоровья. Количество видов деятельности: слушание, пение, игра на ДМИ, дидактические игры, танцевальная деятельность.
В различной музыкальной деятельности ребенок раскрывает себя, свой творческий потенциал.
Ежедневно во многих группах дети засыпая, слушают музыку природы: звон ручейка, пение птиц, шум морского прибоя, шелест листвы, ребёнок расслабляется, получает удовольствие, отвлекается от посторонних мыслей и успокаивается (музыкотерапия).
В нашем детском саду проводятся календарные праздники. Для подготовки к ним дети тратят много сил, при этом идёт развитие всех групп мышц, тренируется память, мышление, психологически готовим детей. А сам праздник – это всплеск положительных эмоций полезных для здоровья.
Музыкальное сопровождение присутствует на спортивных соревнованиях, общих мероприятиях детского сада, занятиях, совместных с воспитателями.
Маршевая музыка -
повышает мышечную работоспособность.
Вокальная музыка -
влияет на весь организм, но больше всего на горло.
активизирует чувство любви к ближнему, чувство сострадания.
Музыка композиторов-импрессионистов
(К.Дебюсси, М.Равель) -
вызывает приятные образы в сновидениях, пробуждает творческие импульсы.
При слабой мелкой моторике пальцев рекомендуется игра на клавишных инструментах (детский синтезатор, игрушечное пианино), а для укрепления и оздоровления дыхательной функции можно использовать духовые инструменты (глиняные свистульки, дудочки, свирели, губные гармошки и др.). При эмоциональных проблемах, для снятия стресса или, напротив, активизации эмоциональной сферы личности ребенка уместно прослушивание музыки для релаксации, а также записей-шумов природы (звуков моря, леса, грозы).
Конечно, не обязательно слушать только классику, можно выбирать и другие стили. Но, как показывает опыт педагогов, использующих в своей работе музыкотерапию, именно классическая музыка влияет «базово», глубоко и надолго, существенно ускоряет процесс лечения, а значит, гораздо лучше помогает добиться необходимого эффекта и при обычном «домашнем» применении.
Таким образом, хотелось бы отметить, что музыкотерапия является интересным и перспективным направлением, которое используют во многих странах в лечебных и оздоровительных целях, она снимает напряжение и отрицательные эмоции, успокаивает и расслабляет, активизирует скрытые возможности подсознания и мобилизует резервы организма.
«Музыка – это лекарство, которое слушают»
Упражнения по музыкотерапии
«Упрямая подушка» (снятие общего напряжения, упрямства)
Терапевтическая игра
Взрослые подготавливают «волшебную, упрямую подушку» (в темной наволочке) и вводят ребенка в игру-сказку: «Волшебница-фея подарила нам подушку. Эта подушка не простая, а волшебная. Внутри ее живут детские упрямки. Это они заставляют капризничать и упрямиться. Давайте прогоним упрямки». Ребенок бьет кулаками в подушку изо всех сил, а взрослый приговаривает: «Сильнее, сильнее, сильнее! » (Чайковский Увертюра «Буря») Когда движения ребенка становятся медленнее, игра постепенно останавливается. Взрослый предлагает послушать «упрямки в подушке: «Все ли упрямки вылезли и что они делают? » Ребенок прикладывает ухо к подушке и слушает. «Упрямки испугались и молчат в подушке», – отвечает взрослый (этот прием успокаивает ребенка после возбуждения). Подушка стала доброй. Давайте полежим на ней и послушаем прекрасную музыку (Шопен «Ноктюрн №20»).
Библиографический список
1. Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. М. Изд-во ин-та Психотерапии, 2004.
2. Декер-Фойгт Г.-Г. Введение в музыкотерапию / Под ред. Г.-Г. ДекерФойгт. – СПб.: Питер, 2003.
6. Шипилова Е.В. Особенности организации психокоррекционной работы с дошкольниками с речевыми нарушениями // Логопед в детском саду, 2008. № 8(33). С. 30-38