Семинар-практикум для педагогов на тему: "Здоровьесберегающие технологии в работе ДОУ"
Семинар-практикум для педагогов на тему: "Здоровьесберегающие технологии в работе ДОУ"
Данный семинар-практикум направлен на систематизацию знаний педагогов о применении здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Семинар-практикум для педагогов на тему: "Здоровьесберегающие технологии в работе ДОУ"»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №42»
Семинар-практикум на тему:
«Здоровьесберегающие технологии в работе ДОО»
Подготовила:
Шитихина Надежда Сергеевна
воспитатель
Ярославль, 2022
«Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать.
Объясни им, и они будут беречься»
Януш Корчак
Цель семинара-практикума: систематизация знаний педагогов о применении здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Задачи:
Дать совместно с педагогами определение понятиям – «здоровье», «педагогическая технология», «здоровьесберегающая технология»;
Обогатить и уточнить знания о здоровьесберегающих технологиях, используемых в работе с детьми;
Познакомить с нетрадиционными здоровьесберегающими технологиями.
Вопрос к педагогам: что такое здоровье?
Здоровье – это состояние полного физического, душевного, социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Вопрос к педагогам: что такое педагогическая технология?
Педагогическая технология – это инструмент (формы, способы, методы, приёмы) профессиональной деятельности педагога. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность, включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу ещё в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной деятельности.
Вопрос к педагогам: что такое здоровьесберегающая технология?
Здоровьесберегающая технология – система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.
Основная цель здоровьесберегающих технологий – обеспечение дошкольнику возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, а также формирование осмысленного отношения к своему здоровью как важной жизненной ценности.
В воспитательно-образовательном процессе используются следующие здоровьесберегающие технологии:
Физкультурные занятия – это основная форма организованного систематического обучения двигательным умениям и навыкам посредством физических упражнений. Включают в себя общеразвивающие упражнения, обучение основным видам движений, перестроения, подвижные и малоподвижные игры и т.д. Физкультурные занятия бывают традиционными, в виде соревнований, ритмической гимнастики и т.д.
Утренняя гимнастика – комплекс упражнений, помогающий избавиться от сонливости и вялости, подготовить организм к предстоящим нагрузкам в течение дня, способствующий поднятию настроения и улучшению самочувствия. Формы проведения: традиционная, с предметами, сюжетная, подвижные игры, с элементами ритмической гимнастики и танцевальных движений, с использованием полосы препятствий.
Гимнастика после сна включает комплекс мероприятий, облегчающих переход от сна к бодрствованию. Способствует устранению сонливости, вялости, усилению работы систем организма (дыхательной, сердечно-сосудистой и т.д.), улучшению настроения и самочувствия.
Подвижная игра – двигательная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, на совершенствование двигательных навыков и на выполнение правил. Виды подвижных игр: подражательные, спортивные, сюжетные, хороводные, игры-забавы.
Физкультминутка. Проводится во время занятий по мере утомляемости детей. В зависимости от вида занятия может включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики, корригирующие упражнения и т.п.
Пальчиковая гимнастика – это комплекс упражнений для развития и совершенствования «тонких» движений пальцев рук.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности органов, участвующих в речевом процессе. С артикуляционной гимнастикой тесно связана миогимнастика – система специальных упражнений, оказывающая воздействие различные группы мышц челюстного аппарата.
Практические упражнения для педагогов:
«Внуки в гостях».
Жили - были дедушка и бабушка.
К ним толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки).
С ними худые – лишь кожа да кости (втягиваем щёки).
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),
Поцеловать они всех потянулись (губы вытягиваем вперёд).
Гимнастика для глаз включает в себя специальные упражнения, позволяющие избавиться от напряжения глаз. Способствует профилактике ухудшения зрения.
Практические упражнения для педагогов:
- «Шторки» - частое моргание;
- «Смотрим вдаль – смотрим на нос» (посмотреть сначала вдаль, потом на кончик своего носа);
- «Совушка» (зажмуриться – широко распахнуть глаза);
- «Нарисуем взглядом фигуры» (квадрат, прямоугольник, круг и др.)
Дыхательная гимнастика – это система специально подобранных упражнений для тренировки дыхательного аппарата. Упражнения на дыхание используются с целью укрепления иммунитета, профилактики простудных заболеваний, а также для восстановления сердечного ритма, снятия возбуждения.
Практические упражнения для педагогов:
- «Задуем свечу». Сделать вдох, задержать дыхание, три раза короткий выдох.
- «Шарик». Руки в стороны, сделать вдох, на выдохе руки опускаем со звуком «с-с-с».
Самомассаж. Сюда входит и точечный массаж. При проведении массажа дети выполняют разнообразные движения пальцами и руками, производя давление на определённые участки своего тела. Главное – научить детей не надавливать сильно на указанные части тела. Игровой массаж положительно влияет на центральную нервную систему детей, снимает напряжение, улучшает кровообращение, является профилактикой простудных заболеваний. Для самомассажа можно использовать массажные мячики, варежки для сухого растирания и т.д.
Практические упражнения для педагогов:
- Самомассаж ушных раковин «Взяли ушки за макушки» (выполняется большим и указательными пальцами – большой палец находится сзади)
Взяли ушки за макушки (большим и указательным пальцами с обеих сторон)
Потянули (несильно потянуть вверх),
Пощипали (несильные нажимы пальцами, с постепенным продвижением вниз),
Вниз до мочек добежали.
Мочки надо пощипать (пощипывание в такт речи),
Пальцами скорей размять (приятным движением разминаем между пальцами).
Вверх по ушкам проведём (провести по краю уха, слегка сжимая большим и указательным пальцами)
И к макушкам вновь придём.
- Самомассаж шестигранным карандашом;
- Самомассаж прищепками.
Игровой стретчинг – специально разработанная система упражнений на растягивание мышц, проводимые с детьми в игровой форме. Способствует формированию правильной осанки, развитию подвижности и гибкости тела, снижению травматизма.Примеры упражнений – «Змея», «Кораблик» (или «Лодочка»), «Кошка» и другие.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие. В ходе систематического использования данных упражнений у ребёнка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, ребёнок учится управлять своими эмоциями.
Практические упражнения для педагогов:
- «Кулак-ладонь-ребро» (сначала правой рукой, потом левой, потом обеими, постепенно ускоряясь);
- «Ладошки». Ладошки вверх, ладошки вниз. А теперь их на бочок и зажали в кулачок (сначала правой рукой, потом левой, потом обеими, постепенно ускоряясь).
Ритмопластика (ритмическая гимнастика) – система физических, танцевальных упражнений, выполняемых под музыку. Способствует развитию двигательных умений и навыков, выразительности и грациозности движений, чувства ритма, музыкальности.
Релаксация – система расслабляющих упражнений, направленная на восстановление равновесия между процессами возбуждения и торможения и снижение двигательного беспокойства (дыхание, мышечное расслабление). Данные упражнения могут проводиться, как для расслабления всего тела, так и отдельных частей – мышц рук, ног, лица и т.д. Примеры упражнений: «штанга», «шарик», «спящий котёнок», «волшебный сон» и т.п.
Все вышеперечисленные здоровьесберегающие технологии относятся к технологиям сохранения и стимулирования, технологиям обучения здоровому образу жизни. Помимо них, в работе с детьми следует использовать инновационные здоровьесберегающие технологии.
Фонетическая ритмика (логоритмика) – это система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Занятия фонетической ритмикой помогут сформировать фонетически правильную речь, а также повысить двигательную активность, что способствует укреплению здоровья.
Практические упражнения для педагогов (с элементами самомассажа)
Да-да-да - есть у деда борода
(Круговыми движениями массировать точки от середины груди к шее).
Де-де-де - есть сединки в бороде,
(Большими пальцами мягко провести по шее сверху вниз),
Ду-ду-ду – расчеши-ка бороду.
(Массировать точку под крыльями носа вправо и влево),
Да-да-да - надоела борода.
(Руки, сжав в кулаки, возвышениями больших пальцев быстро растереть крылья носа),
Ду-ду-ду - сбреем деду бороду.
(Положить три пальца на лоб всей плоскостью, и, мягко надавливая, массировать).
Ды-ды-ды - больше нет бороды.
(Раздвинув указательный и средний пальцы, положить их вперед и за ушами с силой растирать кожу).
Психогимнастика – система специальных занятий, которые включают в себя различные игры, упражнения и этюды. Данные формы работы направлены на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка (в особенности эмоционально-личностной сферы). Дети учатся выражать свои эмоции выразительными движениями, что в свою очередь способствует преодолению барьеров в общении и самовыражению, а самое главное – снятию психического напряжения.
Изотерапия – инновационная технология, которая предполагает использование методов изобразительного искусства для нормализации психического состояния детей. Изотерапия позволяет эмоционально разгрузиться и избавиться от отрицательных эмоций, позволяет избежать приступов агрессии со стороны ребенка.
Сказкотерапия или «лечение сказкой» – инновационный метод в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребёнка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи. Данная технология способствует сохранению и укреплению психического здоровья, профилактике тревожности и агрессивности, устранению страхов, развитию положительных эмоций, добрых чувств, творческих способностей, воображения и фантазии.
Технология музыкального воздействия, или музыкотерапия - вид музыкальной деятельности, направленный на оздоровление, профилактику и коррекцию различных психоэмоциональных, поведенческих отклонений. В одних случаях способствует снятию эмоционального и физического напряжения, в других – мобилизации и активизации всех физических и эмоциональных возможностей человека: приводит в тонус мышцы, системы организма и т.д.
Вышеперечисленные технологии относятся к коррекционным здоровьесберегающим технологиям.
Таким образом, применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, как физического, так и психического.