kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Семинар для педагогов по теме: «Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семинар для педагогов по теме:

«Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»

План

  1. Понятие эмоционального интеллекта.
  2. Составляющие эмоционального интеллекта.
  3. Роль родителей в развитии эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.
  4. Роль воспитателя в развитии эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.
  5. Литература.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Семинар для педагогов по теме: «Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»»





















Семинар для педагогов по теме:

«Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»























Подготовил: педагог-психолог

ГБДОУ «Детский сад № 94»

компенсирующего вида

Токарева Наталия Александровна















Г.Дзержинск

2025 г.







План

  1. Понятие эмоционального интеллекта.

  2. Составляющие эмоционального интеллекта.

  3. Роль родителей в развитии эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.

  4. Роль воспитателя в развитии эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.

  5. Литература.





  1. Понятие эмоционального интеллекта.

Формирование эмоциональной сферы человека и его эмоционального интеллекта происходит с самого раннего детства. Если эмоциональное воспитание реализовано в недостаточной степени, то возникают серьезные проблемы.

В сoвременном обществе увеличивается число детей дошкольного возраста с нарушениями в поведении и развитии эмоционального интеллекта. Дети не могут понять чувства других, не умеют понимать свое настроение и внутреннее сoстояние других людей. У многих детей появляется напряженность, занижена самооценка, дети становятся тревожными. Если вовремя не обратить внимание на нарушения в эмоциях, которые возникают у детей, то это может перерасти в психосоматическое заболевание, число которых увеличивается в последние годы.

        В настоящее время проблема эмоционального интеллекта весьма активно исследуется зарубежными и отечественными учёными.

 Так, эмоциональный интеллект описывают несколько теорий: теория эмоционально-интеллектуальных способностей Дж. Майера, П. Сэловея, Д. Карузо; некогнитивная теория эмоционального интеллекта Р.Бар-Она; теория эмоциональной компетентности Д.Гоулмена; двух-компетентная теория эмоционального интеллекта Д. Люсина.

В отечественной психологии и педагогике изучением эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста занимаются Ю.Б. Гиппенрейтер, О.А. Путилова, Л.М. Новикова, М.А. Нгуен, Д.В. Рыжов и другие. Они придерживаются мнения, что процесс развития эмоционального интеллекта имеет затруднения без специально организованных условий, а также обучения и воспитания.

Федеральный государственной образoвательной стандарт дoшкольного образования[2], в качестве одного из приоритетов, выделяет эмoциональное развитие дошкольника. Ставится задача развития эмoционального интеллекта, эмоциональной oтзывчивости, сопереживания.    

Проблема эмоционального интеллекта начала интересовать науку в 1990 году с появление термина «эмоциональный интеллект», который был предложен П.Саловеем и Дж. Майером. Однако существует мнение, что впервые этот термин был предложен еще в 1966 году Б. Лейнером в публикации «Эмоциональный интеллект и эмансипация»[6]. Эти авторы сформулировали определение эмоционального интеллекта как «способность постижения, оценки и выражения эмоций; способность понимания эмоций и эмоциональных знаний; а также способность управления эмоциями, которая содействует эмоциональному и интеллектуальному росту личности»[7].

П. Сэловеем и Дж. Майером сделан вывод, что 80% успеха в личной жизни определяет уровень развития эмоционального интеллекта, и всего 20% -  известный IQ – коэффициент интеллекта, измеряющий степень умственных способностей человека.

Этот вывод ученых перевернул в середине 90-х годов XX века взгляды на личностное развитие человека, его успеха и способностей. По их мнению, важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, чем совершенствование логического мышления и кругозора.

Эмоциональный интеллект в широком его понимании – это способность понимать свои эмоции, адекватно их выражать, контролировать, а также способность понимать эмоциональные состояния других людей, и в соответствии с этим оптимально выстраивать отношения с окружающим. Исходя из изложенных выше определений, можно отметить под эмоциональным интеллектом мы понимаем способность осознавать чувства и эмоциональные состояния людей и себя самого, а также умение ими управлять.

Уровень эмоционального интеллекта зависит от жизненного опыта человека. Таким образом, у взрослого уровень эмоционального интеллекта априори выше, чем у ребенка. Именно взрослый должен быть проводником ребенка в мир эмоций.

Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в дошкольном и младшем школьном возрасте, поскольку именно в этих периодах идет активное эмоциональное становление ребенка, совершенствуется его самосознание, способность к рефлексии и децентрации (способности встать на позицию партнера по общению)[18].

Также исследователи выделяют конкретные способности эмоционального интеллекта (эмоциональные компетенции):

-Умение контролировать свои аффективные импульсы;

-Умение определять свои чувства и признавать (принимать) их;

-Способность использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;

-Умение эффективно общаться с другими людьми, находить общие точки соприкосновения;

-Способность распознавать и принимать чувства других людей;

- Способность к эмпатии.

Активизация интереса среди психологов и педагогов к проблеме эмоционального интеллекта объясняется частотой встречаемости различных трудностей и нарушений у людей, имеющих низкий уровень развития эмоционального интеллекта и коммуникативных навыков. К числу наиболее серьезных проблем относятся:

Социальная изоляция, отсутствие отношений, удовлетворяющих базовые потребности человека в уважении, принятии, безопасности и любви, как следствие возможность появления аддикций различного рода (интернет-зависимость, гемблинг, зависимость от психоактивных веществ и др.);

Алексетимия – трудности осознания, определения и адекватного вербального выражения своих переживаний, повышающие риск возникновения психосоматических расстройств у детей и взрослых.

Таким образом, отметим, что эмоциональное развитие человека имеет большое значение для его жизни и оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности человека. При наличии разных точек зрения на возможности формирования и развития эмоционального интеллекта в современной науке, представляется целесообразным развивать эмоциональный интеллект с дошкольного возраста. При этом значительной является роль дошкольного образовательного учреждения, так как в условиях ДОУ возможно организовать педагогически обоснованную, систематическую и комплексную работу с дошкольниками по развитию эмоционального интеллекта.


  1. Составляющие эмоционального интеллекта.

Психолог Елена Мечетина выделяет четыре элемента эмоционального интеллекта:

  • Осознание эмоций — это умение определить эмоцию и правильно её назвать. Большую роль в осознании играет среда. Если человек воспитывался в семье, где люди привыкли называть эмоции, то он будет более эмоционально осознанным, чем тот, в чьей семье не было принято говорить о чувствах.

  • Понимание эмоций других. Оно строится на осознании собственных эмоций, так как чувства окружающих мы воспринимаем через проецирование на свой опыт: «Я понимаю, что чувствует этот человек, потому что знаю, что в такой ситуации испытываю я сам».

  • Выражение эмоций. Прокачанный эмоциональный интеллект позволяет экологично выражать свои чувства, при этом не скрывая их.

  • Управление своими и чужими эмоциями. Многие из нас хотят управлять другими людьми. Но научиться этому можно, только если человек умеет управлять своими эмоциями.

В настоящее время очень большое внимание уделяется интеллектуальному развитию детей – существует множество программ раннего обучения, овладение счетом, чтением, английским с ранних лет. Но, давно уже доказано, что искусственное обучение не просто вредно для ребенка, но и опасно. В погоне за собственными амбициями, родители упускают такой важный аспект, как развитие эмоционального интеллекта. И если с письмом, чтением и счетом все довольно просто, то формирование эмоциональной сферы – это процесс более сложный, а потому является важной составляющей гармоничного развития ребенка.

В каком бы возрасте взрослые не начали заниматься развитием эмоционального интеллекта у ребенка, алгоритм его формирования будет един – важно, чтобы знакомство с миром эмоций проходило постепенно, от простого к сложному:

  • Рассказывайте ребенку о чувствах и эмоциях, проговаривайте их вслух, наглядно показывайте эмоциональные проявления при помощи различных игр и бесед.

  • Учите распознавать проживаемые чувства и эмоции, предлагая сравнение:
    - далеких по значению чувств (радость – печаль, гнев – ликование, зависть – восторг, ненависть – любовь и прочие)
    - близких по значению чувств (скука – грусть, обида – злость, любовь – нежность, радость – восторг, злость – раздражение и прочие).

  • Побуждайте ребенка самостоятельно выражать свои чувства и эмоции. Интересуйтесь, что чувствует ребенок в различных жизненных ситуациях.

Чтобы помочь ребенку познать все многообразие эмоций, научиться осознавать и выражать словами свои и чужие чувства, существует множество игр. Вот некоторые из них:

Игра с образом животных. Попросите ребенка представить какое-либо животное и эмоционально на него отреагировать. Пусть он даст название своей эмоции и объяснит причину ее появления. Например, радость, потому что собака виляет хвостом и ластится. Или страх, потому что лев большой и рычит.

Игра с мячом. Бросая ребенку мяч, говорите: «Я радуюсь, когда...», затем по очереди озвучивайте варианты: «...ем мороженое, светит солнце, гуляем в зоопарке, улыбается мама». Чем больше вариантов наберется, тем лучше. Следите за отсутствием повторений. Далее продолжайте игру с другими эмоциями: я грущу, злюсь, удивлен, мне страшно, интересно, стыдно и т.д. Игра с пиктограммами. Для этой игры понадобятся пиктограммы – карточки с изображением эмоций. Переверните их рисунками вниз. Пусть ребенок возьмет одну из них и, не показывая ее другим, изобразит нарисованную эмоцию. Угадавший тянет следующую карточку.

Игра «Волшебный мешочек». Эта игра направлена на осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций. Перед ее началом уточните у ребенка, что он чувствует на данный момент, например, он на кого-то обижен. Предложите сложить в волшебный мешочек все отрицательные эмоции – обиду, досаду, злость, грусть. Крепко завяжите этот мешочек и уберите его. Затем возьмите еще один волшебный мешочек и попросите ребенка взять из него любые положительные чувства, которые он хочет.

  1. Роль родителей в развитии эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.

Полноценное развитие интеллекта невозможно, если есть недостатки в эмоциональном развитии. Эмоции не могут быть подменены, подавлены интеллектом, ибо отсутствие эмоций, бедность эмоций ведет к пассивности мыслительных процессов.

Понимание и знание своих эмоций и чувств является важным для развития дошкольника. Для ребенка передача эмоций - достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний и определенного уровня развития. Эмоции оказывают влияние на все стороны личности на ее активность, тем или иным образом влияет на ее деятельность.

Практически все дети рождаются эмоционально открытыми и, по мере взросления малыша, уровень эмоционального интеллекта развивается и совершенствуется наравне с крупной и мелкой моторикой, слухом, речью, памятью и другими процессами.

Родители принимают непосредственное участие в процессе развития эмоционального интеллекта ребенка. Основная цель взрослого – научить малыша жить в гармонии со собой, принимать в себе весь спектр чувств – любовь, радость, гордость, зависть, ревность, злость, страх. И не нужно делить эмоции на плохие и хорошие, ведь все они имеют место быть в душе человека.

Первые эмоции

Вспомните ваши первые игры с малышом. Игра «ку-ку» – это не что иное, как реакция ребенка на чувства и эмоции взрослого – чем веселее интонация и выглядывающее из-за ладошек лицо мамы, тем заливистей детский смех. Чувство голода и колики знакомят малыша с такими эмоциями, как страх, боль, любовь, доверие, растерянность, отчаяние. И задача родителя здесь – отвечать на них так, чтобы ребенок чувствовал себя нужным, значимым и услышанным. Именно в этом случае происходит развитие эмоционального интеллекта в гармоничном направлении.

Отражение чувств ребенка

Первый и основной навык эмоционального интеллекта – понимание своих эмоций. Чтобы помочь ребенку научиться понимать самого себя, проговаривайте вслух те эмоции, которые он испытывает. Ведь когда малыш радуется, злится или боится, он еще не знает, что каждое его состояние имеет определенное название. Раз за разом сознавая их, малыш понимает, что чувства бывают разные и он имеет право на каждое из них. «Похоже, тебе сейчас очень весело» «Ты сейчас такой счастливый, как солнечный зайчик»
«Твоя игрушка сломалась, и ты очень расстроен» «Я вижу, что ты очень растерян» «Наверное, ты сейчас сердит, как грозный лев»
Чувства можно сравнивать со сказочными героями, животными, явлениями природы, лепить и рисовать их – все, что может рассказать об эмоции, полезно для развития первой ступени эмоционального интеллекта – понимания самого себя.

Показывайте свои чувства

Родитель для ребенка – модель подражания. Когда ребенок наблюдает за взрослым, он начинает понимать, как следует обращаться со своими чувствами. Ему нужно видеть взрослого не только радостным и счастливым, но и уставшего, расстроенного, иногда разозленного, иными словами – естественного. Поэтому для родителя важно в первую очередь не бояться быть «настоящим», чтобы ребенок мог признать самого себя со всеми слабостями и особенностями.

Показывая свои чувства, вы, как образец для подражания, даете право и ребенку переживать все многообразие эмоций, учите выражать их приемлемым способом.

Озвучивайте свои эмоции так же, как озвучиваете эмоции своего ребенка:

«Я так горжусь твоими увлечениями»

«Я радуюсь, когда ты радуешься»

«Сейчас я очень сержусь из-за разлитых на ковер красок»

«Я злюсь, когда меня не слушают»

Побуждайте ребенка анализировать свое состояние

Когда у ребенка развивается речь и появляется возможность вести диалог, можно начинать проговаривать эмоции через альтернативные вопросы:
«Тебе весело или грустно?» «Интересно или скучно?»

Ради, казалось бы, простого ответа «Да» или «Нет» малыш проделывает большую работу, прислушиваясь к себе, распознавая эмоции и анализируя способ их выражения. Именно этот процесс и отвечает за развитие эмоционального интеллекта ребенка.

Разобравшись с противоположными эмоциями, можно будет переходить к близким вариантам, уточняя у малыша, обижается он или злится, испытывает радость или восторг, грусть или разочарование.

И, наконец, познакомившись с различными эмоциональными оттенками, научившись распознавать и проживать их, ребенок сам сможет ответить на вопрос «Что ты чувствуешь?».

Если родитель эмоционально закрыт

Часто родители сталкиваются с собственной эмоциональной закрытостью, что, конечно, влияет на развитие эмоционального интеллекта ребенка. Взрослый не готов понимать и принимать эмоции ребенка, потому что не распознает их сам в себе. И потому готов сделать все для того, чтобы ребенок вел себя «хорошо» и спокойно – радовался потише, веселился посдержанней. В данном случае истинное значение «хорошего поведения» – удобное поведение. Подобное спокойное поведение блокирует чувства ребенка. Ребенок понимает, что плакать, злиться, обижаться нехорошо и вытесняет такие чувства – сначала он перестает их показывать, затем и осознавать. Блокировка таких неприятных переживаний, как обида, страх, зависть, печаль, гнев, может привести как к проблемам с коммуникацией, так и к нарушениям в психической сфере (навязчивые состояния, эмоциональные срывы, психосоматические заболевания, неожиданные страхи).

Развитие эмоционального интеллекта может быть противоречивым, если между матерью и отцом существуют разногласия. Например, если мать воспитывает отзывчивость, доброе отношение к окружающим, то отец считает воспитывает у ребенка силу, уметь постоять за себя, сдать сдачи.

Джон Гоулман, автор книги «Эмоциональный интеллект ребенка», выделяет три типа родителей, которые не могут развить у своих детей эмоциональный интеллект.

1. Отвергающие — это родители, которые не придают значения негативным эмоциям своих детей, игнорирует их или считает пустяком.

2. Неодобряюще — это родители, которые критикует своих детей за то, что проявили отрицательные эмоции, эти родители могут сделать выговор или даже наказать.

3. Не вмешивающиеся — это родители, которые принимают эмоции своих детей, сопереживают, но вместе не решают проблемы и не устанавливают лимиты во взаимоотношения[25]

Человек чувствует себя счастливым только когда понимает и распознает все свои чувства, умеет ими управлять и проживать их. Не бывает эмоций плохих или хороших – каждая из них важна для адекватной оценки происходящего, эффективной коммуникации, мотивации, высокого качества жизни. Эмоциональная зрелость позволяет «дышать полной грудью».

Потому, если форма выражения чувств взрослого или их интенсивность является проблемой, с этим нужно работать. Это одинаково важно для гармоничного развития эмоциональной сферы как ребенка, так и самого родителя.

  1. Роль воспитателя в развитии эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста

В практике дошкольных учреждений воспитатели часто не знают, как развивать эмоциональный интеллект у ребенка для этого требуется дополнительная работа с педагогами, по повышению квалификации в вопросах, связанных с развитием эмоционального интеллекта

Для развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста можно использовать: программы Крюковой С.В. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», Никифоровой Л.А. «Вкус и запах радости», а также рекомендации и методические разработки О.В. Хухлаевой, а для выявления уровня развития эмоционального интеллекта «Чувствую - Понимаю - Действую» программа разработанная А.С. Степанян. Я работаю с детьми по программе Куражевой «Цветик-семицветик».

В отношении детского коллектива предполагается:

- создание благоприятной психологической атмосферы в каждой группе;

- избавление отдельных детей от эмоциональных проблем, мешающих эффективному общению;

- сплочение коллектива, формирования чувства принадлежности к одной социальной группе;

- повышение уровня развития эмоционального интеллекта и конкретных эмоциональных компетенций (освоение навыков распознавания своих эмоций и эмоций другого человека);

- развитие способности к адекватному проявлению своих эмоции с использованием возможностей мимики и пластики тела, способности контролировать аффективные импульсы;

- освоение техник выражения негативных переживаний;

- развитие коммуникативных навыков, способности максимально точно вербально выражать свои мысли, чувства и переживания.

- развитие умения слушать и слышать собеседника;

- освоение навыков конструктивного решения конфликтов;

- освоение навыков противостояния психологическим манипуляциям (сохранение эмоционального спокойствия в ситуации конфликта);

- полноценное удовлетворение потребности отдельных детей во внимании, создание возможности для реализации лидерских качеств.

Предложенные мероприятия позволят комплексно решать вопросы развития эмоционального интеллекта дошкольников.

Педагогические условия, способствующие развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

  1. Использование произведений художественной литературы.

Знакомство с художественной литературой и произведениями изобразительного искусства. Произведения искусства оказывают влияние и на эстетическое воспитание детей. Знакомство с книгами и картинами сопровождается эмоциональными реакциями, устойчивым вниманием детей, у них возникает потребность в новых знаниях о людях, стремление познать их через художественные произведения;

2. Использование музыкальных произведений.

С детьми нужно слушать не только детские песенки, но и взрослую классическую музыку, классические произведения во время дневного сна, обязательно импровизируем вовремя слушание музыкальных произведений. Всем известно, что музыка может поднять настроение, может способствовать релаксации психологического тонуса, развивает фантазию, творческое воображение и т. п.

3. Изобразительная деятельность.

Рассматривая рисунки художников В. Сутеева, Е. Чарушина и многих других, обращать внимание детей на эмоциональное состояние героев, на их жесты. «Вот два молодца смеются, посмотрите на их лица. Они подняли руки, сделай так же».

«А вот лисичка удивилась. Покажи, как удивилась лисичка».

В работе хорошо использовать нетрадиционные техники рисования: отпечатки-картинки; печать пластилином; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные ниточки.

Использование нетрадиционных способов изобразительной деятельности играет важную роль в общем психическом развитии ребёнка. У детей повышается творческая активность, эмоциональность, повышается самооценка. 

4. Моделирование. Очень нравится детям использование моделей. Освоение детьми способов моделирования, положительным образом влияет на развитие абстрактного мышления, умение соотносить схематический образ с реальным. В качестве моделей используются: пиктограммы; изображения лиц; «подвижные аппликации».

Ребенок учится в моделирование эмоций, выкладывает по-разному глаза, нос, брови; ощущает динамику эмоционального состояния.

Наглядность для детей дошкольного возраста является значимым методом обучения. Эмоции радости, печали, грусти, злости, удивления, страха, можно показать лишь символически, т.е. как педагог выражает свое эмоциональное проявление на других людей, его мимику, жесты, даже телодвижения, свои чувства к вещам, к людям. Дети в это время не только видят, но и копируют, учатся у взрослых эмоциональному проявлению.

5. Наблюдение. Наблюдая на занятиях и в повседневной жизни за ребенком определенные ситуации, педагог может понять, какие эмоции испытывает ребенок, какие трудности возникают на определенные ситуации.

6. Театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность пронизывала все режимные моменты, включалась во все занятия, в самостоятельную деятельность детей, в совместную со взрослыми деятельность, на прогулке, вовремя принятие пищи, на прогулке, в играх. Различные игры- драматизации, этюды, театры, упражнения учат детей эмоциональной насыщенности в их жизни. Выразительно показывать с эмоциональной- выраженной речью, используя яркий игровой материал.

Для эффективного развития эмоционального интеллекта нужно сформировать развивающую среду и проводить работу с использованием различных материалов. В первую очередь создать в группе центры эмоционального развития.

Центр «Приветствия», в котором необходимо разместить стенд «Кармашек настроения ребенка», чтобы дети с помощью пиктограмм учились определять свое настроение с каким пришли в детский сад и в течение всего дня.

Центр «Достижений». В этом центре нужно сделать «Кармашек добрых дел и поступков», это кармашек, в который ребенок вкладывает фишку, которую ему дали за какое-то доброе дело или поступок сделанный в течение дня.

Центр «Уединения», это центр, в котором ребенок может успокоиться, побыть один, скрыть свои эмоции, поиграть с любимой игрушкой или просто посидеть подумать.

Центр «Эмоциональной разгрузки» дает возможность детям освободиться от гнева, раздражения и напряжения. В нем может находиться «кружка для крика», куда ребенок может в момент гнева покричать, освободиться от скопившихся эмоций; «Подушка-колотушка», которую ребёнок может побить ее рукой, выплеснуть гнев; «Баночка для злости» - ребенок может порвать на куски бумагу или помять ее и выбросить в эту баночку.

Также создание лэпбука помогает систематизации знаний, который позволяет ребенку в интересной форме собирать материалы, обобщать их, вспоминать по желанию ребенка те или иные моменты его игровой или познавательной деятельности. Лэпбук создается в виде книги, папки, альбома, в котором накапливаются те или иные материалы по теме.  Предлагается помещать в лэпбук задания, картинки для развития эмоционального интеллекта у детей. Это могут быть карточки с пословицами и поговорками, стихами, загадками. Интересные задания в книге смогут надолго заинтересовать ребенка, дети будут принимать активное участи в создании лэпбука.  Книжка–копилка позволяет лучше понять и запомнить материал. Информация в кармашках меняется в зависимости от возраста и интересов детей.

Создание лэпбука помогает закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.

Работа по развитию эмоционального интеллекта должна проходить по следующим основным направлений развития эмоционального интеллекта:

1)  обсуждение эмоций, чувств, переживаний;

2) вербальные и невербальные способы коммуникации;

3) формирование основ командной работы;

4) формирование умений противостоять манипуляциям.

Вывод:

Работу над развитием эмоционального интеллекта у дошкольников необходимо проводить в тесном сотрудничестве с родителями своих воспитанников. Воспитатель и родители должны создавать для детей благоприятную, эмоциональную среду, уважать, прислушиваться к его мнению. Дети нужно постоянно чувствовать, что родителей тревожат не только их успехи в приобретении различных навыков и умений. Пристальное внимание родителей к личностным качествам и свойствам детей, к взаимоотношениям со сверстниками, к культуре их отношений и эмоциональных проявлений укрепляет в сознании дошкольников социальную значимость.





  1. Литература.

  1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) [Электронныйресурс] Режимдоступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/ (Дата обращения 14.10.2017)

     

     3.Андреева, И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева // Вопросы психологии. — 2007. — № 5. — С. 57—65.

  1. Веснина Е.А. Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС [Текст] / Е. А.  Веснина // Наука и образование: сборник трудов XII Региональной научной конференции / Беловский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет». – Белово: БИФ КемГУ, 2017. – С 252.

  2. Гиппенрейтер, Ю. Б. Продолжаем общаться с ребёнком. Так? / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М. АСТ, Астрель, 2014. – 288 с.

  3. Горскова Г.Г. Введение понятия эмоционального интеллекта в психологическую культуры [Текст]/Г.Г. Горскова //Ананьевские чтения – СПб.  1999 -  С. 237-241

  4. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект [Текст]/ Д. Гоулман – М.: АСТ Хранитель, 2016 – 458 с.

  5. Злобин, А.Т. К классификации эмоций [Текст] / А.Т. Злобин // Вопросы психологии. - 1991. - №4. -С.96-99.

  6.  Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. 260 с. С. 29–36.

  7. Марич, Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста[Текст] / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.

  8. Никифорова Л.А. Вкус и запах радости. Цикл занятий по развитию эмоциональной сферы [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.labirint.ru (Дата обращения 17.10.17)

  9. Путилова, О. А. Эмоциональный мир ребенка [Текст]/ О. А. Путилова. – М. Генезис, 2012. – 122 с.

  10. Практические материалы для работы с детьми 3—9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки[Текст]: Учебное пособие / Хухлаева О.В., - 4-е изд. - М.:Генезис, 2016. - 178 с

  11. Программа развития эмоционального интеллекта «Чувствую - Понимаю – Действую» / А.С. Степанян – Томскаяобласть–2014- Психология и педагогика[Текст]: Учебное пособие / О.В. Пастюк. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 160 с.

  12. Гиппенрейтер, Ю. Б. Продолжаем общаться с ребёнком. Так? [Текст] / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М. АСТ, Астрель, 2014. – 288 с.

  13. Семенака, С. И. Учимся сочувствовать, сопереживать / С. И. Семенака. – М. АРКТИ, 2011. – 79 с

  14. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие / Крюкова С.В., Слободяник Н.П. – М.: Генезис, 2007 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://childpsy.ru/lib/books/id/8466.php (Дата обращения 17.10.17)

  15. Шадриков, Владимир Дмитриевич. Введение в психологию: эмоции и чувства [Текст] / В. Д. Шадриков. - Москва: Логос, 2002. – 156с.

  16. Эмоциональный интеллект[Текст]: Учебное пособие - М.:Альпина Пабл., 2016. - 188 с.










9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Токарева Наталия Александровна

Дата: 15.12.2025

Номер свидетельства: 679092


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства