kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сборник заданий с использованием наглядного моделирования как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработанный сборник заданий с использованием наглядного моделирования – методическое пособие, ориентированное на детей старшего дошкольного возраста. Задания сборника имеют познавательно-речевую, художественно-эстетическую, физкультурно-оздоровительную, развивающую направленность.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сборник заданий с использованием наглядного моделирования как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»










Сборник заданий

с использованием наглядного моделирования

как средство развития связной речи детей

старшего дошкольного возраста







Камышлов, 2020

Сборник заданий с использованием наглядного моделирования как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста / сост. Е. В. Александрова. Камышлов: ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2020.

Руководитель: Г.Т.Ганина, преподаватель ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж».

Рецензент: А.В. Кадочникова, преподаватель ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж».

Рецензент ОО: О. В. Шевелева, заведующий МАДОУ «Детский сад №2» КГО.

Разработанный сборник заданий с использованием наглядного моделирования – методическое пособие, ориентированное на детей старшего дошкольного возраста. Задания сборника имеют познавательно-речевую, художественно-эстетическую, физкультурно-оздоровительную, развивающую направленность.

Задания с наглядным моделированием, представленные в сборнике – это вариативные разнообразные по содержанию и объему виды заданий, выполняемые воспитателем совместно с детьми и родителями, которые способствуют развитию связной речи. Пособие предназначено работникам дошкольного образования, педагогам дополнительного образования и студентам педагогических колледжей.

Сборник включает в себя 40 заданий, распределенные по следующим разделам: 1 раздел - задания, направленные на обучение рассказу по картинке или серии картинок и по предмету; 2 раздел - задания, направленные на обучение пересказу; 3 раздел - задания, направленные на обучение составлению описательных рассказов; 4 раздел - задания, направленные на обучение детей творческому рассказу.



©ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2020

Оглавление

Пояснительная записка 5

1 Раздел. Задания, направленные на обучение рассказу по картинке или серии картинок и по предмету

Задание № 1. «Что в коробке – расскажи!» 10

Задание № 2. «Никому не покажу – отгадай, про что сообщу!» 10

Задание № 3. «Найди эти предметы на картинке» 11

Задание № 4. «Поставь картинку на место» 12

Задание № 5. «Опиши овощ по картинке (фрукт, предмет и т.д.) 13

Задание № 6. «Рассказ по схеме» 13

Задание № 7. «Расскажи сказку по картинке» 14

Задание № 8. «Отличи и расскажи» 15

Задание № 9. «Кто, какую пользу приносит» 16

Задание № 10. «Когда это бывает» 17

2 Раздел. Задания, направленные на обучение пересказу

Задание № 1. «Расскажи про зайца из сказки «Хитрый заяц» 19

Задание № 2. «Перескажи сказку» 19

Задание № 3. «Путешествия» 20

Задание № 4. «Собери цепочку». 21

Задание № 5. «Рисуем и играем в сказку» 21

Задание № 6. «Лабиринт сказок». 22

Задание № 7 «Воздушный шар со сказками». 23

Задание № 8. «Строим лесенку». 23

Задание № 9. «Что за чем?» 24

Задание № 10. История щенка». (По сказке В.Сутеева «Кто сказал мяу») 25

3 Раздел. Задания, направленные на обучение составлению описательных рассказов

Задание № 1. «Дело было в магазине» 27

Задание № 2. «Заверши предложение» 27

Задание № 3. «Придумай рассказ» 28

Задание № 4. «Корзинка с фруктами». 29

Задание № 5. «Внимание! Розыск!». 29

Задание № 6. «Расскажи-ка» 30

Задание № 7. «Скажи какой» 31

Задание № 8. «Укрась слово» 32

Задание № 9. «Кто больше увидит и назовет» 32

Задание № 10. «Кто больше слов скажет» 33

4 Раздел.Задания, направленные на обучение детей творческому рассказу

Задание № 1. «Дорисуй неоконченный рисунок» 35

Задание № 2. «Расскажи, что произошло» 35

Задание № 3. «На что похожи наши ладошки?» 36

Задание № 4. «Домик» 37

Задание № 5. Игра с «подзорной трубой» 37

Задание № 6. «Кто в кружочке живет?» 38

Задание № 7. «Ищу друзей (недругов)» 39

Задание № 8. Игра «Живые картинки» 39

Задание № 9. Игра «К нам пришел волшебник: я могу только слышать» 41

Задание № 10. Составление рассказов от лица разных героев 42

Список литературы 43










Пояснительная записка

На современном этапе развития системы образования в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО), одной из важнейших задач выступает развитие связной речи у детей. Это связано с тем, что овладение родным языком, развитие речи - является одним из самыхважных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается всовременном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Речь – величайшее богатство, данное человеку. И её, как и любое богатство, можно либо приумножить, либо незаметно растерять. Наша задача – развивать речь ребёнка, передать каждому из них любовь к слову, воспитать у них умение и желание чувствовать его красоту, повести за собой ребёнка в интересное путешествие по прекрасной стране языка родного языка, помочь преодолеть ему все преграды.

Говорить – это значит владеть определённым запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывание, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих. Всему этому ребёнок учится с помощью взрослого в дошкольные годы.

В старшем дошкольном возрасте речь детей интенсивно развивается. Она служит им источником знаний об окружающем мире, средством общения с окружающими. В связи с этим большое значение приобретает умение детей пользоваться связной речью.

Задача педагога – познакомить дошкольников с простыми приёмами запоминания, научить их фантазировать, придумывать и пересказывать сказки и рассказы. Как раз с этой целью я использую специальные приёмы, направленные на развитие связной речи. Одно из успешных и эффективных средств развития связной речи – моделирование. По сути своей оно представляет собой применение знаковой символики при заучивании стихотворений, работу со схемами-планами при пересказах текстов. Использование схем для описания одежды, обуви, овощей и фруктов, сочинение сказок и создание к ним иллюстраций на основе графической знаковой символики, создание различных моделей-сценок с использованием игрушек – маленьких человечков – при обучении детей грамоте.

- Моделирование представляет собой изучение каких-либо явлений, процессов через построение и изучение моделей. Модель – это образ какого-либо процесса или явления, применяемый в качестве заместителя.

Таким образом, моделирование является эффективным способом решения проблемы развития интеллекта и речи ребенка. Благодаря моделированию дети учатся обобщению представлять существенные признаки предметов, связи и отношения в реальной действительности. Поэтому целесообразным является проектирование сборника заданий, направленной на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством наглядного моделирования.

Для того чтобы задания с использованием наглядного моделирования способствовали развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста, необходимо реализовать их последовательно и планомерно. Для достижения данной цели в качестве формы проектирования выбран сборник.

В данной работе под сборником понимается – издание, представляющее собой собрание различных заданий с использованием наглядных моделей, направленных на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Цель создания сборника – отбор и систематизация заданий с использованием наглядного моделирования, направленных на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи создания сборника:

1) подбор заданий с использованием наглядного моделирования, направленных на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста;

2) систематизация заданий с использованием наглядного моделирования, направленных на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста;


3) оформление сборника заданий с использованием наглядного моделирования, направленных на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Сборник разработан в соответствии с требованиями, которые нам диктует современная жизнь и которые заложены в Законе РФ «Об образовании» и ФГОС ДО.

В сборник вошли такие разделы как:

- Задания, направленные на обучение рассказу по картинке или серии картинок и по предмету.

- Задания, направленные на обучение пересказу.

- Задания, направленные на обучение составлению описательных рассказов.

- Задания, направленные на обучение детей творческому рассказу.

Сборник заданий с использованием наглядного моделирования как средство развития связной речи у дошкольников построен на основании следующих принципов:

1) принцип научности – содержание заданий не противоречило объективным научным фактам, теориям, законам – современному состоянию наук;

2) принцип систематичности и последовательности – логического построение содержание системы заданий выражается в соблюдении ряда правил; предлагаемый материал планируется, делится на логические разделы, темы, устанавливая порядок и методику работы с ним;

3) принцип доступности – учитывает особенности развития связной речи у дошкольников;

4) принцип педагогической поддержки – педагог помогает ребенку в решение этих заданий.

Цели и задачи заданий с использованием наглядного моделирования соответствуют ПОП ДО «От рождения до школы», целевые ориентиры соответствуют ФГОС ДО. Предложенные темы заданий являются вариативными, т. е. воспитатель с детьми могут выбрать те задания, которые хотели бы провести.


1 Раздел.

Задания, направленные на обучение рассказу по картинке или серии картинок и по предмету


Задание № 1. «Что в коробке – расскажи!»

Цель: Развивать умение составить небольшой рассказ по картинке.

Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям привлекательную коробочку и сообщает, что данная коробочка необычная. В ней находятся различные иллюстрации. Далее предлагает детям взять по одной иллюстрации. Воспитатель интересуется у детей, захотелось ли им узнать, кому что досталось. Поясняет, что показывать картинки ненужно, допускается только рассказ про них. Вначале воспитатель сам рассказывает про свою картинку, подобным образом демонстрируя детям, как необходимо правильно рассказывать, а дети должны догадаться, что именно досталось воспитателю. После этого дети рассказывают про свои картинки по очереди.



Задание № 2. «Никому не покажу – отгадай, про что сообщу!»

Цель: Учить детей характеризовать предмет, несмотря на него, определять у предмета основные качества и свойства; по описанию распознавать предмет.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям: «Давайте поиграем в интересную игру. Пусть предметы, которые есть у нас в группе, расскажут о себе, а мы с вами постараемся угадать, какой предмет «заговорил». Уже после незначительной паузы (ребенку необходимо отыскать предмет для описания и приготовиться рассказать) педагог предлагает детям превратиться каждому в какой-нибудь предмет, который находится в группе, и рассказать о себе. Предметы для описания: мяч, обруч, скакалка, кисточка, книга, расчёска, кукла, машинка.










Задание № 3. «Найди эти предметы на картинке»

Цель: Учить детей выбирать только нужные предметы из всех предложенных.

Ход игры: Детям предлагается найти предмет, изображенный справа на картинке и, не показывая рассказать о том, где находится данный предмет.





Задание № 4. «Поставь картинку на место»

Цель: Обучать детей определять последовательность при рассказывании.

Ход игры: Воспитатель раскладывает ряд картинок. А одну картинку из этой же серии даёт в руки ребёнку. Ребёнку предлагается найти картинке нужное место.



Задание № 5. «Опиши овощ по картинке (фрукт, предмет и т.д.)

Цель: Обучать детей характеризовать предмет, называя его признаки, качества.

Ход игры : Педагог предлагает ребёнку рассмотреть картинку и описать овощ (фрукт, предмет), не называя его. Остальные дети должны угадать, какой овощ описывает ребёнок.









Задание № 6. «Рассказ по схеме»

Цель: Составлять описательный рассказ с использованием схем

Ход игры: Детям предлагается составить рассказ по предложенной схеме.










Схема описание «Фрукты и овощи»













Схема описания «Обувь»














Задание № 7. «Расскажи сказку по картинке»

Цель: Закреплять память, научить составлять связный рассказ по картинкам из знакомых сказок.

Ход игры: Воспитатель предлагает карточки с иллюстрациями к известной ему детской сказки, по которым ребенок рассказывает сюжет той или иной ситуации изображенной на картинке и раскладывает их в правильной последовательности.







Задание № 8. «Отличи и расскажи»

Цель: Формировать у детей умение сопоставлять стилизованные картинки, находить в них отличия, упражнять детей в употреблении грамматических форм и составлении связных высказываний, объясняя, в каких ситуациях может оказаться герой рассказа.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку. В начале образец объяснения ситуации даёт педагог.

Например: 1 один ребёнок одет в белую рубашку, другой ребёнок – в цветную (красную, синюю и т. д.). Затем дети сопоставляют стилизованные картинки (рис.1), находят в них отличия, придумывают, в каких ситуациях могут оказаться герои рассказа.















Рис.1

Задание № 9. «Кто, какую пользу приносит»

Цель: Учить составлять простое распространенное предложение.

Ход игры: Воспитатель показывает предметные картинки и предлагает детям составить предложения, рассказывая кто, чем питается.

























Задание № 10. «Когда это бывает»

Цель: Формировать умение составлять рассказ о временах года с опорой на схемы-модели.

Ход игры: Воспитатель детям показывает схематичные изображения изменений в природе в разное время года, задача детей – разгадать сезон и рассказать об этом сезоне.








2 Раздел.

Задания, направленные на обучение пересказу



Задание № 1. «Расскажи про зайца из сказки «Хитрый заяц»

Цель: Формировать умение составлять совместный рассказ, соблюдая структуру высказывания.

Ход игры: Детям предлагается посмотреть на картинку, вспомнить в каких сказках встречается этот герой. Описать его. Далее воспитатель напоминает, что это герой сказки «Хитрый заяц». Дети стараются пересказать сказку, и что в ней случилось с зайцем.













Задание № 2. «Перескажи сказку»

Цель: Формировать умение пересказывать сказку по мнемотаблице.

Ход игры: Детям предлагается мнемотаблица с изображением сюжета сказки «Маша и медведь». Глядя на мнемотаблицу они пересказывают сказку.









Мнемотаблица сказки «Маша и медведь» Задание № 3. «Путешествия»

Цель: Развивать мелкую моторику, память, совершенствовать навыки связной речи.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям вместе пройти по дорожке к домику и, встречаясь с персонажами, назвать сказку и составить предложения об изображённом герое. Предлагается вспомнить и других действующих лиц из этой сказки.








Задание № 4. «Собери цепочку»

Цель: Активизировать словарь, учить правильно, воспринимать содержание сказки, развивать мелкую моторику, внимание, память.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям выбрать сказку, из которой они будут собирать цепочку. Затем дети пересказывают собранную сказку.













Задание № 5. «Рисуем и играем в сказку»

Цель: Развивать зрительное внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику. Закреплять навыки составления распространённых предложений, совершенствовать навыки пересказа.

Ход игры: Дети выбирают понравившиеся персонажи сказки, обводят и раскрашивают их на листе бумаги. Воспитатель спрашивает, узнали ли дети сказку. Дети составляют предложения и раскладывают персонажи в правильном порядке. Затем все дети участвуют в пересказе сказки, по цепочке продолжая сюжет.








Задание № 6. «Лабиринт сказок»

Цель: Развивать мелкую моторику, зрительное внимание, логическое мышление, совершенствовать навыки связной речи.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть изображения сказочных героев и домики, описать их. Затем по запутанной дорожке найти домик каждого персонажа. Пересказать фрагмент сказки.



















Задание № 7. «Воздушный шар со сказками»

Цель: Развивать зрительное внимание и память, расширять активный словарь, навыки связной речи.

Ход игры: Воспитатель говорит: «Колобок спускается на воздушном шаре вместе со сказками». Предлагает детям назвать сказки, их героев, кратко описать сюжет.





Задание № 8. «Строим лесенку»

Цель: Развивать эстетический вкус, зрительное внимание, память, мышление. Формировать навыки пересказа, совершенствовать грамматический строй речи.

Ход игры: Воспитатель рассказывает сказку, затем задаёт вопросы, определяющие последовательность, и предлагает разложить карточки, начиная с нижней ступеньки, соответственно сюжету сказки.











Задание № 9. «Что зачем?»

Цель: Развивать зрительное внимание, память, логическое мышление, навыки связной речи.

Ход игры: Воспитатель читает сказку, задаёт вопросы по тексту и предлагает детям разложить картинки по порядку, закрывая ими окна в домике.


Задание № 10. История щенка». (По сказке В.Сутеева «Кто сказал мяу»)

Цель: Развивать эстетический вкус, память, зрительное внимание, умение рассказывать сказку, употребляя распространённые предложения.

Ход игры: Воспитатель рассказывает сказку, используя картинки, затем переворачивает картинки. Дети берут картинку и рассказывают об изображённом на ней эпизоде, определяя её место на наборном полотне при помощи воспитателя.








3 Раздел.

Задания, направленные на обучение составлению описательных рассказов


Задание № 1. «Дело было в магазине»

Цель: Формировать у детей умение составлять рассказ-описание.

Ход игры: Воспитатель приносит атрибуты для игры в магазин, совместно с детьми рассматривает и перечисляет предметы, которые есть в корзинке. Спрашивает у детей: Кого вы видели в магазине? Какой товар лежит на прилавках? Что дает кассир покупателю после покупки? Воспитатель предлагает детям поиграть в сюжетно-ролевую игру «Магазин». На прилавке стоят товары. Ребенок-покупатель должен описать товар, который ему нужно купить, а ребёнок-продавец, должен угадать, за каким товаром пришёл покупатель.









Задание № 2. «Заверши предложение»

Цель: Формировать у детей умение строить предложения, описывая картинку

Ход игры: Воспитатель предлагает детям посмотреть на картинки и продолжить начатое им предложение.

Например: «Мама дома (что делает?)», «Ребята ходят в садик, чтобы…».









Задание № 3. «Придумай рассказ»

Цель: Формировать умение составлять описательный рассказ по наглядному материалу.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям взглянуть на рисунки, которые изображены. После чего дети составляют описательный рассказ по картинкам.












Задание № 4. «Корзинка с фруктами»

Цель: Формировать умение составлять описательный рассказ по предложенной модели.

Ход игры: Ребенок достает из корзинки фрукт и составляет об этом фрукте рассказ-описание, опираясь на схему. Схема в виде рисунка: название фрукта, форма, цвет, вкус, что из него можно приготовить.











Задание № 5. «Внимание! Розыск!».

Цель: Формировать умение описывать внешность человека, используя метод наглядного моделирования.

Ход игры: В задании участвует группа из 5-10 детей. Воспитатель говорит: «Я разыскиваю друга!». Далее он, опираясь на схему-модель, описывает внешность одного из игроков. Тот, кто догадается, о ком идет речь, становится ведущим.




Глаза




Прическа




Одежда



Задание № 6. «Расскажи-ка»

Цель: Формировать умение составлять описательный рассказ по опорным картинкам.

Ход игры: Воспитатель рассказывает детям, как пользоваться схемами для описания животного 1 картинка «?» – название животного; 2- «внешний вид», 3 – «домик» – где живет; 4 – «еда» – что любит, чем кормят;5 – какие звуки издает, 6 – как зовут детеныша, 7 – «человек» – какую пользу приносит людям или как защищается от врагов, 8 – в каких сказках встречался









Задание № 7. «Скажи какой?»

Цель: Учить выделять и называть признаки предмета.

Ход игры: Взрослый достает из коробки карточки с изображением предметов, называет их «Это груша», а ребенок называет признаки «Она желтая, мягкая, вкусная». «Это помидор». — «Он красный, круглый, спелый, сочный». «Это огурец». — «Он продолговатый, зеленый, хрустящий».












Задание № 8. «Укрась слово»

Цель: Учить подбирать к существительному как можно больше прилагательных.

Ход игры: Взрослый произносит существительное, перед ребенком стоит задача за определённое время придумать как можно больше прилагательных, которые подходят к этому существительному. Время выполнения задания заканчивается по сигналу взрослого. Солнце: яркое, блестящее, лучистое, тёплое, доброе, горячее, ослепительное и т. д. Платье: красивое, нарядное, лёгкое, тёплое, розовое, праздничное и т. д.








Задание № 9. «Кто больше увидит и назовет»

Цель: Выделять и обозначать, словом внешние признаки предмета.

Ход игры: Взрослый и ребенок рассматривают куклу, называют предметы одежды и внешнего вида (глаза, волосы). Затем появляется зайчик. Они говорят, что у него серая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши, одним словом можно сказать заяц (длинноухий). А хвост у зайца (короткий), значит, он короткохвостый. Кошка гладкая, пушистая, лапы у нее белые, значит, она белолапая.










Задание № 10. «Кто больше слов скажет»

Цель: Формировать умение называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.

Ход игры: Взрослый показывает ребенку картинку — например, белочку — и предлагает сказать о ней, какая она, что умеет делать, какая она по характеру, тем самым давая простор для подбора слов разных частей речи и называя не только внешние черты персонажа: белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная; она карабкается на сосну, собирает грибы, накалывает их для просушки, запасает шишки.









4 Раздел.

Задания, направленные на обучение детей творческому рассказу


Задание № 1. «Дорисуй неоконченный рисунок»

Цель: Формировать навыка составления самостоятельного рассказа, опираясь на рисунок.

Ход игры: Детям необходимо рассмотреть рисунок и придумать к нему собственный творческий рассказ.













Задание № 2. «Расскажи, что произошло»

Цель: Обучать составлению творческого рассказа в соответствии с данной эмоцией героя.

Ход игры: Воспитатель показывает детям картинку, на которой изображены различные эмоции героя. Детям необходимо составить творческий рассказ.





















Задание № 3. «На что похожи наши ладошки?»

Цель: Обучать составлению рассказа о собственном герое.

Ход игры: Составить творческий рассказ по отпечаткам собственной ладошки.












Задание № 4. «Домик»

Цель: Развивать воображения и умения сочинять собственную историю.

Ход игры: Детям предлагается смоделировать на бумаге домик. Затем этот домик вывешивается на доску и дети по очереди рассказывают об этом домике (кто в домике живет, где он стоит, что есть внутри домика, что с ним однажды случилось и т.д.).












Задание № 5. Игра с «подзорной трубой»

Цель: Упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, и давать им соответствующие названия.

Ход игры: Каждый ребенок по очереди рассматривает картину в «подзорную трубу» и называет только один объект.

Например: мама-собака, щенок с рыжими пятнами, щенок с черными пятнами, щенок с коричневыми пятнами, косточка, миска с молоком, будка, дом, елка, веревка, трава…











Задание № 6. «Кто в кружочке живет?»

Цель: Учить детей придумывать историю по предложенной схеме

Ход игры: Каждый ребенок должен назвать, кто из персонажей или объектов картины «живет» в указанном педагогом кружочке, и разместить его туда. После чего ребенок придумывает историю с этим предметом.










Задание № 7. «Ищу друзей (недругов)»

Цели: Развивать связную речь; упражнять в использовании предложений со сложноподчинительной связью.

Ход игры: Необходимо следить за тем, чтобы дети не повторяли ответы других, отвечали развернуто и доказательно.

Например: Собака — дом. «Собака с удовольствием сторожит дом, потому что хозяева дома кормят ее, заботятся о ней: приносят вовремя пищу и даже построили будку».


















Задание № 8. Игра «Живые картинки»

Цели: Учить детей ориентироваться в двухмерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта.

Ход игры: Каждый ребенок «превращается» в один из объектов на картине, объясняет словами свое местонахождение в двухмерном пространстве относительно других объектов, изображенных на картине, а затем моделирует его в трехмерном пространстве (на ковре).

Каждая «живая картинка» предполагает фиксацию местонахождения объектов в трехмерном пространстве и наблюдается воспитателем 5—7 секунд после построения всех детей-объектов на ковре.

Пример игры:

Распределение ролей:

дом — Оля,

Дом—Оля: Я нахожусь на опушке леса, окнами смотрю на будку и собаку со щенятами, сзади меня, наверное, есть огород. Поэтому на ковре я должна встать подальше от края.














Задание № 9. Игра «К нам пришел волшебник: я могу только слышать»

Цель: Учить представлять различные звуки и передавать свои представления в законченном рассказе;побуждать к фантазированию путем построения предполагаемых диалогов между живыми и неживыми объектами по сюжету картины.

Ход игры: Всматриваясь в объекты, изображенные на картине, нужно представить издаваемые ими звуки и затем составить связный рассказ на тему «Я слышу только звуки на этой картине». Составить рассказ «О чем говорят объекты». Составить диалоги «от имени» объектов.

Примерный вариант рассказа:

«Я слышу, как два щенка визжат и пищат, когда играют, как третий щенок грызет кость, как быстро дышит собака, как она радостно лает, как шумит ветер в лесу и где-то кричат и играют деревенские мальчишки».




Задание № 10. Составление рассказов от лица разных героев

Цель: Учить детей вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица.

Ход игры:

 1. Предложить детям «превратиться» в кого-нибудь или во что-нибудь (целый объект или его часть, например: береза или ее ветка).

 2. Выбрать специфическую характеристику объекта, например: старая береза или больная ветка.

 3. Предложить детям описать картину с точки зрения выбранного объекта.

Пример рассказа:

«Мудрая береза»

«Я — береза. Живу много лет. Мне нравится лето, потому что я зеленею, и все мои листочки могут наблюдать, как хозяева дома ухаживают за собаками, коровой, огородом, домом. Я видела, как маленький сынишка помогал папе строить будку, и сделали они это хорошо. Хозяйка не забывает кормить собаку со щенятами, и в этом ей помогает дочка. Я думаю, что эта семья живет счастливо и благополучно».

Список литературы

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: 2009. 

2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М: 2008. 

3. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. - М.: 2009. 

4. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: 2010. 

5. Колунова Л.А., Ушакова О.С. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 2009. №»9 . 

6. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.: 2007. 

7. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М.: 2008. 

8. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников.- М. : 2008. 

9. Швайко Т. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М.: 2012г. 

47



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Александрова Елена Вячеславовна

Дата: 14.06.2020

Номер свидетельства: 553290


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства