kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Сборник музыкальных игр, направленных на развитие ценностного отношения к музыке у старших дошкольников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сборник музыкальных игр, направленных на развитие ценностного отношения к музыке у старших дошкольников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Сборник музыкальных игр, направленных на развитие ценностного отношения к музыке у старших дошкольников"»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»










Сборник музыкальных игр, направленных на развитие ценностного отношения к музыке у старших дошкольников






























Камышлов, 2018

Сборник музыкальных игр, направленных на развитие ценностного отношения к музыке у старших дошкольников /сост. Е. С. Аржанникова – Камышлов: ГБПОУ СПО «Камышловский педагогический колледж», 2018.







Руководитель: Насонова И.А.. преподаватель теории и методики музыкального воспитания.

Рецензент: Асламина Л.С., преподаватель педагогических дисциплин.





В основе предлагаемых материалов лежит идея использования музыкальных игр, для развития ценностного отношения к музыке у старших дошкольников. Данный сборник музыкальных игр предназначен для воспитателей, музыкальных руководителей дошкольных образовательных организаций, при проведении занятий, для включения данных игр в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время. Развитие ценностного отношения к музыке у старших дошкольников средствами музыкально-игровой деятельности может быть органично включено в работу различных студий и кружков; музыкальные игры могут быть внесены в содержание праздников и развлечений.







©ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»




Содержание

Пояснительная записка 5

Раздел 1. Музыкально-дидактические игры 8

Дидактические игры на определение высоты звуков 8

«Ступеньки» 8

«Три поросёнка» 8

«Найди и покажи» 9

Дидактические игры на развитие ритмического слуха 9

«Узнай и сложи песенку» 9

«Ритмическая мозаика» 10

«Веселые подружки» 11

«Прогулка» 11

«Сладкое дерево» 12

«Сосульки» 13

Дидактические игры на развитие тембрового слуха. 13

«На чем играю?» 13

«Музыкальные загадки» 14

Дидактические игры на развитие динамического слуха 14

«Громко -тихо запоем» 14

«Колобок» 15

Дидактическая игра на развитие умения определять музыкальный жанр 15

«Песня, танец, марш» 15

Дидактические игры на развитие музыкальной памяти 16

«Угадай мелодию» 16

«Слушаем музыку» 16

«Наши песни» 17

«Волшебный волчок» 17

Музыкально-дидактические игры на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку 17

"Угадай эмоцию" 17

«Рисуем настроение музыки» 18

Раздел 2. Музыкальные игры с ритмическими движениями 19

«Мы проснулись» 19

«На зарядку становись» 20

«В ушки» 21

«Если есть хороший друг» 22

«Зайкин огород» 22

«Таря - Маря» 23

Раздел 3. Музыкальные игры на основе танца 25

«Буги - Вуги» 25

«Паровоз» 25

«Бубен» 26

«Горелки» 27

«Принцессы и драконы» 28

«Птица в клетке» 28

«Алый платочек» 29

Раздел 4. Музыкальные игры с пением 31

«На двери замок-чудак» 31

«Капитан» 32

«Часы» 33

«Гномы» 34

«У оленя дом большой» 35

Раздел 5. Музыкальные игры с музыкальными инструментами 37

«Веселый бубен» 37

«Не зевай» 37

«Загадки о музыкальных инструментах» 38

«К нам гости пришли» 38

«Колпачки» 39

«Наш оркестр» 39

«Определи инструмент» 40

«Музыканты» 40

Список литературы 42




Пояснительная записка

Сборник музыкальных игр построен с опорой на требования ФГОС ДО, ООП, возрастные особенности детей данного возраста, особенности организации педагогического процесса в дошкольных образовательных организациях.

В связи с вступлением ФГОС ДО на дошкольное образование возлагаются особые надежды. Работа, отвечающая современным требованиям ФГОС ДО, требует от педагогов поиска инновационных средств, методов и приемов, направленных на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Актуальным направлением модернизации системы дошкольного образования является художественно-эстетическое воспитание, как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности.

Сборник направлен на развитие ценностного отношения к музыке посредством включения детей в музыкально-игровую деятельность.

В. Н. Мясищев говорил: «Отношение – сила, потенциал, определяющий степень интереса, степень выраженности эмоций, степень напряжения желаний или потребности. Отношения поэтому являются движущей силой личности».

Ценности, формируемые у дошкольников в процессе музыкальной деятельности, носят, прежде всего, чувственный, эмоциональный характер, они могут фиксироваться в фактах конкретных отношений (отношение к тому или иному музыкальному жанру, виду музыкальной деятельности, эмоциям персонажей музыкального произведения их жизненных ценностей и пр.).

Можно констатировать, что большинство как российских, так зарубежных учёных выделяют три взаимосвязанных компонента ценностных отношений: познавательный (когнитивный), т.е. убеждения человека и его фактическое знание об объекте; эмоциональный (аффективный) компонент, т.е. представление об оценке, его эмоциональной реакции на объект; поведенческий компонент, т.е. поведенческое намерение человека по отношению к объекту отношения.

Эти компоненты можно сформировать, включая ребенка в разные виды музыкальной деятельности, основываясь на мнениях известных деятелей музыкальной педагогики таких как: М. Кононова, Н. Ветлугина, О. Радынова и др., относительно интересов и потребностей детей данного возраста.

Музыкальные игры способствуют развитию личности ребёнка с раннего возраста. Дети воспринимают и понимают смысл музыкальных произведений в разных видах музыкальной деятельности: в пении, в музыкально-ритмических движениях, игре на детских инструментах и в музыкально-игровой деятельности. Методику организации музыкально-игровой деятельности разрабатывали следующие авторы: М. Кононова, Н. Ветлугина, О. Радынова и др.

В процессе образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию в музыкально - игровой деятельности у детей развивается ценностное отношение к музыке, которое является основой образной сущности музыки.

Горький А.М. писал: «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требования его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего и легче всего в игре, игрой».

Цель сборника: развитие ценностного отношения к музыке у старших дошкольников.

Задачи:

1. накопление музыкального опыта детей в процессе музыкально-игровой деятельности;

2. активизация ценностного отношения к музыке у старших дошкольников посредством участия в музыкальных играх.

3. развитие умений понимания ребёнком собственных эмоций и эмоций окружающих его людей.

Сборник состоит из пяти разделов игр, которые позволяют включить детей в разные виды музыкальной деятельности, что является необходимым для развития ценностного отношения к музыке.

1 раздел. Музыкально-дидактические игры;

2 раздел. Музыкальные игры с ритмическими движениями;

3 раздел. Музыкальные игры на основе танца;

4 раздел. Музыкальные игры с пением;

5 раздел. Игры с музыкальными инструментами.

Данные разделы, как и игры в них, расположены в таком порядке, от простого к сложному, чтобы игры легко воспринимались детям данного возраста.

В сборнике представлены музыкальные игры, направленные на реализацию Федерального государственного стандарта дошкольного образования.

Данный сборник предназначен для многоцелевого использования: воспитателями детского сада ,музыкальными руководителями, родителями для организации самостоятельной музыкальной деятельности детей; студентами педагогического колледжа специальности 44.02.01 Дошкольного образования для прохождения «Преддипломной практики». Представленный материал будет полезен воспитателям детских садов, родителям дошкольников.

Идея, лежащая в основе сборника, заключается в том, что не все дети присутствуют при совместной образовательной деятельности, и они нуждаются в музыкальных играх, организованных в самостоятельной деятельности. Подобранные игры направлены на помощь детям, которые проявляют интерес к музыкальной деятельности.

Музыкальные игры могут использоваться в режимных моментах и самостоятельной деятельности.


Раздел 1. Музыкально-дидактические игры

Дидактические игры на определение высоты звуков

«Ступеньки»

Цель: развивать звуковысотный слух детей, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость.

Игровой материал: лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрешка, мишка, зайчик), детские музыкальные инструменты (аккордеон, металлофон, губная гармошка).

Музыкальное сопровождение: диск 1, раздел 1, № 1.

Ход игры. Ребенок - ведущий исполняет на любом инструменте мелодию, другой ребенок определяет движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку (например, зайчика) по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке.

Следующий ребенок действует другой игрушкой.


«Три поросёнка»

Цель: развивать музыкальную память, внимание и звуковысотный слух.

Уметь различать по слуховому восприятию высокие, низкие и средние звуки в пределах мажорного трезвучия: до-ля-фа.

Игровой материал: картонный домик, карточки с изображением поросят, музыкальные инструменты.

Музыкальное сопровождение: диск 1, раздел 1, № 2.

Ход игры: Педагог предлагает детям вспомнить сказку «Три поросёнка» и её персонажей. Он говорит, что поросята теперь живут в одном домике и очень любят петь, только всех их зовут по-разному и поют они разными голосами. У Ниф-нифа самый высокий голос, у Нуф-нуфа самый низкий, а у Наф-нафа средний. Поросята спрятались в домике и покажутся только тогда, когда дети угадают, кто из них поёт такими голосами и повторяет его песенку. При выполнении этих условий детям показывают картинку с изображением поросёнка.


«Найди и покажи»

Цель: Различать звуке по высоте (ре - ля).Развивать через слуховое восприятие звуковысотный слух, внимание, память, музыкальное мышление.

Игровой материал: карточки с изображением животных и их детёнышей, музыкальные инструменты.

Игровые правила:

Слушать музыкальный вопрос, отвечать на него противоположным по высоте звука напевом.

Музыкальное сопровождение: диск 1, раздел 1, №3.

Игровые действия: Отгадывать, кого зовут, пропевать соответствующие звукоподражания.

Ход игры: Педагог знакомит детей с высокими и низкими звуками, используя знакомые детям звукоподражания. Обращает внимание на то, что мамы поют низкими голосами, а детки высокими, тонкими; для этого он рассказывает детям о том, что в одном дворе жили утка с утятами (показывает картинки), гусь с гусятами, курица с цыплятами, а на дереве птица с птенчиками и т.д. Однажды, подул сильный ветер, пошёл дождь, и все спрятались. Мамы-птицы стали искать своих детей. Первой стала звать своих деток мама-утка: Где мои утята, милые ребята? Кря-кря! А утята ей отвечают: Кря-кря, мы здесь! Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама курица и т.д.


Дидактические игры на развитие ритмического слуха «Узнай и сложи песенку»

Цель: Упражнять детей в различии ритмических рисунков знакомых песен. Развивать мышление, память, эмоциональную отзывчивость.

Дидактическое пособие в приложении 1.

Музыкальное сопровождение: диск 1, раздел 1, № 4.

Ход игры:

Предварительная работа: познакомить детей с музыкальными длительностями: четверть и восьмая. Долгий звук - четверть (в пособии елочка, цветок и т.д. большего размера), короткий звук - восьмая (меньшего размера).

1 вариант. Воспитатель или ребёнок-водящий показывает детям карточку с изображением ритмического рисунка знакомой детям песни (название песни указано на карточке). Прохлопывает ритм и предлагает детям отгадать название этой песни.

2 вариант. Воспитатель или ребёнок -водящий предлагает ребенку самостоятельно прохлопать ритмическую загадку.

3 вариант. При помощи картинок разного размера можно выложить ритм любой знакомой детям песни (самостоятельно или под руководством музыкального руководителя).


«Ритмическая мозаика»

Цель: Развивать внимание, мышление, память. Учить разнообразным музыкальным звучащим жестам. Развивать творчество и фантазию.

Развивать ритмический слух.

Игровой материал: – карточки – схемы для выполнения заданий по показу педагога, разрезные картинки для самостоятельной деятельности.

Музыкальное сопровождение: диск 1, раздел 1, № 5.

Ход игры: Музыкальный руководитель показывает детям карточку. Знакомит детей с правилами игры. Каждый символ соответствует определенному звучащему жесту (хлопки, щелчки, шлепки по коленям, притопы).

Ритмический рисунок может быть с разными длительностями.

Например, карточка №1:

Большой цветок соответствует долгому звуку (четвертушка), 2 маленьких – коротким (2 восьмушки).

Шлеп – хлоп, хлоп, шлеп - хлоп, хлоп, шлеп - хлоп, хлоп, шлеп.

Ритмический рисунок может быть с одинаковыми длительностями.

Например, карточка №2:

Хлоп-топ, хлоп-топ, хлоп, хлоп, хлоп – топ, хлоп, хлоп – топ.

Ритмический рисунок придумывается самостоятельно.

Когда игра будет освоена детьми, можно использовать 3 и 4 звучащих жеста.

1 вариант. Дети сначала при помощи взрослого выполняют задание, затем самостоятельно.

2 вариант. Самостоятельно придумывают, выкладывают и проигрывают любую ритмическую мозаику.


«Веселые подружки»

Цель: развивать эмоциональную отзывчивость, чувство ритма детей, внимание, музыкальную память.

Игровой материал: плоские фигурки из картона (5 шт.). Можно использовать варианты: все куклы одной величины, но раскрашены по-разному, или куклы разного размера (по типу матрёшек) в одежде с различными узорами и т.д.

Музыкальное сопровождение: диск 1, раздел 1, № 6.

Ход игры: фигурки стоят на столе, одна за другой в колонне. Дети сидят полукругом или в шахматном порядке, лицом к столу. Звучит русская народная мелодия «Светит месяц».

Педагог: Познакомьтесь, ребята к нам в гости пришли весёлые подружки: Дашенька, Глашенька, Сашенька, Иринушка, Маринушка. (Выставляет их в одну шеренгу.) Они очень любят плясать и хотят вас научить. Вот как умеет Дашенька!

Педагог берёт матрёшку и выстукивает деревянной подставкой ритмический рисунок. Дети повторяют ритм на деревянных ложках. Можно просто отхлопать ритм в ладоши. Ритмы так же можно демонстрировать детям, исполняя их на фортепиано.


«Прогулка»

Цель: Развивать чувство ритма, внимание, коммуникативные способности.

Музыкальное сопровождение: диск 1, раздел 1, № 7.

Ход игры: Дети рассаживаются вокруг взрослого, у каждого из них муз. молоточки.

Педагог: «Сейчас, дети, пойдем с вами на прогулку, но она необычная. Мы будем гулять в комнате, а помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице».

Взрослый медленно ударяет молоточком по ладони. Дети повторяют такой же ритмический рисунок.

Педагог: «А теперь мы вышли на улицу, - продолжает педагог. Светит солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так!»

Частыми ударами передает бег. Дети повторяют.

Педагог: «Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю».

Педагог вновь медленно ударяет молоточком. Дети повторяют, стали быстро прыгать: скок, скок.

Педагог: «Но вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко, и пошел дождик. Сначала это были маленькие редкие капельки, а потом начался сильный ливень».

Педагог постепенно ускоряет ритм ударов молоточком.

Педагог: «Испугались ребята, побежали домой».

Примечание: Вместо музыкального молоточка можно использовать бубен, деревянные ложки, металлофон или ксилофон.



«Сладкое дерево» Цель: Закреплять знания детей о длительности звука, развивать воображение, музыкальную память, внимание.

Демонстрационный материал: Фланелеграф; игровое поле с изображением дерева, к веткам прикреплены на веревочках «конфеты», на обратной стороне которых изображены ноты различной длительности.

Музыкальное сопровождение: диск 1, раздел 1, № 8.

Ход игры:

Педагог: На большой зеленой ветке – музыкальные конфетки. Как конфетку повернешь – звук чудесный пропоешь.

Вызванный ребенок поворачивает «конфетку» и называет длительность ноты, затем все ее пропевают на слоги «ля».

Педагог: Посмотрите, детки, - это сладкие конфетки.

Дети отхлопывают ритмический рисунок попевки, отстукивают на металлофоне и выкладывают его полосками на карточках.



«Сосульки» Цель: Развивать слуховую память, коммуникативные способности, тембровый, ритмический слух.

Музыкальное сопровождение: диск 1, раздел 1, № 9.

Ход игры: Дети делятся на три группы по 4-5 человек в каждой.

Первая группа выполняет движения на счет четвертями: наклоны головы вправо-влево, вверх-вниз, сопровождаемые словами «кап-кап».

Вторая группа – на счет восьмыми: движения кистями рук вверх-вниз, сопровождаемые словами «кап-кап-кап-кап».

Третья группа – на счет шестнадцатыми: движения пальчиками вверх-вниз, произносят слова «кап-кап-кап-кап».

Сначала игра проводится поочередно с каждой группой детей. Затем группы соединяются.

Примечание: Можно использовать музыкальное сопровождение.



Дидактические игры на развитие тембрового слуха. «На чем играю?»

Цель: развивать тембровое чувство детей, память, внимание.

Игровой материал: карточки (по числу играющих), на одной половине которых изображение детских музыкальных инструментов, другая половина пустая; фишки и детские музыкальные инструменты.

Музыкальное сопровождение: диск 1, раздел 1, № 10.

Ход игры: детям раздают по нескольку карточек (3-4). Ребенок-ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте (перед ведущим небольшая ширма). Дети определяют звучание инструмента и закрывают фишкой вторую половину карточки.

Игру можно провести по типу лото. На одной большой карточке, разделенной на 4-6 квадратов, дается изображение различных инструментов (4-6). Маленьких карточек с изображением таких же инструментов должно быть больше и равно количеству больших карт. Каждому ребенку дают по одной большой карте и 4-6 маленьких. Игра проводится так же, но только дети закрывают маленькой карточкой соответствующее изображение на большой.


«Музыкальные загадки»

Цель: развивать тембровое чувство детей, внимание, коммуникативные способности.

Игровой материал: металлофон, треугольник, бубенчики, бубен, арфа, цимбалы.

Музыкальное сопровождение: диск 1, раздел 1, № 11.

Ход игры: дети сидят полукругом перед ширмой, за которой на столе .находятся музыкальные инструменты и игрушки. Ребенок-ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте. Дети отгадывают. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется большее число фишек.


Дидактические игры на развитие динамического слуха «Громко -тихо запоем»

Цель: развивать диатонический слух детей, коммуникативные способности, память, воображение.

Игровой материал: любая игрушка.

Музыкальное сопровождение: диск 1, раздел 1, № 12.

Ход игры: дети выбирают водящего. Он уходит из комнаты. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти ее, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание усиливается, по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от нее. Если ребенок успешно справился с заданием, при повторении игры он имеет право спрятать игрушку.


«Колобок»

Цель: развивать диатонический слух детей, коммуникативные способности, внимание, мышление.

Игровой материал: игровое поле, молоточек, колобок и несколько различных небольших предметов, изображающих стог сена, бревно, пенек, муравейник, елку. Все это расставляется на игровом поле в любом порядке.

Музыкальное сопровождение: диск 1, раздел 1, № 13.

Ход игры: дети рассматривают фигурки на игровом поле, затем выбирают водящего, он выходит за дверь или отворачивается от остальных играющих. Дети договариваются, за какую фигурку они спрячут колобок, и зовут водящего:

«Укатился колобок, колобок — румяный бок,

Как же нам его найти, к деду с бабой принести?

Ну-ка, (Ира), по дорожке походи,

походи и по песенке веселой колобок отыщи».

Все поют любую знакомую песню. Водящий берет молоточек и водит им по дорожкам от фигурки к фигурке. Если молоточек находится далеко от той фигурки, за которой спрятан колобок, то дети поют тихо, если близко — громко.


Дидактическая игра на развитие умения определять музыкальный жанр «Песня, танец, марш»

Цель: Дать представления о первичных жанрах музыки (песня, танец, марш), их характерных особенностях. Обогащать высказывания детей об эмоционально-образном содержании музыки. Развивать память, внимание, мышление.

Музыкальное сопровождение: диск 1, раздел 1, № 14.

Ход игры:

1 вариант. Музыкальный руководитель исполняет (или дает прослушать) детям музыкальное произведение (или отрывок). Приглашает двух детей. Первый ребёнок выбирает карточку, которая соответствует жанру этого музыкального произведения. Вызванный ребенок берёт карточку и показывает её. Если произведение известно детям, то говорит его название и имя композитора. Второй ребенок показывает карточку, на которой изображен характер музыкального произведения, соответствующий характеру музыки (это может быть «смайлик», «лицо» - спящее, плачущее, весёлое).

2 вариант. Перед каждым ребенком лежит карточка. Музыкальный руководитель либо воспитатель исполняет произведение, и дети, чьи карточки соответствуют или жанру, или характеру музыкального произведения поднимают их.


Дидактические игры на развитие музыкальной памяти

«Угадай мелодию»

Цель: развивать музыкально-слуховой опыт, память, мышление.

Игровой материал: магнитофон, кассета или диск с музыкой известных детям музыкальных произведений, флажки, жетоны.

Музыкальное сопровождение: диск 1, раздел 1, № 15.

Ход игры: у каждого играющего в руках флажок. Звучит музыка. Угадавший ее ребенок поднимает флажок. За правильный ответ выдается жетон. Выигрывает тот ребенок, который наберет больше жетонов.



«Слушаем музыку»

Цель: Развивать умение детей различать музыкальные произведения. Развивать музыкальную память, мышление, коммуникативные способности.

Игровой материал: 4-5 картинок, иллюстрирующих содержание знакомых детям музыкальных произведений (это могут быть и инструментальные пьесы), проигрыватель.

Музыкальное сопровождение: диск 1, раздел 1, № 16.

Ход игры: Дети рассаживаются полукругом, перед ними на столе располагают картинки так, чтобы они хорошо были видны всем играющим. Проигрывают какое-либо музыкальное произведение. Вызванный ребенок должен найти соответствующую картинку, назвать произведение и композитора, написавшего эту музыку. Если ответ правильный, все хлопают.

Игра проводится на музыкальном занятии и в свободное от занятий время.

«Наши песни»

Цель: Совершенствовать навык узнавания знакомых произведений. Развивать музыкальную память, мышление, коммуникативные способности, эмоциональную отзывчивость.

Игровой материал: Карточки-картинки (по числу играющих), иллюстрирующие содержание знакомых детям песен, металлофон, проигрыватель, фишки.

Музыкальное сопровождение: диск 1, раздел 1, № 17.

Ход игры: Детям раздают по 2-3 карточки. Исполняется мелодия песни на металлофоне или в записи. Дети узнают песню и закрывают фишкой нужную карточку. Выигрывает тот, кто правильно закроет все карточки.

Игра проводится в свободное от занятий время.


«Волшебный волчок»

Цель: закрепить песенный материал. Развивать музыкальную память, внимание.

Игровой материал: картонный круг, вдоль края которого наклеиваются иллюстрации к песням. В центре - вращающаяся стрелка, музыкальные игрушки, воспроизводящие детские песенки.

Музыкальное сопровождение: диск 1, раздел 1, № 18.

Ход игры: песня звучит в записи. Один из детей указывает стрелкой на соответствующую иллюстрацию и называет песню, или говорит, из какого она мультфильма. Или: ведущий указывает стрелкой на картинку и дети поют песню, соответствующую содержанию картинки.

Игра проводится в свободное от занятий время.


Музыкально-дидактические игры на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку «Угадай эмоцию»

Цель: Развивать память, эмоциональную отзывчивость, мышление.

Музыкальное сопровождение: диск 1, раздел 1, № 19.

Ход игры: Прослушивается музыкальное произведение или зачитывается отрывок на определенную эмоцию, а дети выкладывают эту эмоцию. Нужно сделать для каждого ребенка карточки с силуэтом лица человека, а брови, глаза, рот вырезать отдельно из черного цветного картона в соответствии с эмоцией и выкладывать на этом лице детьми после прослушанного произведения.


«Рисуем настроение музыки»

Цель: 

  • Формировать умение выражать свои чувства, впечатления через цвет, рисунок.

  • Развивать воображение, коммуникативные способности.

Музыкальное сопровождение: диск 1, раздел 1, № 20.

Ход игры: После прослушивания и обсуждения характера и настроения музыки, можно предложить детям нарисовать ее. Перед рисованием оговаривается, какая краска (цвет) соответствует какому настроению.

Раздел 2. Музыкальные игры с ритмическими движениями «Мы проснулись»

Цель: развитие эмоциональной отзывчивости на музыкальное сопровождение.

Задачи:

1. Создание эмоциональной комфортности.

2. Формирование умения передать характер музыки в движениях.

Музыкальное сопровождение: диск 1, раздел 2, № 1.

Условия:

Музыкальная игра проводится после дневного сна, пока еще дети находятся в кроватях. Данная игра может быть использована в качестве гимнастики после дневного сна.

Ход игры:

Дети выполняют игровые движения совместно с воспитателем.

«Мы проснулись, улыбнулись,

Посильнее потянулись.

Первый разик на спине.

А потом на животе,

На бочок перевернулись,

И еще раз потянулись.

Ноги вверх мы поднимаем

И тихонько отпускаем,

А теперь мы с вами дети

Поедем на велосипеде.

Подбородком грудь достанем,

К потолку глаза подняли-

Влево – вправо посмотрели,

На кроватку тихо сели.

Руки в стороны подняли,

Крепко так себя обняли.

Наклонились, потянулись,

До носочков дотянулись,

Распрямились и опять

Будем ножки поднимать.

А теперь пришла пора

Дружно встать нам детвора!»


«На зарядку становись»

Цель: вызвать у детей эмоциональный отклик на бодрую музыку.

Задачи:

1. Создание эмоционально - психологического настроя на предшествующий день.

2. Формирование умений двигаться в соответствии с ритмом музыки, развитие метроритмического чувства.

Музыкальное сопровождение: диск 1, раздел 2, № 2.

Условия игры:

По команде воспитателя дети строятся на зарядку и маршируют под музыку марша. Данная игра проводится после дневного сна.

Ход игры:

«На зарядку - становись!

Кто шагает дружно в ряд?

Это дети наш отряд!

На зарядку мы идем,

Громко песенку поем.

Скоро будут у девчат - талии осиные,

А у наших мальчиков - мускулы красивые!

Ну-ка, ну-ка, не зевать,

Движенье будем выполнять!

Вы, ребята, не робейте,

Наклонились раз, наклонились два!

Повернулись вправо, влево

Закружилась голова?

Это вовсе не беда!

Вы минутку отдохните

и сначала все начните.

Всем - Улыбочку держать!

Ведь в здоровом теле - ух,

Будет жить здоровый дух!»


«В ушки» Цель: формирование умений взаимодействовать в паре друг с другом на тактильном уровне общения.

Задачи:

1. Формирование доброжелательных отношений между сверстниками в процессе игры, посредством тактильных восприятий.

2. развитие метроритмического чувства.

Музыкальное сопровождение: диск 1, раздел 2, № 3.

Условия игры:

Данную игру можно использовать в свободной деятельности детей. Двое играющих становятся друг против друга и поднимают обе руки, согнутые в локтях, так, чтобы ладони рук одного были обращены к ладоням другого. В такт песне они ударяют в ладони друг другу, произнося три последние строки, играющие быстро прикрывают ладонями уши, нос, бочок - в соответствии с текстом. Побеждает тот, кто сделает это первым.

Ход игры:

Мама била, била, била и всё папе доложила.

Папа бил, бил, бил и всё бабе доложил.

Баба била, била, била и всё деду доложила.

Деда бил, бил, бил и всё братьям доложил.

Братья били, били, били и всё сёстрам доложили.

Сёстры били, били, били и в кадушку закатили.

А в кадушке две лягушки, закрывай скорее ушки.

А в кадушке пёс Барбос, закрывай скорее нос.

А в кадушке старичок, закрывай скорей бочок.


«Если есть хороший друг»

Цель: умение соотносить мимические и речевые реакции на основе текста игры.

Задачи:

1.Формирование умений взаимодействовать в паре друг с другом

на тактильном уровне общения.

2. Развитие невербальных средств общения.

Условия игры:

Совместно с воспитателем дети выполняют действия в соответствии с текстом игры. Данную игру можно проводить в свободной деятельности детей.

Ход игры:

Настроение упало, - опускают руки вниз

Дело валится из рук - качание головой, встряхивают кистями

Но еще не все пропало, - разводят руками

Если есть хороший друг- разворачиваются лицами друг к другу

С делом справимся вдвоем, - пожимают друг другу руки

С облегчением вздохнем - делают глубокий вдох, выдох

Настроение поднимем - нагибаются и медленно выпрямляются

И от пыли отряхнем! - отряхиваются.


«Зайкин огород» Цель: создание эмоционально - психологической комфортности в совместной деятельности.

Задачи:

1) Создать положительную гармонию взаимоотношений детей друг с другом;

2) Формировать умения взаимодействовать в паре друг с другом

на тактильном уровне общения.

Музыкальное сопровождение: диск 1, раздел 2, № 4.

Условия игры:

Движения выполняются в паре (на спине соседа) и четко соответствуют метрической пульсации. Речевое интонирование текста сопровождается ритмичной музыкой. Данную игру можно проводить в режимных моментах и в свободной деятельности детей.

Ход игры:

Был у зайки огород - руки «прыгают» по спине партнера

Ровненьких две грядки - поглаживание спины сверху вниз

Там играл зимой в снежки - мягкое постукивание кулачками

Ну, а летом - в прятки - спрятать кулачки под мышки партнера

А весною в огород - руки «прыгают» по спине партнера

Зайка весело идет – идут вприпрыжку

Но сначала все вскопает - вращательные движения кулачками

А потом все разровняет - поглаживание спины сверху вниз

Семена посеет ловко - потрясти расслабленными кистями рук

И пойдет сажать морковку – руки «прыгают» по спине

Ямка – семя, ямка – семя - вращательное движение кулачком по

Ямка – семя, ямка – семя спине и точка щепоткой пальцев

Закопает, прировняет - поглаживание спины руками в стороны

Закопает, прировняет и сверху вниз

И, глядишь, на грядках вновь - поднять расслабленные руки вверх

Прорастут горох, морковь и «уронить»

А как осень подойдет - поглаживающие движения ребром

Урожай свой соберет ладоней в разных направлениях

Все собрал, и как раз - поглаживание спины ладошками

Наш закончился рассказ сверху вниз



«Таря - Маря» Цель: развитие эмоционального состояния детей на основе выразительного интонирования.

Задачи:

1) Создать положительную гармонию взаимоотношений детей друг с другом.

2) Формирование умений взаимодействовать в паре друг с другом

на тактильном уровне общения.

Музыкальное сопровождение: диск 1, раздел 2, № 5.

Условия игры:

Дети стоят парами, образуя внутренний и внешний круг. Выразительное интонирование текста происходит на фоне музыкального сопровождения – ритмичной танцевальной музыки.

Движения выполняются детьми в паре со своим партнером. По окончанию куплета дети внешнего круга переходят по часовой стрелке к другому партнеру. Песенка повторяется.

Данную игру можно проводить в свободной деятельности детей.

Ход игры:

Таря - Маря в лес ходила, - самостоятельные хлопки руками и по ногам.

Шишки ела,- стучать костяшками пальцев друг с другом.

нам велела, - похлопать по плечам соседа

А мы шишки не едим,- ударять по ладошкам соседа и по своим,

Таре - Маре отдадим.- чередуя руки

Раздел 3. Музыкальные игры на основе танца

«Буги - Вуги» Цель: поднятие эмоционального настроения детей на заводную, веселую игру.

Задачи:

1.формировать умения детей двигаться в соответствии с характером музыки, согласовывая при этом движения в такт музыки;

2. развивать умения следовать правилам игры.

Музыкальное сопровождение: диск 1, раздел 3, № 1.

Условия игры:

Дети стоят по одному в кругу, повернувшись лицом к центру круга. Танец сопровождается пением и действиями, описанными в словах. Игра проводится в свободной деятельности детей или в режимных моментах.

Ход игры:

«Руку правую вперед,

А потом ее назад, А потом опять вперед

И немного потрясти.

Мы танцуем Буги - Вуги,

Поворачиваем в круге,

Поворачиваем в круге и поем:

«Буги - Вуги, о кей! – взявшись за руки идут в центр круга.

«Буги - Вуги, о кей! – возвращаются на И.П.

«Буги - Вуги, о кей! – взявшись за руки, идут в центр круга

Мы танцуем Буги - Вуги и поем! - возвращаемся в И.П.


«Паровоз»

Цель: поднятие эмоционального настроения детей на заводную, веселую игру.

Задачи:

1.развивать умения следовать правилам игры;

2. формировать умения детей двигаться в соответствии с характером музыки, согласовывая при этом движения в такт музыки.

Музыкальное сопровождение: диск 1, раздел 3, № 2.

Условия: игра проводится в свободной деятельности детей или в режимных моментах.

Ход игры:

Дети делятся на две команды и встают в две шеренги, лицом друг к другу. С началом звучания быстрой, веселой музыки первый ребенок обегает всю шеренгу, возвращается на место и продолжает движение, но уже с прицепившимся сзади «вагончиком» - следующим ребенком. «паровозик» огибает уменьшающуюся шеренгу несколько раз, пока не подцепит все «вагончики». Выигрывает команда, которая быстрее соберет весь «поезд».


«Бубен» Цель: развитие умений чувствовать ритм.

Задачи:

1. воспитание доброжелательных отношений между детьми.

Музыкальное сопровождение: диск 1, раздел 3, № 3.

Условия: игра проводится в свободной деятельности детей или в

режимных моментах.

Ход игры:

Бубен, бубен, позвени.

Ведущий ходит перед

Ребятишек весели

детьми, встряхивает бубен

Деточки играют

В бубен ударяют.

Хлопай - раз и

держит бубен перед

хлопай - два!

ребенком.

Интересная игра.

ударяет ладошкой.

Танечка (Ванечка,...) играет,

В бубен ударяет.

Игра повторяется с другими участниками



«Горелки» Цель: воспитывать интерес к русской народной игре, вызвать радостные эмоции в процессе игры.

Задачи:

1. формирование умения следовать правилам игры.

Музыкальное сопровождение: диск 1, раздел 3, № 4.

Условия игры:

Играющие, выстраиваются парами друг за другом - в колонку. Дети берутся за руки и поднимают  их вверх, образуя «ворота». Последняя пара проходит «под воротами» и становится впереди, за ней идет следующая пара. «Говорящий» становится впереди, шагов на 5-6 от первой пары, спиной к  ним. Все участники поют или приговаривают. По окончании песенки двое ребят, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат: Раз, два, не воронь, а беги, как огонь! «Горящий» старается догнать бегущих. Если игрокам удается взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает «горящий», то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т.е. «горит». А если «горящий» поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары. Игра проводится в свободной деятельности детей или в режимных моментах.

Ход игры:

«Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят:

Динь-дон, динь-дон,

Выбегай скорее вон!

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!»



«Принцессы и драконы»

Цель: развитие умений перевоплощаться в процессе игры, передать характерный образ героев.

Задачи:

1. развивать умения показать полную самостоятельность в выборе воплощения переживания, используя разнообразные способы, адекватные характеру и настроению художественного произведения.

Музыкальное сопровождение: диск 1, раздел 3, № 5.

Условия игры:

Дети слушают воспитателя и выполняют импровизированные движения согласно правилам игры. Игра проводится в свободной деятельности детей или в режимных моментах.

Ход игры:

«Драконы большими шагами шагают,

Огромные крылья свои распускают,

Мальчики - Драконы шагают высоким шагом, машут руками.

Принцессы драконов совсем не боятся,

Заставят Драконов себе подчиняться!

Девочки - Принцессы с ленточками в руках стоят в четырех углах зала.

Принцесса ленточкой взмахнет –

Дракон, как каменный, замрет!»

До какого Дракона принцесса ленточкой дотронется, тот замирает.

Далее Принцессы считают пойманных драконов.



«Птица в клетке»

Цель: развитие умений перевоплощаться в процессе игры, передать характерный образ птицы.

Задачи:

1. развивать умение показать полную самостоятельность в выборе воплощения переживания, используя разнообразные способы, адекватные характеру и настроению художественного произведения.

Музыкальное сопровождение: диск 1, раздел 3, № 6.

Условия игры: игра проводится в свободной деятельности детей или в режимных моментах.

Ход игры:

Все дети берутся за руки и образуют круг - "клетку". Кто-то один остается в центре. Он становится Птицей, попавшей в клетку. Ему нужно станцевать свой танец так, чтобы клетка его выпустила. Круг детей может подыгрывать Птице, поднимая и опуская руки, открывая иногда выход. Задача клетки - не помешать птице вырваться, а наоборот, помочь. Но и танец должен быть достоин Свободы!


«Алый платочек» Цель: развитие умения соотносить музыку с движениями, предавая при этом эмоциональную окрашенность мимики и пантомимики.

Задачи:

1.воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

Музыкальное сопровождение: диск 1, раздел 3, № 7.

Условия игры:

Все поют, один ребёнок - ведущий - стоит в середине круга и ритмично размахивает платочком.

Ведущий проходит мимо детей, продолжая размахивать платочком. В конце фразы останавливается  перед кем - нибудь из детей.

Тот ребёнок, около которого остановился ведущий, берёт платочек за другой конец. Оба ребёнка качают платочек, кружатся под ним. Остальные дети хлопают в ладоши. Игра проводится в свободной деятельности детей или в режимных моментах.

Ход игры:

Кружится, кружится

Алый платочек,

Алый платочек,

Алый платок.

Где же ты, где же ты,

Милый дружочек,

Милый дружочек,

Милый дружок?

Тра - ля - ля

Раздел 4. Музыкальные игры с пением

«На двери замок-чудак» Цель: развитие умений соотносить эмоциональную окрашенность интонации с ритмикой и пластикой, сопровождающих ее жестов

Задачи:

1.формировать умения детей координировать свои движения с текстом пальчиковой игры.

Музыкальное сопровождение: диск 1, раздел 4, № 1.

Условия игры:

Дети выполняют движения на основе текста. Воспитатель напевает текст, когда дети выучат текст в процессе игры, затем поют вместе с воспитателем. Данная игра проводится в свободной деятельности детей.

Ход игры:

На двери замок-чудак (Пальцы сплетены в «замок».)

Не открыть его никак (Несколько раз эмоционально и с ускорением выворачивать «замок»

Я его и так, и сяк, (в разные стороны.)

Я его туда, сюда.

Ну никак не открывается! (Выполняем потягивание, пытаясь открыть замок.)

Вынул связку я ключей (Энергично встряхивать кистью одной руки.)

Ну-ка ключик поскорей! (Поочередно начиная с мизинца, крутить пальцы одной руки.)

Этот ключик не подходит,

Этот ключик не выходит.

Этот ключик не открывает,

Этот ключик не вылезает.

Этот ключик от сарая (Поднять большой палец вверх.)

Вынул связку я другую. (Тоже выполняем на другой руке.)

Этот ключик не подходит, (Поочередно начиная с мизинца, крутить пальцы одной руки)

Этот ключик не выходит.

Этот ключик не открывает,

Этот ключик не вылезает.

Этот ключик от рояля (Поднять большой палец вверх.)

Дверка, миленькая, откройся! (Развести руки в стороны.)

- Входите, пожалуйста!


«Капитан» Цель: развитие умений соотносить эмоциональную окрашенность интонации с ритмикой и пластикой, сопровождающих ее жестов.

Задачи:

1.формировать умение образно мыслить и передавать свои чувства на основе текста.

2.закрепить правила бережного, внимательного отношения к окружающей природе.

Музыкальное сопровождение: диск 1, раздел 4, № 2.

Условия игры:

Дети стоят или сидят, выполняют движения, соотнося их с текстом. Игра проводится в свободной деятельности детей под подпеванием воспитателя.

Ход игры:

Я плыву на лодке белой,

По волнам с жемчужной пеной.

Я - отважный капитан,

Мне не страшен ураган.

Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв. Проговаривая стишок, показывать, как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук - сами волны.

Чайки белые кружатся,

Тоже ветра не боятся.

Лишь пугает птичий крик

Стайку золотистых рыб.

Потом по тексту стиха показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе. Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок.

И, объездив чудо - страны,

Посмотрев на океаны,

Путешественник - герой,

К маме я вернусь домой

Плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде.


«Часы» Цель: поднятие эмоционального состояние детей на основе веселой игры.

Задачи:

1.развитие навыков невербальной коммуникации.

Музыкальное сопровождение: диск 1, раздел 4, № 3.

Условия игры:

Дети садятся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками ("бежим") от коленок до макушки, один хлопок над головой. руки "скатываются" на пол, два хлопка, три хлопка. Данная игра проводится в свободной деятельности детей.

Ход игры:

Мышь полезла в первый раз,

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: “Бом!”,

Мышь скатилась кувырком.

Мышь полезла второй раз,

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: “Бом, бом!”

Мышь скатилась кувырком.

Мышь полезла в третий раз,

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали:

“Бом, бом, бом!”

Мышь скатилась кувырком.


«Гномы» Цель: поднятие эмоционального состояния детей на основе веселой игры.

Задачи:

1.формирование эмоционально выразительной речи, адекватность передачи в жестах акцентов, пауз, ярких интонационных оборотов.

Музыкальное сопровождение: диск 1, раздел 4, № 4.

Условия игры:

Дети выполняют движение, соответствующему тексту потешки. Игра проводится в свободной деятельности детей.

Ход игры:

Жили-были гномики

(Указательным и большим пальцем показываем размер)

В расчудесном домике.

(Ладони сложены в виде крыши)

Папа-гном дрова рубил,

(Ребром кисти ударяем о ладонь)

Гном-сынок их в дом носил,

(Хватательные движения руками)

Мама-гномик суп варила,

(Кисти округлены, шарообразные движения)

Дочка-гном его солила,

(Пальцы сложены в «щепотку»)

Гномик-бабушка вязала,

(Имитируем вязание на спицах)

Гномик-тетушка стирала,

(Потираем ладошки друг о друга)

Дед - окошко открывал,

Всех знакомых в гости звал!

(Обоими кистями рук делаем приглашающий жест к себе)


«У оленя дом большой» Цель: поднятие эмоционального состояние детей на основе веселой игры.

Задачи:

1.формировать умение передавать характер музыки в движениях, умение двигаться в соответствии с метроритмом.

Музыкальное сопровождение: диск 1, раздел 4, № 5.

Условия игры

Дети выполняют движение, соответствующему тексту потешки, музыкальное сопровождение постепенно ускоряется. Данная игра проводится в свободной деятельности детей.

Ход игры:

Пример движений на первый куплет:

- У оленя дом большой.- складываем руками над головой крышу дома.

-Он глядит в свое окно.- показываем руками перед собой квадратное окно или одну руку кладем горизонтально, а другую ставим на нее и подпираем кулаком щеку.

- Заяц по лесу бежит.- изображаем бег на месте.

- В дверь к нему стучит.- изображаем стук кулаком в дверь.

- Тук-тук! - стучим правой ногой в пол.

- Дверь открой! - открываем дверь.

-Там в лесу…показываем большим пальцем за плечо.

- Охотник злой! - изображаем руками ружье.

-Быстро двери открывай,- делаем приглашающий жест - машем ладонью к себе.

- Лапу мне давай! -выставляем руку вперед ладонью наружу.

Пример движений на второй куплет:

Быстро дверь олень открыл,- открываем дверь.

Зайку в дом к себе впустил,- делаем приглашающий жест.

- зайка, зайка забегай -бег на месте.

- лапу мне давай -выставляем руку вперед ладонью наружу.

- ой, ой, страшно мне, -закрываем ладонями глаза.

-что-то мне не по - себе -обхватываем руками голову и качаем ею из стороны в сторону.

- сердце в пятки всё ушло - правую ладонь кладем на сердце

Пример движений на третий куплет:

Не дрожи зайчишка мой, - обнимаем себя

- я смотрел в своё окошко,- показываем руками перед собой квадратное окно

-убежал охотник злой, - бег на месте

-посиди немножко - чуть присядьте или сядьте на стул.

- Да, да посижу,

- я уж больше не дрожу,- встаем и распрямляемся во весь рост.

- у меня прошёл испуг,

- ты хороший друг. - выставляем руку вперед ладонью наружу или машем на прощание.

Раздел 5. Музыкальные игры с музыкальными инструментами

«Веселый бубен»

Цель: развитие тембрового слуха, внимания и чувства ритма.

«В руки ты его возьмешь,

То ударишь, то встряхнешь,

Никогда он не скучает,

Угадай, какой играет?»

Оборудование: бубны нескольких видов (маленький, средний, большой).

Музыкальное сопровождение: диск 1, раздел 5, № 1.

Правила игры: дети стоят спиной в круг, в центре круга ребенок с разными бубнами. Дети поют, а ведущий двигается хороводным шагом, по завершении песни останавливается и играет в бубен. Тот ребенок, за спиной которого он остановился должен узнать и сказать, какой из бубнов звучал. Если он ответил правильно, он становиться ведущим.


«Не зевай»

Цель: научить детей воспринимать и правильно передавать несложный ритмический рисунок, развивать память, музыкальное мышление, совершенствовать умение различать структуру музыкального произведения.

«Раз, два, три, ребенок исполняет на муз. инструменте ритм

Не зевай! передает соседу музыкальный инструмент.

Поиграл – выполняют действия первой строки

Передай! передают следующему соседу

Раз, два, три, выполняют действия первой строки

Не спеши! передают следующему соседу

Как играть – выполняют действия первой строки

Покажи!»

Оборудование: любой музыкальный инструмент.

Музыкальное сопровождение: диск 1, раздел 5, № 2.

Правила игры: дети сидят на ковре, одному из ребят педагог дает музыкальный инструмент либо ребёнок-ведущий берёт его сам. Под текст дети выполняют задания, у кого остался музыкальный инструмент придумывает свой ритмический рисунок, а дети повторяют его хлопками.


«Загадки о музыкальных инструментах»

Цель: расширение музыкального кругозора, развитие познавательного интереса к музыке, а также тембрового слуха, способности к самовыражению.

Задания:

  • покажи музыкальный инструмент на картинке;

  • назови музыкальный инструмент;

  • покажи, как на нем играют;

  • «сыграй», пропой свою мелодию.

Оборудование: картинки с музыкальными инструментами, разнообразные музыкальные инструменты, загадки.

Музыкальное сопровождение: диск 1, раздел 5, № 3.


«К нам гости пришли»

Цель: расширение музыкального кругозора, развитие познавательного интереса к музыке, а также тембрового слуха, способности к самовыражению.

Оборудование: игрушки бибабо (медведь, зайчик, лошадка, птичка), бубен, металлофон, музыкальный молоточек, колокольчик.

Музыкальное сопровождение: диск 1, раздел 5, № 4.

Правила игры: воспитатель предлагает детям подойти к нему: «Дети, сегодня к нам в гости должны прийти игрушки». Слышится стук в дверь. Воспитатель подходит к двери и незаметно надевает на руку мишку: «Здравствуйте, дети, я пришел к вам в гости, чтобы с вами играть и плясать. Лена, сыграй мне на бубне, я попляшу». Девочка медленно ударяет в бубен, мишка в руках воспитателя ритмично переступает с ноги на ногу. Дети хлопают.

Аналогичным образом воспитатель обыгрывает приход других игрушек. Зайчик прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне, лошадка скачет под четкие ритмические удары музыкального молоточка, птичка летит под звон колокольчика.


«Колпачки»

Цель: узнавать по слуху и виду музыкальные инструменты, рассказать об этом музыкальном инструменте, развивать память, внимание, мышление.

Оборудование: три красочных бумажных колпачка, детские музыкальные инструменты: губная гармошка, металлофон, балалайка.

Музыкальное сопровождение: диск 1, раздел 5, № 5.

Правила игры: подгруппа детей сидит полукругом, перед ними стол, на нем под колпаками лежат музыкальные инструменты. Воспитатель вызывает к столу ребенка и предлагает ему повернуться спиной и отгадать, на чем он будет играть. Для проверки ответа разрешается заглянуть под колпачок.

Игра проводится в свободное от занятий время.


«Наш оркестр»

Цель: развитие тембрового слуха, внимания и чувства ритма, творческое воображение.

Игровой материал. Детские музыкальные игрушки и инструменты (домры, балалайки, дудочки, колокольчики, бубны, угольники), большая коробка.

Музыкальное сопровождение: диск 1, раздел 5, № 6.

Ход игры. Педагог говорит детям, что в детский сад пришла посылка, показывает ее, достает музыкальные инструменты и раздает их детям (предварительное знакомство с каждым инструментом проводится на музыкальном занятии). Все играют на этих инструментах так, как им хочется. Эта игровая ситуация может быть использована в свободной , самостоятельной деятельности.


«Определи инструмент»

Цель: научить детей воспринимать и правильно передавать несложный ритмический рисунок, развивать память, внимание.

Игровой материал. Аккордеон, металлофон, арфа (каждого инструмента по два), колокольчик, четыре деревянные ложки.

Музыкальное сопровождение: диск 1, раздел 5, № 7.

Ход игры. Двое детей сидят друг к другу. Перед ними на столах лежат одинаковые инструменты. Один из играющих исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой повторяет его на таком же инструменте. Если ребенок правильно выполняет музыкальное задание, то все дети хлопают. После правильного ответа играющий имеет право загадать следующую загадку. Если ребенок ошибся, то он сам слушает задание.

Игра проводится в свободное от занятий время и в самостоятельной деятельности .


«Музыканты» Цель: обучение основным приемам игры на простейших ударных инструментах, развитие творческого мышления и воображения, эмоциональной отзывчивости.

Необходимое оборудование: для игры понадобятся настоящие музыкальные инструменты: маракасы, бубен, треугольник, металлофон.

Музыкальное сопровождение: диск 1, раздел 5, № 8.

Ход игры. Сначала воспитатель знакомит ребят с музыкальными инструментами, повторяет их названия и объясняет правила игры на каждом из них. После этого взрослый предлагает детям рассказать сказку, но не просто так, а сопровождая каждую фразу звуковыми (шумовыми) эффектами, созданными с помощью музыкальных инструментов.

«Жил-был мальчик, который всего боялся. Боялся сильного ветра, грозы, дождя и даже шелеста листьев». Воспитатель должен сначала сам показать, как «звучат» эти природные явления. Только после этого он продолжает свой рассказ: «...Но однажды все изменилось. Мальчик повстречал одного мудрого и доброго волшебника, который не только помог ему справиться со своими страхами, но и научил понимать язык природы. Теперь мальчик в дожде, в шорохе листьев слышал музыку, а гром оказался не таким уж и страшным. Теперь он представлялся мальчику в образе малыша-проказника, сидящего на тучке и играющегося погремушкой. А еще мальчик подружился с ветром и стал с ним бегать наперегонки...»

Воспитатель просит маленьких музыкантов теперь самостоятельно сопроводить рассказ звуковыми комментариями. Каждое «выступление» обсуждается, и в результате дети выбирают лучшее. Затем воспитатель предлагает ребятам придумать и свою маленькую сказку с помощью уже знакомых им музыкальных инструментов.

Примечание: так как игра ориентирована на активизацию творческих способностей детей, в ней нет победителей и побежденных. Каждый участник игры обязательно поощряется воспитателем.

Список литературы



  1. Бакланова Т.И., Новикова Г.П. «Музыкальный мир». М.,Вентана-Граф, 2013

  2. Борзов А. «Танцы народов мира» - М. 2012г

  3. Куприна, Н. Г. Развитие общения у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности : учебно-методическое пособие / Н. Г. Куприна ; Урал. гос. пед ун-т. - Екатеринбург, 2014. - 109 с. (6,8 п. л.).

  4. Куприна Н.Г. Учебно - методическое пособие для студентов педагогических вузов факультетов дошкольного воспитания/Урал.гос.пед.ун-т.- Екатеринбург, 2013.- с.92.

  5. Лялина Л.А. Народные игры в детском саду: Методические рекомендации. - М., 2009.

  6. Мельников М.Н. Игровой фольклор// Мельников М. Н. Русский детский фольклор. - М.: Просвещение, 2014. - c.104-149.

  7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

  8. Радынова О. П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. - М.: Гном-Пресс, 2011г

  9. ООП «Тропинки»: проект/ под ред. В.Т. Кудрявцева. - М.: Вентана - Граф, 2015.- 560с

  10. Музыкальные игры для воспитателя детских садов http://www.maam.ru/obrazovanie/muzykalnye-igry








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Аржанникова Елизавета Сергеевна

Дата: 15.06.2018

Номер свидетельства: 473443


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства