Просмотр содержимого документа
«Сборник консультаций для родителей по шахматам для детей в доу.»
СБОРНИК
КОНСУЛЬТАЦИЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ПО ШАХМАТАМ
ДЛЯ ДЕТЕЙ В ДОУ.
Консультация для родителей
«ШАХМАТЫ»
З НАКОМСТВО С ШАХМАТНЫМИ ФИГУРАМИ.
Для первоначального знакомства с шахматами предпочтительны деревянные фигуры крупного размера, с диаметром основания 3-4,5 см, строгой формы. Ребенок должен запомнить, как называется каждая фигура, уметь отличать одни фигуры от других по форме и цвету.
Не все дети способны запомнить названия конкретных шахматных фигур сразу же. Вы даже не всегда сможете проверить, усвоил ли их ваш ребенок. Ведь если напрямую спросить названия фигур у ребенка, он может вам и не ответить. Это ему скучно! Поэтому и узнать, какие из шахматных фигур запомнил ребенок, и закрепить пройденный материал лучше всего в игре.
«Волшебный мешочек». По очереди прячьте в непрозрачный мешочек шахматные фигуры и просите ребенка на ощупь определить, какая фигура спрятана. Для большего эффекта позвольте и ребенку прятать фигуры, а сами угадывайте, какая фигура в мешочке. Иногда вы «не угадаете», и ребенок с восторгом укажет на вашу ошибку. В другом варианте игры в мешочек прячутся все фигуры сразу, и ребенок наощупь ищет определенную фигуру.
«Шахматный теремок». Сделайте из деревянной шахматной доски «теремок». Сюда, следуя сказочному сюжету, по очереди забегут шесть разных белых фигур: от пешки до короля. Король может забраться на «теремок» и уронить его, а остальные фигуры помогут «теремок» «построить» - поднять.
«Что общего?». Возьмите две любые шахматные фигуры и спросите ребенка: «Чем они похожи? Чем отличаются?» (цветом, формой и т.д.)
«Школа». Переверните шахматную доску клетками вниз, в углубление поставьте шахматные фигуры и скажите ребенку: «Это твои ученики. Как зовут этого ученика? …А этого?»
УДИВИТЕЛЬНЫЕ КЛЕТКИ.
Для закрепления материала попросите ребенка:
Из кубиков двух цветов выложить фрагмент шахматной доски, обращая внимание на чередование светлых и темных кубиков;
Начертить мелом на асфальте фрагмент шахматной доски;
Вспомнить, где кроме шахматной доски, он видел клетки, расположенные в шахматном порядке;
Раскрасить часть листа клетчатой тетради так, как раскрашена шахматная доска (коричневым и желтым карандашом или только черным);
Правильно положить шахматную доску между вами или между куклами;
Найти белые и черные шахматные поля на рисунке (рис.: комната, в ней спрятаны 8 светлых и 8 темных клеток);
Найти клетки, расположенные в шахматном порядке, на рисунке (рис.: перекресток, черно-белые клетки видны на такси, переходе, одежде, стене дома, чемодане, стене, кепке, книге, аптечке, кубике, части тротуара, шахматной доске, которую несет под мышкой мальчик).
Покажите ребенку центр — четыре поля в середине шахматной доски. Объясните, что шахматных противников по-другому называют партнерами.
Детям старше 5 лет можно объяснить, что линии бывают вертикальные (черно-белые дорожки, которые проходят от одного противника к другому) и горизонтальные (черно-белые дорожки, которые идут слева направо). Добавьте, что по-другому вертикальные линии называют вертикалями, а горизонтальные линии – горизонталями.
В ЗЯТИЕ ФИГУР.
Одно из важнейших умений — брать фигуру противника. Ребенок учится выполнять взятие фигуры, которая стоит под боем и не подставлять свою фигуру под удар вашей.
На первой стадии обучения ребенок осваивает ход и взятие каждой из фигур, сражается с вами ограниченным числом фигур.
Рекомендуем игру «на уничтожение»: ребенок играет одно-двумя белыми фигурами, вы – одной - двумя черными фигурами. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника. В этих элементарных дидактических играх ребенок почувствует силу и слабость каждой фигуры в единоборстве с аналогичными и другими фигурами, уловит, что «умеет», а чего «не умеет» каждая конкретная фигура.
Поудобнее расположитесь за шахматной доской или шахматным столиком и сразитесь с ребенком в дидактической игре «Ладья против ладьи». Поставьте в противоположные углы шахматной доски белую и черную ладьи. Цель игры: побить ладью противника. Очевидно, что при аккуратной игре выиграть никому не удастся- достаточно не ставить свою ладью на линию, где расположена ладья партнера.
Простота подобного единоборства обманчива, не торопите ребенка — это его «боевое крещение». Следите, чтобы ребенок правильно выполнял ход ладьи (не перескакивал ею на соседнюю линию) и не ставил свою ладью под удар вашей. Не исключено, что вначале ребенок будет часто подставлять свою ладью под бой. Не сердитесь на него, терпеливо поправляйте и задавайте наводящий вопрос: «Не возьму ли я здесь твою ладью?». «Ошибайтесь» сами, ставя свою ладью под удар ладьи малыша. Если ребенок не заметит вашей «ошибки», заострите на ней его внимание.
Первые победы доставляют ребенку большое удовольствие, прибавляют желания учиться играть в шахматы!
ХОД СЛОНА.
Очень важно, чтобы ребенок умел точно передвигать шахматного слона по диагонали, не перескакивая на смежные диагонали.
Ребенку старше 5 лет можно объяснить, что самые длинные диагонали из 8 полей называются большими диагоналями. Все слоны ходят по полям своего цвета.
Для закрепления умения перемещать фигуры по диагонали предложите ребенку:
Выложить из кубиков косую дорожку-диагональ;
Раскрасить в клетчатой тетради черную диагональ из двух, трех, четырех клеток;
Начертить диагональ мелом на асфальте.
Поиграйте на шахматной доске и ее фрагментах в дидактические игры: «На одну клетку», «Через клетку», «Через две клетки», «Большой прыжок», «Поворот», «Туда-сюда», «Длинный ход».
Устройте поединок: слон против слона. Можете объяснить ребенку, что если белый и черный слоны ходят по клеткам одного и того же цвета, то это одноцветные слоны, а если разного, то разноцветные. Вначале поиграйте на доске восемь на восемь полей одноцветными слонами. Ребенок должен научиться не ставить своего слона под бой, а также бить вашего слона, если вы «ошибетесь». Затем поиграйте разноцветными слонами. В этой игре выиграть невозможно, ведь эти слоны никогда не могут встретиться на одной клетке. Поиграйте двумя слонами против одного, двумя против двух. Можно играть на фрагментах шахматной доски 2×2, 3×3, 4×4 и т. д.
Л АДЬЯ ПРОТИВ СЛОНА.
Поиграйте с ребенком на шахматной доске «восемь на восемь полей» ладьей против слона и слоном против ладьи. Борьба разнохарактерными фигурами принципиально отличается от борьбы однотипными фигурами.
Если при игре однотипными фигурами нельзя нападать на фигуру противника, то в единоборстве ладьи со слоном палитра шахматного сражения гораздо богаче. Тут можно и нужно учиться нападать на фигуру партнера, ограничивать ее подвижность, уводить из-под боя свою фигуру, занимать по возможности центральные поля, на которых сила ладьи и слона возрастает.
Рекомендовано обучать ребенка такой последовательности выбора хода:
Смотрим, нельзя ли побить фигуру противника.
Выясняем, нельзя ли сделать фигурой такой ход, после которого противник не сможет сделать своей фигурой ни одного хорошего хода (при любом ходе фигуру он потеряет).
Определяем, не ставим ли мы свою фигуру под бой.
Делаем ход.
Самое сложное здесь — научиться ограничивать подвижность фигуры партнера. Это искусство ребенок освоит далеко не сразу.
При точной игре противников на доске «восемь на восемь полей» ни ладья, ни слон не побьют друг друга. Важно, чтобы ребенок сам почувствовал, что ладья сильнее слона – у нее больше полей, на которые она может пойти. Из любого поля шахматной доски ладья атакует 14 клеток, а слон из центра-13, а из угла – лишь 7.
Консультация для родителей:
«Учимся играть честно:
как научить ребенка проигрывать!»
Все игры ребенка начинаются с того, что в роли соперников в игре выступают родители. Им всегда жалко малыша, поэтому, чтобы он не расстраивался, ему поддаются в играх, где присутствует «дух» соревнований. И у ребенка создается ощущение, что он всегда выигрывает, иначе просто быть не может. Для него будет большим шоком то, что другие дети или взрослые могут выхватить победу из его рук, и, естественно, не привыкнув к такому повороту событий, малыш сильно огорчится.
Дело в том, что малыша недостаточно научить играть в игру, его еще нужно научить проигрывать. Для этого вам придется приложить много усилий, зато потом любое соревнование будет для малыша не испытанием, а развлечением.
Таким образом, родители не должны поддаваться детям. Ребенок должен понимать - настоящие правила игры и то, что ему не будут уступать постоянно. Будьте открыты для ребенка, чтобы всегда иметь возможность поговорить с ним о борьбе и конкуренции.
Рассказывайте ему о том, как эта ситуация проходила в детстве у вас, как вы были расстроены, что чувствовали, если проигрывали, но как при этом вы не потеряли желание играть, соревноваться, добиваться поставленной цели, что вам все равно нравилось играть так или иначе.
Учимся проигрывать без истерик и слез!
КАК ОБЪЯСНИТЬ ДЕТЯМ, ЧТО ГЛАВНОЕ НЕ ПОБЕДА, А УЧАСТИЕ!?
Даем родителям несколько советов о том, как научить детей нормально относиться к чужой победе.
Игра на равных.
Ребенок должен понимать настоящие правила игры и что ему не будут уступать постоянно.
Играйте с ребенком в игры «на удачу» — лото или игры-бродилки. С помощью подобных игр ребенок начинает понимать, что победа может быть случайной: кому-то повезло, кому-то — нет.
Но при этом это не шахматы, где, скорее всего, выиграет папа, а игра, где и у малыша есть все шансы дойти до финиша первым.
Игра — это соревнование?
Конечно, любая игра — это соревнование. Но ребенок должен понимать, что он находится в позиции учащегося и соревнуется в первую очередь не с другими игроками (если они старше), а сам с собой. Напоминайте ему о его достижениях.
Если ваш малыш совершенно не хочет принимать поражение, сделайте перерыв в играх, где есть победители. Решайте шахматные задачки и головоломки, собирайте пазлы и мозаики, бегайте не на скорость, а для удовольствия, откажитесь от игр на счет. Вводите правила постепенно, чтобы переход был плавным и незаметным.
Чужой пример.
Ребенок должен понимать, что победа — это достижение, и просто так ее не получить. Для этого нужно усердно работать и тренироваться. Посмотрите вместе с детьми какие-нибудь соревнование по телевизору, чтобы дети увидели, как спортсмены реагируют на свои победы и поражения.
Почему серебряный медалист не пожал руку тому, кто занял первое место? А красиво ли он поступил, как это выглядит со стороны? Разберите такие случаи, чтобы ребенок понял, как ему самому вести себя в подобной ситуации. Не морализируйте, задавайте вопросы и подводите ребенка к собственному выводу.
Акцентируйте внимание на прошедшей игре с другими детьми. Спросите, как реагирует его друзья на победу или проигрыш? Приятно ли поздравить кого-то? А когда поздравляют тебя? Хочется ли играть с теми, кто ударяется в слезы после игры? Ребенок и сам со временем начнет понимать, как себя вести.
Что делать, если ребенок проиграл?
Не утешайте ребенка словами: «Это всего лишь игра». В отличии от вас, он относится к этому гораздо серьезнее, не надо обесценивать значимость его проигрыша. От таких слов ему захочется плакать еще больше. Лучше объясните, что вы понимаете, как это грустно и обидно, понимаете, как он хотел выиграть. Дайте ему позлиться, это нормально. Но объясните, что злиться надо не на других, а «в воздух». Пусть выйдет в другую комнату и поколотит подушку, например. Но обижать других игроков непозволительно.
Не жалейте ребенка больше, чем нужно. Проявите сочувствие и отметьте его старание. «Ты хорошо держался!» Не показывайте, что вы сами очень расстроены от результатов — ведь ребенок скопирует ваше настроение. Будьте спокойны и обсудите сильные и слабые стороны вашего малыша в игре.
Если ребенок продолжает быть неуспешным, возможно это признаки того, что он еще не готов к какой-то деятельности или ему скучно, у него может быть недостаточно личных мотивов, стимулов, игра, как деятельность может не приносить ему удовлетворения, также возможно, что подготовка к обучению являются недостаточными, неэффективными.
Поощряйте ребенка за действия, активность, стремление научиться и повысить свои шансы на победу. Важно говорить, какие именно вещи у ребенка получаются, что именно он делает хорошо! И сколько бы раз ребенок не проигрывал, он должен знать, что всегда есть надежда. Детям это особенно необходимо помнить.
Всегда убеждайте ребенка, что его любят независимо от результатов игры или соревнований.
Консультация для родителей «Как мотивировать ребенка играть в шахматы»
Каждый родитель задаетсявопросом, как повысить умственные способности ребенка, развить у него чувство ответственности, умение правильно ориентироваться в сложных ситуациях. Безусловно, для своего ребенка мы хотим лучшее. Но как реализовать подобные желания. Отличным решением станет отправиться вспортивную секцию, но еще лучше записать малыша в шахматный кружок, где он всему вышеизложенному научится, конечно, при условии, если привлечь интерес к данному виду спорта.
Как мотивировать ребенка.
-Поддержание интереса.
Все что требуется это в семейном кругу устроить шахматный турнир, ребенку следует доверить заняться подготовкой одного из участников, отметив важность доверенного. В результате ребенок и сам потренируется и одновременно почувствует значимость в кругу семьи. Обязательно нужно давать малышу одержать победу, но это нужно делать при условии, что он имеет шансы на победу. Умышленно поддаваться ни в коем случае ненужно.
Личный пример.
Всем известно, что дети полностью копируют манеры поведения взрослых, а именно родителей. Если ребенок увидит, что, дедушка и папа играют в шахматы, ему и самому будет интересно сыграть. Педагоги и многие психологи сходятся во мнении, что лучшим возрастом для обучения игры в шахматы – 3 гола. Связано это с тем, что в этом возрасте ребёнок начинает проявлять самостоятельность, старается добиваться определенных результатов и когда у него это получается, искренне этому начинает радоваться.
ВАЖНО! Часто взрослые допускают существенную ошибку, они умышлено поддаются ребенку, делая это с тем, чтобы его не огорчать. Так делать не нужно, поскольку в результате малыш перестанет старательно относиться к процессу, он привыкнет к легким победам, и когда будет проигрывать, переносить проигрыш будет болезненно. Так же отметим, что не нужно переутомлять ребенка игрой, это может навредить. Шахматы для него должны ассоциироваться с удовольствием, малыш должен сам предлагать игру. Кроме этого, нужно стараться с малышом не только играть, но и в процессе, а также после каждой игры анализировать выполненные ходы. Советы Вести малыша в шахматную школу не следует торопиться, поскольку это может существенно навредить в карьере будущего шахматиста, которая еще даже не началась; Предлагать ребенку играть в шахматы ненужно. Играйте с кем угодно, даже сами с собой, играйте, даже если вы не имеете понятия, как это делается. В данном случае цель чтобы ребенок сам подошел и начал интересоваться. Малыш будет видеть, как вы играете, и ему тоже захочется, он должен сам попроситься принять участие в игре. Обязательно доиграйте свою партию и только после этого давайте начинать играть ребенку. Это его немного заинтригует; Не нужно ребенка ругать, если у него не получается, хвалите. Главная задача чтобы ребенку понравилось. На результат давить ненужно, у малыша обязательно должно сформироваться верное отношение к победам и поражениям. Причины проигрыша следует анализировать, это позволит ребёнку со временем начать понимать ошибки, которые он допускает во время игры. У ребёнка не должен быть страх перед поражением, важно ему объяснить, что без проигрыша не бывает побед. Если у ребёнка появится страх к поражению, за которое его ругают, то больше ему не будет интересно играть в шахматы; Ребенка, который занимается шахматами, следует оградить от переизбытка сладостей, его наличие повышает активность у ребенка, в результате страдает усидчивость, концентрация, а это две основные составляющие успешного обучения в игре; Перегружать ребенка занятиями ненужно. Отметим, что даже взрослый человек устает от партии длительностью в 1,5-2 часа, что говорить тогда о ребенке. Поэтому достаточно заниматься 0,5-1 часа в день, поэтому, как только вы замечаете, что ребенок начинает терять внимание, зевает, сразу прекращайте занятие; Постепенно нужно ребенка приучать к серьёзному восприятию игры. Объясняйте, что шахматы любят тишину, торопиться делать ход не нужно, важно подумать, выбрать наилучший вариант. Не нужно разрешать ребенку после выполнения хода менять решение. Важно научить малыша вначале думать головой, после чего играть руками; Во время игры не нужно поддаваться ребенку. Многие чтобы не расстраивать малыша специально ему проигрывают. Правильнее будет дать фору в несколько фигур, но при этом играть без поддавков. Так, у ребенка появится цель обыграть вас и чтобы ее достичь, ребенок буде с большим вниманием относиться к игре; Не торопитесь отправлять ребенка участвовать в соревнованиях, турнирах. Психологи не рекомендуют окунать ребенка вне зависимости от его мастерства, в серьезные турниры по шахматам до достижения 12-13 годов. Однако именно на турнирах и соревнованиях у ребенка появляется возможность встретиться со сверстником, который увлечен той же игрой что и он сам. Именно турниры позволяют получить еще больше практического опыта, поделиться своими достижениями. Поэтому если выпадает возможность шахматного турнира, и если тем более о нем заговорит ребёнок, то отказывать в мероприятии не следует.