kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сборник сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие креативности детей старшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

В психолого-педагогической литературе понятие креативность чаще всего связывается с понятием творчество, рассматривается как личностная характеристика. Многие исследователи определяют креативность через свойства личности, ее способности [7; 19].       В характеристике понятия креативность обращаются как психологи, так и педагоги.  

Сластенин В. А. под креативностью понимает способность, отражающая глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения. К данному понятию автор обращается в связи с характеристикой современных подходов к образованию, поскольку основным  требованием сегодня является развитие творческой личности, способной выходить за пределы известного, принимать нестандартные решения, создавать продукты, характеризующиеся новизной.

Актуальность выбора темы основана на необходимости научить детей дошкольного возраста  мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, а не просто развивать фантазию детей – это нужно государству, учебному заведению, где я работаю, самому ребенку в будущем.

Проблема креативности  в сюжетно – ролевой игре получила развитие в психолого-педагогических исследованиях (Л. С. Выготский,  Д. В. Менджерицкая, Н. Я. Михайленко, Н. Н. Подьяков, Д. Б. Эльконин и другие), вместе с тем, требует дальнейшего изучения вопрос об особенностях педагогического руководства сюжетно – ролевой игрой в целях развития творчества, а именно: недостаточно изучены педагогические условия создания игрового пространства детьми дошкольного возраста.

В практике дошкольных учреждений воспитатели часто не знают, как развивать творчество ребенка в игре. Они опираются на свою интуицию, свой опыт и не застрахованы от ошибки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сборник сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие креативности детей старшего дошкольного возраста »

СБОРНИК

СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР, НАПРАВЛЕННЫХ

НА РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА









СОДЕРЖАНИЕ






Пояснительная записка ---------------------

3


Игра «Детский сад» --------------------------

4


Игра «Семья» -----------------------------------

5


Игра «Школа» ----------------------------------

7


Игра «Строительство» ------------------------

9


Игра «Поликлиника» --------------------------

13


Игра «Парикмахерская» ---------------------

17


























Пояснительная записка


В психолого-педагогической литературе понятие креативность чаще всего связывается с понятием творчество, рассматривается как личностная характеристика. Многие исследователи определяют креативность через свойства личности, ее способности [7; 19]. В характеристике понятия креативность обращаются как психологи, так и педагоги.

Сластенин В. А. под креативностью понимает способность, отражающая глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения. К данному понятию автор обращается в связи с характеристикой современных подходов к образованию, поскольку основным требованием сегодня является развитие творческой личности, способной выходить за пределы известного, принимать нестандартные решения, создавать продукты, характеризующиеся новизной.

Актуальность выбора темы основана на необходимости научить детей дошкольного возраста мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, а не просто развивать фантазию детей – это нужно государству, учебному заведению, где я работаю, самому ребенку в будущем.

Проблема креативности в сюжетно – ролевой игре получила развитие в психолого-педагогических исследованиях (Л. С. Выготский, Д. В. Менджерицкая, Н. Я. Михайленко, Н. Н. Подьяков, Д. Б. Эльконин и другие), вместе с тем, требует дальнейшего изучения вопрос об особенностях педагогического руководства сюжетно – ролевой игрой в целях развития творчества, а именно: недостаточно изучены педагогические условия создания игрового пространства детьми дошкольного возраста.

В практике дошкольных учреждений воспитатели часто не знают, как развивать творчество ребенка в игре. Они опираются на свою интуицию, свой опыт и не застрахованы от ошибки.


Игра «Детский сад»


Цель. Закрепление знаний детей о работе медсестры и врача, прачки, повара, дворника и других работниках детского сада. Воспитание интереса и уважения к их тру­ду. Развитие у детей чувства благодарности за труд взрос­лых для них, желания оказать им посильную помощь. Развитие умения применять полученные знания в кол­лективной творческой игре.

Игровой материал. Куклы, игрушечная посуда, на­бор «Доктор», игрушечный телефон, предметы-замес­тители.

Подготовка к игре. Экскурсия в кабинет врача. Вне­сение атрибутов для организации игры в «детского вра­ча». Чтение рассказа А. Кардашовой «Наш доктор». Наблюдение труда прачки. Организация труда детей — стирка кукольного белья. Экскурсия на кухню. Занятие «Испечем для себя и малышей булочки». Лепка продуктов для игры в «повара». Беседа «Кто и как работает в на­шем детском саду». Рисование на эту тему. Внесение атрибутов для организации коллективной игры в «детс­кий сад».

Игровые роли. Врач, медицинская сестра, воспита­тель, заведующая, музыкальный работник, няня, по­вар.

Ход игры. Перед началом игры воспитатель проводит предварительную работу. Вместе с ребятами посещают медицинский кабинет, кухню, прачечную, зал ритми­ки, кабинет заведующей и беседуют с медицинской се­строй и врачом, поваром, прачкой, заведующей об их работе.

После этого в группе воспитатель проводит беседу «Кто и как работает в нашем детском саду», обобщает зна­ния, полученные на экскурсии. Затем с детьми можно поиграть в игру «Режим дня», тем самым, наметив план игры.

Также с детьми можно прочитать рассказы и стихи о детском саде и приготовить необходимые атрибуты к игре: инструменты для доктора, кукольную посуду и т. д.

Далее воспитатель может предложить детям поиграть самостоятельно, если же у детей еще не возникло долж­ного интереса к игре, педагог может выступить в игре как равноправный партнер, выполняя главную или второсте­пенную роль, косвенно влияя на изменение игровой сре­ды, он может вести коррекцию игровых отношений.

К примеру, он может предложить детям следующие роли: «врач», «медицинская сестра», «воспитатель», «за­ведующая», «музыкальный работник», «няня», «повар». Когда все роли будут распределены, педагог побуждает детей к игре: «Сейчас нужно провести зарядку с кукла­ми, потом посадить их завтракать». «Няне нужно быст­ро сходить на кухню и принести завтрак». «После завт­рака надо идти на осмотр к врачу».

После завтрака «врач» и «медицинская сестра» вни­мательно осматривают «детей», каждому дают рекомен­дации. Один ребенок заболел и «воспитательнице» нужно позвонить по телефону родителям: «Ваша дочка заболе­ла, ее надо забрать из детского сада». После медицинс­кого осмотра «детям» нужно идти на «музыкальное заня­тие» и т. д.

По ходу игры воспитатель следит за правильным раз­витием сюжета, сглаживает возникающие конфликты, советует, что можно придумать еще, при желании детей вводит новые роли.


Игра «Семья»


Цель. Побуждение детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствование умения самостоя­тельно создавать для задуманного сюжета игровую об­становку. Формирование ценных нравственных чувств (гуманности, любви, сочувствия и др.).

Игровой материал. Куклы, игрушечная посуда, мебель, игровые атрибуты (передники, косынки), музыкальные инструменты, предметы-заместители.

Подготовка к игре. Игры-занятия «Как будто дома у нас младенец», «Как будто дома папа и дедушка, а мамы нет дома», «Мамин праздник», «Праздник в семье», «День рождения куклы». Беседы о взаимоотношениях в семье. Совместные игры с детьми подготовительной и младшей групп.

Игровые роли. Дедушка, бабушка, внук, внучка, мама, папа, брат, сестра.

Ход игры. С целью развития игры воспитатель может сначала побеседовать с детьми на тему «Где работают родители». Раскрыть нравственную сущность деятельно­сти взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.

Далее педагог побуждает детей творчески воспроиз­водить в играх быт семьи. Предлагает ребятам соору­дить постройку дома по представлению, используя строительный материал. Во время постройки дома учит детей договариваться о совместных действиях, состав­лять предварительный план конструкции, доводить работу до конца. Затем вносит игрушки (куклы, мебель, посуду и др.), игровые атрибуты (передники, косынки).

После этого педагог совместно с детьми разбирает следующие игровые ситуации: «Когда мамы нет дома», «К нам пришли гости», «Я помогаю маме», «Семейный праздник» и т. д.

Игру «Когда мамы нет дома» можно организовать со­вместно с младшими детьми, предварительно объяснив цель совместной игры: научить малышей распределять роли, планировать игру, играть самостоятельно.

Игра «К нам пришли гости» должна научить детей, как правильно приглашать в гости, встречать гостей, вру­чать подарок, вести себя за столом.

В игре «Я помогаю маме» воспитателю необходимо вносить в нее элементы труда: стирка кукольного белья, починка одежды, ремонт книг, уборка помещения. По ходу игры педагог должен подбирать, менять игрушки, предметы, конструировать игровую обстановку с помощью разнообразного подсобного материала, использовать соб­ственные самоделки, применять природный материал.

В сюжеты любимых детских игр педагог должен вно­сить новое содержание. Например, игра «Семейный праздник» предполагает показ в детском саду концерта, используя детские музыкальные инструменты: рояль, ме­таллофон, бубен, трещетки, дудки, треугольники и др. «Члены семьи» исполняют песни и пляски, читают сти­хи, шутят, загадывают загадки. Эта игра требует пред­варительной работы, воспитатель заранее совместно с детьми по их желанию может распределить кто и что бу­дет делать на празднике.

Также педагог может объединять игры, близкие по тематике, создавая возможность длительных коллектив­ных игр, например: «Семья» и «Школа».


Игра «Школа»


Цель. Формирование умения творчески развивать сю­жет игры. Обучение детей справедливо распределять роли в играх. Побуждение детей воспроизводить в играх бы­товой и общественно полезный труд взрослых.

Игровой материал. Куклы, мебель, строительный материал, игровые атрибуты (журнал, тетради, ручки, карандаши), предметы-заместители.

Подготовка к игре. Экскурсия в школу. Беседа с учи­телем 1-го класса. Чтение произведений Л. Воронковой «Подружки идут в школу» или Э. Мошковской «Мы играем в школу» и др. Совместные игры с детьми под­готовительной группы.

Игровые роли. Учитель, ученики.

Ход игры. Перед тем как начать игру, воспитатель организует экскурсию в школу. Там ребята знакомятся с учителями, ребятами-школьниками, беседуют с ними. Также необходимо провести ребят по всей шко­ле: показать классы, столовую, мастерские, раздевал­ку и т. д. Затем в группе обсудить свои впечатления о школе.

Потом для дальнейшего обогащения знаний о шко­ле воспитатель читает детям произведение Л. Воронковой «Подружки идут в школу» (или Э. Мошковской «Мы играем в школу» и др.). После этого следует бесе­да о том, что значит быть школьником, кто преподает урок, какие принадлежности есть у школьника, и т. д. Также педагог помогает детям в овладении выразитель­ными средствами реализации роли (интонация, мими­ка, жесты).

Совместно с детьми педагог может изготовить атри­буты для игры: журнал для учителя, повязки для дежур­ных и т. д.

В процессе игры при постройке здания школы или класса педагог развивает конструкторское творчество и сообразительность детей, поощряет сооружение взаимо­связанных построек (улица, школа, парк культуры, мост, подземный переход); предлагает использовать в постройках вспомогательный материал (шнуры, колыш­ки, дощечки, шишки, проволоку и др.).

Приемы руководства данной игрой различны: испол­нение воспитателем роли «учителя», беседы с детьми о том, как они будут играть, совместная постройка шко­лы, класса. Использование таких приемов способствует самостоятельной организации детьми игр, где они дей­ствуют в соответствии со своими избирательными инте­ресами (проводят уроки чтения, физкультуры, матема­тики).

Выступая как равноправный партнер или выполняя главную (второстепенную) роль, педагог должен кос­венно влиять на изменение игровой среды, вести кор­рекцию игровых отношений.

Воспитатель также должен способствовать воспроиз­ведению в играх бытового и общественно полезного тру­да взрослых. Закреплять знания Правил дорожного дви­жения (дорога из дома в школу и обратно), объединять игры, близкие по тематике, создавая возможность дли­тельных коллективных игр: «Семья» - «Школа» - «До­рога в школу» - «Путешествие по городу».


Игра «Строительство»


Цель. Формирование умения творчески развивать сю­жет игры. Формирование у дошкольников конкретных представлений о строительстве, о его этапах. Закрепле­ние знаний о рабочих профессиях. Воспитание уваже­ния к труду строителей.

Игровой материал. Строительный материал, каски, предметы – заместители.

Подготовка к игре. Экскурсии на стройку. Беседа со строителем. Чтение сказки «Теремок», произведений «Кто построил этот дом?» С. Баруздина, «Здесь будет город» А. Маркуши, «Как метро строили» Ф. Лева. Просмотр фильма о строителях. Рисование на тему: «Строительство дома». Изготовление атрибутов для игр.

Игровые роли. Строитель, каменщик, шофер, груз­чик.

Ход игры. Обучение этой игре воспитатель может при­урочить ко времени знакомства детей со сказкой «Тере­мок». Показав ребятам иллюстрацию к сказке или соот­ветствующий мультфильм, воспитатель объясняет: «Те­ремок сломался потому, что звери не умели хорошо стро­ить». После этого, чтобы вызвать у детей интерес к теме, следует показать им рисунок красивого здания. Обяза­тельно показ надо сопроводить таким ярким, эмоцио­нальным пояснением, чтобы у детей возникло желание самим сделать такой же дом. Затем воспитатель говорит им, что сделать такое красивое здание трудно, перед этим надо научиться строить, и обещает повести детей смот­реть, как рабочие строят дом. В ближайшее время взрос­лый должен организовать экскурсию на стройку.

Во время экскурсии внимание детей должно быть об­ращено на совместную работу людей, на то, что только общими усилиями, работая вместе, рабочие могут стро­ить такие большие, красивые и прочные дома. Далее педагогу следует обратить внимание детей на разделение труда строителей, подчеркнуть, что в процессе общей работы каждый делает свое дело: один подвозит матери­ал, другой кладет стены, третий готовит раствор и т. д. Также надо показать детям, что использование техники помогает рабочим, облегчает их труд: машины подвозят строительный материал, подъемный кран поднимает его на большую высоту и т. д. Дети должны узнать в разго­воре со строителем о том, что будет в этом доме, когда его выстроят. После такой беседы ребята должны по­нять, что строительством дело не кончается, что дома строят для того, чтобы потом в них кто-то жил или ра­ботал.

Чтобы дать детям возможность выразить полученные ими на экскурсии впечатления, педагогу на занятии надо предложить им нарисовать строительство дома.

Для закрепления и систематизации полученных зна­ний воспитатель может провести с детьми беседы по картинкам, на которых изображено строительство, а также показать им фильм на эту тему. При этом нужно обратить их внимание на то, чего они не заметили, задать ребятам вопросы, побуждающие их сравнивать, припоминать, сопоставлять; затем картинки следует вывесить в группе, а книжки с соответствующими ри­сунками дать детям в пользование. Во время разгово­ра-беседы о строителях педагог должен обратить внима­ние детей на последовательность всех этапов строитель­ства: разработку проекта, выбор и подготовку строи­тельной площадки, обеспечение строительными мате­риалами и механизмами, закладку фундамента, возве­дение стен и перекрытий, отделочные работы. Воспи­татель может обсудить с детьми нравственный смысл деятельности людей строительных профессий (машини­сты экскаваторов и бульдозеров, бетонщики, камен­щики, монтажники, сантехники, плотники, штука­туры и др.).

Также при подготовке к игре педагог может прочи­тать детям произведения о строителях, такие как: «Кто построил этот дом?» С. Баруздина, «Здесь будет город» А. Маркуши, «Как метро строили» Ф. Лева.

После подготовительной работы педагог должен сно­ва показать ребятам ту картинку, которую они видели до экскурсии и сказать, что теперь они смогут построить такой красивый дом, но лишь в том случае, если будут работать, как рабочие, все вместе.

Приступая к строительству, воспитатель вместе с деть­ми заранее договаривается о том, что будет в доме, ко­торый они собираются строить: замысел должен пред­шествовать игре, он не должен быть случайным. Педа­гогу можно, например, посоветовать детям поселить в новом доме всех имеющихся у них зверюшек, превратив таким образом его в теремок.

Для игры педагог велит детей на бригады и поручает каждой из них какой-нибудь один определенный учас­ток работы. Так, например, одна бригада должна по­грузить строительный материал на машины, другая — привезти его на стройку, третья - разгрузить, четвер­тая - возводить стены дома. Воспитатель сначала дол­жен возглавлять бригаду строителей. Он советует ка­менщикам, как лучше класть стены, шоферам подска­зывает, какой материал необходимо привезти, грузчи­кам помогает организовать погрузку и выгрузку с по­мощью кранов и т. д. Организуя и направляя своим участием игру, педагог вместе с тем помогает детям согласованно действовать ради общей цели.

Взрослому надо следить за тем, чтобы в последующих играх на эту тему дети обязательно менялись ролями. Игра, меняя форму, может преобразовываться, видо­изменяться за счет развития ее содержания. Так, дети могут строить новый дом для кукол, магазин, дачу и, перевезя туда на лето кукол, развернуть на этой основе новую самостоятельную игру. Взрослый всячески дол­жен поощрять все вносимые детьми в игру новшества,

содействовать творчеству детей и в случае необходимос­ти помогать им.

По окончании игры воспитатель должен практиковать разговоры с детьми о проведенной игре. В целях кор­рекции ролевых отношений отмечать отдельные недостат­ки: водитель машины далеко сгрузил стройматериалы и каменщикам было трудно работать; маляры не сложили свой рабочий инструмент. Обсудить, кто в бригаде хо­рошо работал и кому из строителей можно вынести бла­годарность за добросовестный труд и т. д.




Игра «Поликлиника»


Цель. Раскрытие смысла деятельности медицинского персонала. Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Воспитание уважения к профессии врача.

Игровой материал. Игровой набор «Кукольный док­тор»: термометры, шприц, пачка горчичников, шпатель, стетоскоп, молоточек, пипетка, палочка для смазыва­ния йодом или мазью, вата, бинт, зеркало для осмотра носоглотки и ушей, спирт для смазывания места укола, йод для прижигания ранок, капли,амикстура, лекарство для уколов, порошки, таблетки, мазь, самодельные иг­рушки из картона, предметы-заместители, некоторые реальные предметы.

Подготовка к игре. Экскурсия в поликлинику. Беседа с медицинским персоналом поликлиники. Посещение медицинского кабинета в детском саду. Чтение произ­ведений «Больной» Ю. Яковлева, «С человеком беда» Ю. Синицина, «Человек заболел» И. Туричина, сказ­ки «Доктор Айболит» К. И. Чуковского. Просмотр фильма о докторах и мультфильма «Доктор Айболит». Рассматривание иллюстративного материала по теме. Из­готовление атрибутов для игры.

Игровые роли. Врачи различных специализаций, мед­сестра, пациенты.

Ход игры. Подготовку к игре воспитатель начинает с экскурсии в поликлинику и беседы с медицинским пер­соналом. В поликлинике надо показать детям различ­ные кабинеты: рентгеновский, зубной кабинет и др., объяснить ребятам все, что они увидят. При этом педа­гогу надо все время проводить одну мысль: доктор стара­ется, чтобы все были здоровы, чтобы никто не заболел, а если кто-нибудь заболевает, он лечит, делает так, чтобы у детей не болели уши, зубы, чтобы можно было гу­лять, играть, заниматься.

После посещения поликлиники обязательно надо по­дытожить с детьми все, что они узнали и вспомнили из своих прежних посещений. Поводом для этого может быть рассматривание открыток, рисунков, на которых изображены различные моменты деятельности врача. Воспитатель задает детям вопросы по содержанию кар­тинок, привлекает их внимание к самому существенно­му, стимулирует их к расспросам, объясняет все, что изображено. Затем все эти рисунки вывешивают в груп­повой комнате, для того чтобы дети сами их рассматри­вали.

В детском саду педагог проводит с детьми экскурсию в кабинет врача и знакомит их с различными медицин­скими инструментами, объясняя их назначение, пока­зывая, как ими пользуются: как, надев зеркало, врач осматривает уши, нос, горло; как проверяет молоточ­ком коленный рефлекс; как выслушивает стетоскопом; как сестра набирает шприцем лекарство; как пользуется пипеткой; как измеряет рост, взвешивает и т. д. По ходу выполнения каждого действия педагог должен объяс­нять его цель, чтобы дети поняли не только, как делать ту или другую медицинскую процедуру, но и когда, в каком случае ее нужно делать и чего с ее помощью дос­тигают.

После такой экскурсии педагогом снова должна быть проведена беседа по картине (которую дети еще не виде­ли). В этой беседе воспитатель закрепляет впечатления детей, расширяет их знания, подкрепляет интерес к теме, что необходимо для проведения игры.

Также для подготовки к игре воспитатель читает детям чтения произведения, такие как: «Больной» Ю. Яковле­ва, «С человеком беда» Ю. Синицина, «Человек забо­лел» И. Туричина. Затем в беседе по содержанию произ­ведений взрослый раскрывает смысл деятельности медицинского персонала, показывает взаимодействие всех служб по оказанию помощи больным людям: поликлини­ка - аптека - скорая помощь - больница -санаторий.

Затем очень хорошо для систематизации детских впе­чатлений просмотреть фильмы, где изображена деятель­ность врача.

После этого педагог призывает детей помочь ему в изготовлении атрибутов для игры. Он раздает каждому ребенку по листу картона, на котором изображены ме­дикаменты и некоторые медицинские инструменты. Так, например, могут быть нарисованы кружочки (таблетки), бутылочки (йод, микстура, капли), термометр, стетос­коп, пипетка, шприц и т. д. Каждый ребенок по кон­турам вырезает нарисованные предметы, для порошков и таблеток склеивает коробочки.

Когда атрибуты для игры будут готовы, воспитатель знакомит детей с игровыми способами употребления изготовленных ими предметов, обыгрывает каждый из них, показывает, как ставить картонный термометр, как макать ватку в спирт и протирать ею место укола, как набирать картонным шприцем лекарство из картонного флакона. В процессе изготовления поделок и их обыг­рывания дети должны усвоить их названия.

Затем воспитатель может предложить вниманию детей ряд картинок, изображающих соответствующую игру, где роли врача, сестры, пациентов исполняют дети. Хорошо, если педагог сопоставит их с картинками, на которых изображены различные действия настоящего врача.

Для организации игры воспитатель в качестве игрово­го материала может использовать игровой набор «Куколь­ный доктор», самодельные игрушки из картона, пред­меты-заместители, некоторые реальные предметы. Боль­шой ошибкой воспитателя будет то, если он введет в игру много реальных предметов. Опыт показывает, что их количество в каждой игре должно быть ограничено. Число реальных предметов, вносимых в эту игру, нужно ограничить ватой, бинтом, шпателем, бутылочками (пу­стыми) с надписями, баночками (от мази).

Для первой игры воспитатель вместе с детьми оборуду­ет кабинет врача и приемную, где пациенты будут ожи­дать своей очереди. В кабинете к приему врачом должны быть приготовлены лекарства, инструменты: в баночке или стаканчике - термометры, в коробочке - шприц, пачка горчичников (аккуратно нарезанных прямоугольных лис­тков), шпатель, стетоскоп, молоточек, пипетка, палочка для смазывания йодом или мазью, вата, бинт, зеркало для осмотра носоглотки и ушей, спирт для смазывания места укола, йод для прижигания ранок, капли, миксту­ра, лекарство для уколов, порошки, таблетки, мазь.

Во время первой игры роль врача берет на себя воспи­татель. Он показывает детям не только игровые при­емы, но и игровые возможности роли и, что тоже чрезвычайно важно, помогает им наладить контакт в хода-игры. Будучи врачом, воспитатель разговаривает с па­циентами, уча тем самым детей вести необходимую по ходу игры беседу, которая определяет собой и направля­ет многие игровые действия.

На следующий день воспитатель уже может поручить роль врача и сестры детям группы, а на себя берет роль первого пациента. Явившись на прием первым, он ста­рается помочь своей беседой войти в роль еще неопыт­ному врачу, помогает ему на первых порах то прямыми то косвенными вопросами, советами. В дальнейшем педагог должен строго следить за тем, чтобы дети меня­лись ролями, чтобы наиболее привлекательная для них роль врача не доставалась каждый раз одному и тому же ребенку.

При последующем проведении игры, она должна быть изменена внесением готовых игрушек или добавлением реальных предметов, что в свою очередь оживит игру детей, вызовет новые действия, усилит желание играть. В дальнейшем развитие игры должно идти по линии специализации врача: так, например, руку и горло ле­чит уже не один и тот же врач, а два разных специалис­та. Педагог может познакомить ребят с различными спе­циальностями врачей: окулист, терапевт, хирург и т. д.

Через некоторое время для развития игры с детьми мож­но рассмотреть ряд забавных рисунков, изображающих детей, лечащих различных зверюшек. С этой же целью можно показать и объяснить детям иллюстрации к «Айбо­литу» К. И. Чуковского или мультфильм по этой сказ­ке. Затем можно связать две игры «Доктор» и «Зоопарк».


Игра «Парикмахерская»


Цель. Раскрытие смысла деятельности парикмахера. Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Воспитание уважения к профессии парикмахера.

Игровой материал. Самоделки, предметы-заменители (разные детали из строительного набора в условной роли: брусок в качестве расчески, цилиндры в качестве флако­нов, плоская пластинка, прислоненная к призме, вме­сто зеркала, призма в качестве машинки, узкий брусок

вместо бритвы), некоторые

реальные предметы (простын­ка, зеркало, кисточка,

флаконы, расческа), набор спе­циальных игрушек «Детский парикмахер».

Подготовка к игре. Экскурсия в парикмахерскую. Бе­седа с работниками парикмахерской. Чтение произве­дений о работе парикмахера. Изготовление альбома «Модели причесок». Рассматривание иллюстративного материала по теме. Изготовление атрибутов для игры.

Игровые роли. Парикмахер (мастер), клиенты, кас­сир, уборщица.

Ход игры. Предварительную работу по развитию сюжетно-ролевой игры воспитатель может начать с экскур­сии в парикмахерскую. Заранее ему нужно договорить­ся с родителями и заручиться разрешением двух-трех из них подстричь их детей. Затем педагог обращает внима­ние детей на то, что Сережа, Аня, Оля аккуратно, кра­сиво подстрижены и причесаны, следует сказать им, что у Леры и Саши выросли длинные волосы, они некраси­во, неаккуратно торчат, поэтому им надо пойти в па­рикмахерскую и подстричься. После этого педагог сообщает детям, что сейчас они пойдут в парикмахерскую, там Лере и Саше будут стричь волосы, а все ребя­та посмотрят, как парикмахер будет это делать.

Подойдя к парикмахерской, педагог должен обратить внимание детей на вывеску. В парикмахерской нужно показать ребятам инструменты, которыми работают мастера, познакомить детей с их названиями, назначе­нием, способом действия с ними. Чтобы дети могли понаблюдать за работой парикмахера, педагог просит подстричь нескольких детей, которые таким образом вступают с мастером в контакт, участвуют в его деятель­ности в качестве клиентов. При этом воспитателю сле­дует обратить внимание детей на те отношения, в кото­рые вступают мастер, кассир, клиенты, уборщица.

Ребята наблюдают, как их товарищей стригут, как они благодарят мастера, как сами платят в кассу, отда­ют чек мастеру и т. д. По ходу дела педагог объясняет детям все, что они видят; подчеркивает вежливость мас­тера, его желание как можно лучше обслужить клиента, сделать его красивым, аккуратным; обращает внимание детей на его отношения с другими работниками парик­махерской.

В группе педагог систематизирует полученные зна­ния и впечатления посредством беседы и показа иллю­стративного материала, изображающего парикмахерскую и работу парикмахера. При этом воспитатель должен ставить детям вопросы так, чтобы они, отвечая на них, могли привлечь и собственный опыт, приобретенный во время экскурсии.

Также воспитатель совместно с детьми и родителями может изготовить альбом «Модели причесок», исполь­зуя рисунки детей, вырезки из журналов и т. д.

После этого педагог совместно с детьми может изго-1 овить предметы, необходимые для игры в «парикмахерскую»: вырезать из картона по нарисованным контурам расческу, бритву, кисточку, машинку, ножницы, фла­коны, пульверизатор, зеркало. Зеркало можно с одной стороны обклеить целлофановой бумагой, а с другой стороны подклеить к нему подставку. К пульверизатору в качестве резиновой трубки приклеить одним концом ленточку, а другой ее конец приклеить к флакону, на котором изображен уровень находящегося в нем одеко­лона. Ножницы, машинку и бритву делает воспитатель. Каждый из этих предметов состоит из двух частей, скреп­ленных ниткой, благодаря_чему эти части подвижны. Нижнюю часть флаконов для устойчивости отгибают под прямым углом. Когда поделки готовы, педагог должен обыграть их, показать детям способы игрового исполь­зования каждой. В процессе изготовления и обыгрыва­ния поделок ребята усваивают их названия.

Обучая детей данной игре, целесообразно придержи­ваться такой последовательности при введении игровых предметов: 1) самоделки; 2) предметы-заменители (раз­ные детали из строительного набора в условной роли: бру­сок - в качестве расчески, цилиндры - в качестве флако­нов, плоская пластинка, прислоненная к призме, - вме­сто зеркала, призма - в качестве машинки, узкий бру­сок - вместо бритвы); 3) некоторые реальные предметы (простынка, зеркало, кисточка, флаконы, расческа); 4) набор специальных игрушек «Детский парикмахер».

Сперва целесообразнее всего вводить в игру самодель­ные предметы: во-первых, ребята при изготовлении этих поделок знакомились и со способом их употребления; во-вторых, если дети научатся играть, используя само­дельные предметы, для них уже не трудно будет развер­нуть игру с готовыми игрушками. В-третьих, яркие и занятные готовые игрушки с радостью будут приняты детьми после самодельных и условных, тогда как само­дельные предметы, введенные после готовых игрушек, не вызовут интереса, не будут стимулировать детей к обновлению игры. В-четвертых, готовые игрушки, вве­денные в начале обучения игровой теме, могут отвлечь детей от смысла выполняемых игровых действий.

Педагогу не нужно злоупотреблять одновременным введением в игру большого количества реальных пред­метов. Некоторые из них, например чистую простынку (которой покрывают клиента во время стрижки), педа­гог может давать всегда, когда бы дети не играли в «па­рикмахерскую», другие же, например зеркало, кисточ­ку, расческу, - избирательно.

При первом проведении игры роль парикмахера педа­гог берет на себя. Он своими действиями, вопросами, репликами направляет ход игры.

Если ребенок не знает, как вести себя во время игры, воспитатель спрашивает у него: «Вам подстричь волосы?», «Ножницами или машинкой?», «Нужно побрызгать оде­колоном?» и др. После этого просит клиента нагнуть голову, закрыть глаза и т. д.

Уже на следующий день роль парикмахера педагог может поручить кому-нибудь из детей, а воспитатель, став клиентом, опять руководит игрой.

Со временем должно происходить видоизменение игры за счет замены игровых предметов, которыми дети опе­рируют. Потом надо помочь детям развить и обогатить замысел и сюжет игры. Так, стрижка в парикмахерской может подчиняться какой-то определенной цели, напри­мер, дети подстриглись, чтобы идти в цирк, на празд­ник или в гости, и т. д.

20




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Федосеева Марина Викторовна

Дата: 18.06.2014

Номер свидетельства: 106752


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства